Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир оригами"
рабочая программа (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ «МИР ОРИГАМИ»
Рабочая программа дополнительного образования «Мир оригами» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования.
Программа является механизмом интеграции и обеспечения полноты и целостности содержания программ по математике, изобразительной деятельности, трудового обучения.
Общая характеристика.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Оригами – увлекательное занятие, доступное учащимся всех возрастов, позволяющая учесть индивидуальные способности и психофизические особенности учащихся класса.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
Сочетание в оригами игры, искусства и технологии позволили ему стать самостоятельным образовательным предметом, в котором дидактическая и рекреационная игра является не просто методикой или вспомогательным средством, а полноправным компонентом обучения.
На занятиях оригами удается видеть многообразный спектр педагогической среды. Здесь все: изобразительное искусство, конструирование и технология, загадки и головоломки, индивидуальное самовыражение. Мир оригами – это мир радости, это творческая среда, это коллективное обучение.
В оригами делается различие в оценках репродуктивности и изобретательности. Элемент самопроизвольного проявления творчества (изобретательности) отслеживается, а потенциал, выявленный в ребенке, поддерживается.
Оригами полезно для физиологии (гармонично развиваются оба полушария головного мозга) и для развития пространственного воображения детей, для их подготовки к восприятию космических и экологических проблем, а также к решению культурной, духовной, нравственной и этической проблемы – примирения восточных и западных традиций.
Смыслу оригами и смыслу игры соответствует дух соревновательности. Причем участие в игре педагога обязательно, это – важное воспитательное игровое пространство. Так на занятиях оригами создается демократическая и «прозрачная» педагогическая среда.
Трансформация бумажного листа – оригами – с педагогической точки зрения оказывает значительное влияние на взаимоотношения представителей различных поколений, в том числе и в семье.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников является механизмом интеграции, обеспечения полноты и целостности содержания программ по предметам математике, изобразительной деятельности, трудового обучения расширяя и обогащая их.
Наблюдения показали, что у детей недостаточно развита мелкая моторика рук. На уроках трудового обучения ученики испытывают трудности при сгибании и вырезании деталей, при измерении и вычерчивании фигуры заданного размера. Во время уроков математики затрудняются начертить правильно геометрическую фигуру или отрезки заданной длины. Возникла проблема при работе с линейкой, треугольником, циркулем.
Курс «Чудеса оригами» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год.
Количество часов в неделю – 2
Учебных недель – 35
Цель программы: развитие у школьников устойчивого и глубокого интереса к моделированию изделий, формирование конструкторских умений и навыков, способностей к проектированию, воспитание потребности в интеллектуальном и творческом труде.
Задачи:
- Познакомить обучающихся с основными геометрическими понятиями.
- Научить простейшим чертежным навыкам и приемам складывания фигур из бумаги по схемам.
- Развивать пространственное воображение.
- Развивать моторику рук, приучая пальцы к точным движениям под контролем сознания.
- Стимулировать развитие памяти.
- Учить концентрации внимания и сосредоточенности при выполнении последовательности операций.
- Активизировать коммуникативные способности при создании игровых ситуаций.
- Поощрять инициативу во взаимопомощи и взаимовыручке товарищей на занятиях и вне занятий (развитие эмпатии – способности понять и принять другого).
- Воспитывать чувство любви и уважения к своим близким при изготовлении подарочных изделий.
Содержание программы
- Введение в программу.
Значение и смысл искусства складывания фигурок из бумаги в жизни людей. Многообразие изделий из бумаги разного вида.
Порядок и план работы творческого объединения.
Понятие об условных обозначениях. Международный язык оригами.
Инструменты и приспособления для изготовления изделий. Правила пользования ими. Организация рабочего места.
Вводный инструктаж по технике безопасности при работе с колющими и режущими инструментами. Свойства бумаги.
Оборудование, материалы, инструменты и техника безопасности при работе с ними.
Правила работы с бумагой, виды бумаги.
- История искусства оригами.
Появление оригами в древнем Китае и в Японии, культурное наследие восточных стран. Журавлик – символ счастья, кораблик – символ дружбы, голубь – символ мира. Значение культуры других народов.
Правилами поведения в кабинете.
Оборудование, материалы, инструменты и техника безопасности при работе с ними.
- Основные базовые формы.
Базовая форма «треугольник»,«книжка», «дверь», «двойной дом», «воздушный змей», «блинчик», «рыба», «двойной треугольник», «двойной квадрат», «катамаран», «птица», « лягушка».
Приемы складывания фигурок из бумаги.
Практическая работа. Разбор схем чертежей. Изготовление каждой из базовых форм в виде технологической карты (пооперационно).
