Доброта
материал (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 401
Колпинского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия
Тема: «Доброта».
Автор: воспитатель ГПД
Зайцева Е.О.
Санкт-Петербург, Колпино
Цель: формирование представлений обучающихся об общечеловеческих качествах: доброте, милосердии, сострадании, их значимости в системе человеческих отношений.
Задачи:
- Научить выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков, правильные понятие «добра» и «зла».
- Развивать умение давать личностную оценку фактам, событиям и ситуациям жизни.
- Развивать навыки позитивного взаимодействия.
- Воспитывать стремление совершать добрые дела, уважать людей, ценить дружбу
Оборудование: сундучок с открытками, цветные карточки с пословицами для групповой игры, карточки для игры «Противоположности» (солнышко, цветок), клубочек ниток, толковый словарь В. Даля, магнитофон.
Технологии: групповая.
Участники: 4 класс
Ход мероприятия
На доске символ: две руки, пожимающие друг друга.
Слова «добрый», «друг», «дружба»,«добро», «доброта».
I) Вступительная беседа.
Озвучивание цели занятия.
-Добрый день! Сегодня на занятии мы будем говорить только добрые слова, потому что мы будем говорить о доброте.
-Ребята, как вы понимаете слово добро?
-Какого человека можно назвать добрым?
-Кому нужна доброта?
-В каждом человеке есть добро и зло, что больше
проявится, зависит от самого человека.
В толковом словаре ученого В.И. Даля понятие «доброта» описывается так – сочувствие, любовь на деле, готовность сделать добро всякому, жалостливость.
-Что вы можете сказать о доброте?
II) Высказывания обучающихся о добре.
1 ученик
Будьте добрыми с теми, кто вас окружает. Делайте людям добро и они отблагодарят вас тем же. Помните, что без добрых дел нет доброго имени.
2ученик
Творить добро- нет большей радости,
И людям помогать спеши
Не ради славы или сладостей
А по велению души.
III) Сюрпризный момент
-А теперь посмотрите на этот сундучок – он волшебный. Он может помочь нам в трудную минуту. Он наполнен добром и светом наших сердец. Возьмите из него по одному сердечку и прочитайте добрые слова: сочувствие, жалостливость, благодарность, взаимопомощь, бескорыстие, милосердие, уважение, вежливость, щедрость, внимание, забота, любовь, приветливость, дружелюбие, выручка, комплимент, предупредительность, ласка, понимание, услужливость, уважение к чужому мнению, помощь.
-Пусть эти слова сегодня будут всегда с нами и помогут нам!
IV) Анализ предложенных ситуаций.
-Послушайте ситуации, подумайте и объясните, почему так происходит?
1.Ученик, возвращаясь из школы, увидел на перекрестке бабушку, которая никак не решалась перейти улицу.
-Что бы вы сделали?
-Как вы думаете, что бы сказала бабушка?
2.Когда старушка-соседка попросила мальчика
сходить в магазин и купить ей хлеба, он согласился, но заявил, что за это она должна его чем-то отблагодарить.
- Можно ли просить за оказанную доброту плату? Ждать благодарности?
Вывод:- Главное в добрых поступках – это желание их утаить. Если поступок по-настоящему добрый, то он не нуждается в рекламе, он совершается бескорыстно.
3.Марина рассказала Светлане, своей подруге, свой маленький секрет. На следующий день она узнала, что многие девочки в классе знают о нем.
-Правильно ли поступила Светлана, что рассказала всем о тайне своей подруги?
4.Оля не выполнила домашнее задание по математике. Тогда Таня дала ей свою тетрадь с домашним заданием, чтобы списать его. Но через несколько дней Оля получила плохую оценку.
-Что надо было сделать Тане?
5. Школьники выступали на благотворительном концерте перед престарелыми людьми, а после концерта спросили:« А где же нам подарки? Мы ведь хорошо выступили!»
-Можно ли человека заставить быть добрым?
-Можно ли стать добрым на время?
Вывод: Доброта, добрые поступки, взаимопомощь, милосердие, внимание друг к другу живут в нашем обществе.
V) Работа с пословицами.
1. Игра «Найди правильный конец фразы»
-Сейчас мы будем читать предложения о доброте. Они перепутались. Нужно выбрать соответствующий конец фразы. Запись на доске.
Дружат птицы в глубине
Дружат рыбы в вышине
Дружит с небом разных стран
Дружат люди океан
Дружат солнце корабли
Дружат звезды и весна
Дружат в море всей земли
Дружат дети и луна.
2.Игра «Составь пословицу». Дети делятся на 2 команды, каждая команда получает набор вырезанных листочков с фразами, где есть начало и конец пословиц ( они обозначены разным цветом). Их задача собрать пословицы. Выигрывает команда, где правильно собраны все пословицы.
-Найдите по началу пословицы верный ее конец и прочитайте.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Сам погибай, а товарища выручай.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Дружба как стекло, разобъешь, не сложишь.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Чего себе не хочешь- того и другому не желай.
Про доброе дело - говори смело.
Добро помни, а зло забывай.
Доброе слово- дороже богатства.
Итог: -В народе, как видите, к доброте относились всегда по-особому. Есть такая пословица «Доброе слово и кошке приятно». Доброту понимают даже животные и растения. Т.е. еще один шаг к доброте- доброе слово. Добрые
слова говорят вежливые, культурные люди.
VI). Ситуации
Ситуация 1.
-Мама вернулась с работы. Не трудно узнать о чем ее думы, заботы?
Вопрос: -Предположите, о чем может думать мама?
Слова мамы: - «Вернусь, хорошо бы пошить, почитать…Да надо с уборкой возиться опять.»
-Чем можно помочь маме?
Ситуация 2.
Твой одноклассник упал у тебя на глазах и горько плачет от боли. Что ты предпримешь ?
Вывод:
-Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти к ним на помощь. Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и со взрослыми.
VII) Работа в командах.
1. Игра «Противоположности»
-Будем работать в группах.
Задание 1группе:
Заменить карточки-«лучики солнца» с плохими словами (грубый, злой, жадный, грустный, дерзкий) на хорошие (вежливый, добрый, щедрый,
весёлый, внимательный).
Задание 2группе:
Заменить «лепестки цветка» с плохими словами (горе, вражда, обман, злость, унижение) на хорошие (радость, дружба, правда, доброта, уважение).
- Прочитайте!
2.Игра «Сплети паутинку».
-Встаньте в круг, поиграем ! Вспомните, кто из нашего класса и какое добро сделал вам? Передавайте клубок с нитками тому, кто сделал вам когда-либо «добро», выручил вас, защитил, пожалел. Держите эту нитку в руках и передавайте клубок другому, тем самым, мы будем плести «паутину доброты».
-Посмотрите какая «паутина доброты» у нас получилась?
-Мы все переплелись добрыми делами друг с другом.
Вывод:
-Итак, я думаю, что мы с вами не зря провели время.
Надеюсь, что у вас появилось желание совершать добрые поступки, говорить друг другу добрые слова.
VIII) Рефлексия:
Будете выполнять эти правила?
-Давайте оценим нашу работу и пожелаем всем добра.
Чтение стихов детьми:
-Я желаю вам добра, доброй ночи до утра!
-Всем желаю добрых снов, добрых дел и добрых
слов!
-Я желаю вам в дороге друга доброго найти,
чтобы вместе сквозь тревоги и опасности пройти!
-Я желаю, чтобы с вами, людям было веселей!
Чтобы добрыми глазами вы смотрели на людей!
IX) Подведение итогов.
Чтение на экране.
-Давайте прочитаем и запомним:
ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ДОБРОТЫ:
-Доверять друг другу,
-Приходить на помощь,
-Не перебивать,
-Заботиться друг о друге,
-Помогать слабым,
-Быть честным, не выдавать чужую тайну,
-Уметь прощать,
-Каждый день делать добрые дела,
-Учиться не только говорить, но и слушать,
-Любить других.
Воспитатель: Спасибо, ребята, вы хорошо потрудились. Я надеюсь, что вы будете дружить всегда, быть везде вместе и радовать друг друга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ДОБРОТЫ
Ученики в форме занимательных вопросов и заданий учат Карлсона творить добро....
Классный час на тему: «Мой путь к доброте».
Классный час рекомендуется провести 17 февраля, в День Спонтанного Проявления ДобротыЦель:формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сфе...
«Уроки доброты» во втором классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»
laquo;Уроки доброты» во втором классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»Тема сегодняшнего часа общения “ Нравственность и доброта”.1. учитель: Сначала ответ...
«Урок доброты» . Тема классного часа «Нравственность и доброта»
laquo;Урок доброты» в первом классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»Тема сегодняшнего часа общения “ Нравственность и доброта”.1. Восптитатель: Сначала от...
сценарий урока Доброты "Доброта спасёт мир"
В нашей школе регулярно проводятся уроки Доброты, на которых мы савим следующие цели и задачи: Цель: воспитание уважительного, гуманного, внимательного отношения к инвалидам и п...
Уроки доброты. В. Осеева. Рассказы о доброте
Урок внеклассного чтения, 2 класс. Урок "открытия" нового знания с применением техноглогии сотрудничества. Цель урока - формирование представления о доброте как важнейшей нравственной ценнос...