Экологическое воспитание через знакомство с животным миром на базе Отделения дополнительного образования детей "Садово-архитектурного колледжа"
статья на тему
Одной из задач Отделения дополнительного образования детей является воспитание экологической культуры, как составной части общечеловеческой. Для ее реализации используется весь потенциал ОДОД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_cherez_obshcheni1.docx | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание через знакомство с животным миром
на базе ОДОД «Петербургская усадьба» СПб ГБ ПОУ «Садово-архитектурного колледжа».
Окружающая природа – непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления. Ребенок впервые сталкивается с миром зверей, птиц, насекомых, растений. Одним из важнейших проявлений личности, по которым можно судить о том, насколько значителен и интересен человек, является его отношение к окружающей природе.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с ней положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья.
Уже в раннем возрасте дети начинают интересоваться природными объектами и явлениями природы.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли; В. Г. Белинский, А. И. Герцен говорили о необходимости приобщения детей к природе, к возбуждению стойкого и глубокого интереса к ней. К. Д. Ушинский придавал природе большое значение, он был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи К. Д. Ушинского нашли дальнейшее развитие в трудах Е. Н. Водовозовой, Е. И. Тихеевой, О. Иогансон, А. А. Быстрова, Р. М. Басс, А. М. Степановой, Э. И. Зилкинд.
В основе общения дошкольника с живой природой лежит отношение старшего к младшему (проявляется потребность ребенка ласкать, заботиться о растениях и животных). В. А. Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать».
Общение с природой имеет большой психолого-педагогический потенциал, но проблема заключается в том, что без готовности его «видеть», без соответствующей внутренней активности он так и останется потенциалом, не станет осуществившейся возможностью.
Знакомство с животными проводится не только на занятиях, но и в повседневной жизни: наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, дидактические игры – все мероприятия в комплексе обеспечивают успешность работы по ознакомлению дошкольников и младших школьников с животными. При этом осуществляется взаимосвязь повседневной работы и обязательных занятий. Она может быть различной: наблюдения за животными во время прогулки, чтение книги, которая заинтересовала детей, дают толчок для углубленного анализа на занятиях поведения животных, и наоборот: та или иная тема, начатая на занятии, расширяется и конкретизуется в дальнейшей повседневной работе.
Особое значение имеет непосредственное общение детей с природой в процессе наблюдения – целенаправленного восприятия сложного познавательного процесса, в котором проявляется единство чувственного и рационального. Наблюдения помогают детям систематически знакомиться с миром животных и проявлять свое внимательное и бережное отношение к нему. У ребенка формируется принцип «не проходи мимо». Они замечают не только необычное, удивительное, но и в обыденном, привычном начинают находить интересное.
Среди опосредованных приемов ознакомления детей с животными большое значение имеют беседы и рассказы педагога. Яркость, образность и конкретность языка художественных произведений природоведческой тематики также способствует ознакомлению дошкольников и младших школьников с животными. Используя разные формы общения с детьми, педагог дает им примеры положительного отношения человека к природе; воспитывает у ребят ответственность, доброту, учит проявлять заботу о растениях и животных, рассказывает о необходимости защиты и охраны природы, о труде людей в заповедниках и заказниках.
На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
В возрасте младшего школьника происходит некий скачок в процессе развития у детей экологической культуры, формирования осознанного отношения к окружающей среде.
Экологическое воспитание младших школьников основывается на трех принципах: систематичности, непрерывности, междисциплинарности.
Экологическое воспитание подразумевает соблюдение определенной последовательности. Прежде всего, рассматриваются все природные объекты по отдельности, после чего изучается их непосредственная взаимосвязь между собой, в особенности между предметами неживой и живой природы. Последний этап разъясняет школьникам происхождение природных явлений разного характера.
Ребята начинают понимать, что к животным и птицам, растениям необходимо относиться с особой бережностью. Заботиться о живых существах это не только интересно, но и правильно. Помнить - что природа - это необходимое условие, без которого человечество не могло бы существовать.
Экологическое воспитание младших школьников обеспечивает получение знаний ребенком, которые в будущем способны формировать ответственное отношение к объектам природы.
Дети осознают, что для обеспечения полноценной жизнедеятельности и сохранения человеческого здоровья очень важно заботиться о природных ресурсах.
Особенно важно закрепить приобретенные детьми знания в их практической деятельности.