- Игрушки.
Игрушка, игра в жизни человека. Проведение досуга. Атрибуты для игр, сделанные своими руками.
Практическая работа: изготовление игрушек по основным базовым формам.
- Отображение разнообразия животного мира.
Животный мир, населяющий нашу планету. Сказки, рассказы писателей о животных. Опыт общения детей с животными. Иллюстративный материал по каждой теме с изображениями животных и их среды обитания.
Основные базовые форма для изготовления фигурок животных: «рыба», «лягушка», «птица». Технологические карты. Использование схем - чертежей.
Практическая работа. Изготовление объемных фигурок зверей, птиц, насекомых. Выполнение аппликаций. Изготовление персонажей театральных сюжетов, разыгрываемых детьми.
- Изображение образа человека.
Способы изготовления объемных и плоскостных фигур. Соединение «частей» человеческой фигуры. Узнавание базовых форм.
Практическая работа. Игровые сюжеты. Составление композиций.
- Одежда.
Изготовление знакомых моделей головных уборов. Совершенствование известных моделей.
Знакомство с новыми видами изделий. Предназначение головных уборов в профессиональной деятельности человека.
Практическая работа: изготовление различных моделей головных уборов. Сюжетно – ролевые игры с использованием изготовленных изделий.
- Моделирование цветов.
Применение знаний по основным базовым формам. Актуализация знаний о различных видах цветочных растений, их значение в жизни человека.
Практическая работа. Изготовление цветов по схемам и технологическим картам. Проектирование праздничной открытки.
Практическая работа: изготовление цветов объемных и в виде аппликаций. Проектирование деталей – дополнение к цветам (листья, стебли, вазы, корзинки).
- Конструирование домов разного типа.
Предназначение домов: жилой дом, учреждение, культовое здание.
Изготовление домиков для сказочных персонажей. Инсценировка по замыслам детей.
- Конструирование разных видов транспорта.
Виды транспорта. Основные части транспортных средств. Профессия, связанные с транспортом.
Практическая работа: изготовление моделей воздушных и водных судов. Игры и простейшие опыты с изготовленными моделями по усовершенствованию их технических качеств.
Виды транспорта: наземный, подземный, воздушный, водный. Правила движения.
Практическая работа. Изготовление домов и машин, составление композиции – улицы. Повторение правил дорожной безопасности.
- Составление тематических композиций.
Разработка проектов композиций изученных изделий. Макеты, панно.
Цветовые решения. Выбор бумаги. Выбор основы, фона. Изготовление деталей, дополняющих композицию.
Практическая работа. Составление композиций различной тематики.
- Сюжетные композиции.
Иллюстрации, пейзаж, натюрморт. Оформление художественных произведений в виде аппликаций на темы природы, сказок, персонажей мультфильмов.
Практическая работа: продумывание композиционных решений. Выбор цвета, фона, материала для иллюстрирования сюжета.
- Закладки.
Роль книги в жизни человека. Бережное отношение к книжным страницам. Чтение отрывков из любимых книг с использованием закладок.
Практическая работа: Изготовление закладок разного вида.
- Мозаика.
Происхождение мозаики. Понятие «мозаика».
Практическая работа: изготовление фигурок – частей для изготовления мозаичных конструкций разного вида.
- Изготовление фигур для игр.
Любимые игры. Атрибуты для игр. Виды головных уборов, существующих в жизни. Сказочные головные уборы. Функциональное предназначение
шапочек ,колпачков, шляп.
- Конструирование и моделирование украшений к празднику.
Любимые праздники. Праздники по временам года. Роль подарка для близких людей. Создание атмосферы праздника в помещении с помощью объемных украшений. Модульные изделия.
Практическая работа. Изготовление реквизита для игры. Игровые ситуации с использованием шапочек – масок. Инсценировка датских сказок, рассказов. Изготовление праздничных атрибутов, праздничных упаковок и сувениров.
- Коробки и письма.
Значение упаковки для подарка и послания в письменном виде. Эстетика и художественный вкус в повседневной жизни. Предназначение коробок и шкатулок в быту. Сказочные произведения и рассказы из жизни (музыкальная шкатулка в сказке Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», «Городок в табакерке» Одоевского, сундук для кукол Карабаса - Барабаса в сказке Толстого «Золотой ключик».
Письма. Роль писем в жизни людей. Виды писем: письма на бересте, на глиняных табличках, письма в бутылке, голубиная почта.
Практическая работа: изготовление подарочных коробочек и конвертов для поздравительных открыток.
- Зачетные занятия.
