РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
рабочая программа на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» с тематическим планированием 1-4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_umelye_ruchki.doc | 179 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №109»
Приложение № 2 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
Составитель:
Будкина Е.В. - учитель
начальных классов
Нижний Новгород
2015 год
Пояснительная записка
Данная программа внеурочной деятельности в 1-4 классах нацелена на оптимальное общее развитие каждого ребёнка и в соответствии с ФГОС НОО, в котором значительное внимание уделяется организации внеурочного времени детей. Она рассчитана на 33 (34) часа в год по одному часу в неделю.
Технологическое образование строится на предметно-практической деятельности, которая в младшем школьном возрасте является необходимой составляющей процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития. По своей сути технологическое образование школьников – интегрированный процесс, поскольку для создания любой модели требуется привлечение знаний и умений, относящихся к самым разным предметным областям.
Очевидно, что прикладное творчество (ручной труд) неотделимо от эстетического восприятия и осмысления действительности, которое естественным образом присутствует в любой материальной деятельности. Целью каждого занятия является решение творческой задачи, а средствами – техники и приемы предмета «Технология». Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на занятиях, поддерживает интерес к творческой деятельности. Это создает условия для развития инициативности, изобразительности, гибкости мышления и индивидуальных художественных способностей.
Подходы к построению интегрированного курса соответствует возрастным особенностям психического развития детей младшего возраста: интеграция обеспечивает синкретичность мышления, развитие образного мышления, воображения, что свойственно в большей степени детям этого возраста. Кроме того, самостоятельно осуществляя продуктивную художественную деятельность, учащиеся могут реализовать свои разнообразные умения, воплотить оригинальные творческие идеи, заслужить одобрение и получить признание. В результате у них закладываются способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения и опыт преобразующей творческой деятельности.
Образовательный процесс включает в себя различные
методы обучения:
- репродуктивный(воспроизводящий);
- объяснительно – иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией)
- практическая работа
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления, об истории изучаемого вида творчества.
Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе.
Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки работы с разными материалами (бумага, ткань, нитки, тесто, проволока, бисер). В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении поделок, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных.
Программа строится на таких дидактических принципах, как доступность, достоверность, повторяемость и практичность. Широкий диапазон тем должен способствовать вовлечению детей с разными наклонностями, многостороннему развитию этих способностей и интересов; расширению взглядов на прикладное творчество. Интерес представляет следующее утверждение, которое лежит в основе сформированной программы: «Творчество имеет место и в науке, и в быту, и в игре. Замечательно явлено будет оно, если будет:
а)создано руками;
б) по законам логики;
в) в соответствии с эстетическими принципами».
Цель и задачи
Цель – формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Задачи:
1.Обучающие:
- -освоение детьми знаний по различным аспектам декоративно-прикладного творчества;
- -формирование творческого мышления, ассоциативных образов фантазии, умения решать художественно-творческие задачи
- -овладение различными техниками изготовления изделий
- -развитие эстетической самостоятельности суждений при восприятии произведений искусства.
- расширять Словарный запас и кругозор посредством тематических бесед.
2.Воспитательные:
- - изучать богатейшее наследие отечественных мастеров;
- - уметь видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, композиции; развивать творческую фантазию детей, художественный вкус, чувство красоты и пропорций;
- - воспитывать любовь к родине, родной природе, народным традициям.
- -воспитывать у детей уважение и любовь к сокровищам национальной и мировой культуры;
- -формирование аккуратности в работе и трудолюбия.
3. Развивающие:
- -развивать уверенность в себе, формировать адекватную самооценку;
- -развивать коммуникативные навыки культуры общения со сверстниками;
- -развивать инициативу, стремление к активной деятельности;
- - развивать мыслительную и творческую деятельность
Планируемые результаты
- Теоретическая подготовка ребенка по основным разделам программы.
- Практические умения и навыки.
- Личностные качества, формирование и развитие которых осуществляется в процессе реализации программы.
К концу обучения учащиеся должны
знать:
- названия необходимых инструментов и их назначение;
- правила подготовки материала к работе.
