Презентация "Девиантное поведение младших школьников"
презентация к уроку (2 класс) на тему
В презентации рассматриваются некоторые явления , с которыми сталкивается учитель начальных классов. Некоторые из них могут привести к девиантному поведению детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deviantnoe_povedenie.ppt | 1.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Девиантное поведение - система поступков или отдельные поступки человека в зависимости от его возраста, носящие характер отклонения от принятых в обществе норм. Девиантное поведение младших школьников существенно отличается от девиантного поведения взрослых и обусловлено различными факторами, в том числе возрастными особенностями
Причины отклоняющегося от норм поведения Причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами Причины социального и психологического характера
Основные факторы, влияющие на формирование девиантного поведения младших школьников. 1. Биологические факторы 2. Психологические факторы 3.Социально – педагогические факторы 4.Социально - экономические факторы 5. Морально – этические факторы
Непослушание - наиболее распространенная в младшем возрасте форма сопротивления, которая проявляется в нежелании выполнять требования учителя, соблюдать правила. Непослушание иногда проявляется в стойком упрямстве. Упрямство является отрицательной особенностью поведения младших школьников, которое проявляется в противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям учителей и родителей. Это вид упорного непослушания, для которого нет видимых, четких мотивов. Опасность непослушания в том, что оно порождает детскую лживость, а также может привести к расстройству нервной системы: неврозам, раздражительности, склонности к скандалам и конфликтам.
Шалость - краткий, эпизодический отрезок поведения отдельного ребенка, в котором ярко проявляется его активность, инициатива, избирательность. Особенностью шалости являются ее обязательно доброе отношение к окружающим и такое поведение хоть и является отклонением от нормы, не приводит к негативным явлениям.
Озорство - также характерно для младших школьников и является эпизодом в поведении учащегося. Но в отличии от шалости озорник уже сознательно нарушает установленные правила, сознательно совершает действия, приносящие вред другим ученикам. Цель озорства - досадить, отомстить или получить выгоду для себя.
Проступок -более негативное явление в поведении младших школьников и это уже социально опасное явление. Основное отличие проступка от озорства в его повторяемости и заблаговременной продуманности. Если ребенок повторяет проступки неоднократно, есть все основания говорить о складывающихся, у него негативных чертах характера и склонности к девиантному поведению.
Своеволие формируется как результат развивающейся самостоятельности и воли в поведении ребенка, его стремление самоутвердиться, но при этом ребенок не умеет выбрать правильные действия. Учащийся начинает грубо разговаривать, проявлять дерзость, неуважительно относиться к взрослым. Нередко причинами грубости выступают несдержанность, слабоволие, неумение ребенка владеть собой. Таким образом, своеволие приводит к девиантному.
Детский негативизм -проявляется как немотивированное, беспричинное и неразумное сопротивление учащихся требованиям учителя, родителей и других людей
Капризы - особенность поведения ребенка, выражающаяся в стремлении настоять на своем. Капризы проявляются в раздражительности, плаче, двигательном перевозбуждении. Они могут быть эпизодическими, но могут превращаться в обычную форму поведения
Деятельность учителя начальных классов по профилактике девиантного поведения детей младшего школьного возраста Наблюдает за поведением во время уроков, поведением во внеурочное время, во время посещения столовой, поведением во время посещения театров, выставок, экскурсий, поведением во время перемены, во время игр.