Зачет-викторина по терминологии и распознаванию «базовых форм». Выставка творческих работ обучающихся для родителей.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «МИР ОРИГАМИ»
70 часов (2 часа в неделю)
№ п/п | Тема урока. Тип урока. | Цель и задачи урока. | Дата проведения. | ||||
План | Факт | ||||||
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД | |||||||
ПРЕДМЕТНЫЕ | ЛИЧНОСТНЫЕ | МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ | |||||
|
|
| |||||
Введение в программу. Значение и смысл искусства складывания фигурок из бумаги в жизни людей. | 1.Воспитание интереса к искусству оригами. 2.Расширение коммуникативных способностей детей. 3.Формирование культуры труда | ||||||
Многообразие изделий из бумаги разного вида. Свойства бумаги. | |||||||
Понятие об условных обозначениях. Международный язык оригами. | |||||||
Инструменты и приспособления для изготовления изделий. Правила пользования ими. | |||||||
Правила работы с бумагой, виды бумаги. | |||||||
История искусства оригами. Значение культуры других народов. | 1.Проявление познавательной инициативы. 2.Развитие интереса к культуре других народов. 3. Расширение знаний и представлений о традиционных и современных материалах для прикладного творчества. | ||||||
Появление оригами в древнем Китае и в Японии, культурное наследие восточных стран. | |||||||
Журавлик – символ счастья, кораблик – символ дружбы, голубь – символ мира. | |||||||
Значение культуры других народов. Правилами поведения в кабинете. | |||||||
Основные базовые формы.Базовая форма «рыба», «двойной треугольник», «птица», «лягушка». | 1. Познакомить с основными правилами и приемами складывания фигурок из бумаги. 2.Развитие мелкой моторики. 3. Совершенствование навыков трудовой деятельности. | ||||||
Базовая форма «треугольник» ,«книжка», «двойной квадрат». | |||||||
Базовая форма «дверь», «двойной дом»,«катамаран». | |||||||
Базовая форма «воздушный змей», «блинчик». | |||||||
Приемы складывания фигурок из бумаги. | |||||||
Игрушки. Игрушка, игра в жизни человека. | 1. Познакомить с названиями основных обозначений в схемах. 2. Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях. 3. Использовать речь для регуляции своего действия. | ||||||
Проведение досуга. Атрибуты для игр, сделанные своими руками. | |||||||
Изготовление игрушек по основным базовым формам. «Волчок», «гном». | |||||||
Изготовление игрушек по основным базовым формам. «Хлопушка», «говорящая мордочка». | |||||||
Отображение разнообразия животного мира. Животный мир, населяющий нашу планету. | 1. Научить изготавливать квадрат из прямоугольного листа с помощью ножниц. 2. Формулировать собственное мнение и позицию. 3. Развивать умение выполнения поставленной творческой задачи. | ||||||
Сказки, рассказы писателей о животных. | |||||||
Опыт общения детей с животными. | |||||||
Изготовление объемных фигурок зверей, птиц, насекомых. | |||||||
Выполнение аппликаций. Изготовление персонажей театральных сюжетов, разыгрываемых детьми. | |||||||
Изображение образа человека. | 1.Формировать эмоционально-социальные навыки в процессе практической деятельности. | ||||||
Способы изготовления объемных и плоскостных фигур. | |||||||
Соединение «частей» человеческой фигуры. Узнавание базовых форм. | |||||||
Игровые сюжеты. Составление композиций. | |||||||
Одежда. Изготовление знакомых моделей головных уборов. | 1.Научить изготавливать технологическую карту бумажной модели 2.Развивать умение планировать свои действия. 3.Формирование познавательной инициативы. | ||||||
Изготовление кепки, пилотки. | |||||||
Предназначение головных уборов в профессиональной деятельности человека. | |||||||
Сюжетно – ролевые игры с использованием изготовленных изделий. | |||||||
Моделирование цветов. | 1. Использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов. 2.Развивать умение высказываться в устной форме. 3.Формировать навык анализировать объекты, выделять главное. | ||||||
Изготовление цветов по схемам и технологическим картам. | |||||||
Проектирование праздничной открытки. | |||||||
Изготовление цветов объемных и в виде аппликаций. | |||||||
Проектирование деталей – дополнение к цветам. | |||||||
Конструирование домов разного типа. | 1. Развивать умение анализировать объекты, выделять главное. 2. Строить рассуждения об объекте. 3.Вопитывать трудолюбие. | ||||||
Предназначение домов: жилой дом, учреждение, культовое здание. | |||||||
Изготовление домиков для сказочных персонажей. | |||||||
Конструирование разных видов транспорта. Наземный, подземный, воздушный, водный. | 1.Развивать пространственное воображение. 2. Формирование культуры труда. 3.Научить пользоваться чертежными инструментами, ножницами | ||||||
Основные части транспортных средств. | |||||||