- правила построения композиции;
- место применения декоративных изделий;
уметь:
- безопасно пользоваться инструментами;
- пользоваться инструментами, предназначенными для лепки, вышивки, квиллинга, торцевания;
- изготавливать поделки в разных техниках;
- эстетически правильно оформить изделие, дополнить его декоративными элементами;
- применять технические приемы для обработки материала;
- оформить готовое изделие соответственно его назначению.
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:
- внутренняя позиция положительного отношения к художественному творчеству;
- широкая мотивационная основа к творческой деятельности;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания и реализации творческого замысла;
- ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешной творческой деятельности.
Учащейся получит возможность для формирования:
- мотивации к самовыражению и самореализации;
- устойчивого познавательного интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/ не успешности творческой деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
учащийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- понимать, что разные способы и приемы приводят к различным результатам;
- различать задачу урока, направленную на процесс отработки навыка либо на конкретный результат;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
учащийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в творческую и познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной и творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающейся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственные мнения и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
Обучающейся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую помощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
учащийся научится:
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных и творческих задач;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (составлять целое из частей);
- проводить сравнения, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку
- устанавливать аналогии;
учащийся получит возможность научиться:
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- использовать навыки творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной практике, в самостоятельной работе и в быту.
В процессе изучения курса « Умелые ручки» учащимся будут освоены виды деятельности:
- освоение основ изобразительной и конструкторской деятельности;
- выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в аппликации, скульптуре, художественном конструировании;
- простейшее проектирование (принятие идеи, поиск информации, создание образа объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления, выбор материалов и инструментов, реализация замысла, корректировка, представление своей работы);
- использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных и прикладных техник, а также их сочетания: аппликации, коллажа. Бумажной пластики, плетения, мозаики, моделирования, конструирования;
- проведение выставок и презентаций своих работ, посещение музеев и экскурсий.
Календарно - тематическое планирование
(1 год обучение)
№ | Тема занятия | Вид деятельности | Теория | Практика | Кол-во часов | |
Знакомство с видами деятельности в кружке. Техника безопасности. | Презентация изделий. Инструктаж. | 1 | 1 | |||
Работа с бумагой. Аппликация. | Аппликация «Черный кот» | 1 | 1 | |||
Работа с бумагой. Аппликация из рваной цветной бумаги. | Аппликация «Чудо-овощ» | 1 | 1 | |||
Работа с природным материалом. | Аппликация из сушеных листьев. | 1 | 1 | |||
Работа с природным материалом. | Поделки из шишек. | 1 | 1 | |||
Работа с природным материалом. | Поделка «Старичок - лесовичок » | 1 | 1 | |||
Бросовый материал. | Цветок тюльпан. | 1 | 1 | |||
Бросовый материал. | Поделка «Машинка» | 1 | 1 | |||
Работа с пластилином. | Лепка животных по выбору. | 1 | 1 | |||
Работа с пластилином. | Лепка на тему «Чудо-птица». | 1 | 1 | |||
Работа с пластилином. | Картина на стеклянной основе. | 2 | 2 | |||
Бумажное плетение. | Изготовление спиралей разных цветов. | 1 | 1 | |||
Бумажное плетение. | Изготовление браслета из фантиков. | 2 | 2 | |||
Оригами. | Складывание из бумаги кораблика. | 1 | 1 | |||
Оригами. | Складывание из бумаги лягушки. | 1 | 1 | |||
Оригами. | Складывание из бумаги журавлика. | 1 | 1 | |||
Работа с соленым тестом. | Изготовление фото рамки. | 1 | 1 | |||
Работа с соленым тестом. | Изготовление подсвечника. | 1 | 1 | |||
Бисероплетение. | Изготовление простейших цветов. | 1 | 1 | 2 | ||
Бисероплетение. | Изготовление простейших листьев. | 2 | 2 | |||
Бисероплетение. | Плетение фенечек. | 2 | 2 | |||
Работа с тканью. | Аппликация из ткани «Клоун». | 2 | 2 | |||
Работа с тканью. Техника безопасности. | Пришивание пуговиц разными способами. | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
Работа с бросовым материалом. | Изготовление вазочки из банки, камней и пластилина. | 1 | 1 | |||
Работа с тканью. | Мягкая игрушка «Бесяка». | 2 | 2 | |||
Работа с бумагой(гофрированная) | Изготовление бумажных цветов. | 1 | 1 | |||
Итого | 2,5 | 30,5 | 33 | |||
Календарно-тематическое планирование
| ||||||
1 | Работа с бумагой. Объемная аппликация. | Изготовление аппликации из скрученной бумаги. | 1 | 1 | ||
2 | Бумажное плетение. | Изготовление коврика из разноцветных полос. | 1 | 2 | ||
3 | Работа с природным материалом. | Изготовление бус из ракушек. | 1 | 1 | ||
4 | Работа с природным материалом. | Изготовление бус из ягод. | 1 | 1 | ||
5 | Работа с природным материалом. | Аппликация из семян. | 1 | 1 | ||
6 | Работа с бросовым материалом. | Вазочка из баночки и ниток. | 1 | 1 | ||
7 | Работа с бросовым материалом. | Изготовление елочки из дек.бумаги, зубочистки и пенопласта. | 1 | 1 | ||
8 | Работа с бросовым материалом. | Изготовление зданий из коробок разной формы .Коллективная работа. | 1 | 1 | ||
9 | Работа с тканью. | Прихватка из лоскутков. | 2 | 2 | ||
10 | Работа с бумагой. | Изготовление подвижной игрушки из картона «Корова». | 1 | 1 | ||
11 | Работа с нитками. | Изготовление из ниток цветов. Сбор композиции « Букет». | 1 | 1 | ||
12 | Работа с соленым тестом. | Изготовление и роспись корзинки с цветами. | 2 | 2 | ||
13 | Работа с соленым тестом. | Изготовление брелочков и кулончиков. | 1 | 1 | ||
14 | Работа с тканью. | Изготовление мягкой игрушки «Сердечко». | 2 | 2 | ||
15 | Бисероплетение. | Плетение цветов круговым способом. | 2 | 2 | ||
16 | Бисероплетение. | Плетение листьев сложной формы. | 2 | 2 | ||
17 | Бисероплетение. | Плетение браслетов способом восьмерка. | 2 | 2 | ||
18 | Бисероплетение. | Плетение браслетов способом крест. | 2 | 2 | ||
19 | Работа с бумагой. | Аппликация в коробке. | 1 | 1 | ||
20 | Работа с бумагой. Папьемаше. | Свинья-копилка. | 2 | 2 | ||
21 | Работа с бросовым материалом. | Полянка из пластиковой бутылки. | 1 | 1 | ||
22 | Росписи. | Полхов –майданская роспись по дереву. | 2 | 2 | ||
23 | Работа с фольгой | Изготовление простейших скульптур на каркасе «Лебедь», «Собачка» | 2 | 2 | ||
Итого | 34 | 34 | ||||
Календарно-тематическое планирование (3 год обучения) | ||||||
Оригами. | Изготовление цветов в технике оригами. Составление композиции. Коллективная работа. | 1 | 2 | 3 | ||
Работа с природным материалом. | Изготовление избушки из прутиков. | 2 | 2 | |||
Работа с природным материалом. | Изготовление фигурок из ракушек. | 2 | 2 | |||
Работа с тканью и нитками. | Изготовление кукол-оберегов. | 2 | 2 | |||
Работа с природным материалом. | Аппликация из соломки. | 2 | 2 | |||
Работа с бросовым материалом. | Аппликация на диске. | 1 | 1 | |||
Работа с бросовым материалом. | Изготовление шкатулки из открыток. | 1 | 5 | 6 | ||
Работа с соленым тестом. | Изготовление фигурок из теста. Составление сказочной композиции. Коллективная работа. | 2 | 2 | |||
Бисероплетение. | Изготовление дерева из бисера. | 3 | 3 | |||
Бисероплетение. | Плетение плоских фигурок. | 2 | 2 | |||
Работа с тканью. | Изготовление мягкой игрушки «Жираф». | 3 | 3 | |||
Плетение в технике «Макраме». | Простой браслет в технике двойной узел. | 1 | 1 | |||
Плетение в технике «Макраме». | Кашпо под цветочный горшок. | 2 | 2 | |||
Бумагопластика. | Изготовление фигурок людей. | 1 | 1 | |||
Росписи. | Роспись по ткани «Абстракция». | 1 | 1 | |||
Работа с бросовым материалом. | Изготовление погремушек. | 2 | 2 | |||
Я умею! | Изготовление изделия по выбору. | 1 | 1 | |||
Итого | 2 | 32 | 34 | |||
Календарно-тематическое планирование (4 год обучения) | ||||||
Работа с бумагой. | Аппликация «Осень пришла». | 1 | 1 | |||
Бумагопластика. | Изготовление картины «На морском дне». Коллективная работа. | 1 | 1 | |||
Работа с природным материалом. | Изготовление бус из макаронных изделий. | 1 | 1 | |||
Работа с природным материалом. | Аппликация из бересты. | 1 | 1 | |||
Работа с природным материалом. | Кукла-оберег из соломы. | 1 | 1 | |||
Работа с природным материалом. | Плетение из бересты. | 1 | 1 | |||
Работа с бросовым материалом. | Изготовление зверюшек из пластиковых бутылок. | 2 | 2 | |||
Работа с пластилином. | Пластилиновое рисование. Коллективная работа. | 1 | 1 | |||
Работа с бумагой. | Изготовление подвижной модели человека. | 2 | 2 | |||
Работа с тканью. | Изготовление одежды на подвижную модель человека. | 2 | 1 | |||
Работа с тканью. | Объемная аппликация из ткани на сосуде «Барыня». | 1 | 1 | |||
Работа с лентами. | Изготовление цветов из лент разного размера. | 2 | 2 | |||
Вышивка лентами. | Обучение приемам. Изготовление вышивки «Букет». | 1 | 2 | 3 | ||
Бисероплетение. | Плетение в технике кирпичный стежок. Именные браслеты. | 3 | 3 | |||
Бисероплетение. | Плетение объемных фигурок-брелков. | 1 | 1 | 2 | ||
Работа с тканью. | Мягкая игрушка «Медвежонок» | 3 | 3 | |||
Роспись. | Роспись по стеклу. | 2 | 2 | |||
Работа с кожей. | Изготовление украшений из кожи: браслеты, пояса ,ожерелья. | 2 | 2 | |||
Плетение в технике « Макраме». | Плетение совы. | 1 | 3 | 4 | ||
Итого | 3 | 31 | 34 |
Литература
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1008 от 29.08.2013 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 4 июля 2014 г. N 41)
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 "О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
- Устав Муниципального Общеобразовательного учреждения «Школа № 109».
- Ажурная вязь макраме. Авт.-сост.: Ашастина Е.Н. - Санкт-Петербург: «Литера», 2010 г.
- Полный курс современного рукоделия. - Минск: «Харвест», 2010 г.
- «Солёное тесто». Силаева К., ,Михайлова И. – Москва: «Эксмр», 2011 г.
- Журнал «Синяя птица». Гуляева В. – Москва: «Малыш», 2010 г.
- «Изделия из кожи». Селиванова Т.А. – Москва: Изд. Дом МСП, 2010 г.
- «Цветы из бисера». Селиванова Т.А. – Москва: Изд. Дом МСП, 2011 г.
- «Цветы». Москва: «Культура и традиции», 2010 г.
- Сайт «Город мастеров».
- Интернет ресурсы и видеоуроки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Декоративно-прикладное искусство "Маленький мастер"
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к поним...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению. Кружок "Декоративно - прикладное искусство". 1 класс.
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Декоративно - прикладное искусство" для 1 класса разработана на основе примерной программы художественно - эстетического направл...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Мастерская « Умелые ручки »
В основу программы положены типовые программы по дополнительному образованию для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, а также собственный опыт работы с детьми по программе «Лепка и...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-2 классов. «Школа хороших манер».
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-2 классов. «Школа хороших манер». Цель программы: воспитание грамотной культурной личности. Содержание ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Художественное творчество: станем волшебниками»
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Художественное творчество: станем волшебниками» ( 4 год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «НАШ МИР» в 5 классе
Данная программа составлена для реализации внеурочной деятельности по общекультурному направлению...