Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир оригами"
рабочая программа (4 класс) на тему

Программа по внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мир оригами53.63 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ «МИР ОРИГАМИ»

Рабочая программа дополнительного образования  «Мир оригами»  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования.

 Программа является механизмом  интеграции и обеспечения полноты и целостности содержания программ по  математике, изобразительной деятельности, трудового обучения. 

Общая характеристика.

 Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Оригами – увлекательное занятие, доступное учащимся всех возрастов, позволяющая учесть индивидуальные способности и психофизические особенности учащихся класса.

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

Сочетание в оригами игры, искусства и технологии позволили ему стать самостоятельным образовательным предметом, в котором дидактическая и рекреационная игра является не просто методикой или вспомогательным средством, а полноправным компонентом обучения.

На занятиях оригами удается видеть многообразный спектр педагогической среды. Здесь все: изобразительное искусство, конструирование и технология, загадки и головоломки, индивидуальное самовыражение. Мир оригами – это мир радости, это творческая среда, это коллективное обучение.

В оригами делается различие в оценках репродуктивности и изобретательности. Элемент самопроизвольного проявления творчества (изобретательности) отслеживается, а  потенциал, выявленный в ребенке, поддерживается.

 Оригами полезно для физиологии (гармонично развиваются оба полушария головного мозга) и для развития пространственного воображения детей, для их подготовки к восприятию космических и экологических проблем, а также к решению  культурной, духовной, нравственной и этической проблемы – примирения восточных и западных традиций.      

 Смыслу оригами и смыслу игры соответствует  дух соревновательности. Причем участие в игре педагога обязательно, это – важное воспитательное игровое пространство. Так на занятиях оригами создается демократическая и «прозрачная» педагогическая среда.

Трансформация бумажного листа – оригами – с педагогической точки зрения оказывает значительное влияние на взаимоотношения представителей различных поколений, в том числе и в семье.

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников  является  механизмом  интеграции, обеспечения полноты и целостности содержания программ по предметам математике, изобразительной деятельности, трудового обучения расширяя и обогащая их.

Наблюдения показали, что у детей недостаточно развита мелкая моторика рук. На уроках трудового обучения ученики испытывают трудности при сгибании и вырезании деталей, при измерении и вычерчивании фигуры заданного размера. Во время уроков математики затрудняются начертить правильно геометрическую фигуру или отрезки заданной длины. Возникла проблема при работе с линейкой, треугольником, циркулем.

Курс «Чудеса оригами» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год.

Количество часов в неделю – 2

Учебных недель – 35 

       Цель программы: развитие у школьников устойчивого и глубокого интереса к моделированию изделий,  формирование конструкторских умений и навыков, способностей к проектированию, воспитание  потребности в интеллектуальном и творческом труде.

       Задачи: 

  • Познакомить  обучающихся с основными   геометрическими  понятиями.
  • Научить простейшим чертежным навыкам и приемам складывания фигур из  бумаги  по схемам.
  • Развивать пространственное воображение.
  • Развивать моторику рук, приучая пальцы к точным движениям под контролем  сознания.
  • Стимулировать развитие памяти.
  • Учить концентрации внимания и сосредоточенности при выполнении последовательности операций.
  • Активизировать коммуникативные способности  при создании игровых  ситуаций.
  • Поощрять инициативу  во взаимопомощи и взаимовыручке товарищей на занятиях и вне занятий (развитие эмпатии – способности понять и принять другого).
  • Воспитывать чувство любви и уважения к своим близким при  изготовлении подарочных изделий.

Содержание программы

  • Введение в программу.

Значение и смысл искусства складывания фигурок из бумаги в жизни людей. Многообразие изделий из бумаги разного вида.

Порядок и план работы творческого объединения.

Понятие об условных обозначениях. Международный язык оригами.

Инструменты и приспособления для изготовления изделий. Правила пользования ими. Организация рабочего места.

Вводный инструктаж по технике безопасности при работе  с колющими и режущими  инструментами. Свойства бумаги.

Оборудование, материалы, инструменты и техника безопасности при работе с ними.

Правила работы с бумагой, виды бумаги.

  • История искусства оригами.

Появление оригами в древнем Китае и в Японии, культурное наследие восточных стран. Журавлик – символ счастья, кораблик – символ дружбы, голубь – символ мира. Значение культуры других народов.

 Правилами поведения в кабинете.

Оборудование, материалы, инструменты и техника безопасности при работе с ними.

  • Основные базовые формы.

Базовая форма «треугольник»,«книжка», «дверь», «двойной дом», «воздушный змей», «блинчик», «рыба»,  «двойной треугольник»,  «двойной квадрат»,  «катамаран», «птица», « лягушка».