Профессия, связанные с транспортом. | |||||||
Изготовление моделей воздушных и водных судов. | |||||||
Составление тематических композиций. Разработка проектов композиций изученных изделий. | 1.Совершенствование трудовых навыков. 2.Развивать пространственное воображение. 3. Формирование умения выражать свои мысли полно и точно. | ||||||
Макеты, панно. | |||||||
Цветовые решения. Выбор бумаги. Выбор основы, фона. | |||||||
Изготовление деталей, дополняющих композицию. | |||||||
Сюжетные композиции. | 1. Развивать эстетический вкус. 2. Воспитывать интерес к искусству. 3. Осваивать знания о преобразовании окружающего мира. | ||||||
Иллюстрации, пейзаж, натюрморт. | |||||||
Оформление художественных произведений в виде аппликаций. | |||||||
Выбор цвета, фона, материала для иллюстрирования сюжета. | |||||||
Закладки. | 1.Развивать творческие способности. 2.Воспитывать наблюдательность. 3. Использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов. | ||||||
Роль книги в жизни человека. Бережное отношение к книжным страницам. | |||||||
Чтение отрывков из любимых книг с использованием закладок. | |||||||
Изготовление закладок разного вида. | |||||||
Мозаика. Понятие «мозаика». | 1.Развивать инициативу и самостоятельность принимаемых решений. 2.Воспитывать интерес познания нового и понимания прекрасного. 3. Формировать умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий. | ||||||
Происхождение мозаики. | |||||||
Мозаика из модулей базовой формы «блинчик». | |||||||
Изготовление фигурок – частей для изготовления мозаичных конструкций разного вида. | |||||||
Изготовление фигур для игр. Любимые игры. Атрибуты для игр. | 1.Развитие мелкой моторики рук. 2. Формирование творческих и исследовательских способностей. 3. Научить красиво, выразительно эстетически оформить изделие. | ||||||
Виды головных уборов, существующих в жизни. Сказочные головные уборы. | |||||||
Функциональное предназначение шапочек ,колпачков, шляп. | |||||||
Конструирование и моделирование украшений к празднику. Любимые праздники. | 1. Развивать пространственное воображение. 2. Формировать умение создавать композиции. 3. Воспитывать эстетический вкус, эмоционально-положительное отношение к деятельности и полученному результату. | ||||||
Праздники по временам года. Роль подарка для близких людей. | |||||||
Создание атмосферы праздника в помещении с помощью объемных украшений. | |||||||
Изготовление реквизита для игры. | |||||||
Коробки и письма. Значение упаковки для подарка и послания в письменном виде. | 1.Развивать техническое и логическое мышление. 2. Научить творчески подходить к выполнению задания. 3. Расширять знания в области декоративно-прикладного искусства. | ||||||
Предназначение коробок и шкатулок в быту. | |||||||
Письма. Роль писем в жизни людей. Виды писем | |||||||
Зачетное занятие. Викторина по терминологии и распознаванию «базовых форм». Выставка творческих работ. | Закрепить знания о геометрических фигурах и пространственных характеристиках; о технике оригами; о приемах складывания, сгибания оригами. |
Перечень учебно-методического обеспечения
- Проснякова Т. Н Программа «Художественное творчество»
- Проснякова Т. Н « Забавные фигурки. Модульное оригами»,. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений)
- Проснякова Т. Н Книги серии «Любимый образ» М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА
- Богашеева З.А. « Чудесные поделки из бумаги» Москва -2011 г.
- Соколова М.И. «Школа оригами». Москва-2013г. Академия « Умелые руки»
- Гарматин А. В. «Оригами для начинающих» Москва 2012 г.
- Санбур Смит «Цветы оригами». Москва-2010г. «ЭКСМО».
- Электронные образовательные ресурсы: http://stranamasterov.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. "Оригами и развитие ребенка" 2 класс
Полная рабочая программа по внеурочной деятельности "Оригами. Развитие ребенка" для 2 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Оригами 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности Оригами 3 класс предназначена для учителей начальных классов, а так же воспитателям группы продлённого дня....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами» 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" содержит : Пояснительную записку, Календарно-тематическое планирование, Основное содержание программы....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Оригами" 1класс
Курс Очумелые ручки «Оригами» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности правил, требований; дает возможность ...
рабочая программа по внеурочной деятельности " Оригами" для обучающихся 1-4 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Оригами" 1 класс ФГОС
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса....