Классный проект - как сделать классное дело интересным и содержательным.
учебно-методический материал

Чувилкина Елена Юрьевна

Выступление на МО классных руководителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_proekt_na_mo.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ РФМЛИ

г. Владикавказ РСО - Алания

Выступление

на МО классных руководителей

на тему:

 «Классный проект - как сделать классное дело интересным и содержательным»

Классный руководитель 4 «а» класса

Чувилкина Е.Ю.

2023-2024 уч.год

«Воспитание детей –рискованное дело. Ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим».

Демокрит

        Вопросы образования, развития и воспитания подрастающего поколения всегда являлись одним из самых актуальных и приоритетных в любом обществе и в любую эпоху. А так как этот процесс начинается с самого раннего возраста, то основная ответственность за его успешную реализацию возлагается на школу, учителя, классного руководителя, воспитателя. Каждый ребёнок уникален и неповторим, и задача педагогов классных руководителей, воспитателей, состоит, прежде всего, в том, чтобы, применив все свои знания, проявив такт и терпение, сориентировать маленького человека на то, что действительно ценно и значимо в жизни, что позволит ему стать полноценной личностью, а главное, индивидуальностью.

        

Согласно требованиям, нового Федерального государственного образовательного стандарта процесс взаимодействия школы и детей должен быть направлен на «воспитание, социализацию и духовно-нравственное развитие обучающихся, их самоидентификацию и гражданское становление».

Главной формой внеклассной работы остаётся классный час. Задача классного руководителя заключается в оптимальном выборе формы проведения классного часа в зависимости от возраста учащихся и поставленных целей работы.  

Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Другими совами, это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить.

Наиболее распространены следующие формы проведения тематических классных часов:

1) беседа на определенную тему (ученики рассуждают на заданную тему, что учит их формировать и высказывать свое мнение);

2) дискуссия, диспут, дебаты, (класс делится на группы, представители которых высказываются в защиту противоположных позиций по данному вопросу; такая форма помогает вовлечь учащихся в обсуждение различных проблем, учит выслушивать и понимать мнение других, отстаивать свою точку зрения);

3) совещательные группы (класс делится на небольшие группы, каждая из которых в течение короткого отрезка времени обсуждает данную тему или проблему, затем представитель группы сообщает выводы, сделанные его командой; подобная форма проведения классного часа способствует общению внутри группы, развитию мышления у детей, умению работать в команде, делать самостоятельные открытия при изучении материала);

4) ролевая игра (коротко проигрывается проблемная ситуация, после чего ученики имеют возможность ее обсудить, проанализировать и сделать выводы; такая форма помогает лучше понять проблему, прочувствовав ее через обыгрывание той или иной роли);

5) тематическая лекция (раскрываются важные для школьников темы, такие как курение, наркомания, безопасность, здоровье и т. п.; кроме того, лекции могут быть познавательными — о культуре, традициях, биографиях и т. д.);

6) классное собрание (распределяются обязанности между учениками, даются различные поручения, выслушиваются отчеты о выполнении поручений);

7) час общения (такая форма предполагает рассмотрение тем, интересующих учеников, решение возникших в классе проблем посредством их обсуждения; учит школьников быть откровенными друг с другом и преподавателем, не бояться и уметь разрешать конфликтные ситуации);

8) вопросы и ответы (преподаватель и ученики имеют возможность задать друг другу любые интересующие их вопросы, что способствует развитию отношений между ними, открытости и помогает решать возникающие проблемы);

9) экскурсия (позволяет полезно организовать досуг учащихся);

10) игры-путешествия (развивают воображение учеников, помогают в игровой форме расширить их кругозор);

11) тренинги (обучают школьников правильному поведению в тех или иных ситуациях, закрепляя это на практике через проигрывание определенных сценариев);

12) театральные постановки (развивают творческий потенциал учащихся, способствуют их культурному воспитанию);

13) игры, подобные телевизионным шоу, таким как «КВН», «Брейн-ринг», и т. п. (в интересной для учащихся форме преподносится познавательный материал, участие в командах вырабатывает умение сплачиваться).

Алгоритм подготовки классного часа:

  1. Определение целей и задач.
    2. Выбор формы воспитательной работы, определение жанра и название мероприятия.
    3. Создание психологического настроя.
    4. Предварительная подготовка.
    5. Проведение самого мероприятия.
    6. Педагогический анализ.

Технологические аспекты организации классного часа:

• определение тематики классных часов на новый учебный год;
• уточнение темы и цели классного часа, выбор формы проведения;
• определение времени и места проведения классного часа;
• определение ключевых моментов и разработка плана подготовки и проведения классного часа;
• подбор соответствующего материала, наглядных пособий, музыкального оформления по теме;
• определение участников подготовки и проведения классного часа;
• распределение заданий между участниками;
• проведение классного часа;
• анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.

        Основные принципы деятельности при организации и проведении классных часов:

1. Принцип взаимосвязи сознания и деятельности предполагает выбор таких форм и методов работы, которые воздействуют одновременно и на сознание, и на поведение ребенка.
2.
Принцип личностно-ориентированного подхода предполагает приоритетное внимание к развитию личностных качеств ребенка.
3.
Принцип вариативности предполагает гибкое следование программе воспитательной работы и корректировку содержания работы с учащимися в зависимости от актуальности тех или иных проблем, вопросов, мероприятий, дел, акций.
4.
Принцип продуктивности  получение классным руководителем реального и практического продукта, имеющего ценность для формирования личности ребенка.

В памяти ребёнка остаётся то, что было эмоционально окрашено и найдено в продуктивной деятельности. Поэтому на классных часах в своём классе я часто использую лэпбук.

Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). Еще его называют тематическая «папка» или «книжка-раскладушка». Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, «гармошками», вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-то теме.

Методика создания лэпбука, как проектная деятельность, была изобретена американцами, которые ее активно используют для обучения детей на дому. Мы делаем лэпбуки группами обучающихся на уроках и классных часах.

Лэпбук - это не только отличный способ выполнить самостоятельную или групповую исследовательскую работу, но он может быть еще и формой представления итогов проекта.

Таким образом, можно сказать, что лэпбук - это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у обучающегося творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

Интересное и полезное исследование можно провести во время экскурсии «Безопасная дорога до школы».

Так мы рассчитали, как максимально быстро и безопасно может добраться до школы Альбер М., который живёт ближе всех к школе, но часто приходит на занятия с опозданием. Посчитали расстояние в шагах, засекли время движения, обратили особое внимание на два перекрёстка, которые Альберту встретятся на пути.

Результат исследования: Альберту необходимо выйти из дома в 8 часов утра и двигаться со скоростью 55 шагов в минуту, чтобы, аккуратно переходя дороги, прибыть в школу в 8.15, как требует распорядок дня учебного заведения.

Это исследование будет полезным всем ученикам, позволит каждому рассчитать время движения до школы, и сократить количество опаздывающих на первый урок.

Ребенок - горящий факел! Это, то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Как сделать классное дело интересным и содержательным?"

Презентация "Как сделать классное дело интересным и содержательным?"...

Доклад «Как сделать классное дело интересным и содержательным?»

Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Другими совами, это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узн...

Доклад "«Как сделать классное дело интересным и содержательным?»

Ярмарка педагогических идей на тему: «Как сделать классное дело интересным и содержательным?»...

Применение инновационных технологий в воспитательной работе. Как сделать классное дело интересным и содержательным.

Реализация программы социальной активности обучающихся «Орлята России» в МБОУ «СОШ № 9», г. Зима (2022-2023гг)...