Приемы складывания фигурок из бумаги.

Практическая работа. Разбор схем чертежей. Изготовление каждой из базовых форм в виде технологической карты (пооперационно).

  • Игрушки.

Игрушка, игра в жизни человека. Проведение досуга.  Атрибуты для игр, сделанные своими руками.

Практическая работа: изготовление игрушек по основным базовым формам.

  • Отображение разнообразия животного мира.

Животный  мир, населяющий нашу планету. Сказки, рассказы писателей о животных. Опыт общения детей с животными. Иллюстративный материал по каждой теме с изображениями животных и их среды обитания.

Основные базовые форма для изготовления фигурок животных:  «рыба», «лягушка», «птица». Технологические карты. Использование схем - чертежей.

Практическая работа. Изготовление объемных фигурок зверей, птиц, насекомых. Выполнение аппликаций. Изготовление персонажей театральных сюжетов, разыгрываемых детьми.

  • Изображение образа человека.

Способы изготовления объемных и плоскостных фигур. Соединение «частей» человеческой фигуры. Узнавание базовых форм.

Практическая работа. Игровые сюжеты. Составление композиций.

  • Одежда.

 Изготовление знакомых моделей головных уборов. Совершенствование известных моделей.                                                                                                                                                    

Знакомство    с новыми видами изделий. Предназначение головных уборов в профессиональной деятельности человека.

 Практическая работа: изготовление  различных моделей головных уборов. Сюжетно – ролевые игры с использованием изготовленных изделий.

  • Моделирование цветов.

Применение знаний по основным базовым формам. Актуализация знаний о различных видах  цветочных растений, их значение в жизни человека.

Практическая работа. Изготовление цветов по схемам и технологическим картам. Проектирование праздничной открытки.

Практическая работа: изготовление цветов объемных и в виде аппликаций. Проектирование деталей – дополнение к цветам (листья, стебли, вазы, корзинки).

  • Конструирование домов разного типа.

Предназначение домов: жилой дом, учреждение, культовое здание.

Изготовление домиков для сказочных персонажей. Инсценировка по замыслам детей. 

  • Конструирование разных   видов транспорта.                                                                                                                        

Виды транспорта. Основные части транспортных средств. Профессия, связанные с транспортом.

Практическая работа: изготовление моделей воздушных и водных судов. Игры и простейшие опыты с изготовленными моделями по усовершенствованию их технических качеств.

Виды транспорта: наземный, подземный, воздушный, водный. Правила движения.

Практическая работа. Изготовление домов и машин, составление композиции – улицы. Повторение правил  дорожной  безопасности.

  • Составление тематических композиций.

Разработка проектов композиций изученных изделий. Макеты, панно.

Цветовые решения. Выбор бумаги. Выбор основы, фона. Изготовление деталей, дополняющих композицию.

Практическая работа. Составление композиций различной тематики.

  • Сюжетные композиции.

Иллюстрации, пейзаж, натюрморт. Оформление художественных произведений в виде аппликаций на темы природы, сказок, персонажей мультфильмов.

Практическая работа: продумывание композиционных решений. Выбор цвета, фона, материала для иллюстрирования сюжета.

  • Закладки.

Роль книги в жизни человека. Бережное отношение к книжным страницам. Чтение отрывков из любимых книг с использованием закладок.

Практическая работа: Изготовление закладок разного вида.

  • Мозаика.

Происхождение мозаики. Понятие «мозаика».

Практическая работа: изготовление фигурок – частей для изготовления мозаичных конструкций разного вида.

  • Изготовление фигур для игр.

Любимые игры. Атрибуты для игр. Виды головных уборов, существующих в жизни. Сказочные головные уборы. Функциональное предназначение

шапочек ,колпачков, шляп.

  • Конструирование и моделирование украшений к празднику.

Любимые праздники. Праздники по временам года. Роль подарка для близких людей.  Создание атмосферы праздника в помещении с помощью объемных украшений. Модульные изделия.

Практическая работа. Изготовление реквизита для игры. Игровые ситуации с использованием шапочек – масок. Инсценировка датских сказок, рассказов. Изготовление  праздничных атрибутов, праздничных упаковок и сувениров.

  • Коробки и письма.

Значение упаковки для подарка и послания в письменном виде. Эстетика и художественный вкус в повседневной жизни. Предназначение коробок и шкатулок в быту. Сказочные произведения и рассказы  из жизни (музыкальная шкатулка в сказке  Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», «Городок в табакерке» Одоевского, сундук для кукол Карабаса - Барабаса в сказке  Толстого «Золотой ключик».

Письма. Роль писем в жизни людей. Виды писем: письма на бересте, на глиняных табличках, письма в бутылке, голубиная почта.