Характеристика уровней сформированности девиантного поведения Поведение во время уроков *ходит во время уроков, встаёт с места; *не выполняет учебные задания во время уроков; *отвлекается, поворачивается, разговаривает; *недисциплинирован; *раздражителен; *пассивен в деятельности; *прогуливает уроки без уважительной причины; * резкая смена настроения. *иногда проявляет недисциплинированность; *частично учебные задания во время уроков; *не всегда отвечает на устные вопросы, реагирует агрессивно; *иногда проявляет раздражительность; *иногда или редко пропускает занятия без уважительной причины; *редко отмечается резкая смена настроения; *иногда не контролирует себя *дисциплинирован; * активно участвует в процессе урока; *доброжелателен; *чётко выполняет инструкции; *всегда присутствует на занятиях; *усидчив; *является лидером; * умеет себя контролировать
Характеристика уровней сформированности девиантного поведения Поведение во внеурочное время *агрессивен; *нарушает нормы и правила поведения в учреждении на перемене и после уроков; * провоцирует конфликты; *вспыльчив; *является неформальным отрицательным лидером; *не выполняет общественные поручения * редко вспыльчив; *может иногда нарушать нормы поведения; * иногда является неформальным отрицательным лидером; * редко принимает участие в жизни класса *общается со всеми одноклассниками; *соблюдает нормы поведения *независим от других; *может организовать группы по интересам; * является лидером; *умеет критически мыслить. *неконфликтен; *участвует в общественной жизни класса; *охотно выполняет общественные поручения
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Поведение во время перемены, во время игр. *поддаётся влиянию; * является асоциальным лидером; * без причины может накинуться, ударить сверстника; *придумывает или участвует в агрессивных играх * иногда привлекает к себе внимание асоциальным поведением; * может быть асоциальным лидером; * редко придумывает или участвует в агрессивных играх соблюдает правила игр; * может организовать группы по интересам; * является лидером; Поведение во время посещения театров, выставок, экскурсий * неустойчивость поведения; *грубит; *неадекватно реагирует на замечания учителя; *проявляет негативные реакции в отношении увиденного; * громко смеётся, разговаривает, кричит * проявляет протестные реакции; в некоторых моментах проявляет неустойчивость в поведении; *может неадекватно отреагировать на замечания взрослого, одноклассника; *иногда проявляет протестные реакции; *не часто проявляет негативные реакции в отношении увиденного; * активно участвует в процессе знакомства с новым; *интересуется увиденным; *соблюдает правила посещения общественных мест; * умеет логическимыслить, принимать адекватные решения. *самодисциплинорован. Поведение во время посещения столовой *агрессивно ведёт себя по отношению к одноклассникам, *не соблюдает правил поведения в столовой; *проявляет неадекватные реакции (кидается едой, переворачивает стулья, кричит); *стремится привлечь к себе внимание; *пассивен; *иногда агрессивно ведёт себя по отношению к одноклассникам, взрослым *не часто, но нарушает правила поведения в столовой; *иногда привлекает к себе внимание асоциальным поведением; *может проявлять раздражительность; *аккуратен; *сдержан; * соблюдает правила поведения в столовой;
Профилактическая работа с детьми необходимо вести с целью формирования у школьников знаний, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического здоровья. Взаимодействие педагогов с психолого- логопедической службой МОУ, с родителями с целью предотвращения отклонений в поведении.
«Только учитель видит ребенка в реальной обстановке и его настоящих отношениях – в обыденных заботах, труде, поведении, контактах со сверстниками, старшими и младшими. Только учитель видит, как трудится ребенок, как он думает и переживает, как ходит, стоит, бегает, дружит, как выражает свою внутреннюю позицию. Только учитель видит настоящего ребенка в реальных жизненных ситуациях. Он ближе всех стоит к ребенку в процессе его повседневной деятельности. И, следовательно, только учитель может составить наиболее правильное и, главное, целостное суждение о нем. А поняв, он может предотвратить неблагоприятное развитие событий» И.П. Подласый :
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по культуре поведения младших школьников.
Программа по культуре поведения младших школьников рассчитана на 9 часов (один раз в месяц). Я составила её, когда мои ученики были во втором классе. Цели и напрвленность программы изложены в поясните...
Воспитание толерантного поведения младших школьников в рамках ФГОС второго поколения.
Статья о воспитании толерантности у младших школьников....
Психологические причины трудного поведения младших школьников
Материал содержит классификацию причин трудного поведения младших школьников....
Формирование культуры поведения младших школьников
Обобщение опыта работы...
Родительский лекторий "Мотивы плохого поведения младших школьников"
В статье рассказывается о мотивах плохого поведения младших школьников....
Статья "Формирование толлерантного поведения младших школьников в соответствии ФГОС второго поколения"
В рамках объявленного Президентом РФ Года Российской истороии проводятся III краевые педагогические чтения имени Я.М. Неверова, посвященные 1150-летию образования Российской государствености.Направлен...
Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников
Как распознать и во время принять меры по предупреждению агрессии у ребенка? Как предотвратить формирование девиантного поведения школьника? профилактика и раннее выявление возможных проблем ребенка -...