Уникальные условия для экологического воспитания ребят имеются в Отделении дополнительного образования детей Садово-архитектурного колледжа. Огороженная территория 4,3 гектара с дендропарком, плодовым садом, альпийской горкой, учебно-опытными участками цветоводства, овощеводства, декоративных растений и кустарников, лекарственных растений, экспозицией «Детский цветоогород». Учебный корпус с зимним садом, 4 оранжереями, учебными кабинетами. Есть зооуголок с ручными контактными животными.
Благотворное влияние животных на детей общеизвестно. Детские психологи на вопрос, стоит ли давать ребенку возможность общаться с животными, дают однозначно положительный ответ. Однако, не все дети по тем или иным причинам могут общаться с животными в домашних условиях. Этот пробел в их воспитании восполняется в ОДОД, где есть живой уголок с разнообразными животными. Ребята выбирают питомца себе по душе и уделяют ему чуть больше внимания, чем остальным обитателям зооуголка.
Животные стимулируют интеллектуальное развитие детей, являются первым источником знаний о природе. Ребенок должен получить возможность как можно больше контактировать с животными, изучать их особенности, поведение, наблюдать за их повадками.
Животные помогают развитию у ребенка всех органов чувств. Никакая обучающая игрушка, даже самая замысловатая, не произведет такого эффекта, как живое существо. Животное можно погладить, можно послушать его голос.
Через органы чувств дети воспринимают формы, запахи, особенности окраски животного, мягкость его шерсти, твердость панциря, гладкость кожи, звуки, которые животное издает в разных состояниях. Кроме того, внимательное наблюдение за животными в живом уголке с обсуждением этих наблюдений помогают развивать у ребенка логическое мышление. Дети учатся понимать причинно-следственные связи.
Животные воспитывают детей и в нравственном отношении. Общение с ними приносит детям множество положительных эмоций, которые необходимы человеку в любом возрасте. Это источник первых переживаний, забот и радостей. У детей формируются чувство ответственности, привязанность к кому-то, привычка заботиться о ком-то, кто слабее, чем они. Приносят животные и удовольствие от созерцания их естественной красоты, красоты природы. У ребенка начинается формирование духовной экологической культуры, он учится проявлять бережное и заботливое отношение ко всем живым существам, которые его окружают.
Животные являются источником эстетического воспитания, развития. Они побуждают ребенка к творческой деятельности. Свои впечатления от общения с животными ребенок выражает в работах: стихах, рассказах, рисунках, аппликациях, поделках.
В процессе наблюдения за животными зооуголка и во время практических занятий с питомцами формируется бережное, заботливое отношение к природе. Ребята осознают зависимость состояния животного от удовлетворения потребности животного в пище, воде, физических нагрузках, обеспечении правильных условий содержания. Освоение этих связей оказывает влияние на отношение ребенка к труду: труд становиться более осмысленным и целенаправленным.
Залогом успеха является правильность организации занятий.
В ОДОД наряду с традиционными занятиями в объединениях зоологического профиля с успехом проводятся интерактивные экскурсии и занятия по образовательной программе «Погружение в природу» для начальной школы.
Эффективность всей воспитательной работы заметна, когда у ребенка появляется живой интерес к еще большему познанию и изучению окружающего мира.
Прививать детям с малого возраста любовь к природе, заинтересовать их проблемами экологии – это одна из главных целей образования на сегодня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Отделение дополнительного образования
Рабочая программа. Декоративно-прикладное искусство....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Отделения дополнительного образования детей "Зеленый пакет"
Программа является начальным этапом для изучения образовательной программы «Экологический отряд» и направлена на подготовку ребят к выполнению серьезных исследований в рамках программы «Экологический ...
Подготовка учащихся к сдаче норм ВФСК ГТО в начальной школе через отделение дополнительного образования
В этой статье я рассказываю, как подготавливаю детей к сдаче норм ВФСК ГТО...
"ВКЛЮЧЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ КУКЛЫ-ОБЕРЕГА В КОМПОЗИЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ В ОТДЕЛЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ"
Актуальность. В настоящее время интерес к истории куклы в вепсском народном костюме возрождается мастерами домов народного творчества. В школьные программы не включены уроки по знакомству с искусством...
Конспект дистанционного занятия "Знакомство с животным миром"
Как нарисовать животный мир? Учимся рисовать просто, легко, поэтапно ...