 Практическая работа: изготовление  подарочных коробочек и конвертов для поздравительных открыток.

  • Зачетные занятия.

Зачет-викторина по терминологии и распознаванию «базовых  форм». Выставка творческих работ обучающихся для родителей.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «МИР ОРИГАМИ»

 70 часов (2 часа в неделю)

№ п/п

Тема урока.

Тип урока.

Цель и задачи

урока.

Дата проведения.

План

Факт

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД

ПРЕДМЕТНЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

  • Использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов.
  • Высказываться в устной и письменной форме.
  • Анализировать объекты, выделять главное.
  • Осуществлять синтез ( целое из частей).
  • Проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям.
  • Устанавливать причинно – следственные связи.
  • Строить рассуждения об объекте.
  • Обобщать ( выделять класс объектов по к/л признаку).
  • Устанавливать аналогии.
  • Использовать  методы и приемы художественно – творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей.
  • Совершенствовать  коммуникативные способности и умение  работать в коллективе.
  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках.
  • Слушать и понимать речь других.

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • С помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов.
  • Учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы.
  • Выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками, схемами.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
  • Использовать изученные правила, способы действий при выполнении учебных заданий, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки.
  • Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками, планировать собственную коррекционную деятельность и действия, необходимые для решения орфографической задачи

Введение в программу. Значение и смысл искусства складывания фигурок из бумаги в жизни людей.

1.Воспитание интереса к искусству оригами.

2.Расширение коммуникативных способностей детей.

3.Формирование культуры труда

Многообразие изделий из бумаги разного вида.

Свойства бумаги.

Понятие об условных обозначениях. Международный язык оригами.

Инструменты и приспособления для изготовления изделий. Правила пользования ими.

Правила работы с бумагой, виды бумаги.

История искусства оригами.

Значение культуры других народов.

1.Проявление познавательной инициативы.

2.Развитие интереса к культуре других народов.

3. Расширение знаний и представлений о традиционных и современных материалах для

прикладного творчества.

Появление оригами в древнем Китае и в Японии, культурное наследие восточных стран.

Журавлик – символ счастья, кораблик – символ дружбы, голубь – символ мира.

Значение культуры других народов.

 Правилами поведения в кабинете.

Основные базовые формы.Базовая форма «рыба»,  «двойной треугольник», «птица», «лягушка».

1. Познакомить с основными правилами и приемами  складывания фигурок из бумаги.

2.Развитие мелкой моторики.

3. Совершенствование навыков трудовой деятельности.

Базовая форма «треугольник» ,«книжка», «двойной квадрат».

Базовая форма «дверь», «двойной дом»,«катамаран».

Базовая форма «воздушный змей», «блинчик».

Приемы складывания фигурок из бумаги.

Игрушки.

Игрушка, игра в жизни человека.

1. Познакомить с названиями основных обозначений в схемах.

2. Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях.

3. Использовать речь для регуляции своего действия.

Проведение досуга.  Атрибуты для игр, сделанные своими руками.

Изготовление игрушек по основным базовым формам.

«Волчок», «гном».

Изготовление игрушек по основным базовым формам.

«Хлопушка», «говорящая мордочка».

Отображение разнообразия животного мира.

Животный  мир, населяющий нашу планету.

1. Научить изготавливать квадрат из прямоугольного листа с помощью ножниц.

2. Формулировать собственное мнение и позицию.

3. Развивать умение выполнения поставленной творческой задачи.

Сказки, рассказы писателей о животных.

Опыт общения детей с животными.

Изготовление объемных фигурок зверей, птиц, насекомых.

Выполнение аппликаций. Изготовление персонажей театральных сюжетов, разыгрываемых детьми.

Изображение образа человека.

1.Формировать эмоционально-социальные навыки в процессе практической деятельности.

Способы изготовления объемных и плоскостных фигур.

Соединение «частей» человеческой фигуры. Узнавание базовых форм.

Игровые сюжеты. Составление композиций.

Одежда.

Изготовление знакомых моделей головных уборов.

1.Научить изготавливать технологическую карту бумажной модели

2.Развивать умение планировать свои действия.

3.Формирование познавательной инициативы.

Изготовление кепки, пилотки.

Предназначение головных уборов в профессиональной деятельности человека.

Сюжетно – ролевые игры с использованием изготовленных изделий.

Моделирование цветов.

1. Использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов.

2.Развивать умение высказываться в устной форме.

3.Формировать навык анализировать объекты, выделять главное.

Изготовление цветов по схемам и технологическим картам.

Проектирование праздничной открытки.

Изготовление цветов объемных и в виде аппликаций.

Проектирование деталей – дополнение к цветам.

Конструирование домов разного типа.

1. Развивать умение анализировать объекты, выделять главное.

2. Строить рассуждения об объекте.

3.Вопитывать трудолюбие.

Предназначение домов: жилой дом, учреждение, культовое здание.

Изготовление домиков для сказочных персонажей.

Конструирование разных видов транспорта.                                                                                                                   Наземный, подземный, воздушный, водный.

1.Развивать пространственное воображение.

2. Формирование культуры труда.

3.Научить пользоваться чертежными инструментами, ножницами

Основные части транспортных средств.

Профессия, связанные с транспортом.

Изготовление моделей воздушных и водных судов.

Составление тематических композиций.

Разработка проектов композиций изученных изделий.

1.Совершенствование трудовых навыков.

2.Развивать пространственное воображение.

3. Формирование умения выражать свои мысли  полно и точно.

Макеты, панно.

Цветовые решения. Выбор бумаги. Выбор основы, фона.

Изготовление деталей, дополняющих композицию.

Сюжетные композиции.

1. Развивать эстетический    вкус.

2. Воспитывать интерес к искусству.

3. Осваивать знания о преобразовании окружающего мира.

Иллюстрации, пейзаж, натюрморт.

Оформление художественных произведений в виде аппликаций.

Выбор цвета, фона, материала для иллюстрирования сюжета.

Закладки.

1.Развивать творческие способности.

2.Воспитывать наблюдательность.

3. Использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов.

Роль книги в жизни человека. Бережное отношение к книжным страницам.

Чтение отрывков из любимых книг с использованием закладок.

Изготовление закладок разного вида.

Мозаика.

Понятие «мозаика».

1.Развивать инициативу и самостоятельность принимаемых решений.

2.Воспитывать интерес познания нового и понимания прекрасного.

3. Формировать умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

Происхождение мозаики.

Мозаика из модулей базовой формы «блинчик».

Изготовление фигурок – частей для изготовления мозаичных конструкций разного вида.

Изготовление фигур для игр.

Любимые игры. Атрибуты для игр.

1.Развитие мелкой моторики рук.

2. Формирование творческих и  исследовательских способностей.

3. Научить красиво, выразительно эстетически оформить изделие.

Виды головных уборов, существующих в жизни.

Сказочные головные уборы.

Функциональное предназначение

шапочек ,колпачков, шляп.

Конструирование и моделирование украшений к празднику. Любимые праздники.

1. Развивать пространственное воображение.

2. Формировать умение создавать композиции.

3. Воспитывать эстетический вкус, эмоционально-положительное отношение к деятельности и полученному результату.

Праздники по временам года. Роль подарка для близких людей.  

Создание атмосферы праздника в помещении с помощью объемных украшений.

Изготовление реквизита для игры.

Коробки и письма. Значение упаковки для подарка и послания в письменном виде.

1.Развивать техническое и логическое мышление.

2. Научить творчески подходить к выполнению задания.

3. Расширять знания в области декоративно-прикладного искусства.

Предназначение коробок и шкатулок в быту.

Письма. Роль писем в жизни людей. Виды писем

Зачетное занятие.

Викторина по терминологии и распознаванию «базовых  форм». Выставка творческих работ.

Закрепить знания о геометрических фигурах и пространственных характеристиках; о технике оригами; о приемах складывания, сгибания оригами.

Перечень учебно-методического обеспечения

  • Проснякова  Т. Н  Программа «Художественное творчество»  
  • Проснякова  Т. Н « Забавные фигурки. Модульное оригами»,. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений)
  • Проснякова  Т. Н  Книги серии «Любимый образ» М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА
  • Богашеева З.А. « Чудесные поделки из бумаги» Москва -2011 г.
  • Соколова М.И. «Школа оригами».  Москва-2013г. Академия « Умелые руки»
  • Гарматин А. В. «Оригами для начинающих»  Москва 2012 г.
  • Санбур Смит  «Цветы оригами».  Москва-2010г. «ЭКСМО».
  • Электронные образовательные ресурсы: http://stranamasterov.ru

                                      http://www.encyclopedia.ru/

                                      http://www.nachalka.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. "Оригами и развитие ребенка" 2 класс

Полная рабочая программа по внеурочной деятельности "Оригами. Развитие ребенка" для 2 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Оригами 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности Оригами 3 класс предназначена для учителей начальных классов, а так же воспитателям группы продлённого дня....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами» 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" содержит : Пояснительную записку, Календарно-тематическое планирование, Основное содержание программы....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Оригами" 1класс

Курс Очумелые ручки «Оригами» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности правил, требований; дает возможность ...

рабочая программа по внеурочной деятельности " Оригами" для обучающихся 1-4 классов

Рабочая программа по внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Оригами" 1 класс ФГОС

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса....