Классный час"Что значит быть другом"
классный час (4 класс) на тему

Буянкина Нина Александровна

беседуем о настоящей дружбе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл классный час31.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Что значит быть другом».


Цель: раскрыть личностную и социальную значимость дружбы как одного из высших человеческих чувств, рассмотреть понятие «быть другом».

Задачи:  • формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу;

     • формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения); способствовать формированию дружеских отношений в коллективе как основы комфортной образовательной среды;

  • содействовать воспитанию чувства коллективизма, сплочённости, умения работать в команде через групповую работу, познавательные игры;
  • работать над осознанием и развитием чувства личной ответственности за свои поступки;
  • обогащать словарный запас учащихся через введение новой лексики;
  • расширять кругозор учащихся посредством изучения исторических сведений.

Предварительная подготовка: Класс разбивается на творческие группы

Оборудование: 

  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • электронная презентация "«Что значит быть другом»
  • детская песня «Настоящий друг»
  • лепестки для "Цветка дружбы";
  • дерево дружбы с написанными на них качествами, которыми должен обладать  настоящий друг.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент

- Уважаемые ребята! Я рада вас приветствовать на беседе, посвящённой одной важной теме. Угадайте какой? А мы с ребятами вам поможем.

Детям заранее даются отрывки из стихотворений:

"Что такое дружба?"-

Спросила я у птицы.

- Это, когда коршун
Летит рядом с синицей.

Спросила я у зверя:
"Что такое дружба?"

- Это, когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.
А после спросила я у девочки:

"Дружба что такое?"

- Это что-то огромное,
Радостное, большое.

Это, когда ребята все сразу,
Вместе играют.

Это, когда мальчишки
Девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети! –
1минута

2) - Скажите, пожалуйста, о чем это стихотворение?

 - Ребята, как вы понимаете слово «дружба»? «Дружба – это …».

В толковом словаре говорится, что ДРУЖБА – это Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

  • Дружба - это удивительные отношения между людьми. Как правило, дружат люди, у которых похожи интересы, характеры, темпераменты. Дружеские отношения чаще начинаются в вашем возрасте. Поэтому надо сейчас работать над тем, чтобы у вас появились друзья, надо самим быть хорошим другом.
  • А каким должен быть друг и «Что значит быть другом» об этом мы  сегодня и поговорим с вами. – 1 минута

а). Работа в группах

С давних времён люди размышляли о дружбе. Это слово имеет в русском языке много родственных слов. Вам сейчас и предстоит собрать семейку родственных слов к слову "дружба".

Подберите однокоренные слова к слов у "дружба".

(Группам даны конверты со словами: друг, дружить, дружный, дружелюбный, дружественный, дружок, подруга, сосед, родственник, одноклассник, приятель, знакомый, товарищ.

Дети выбирают однокоренные слова, написанные на лепестках. Лепестки относят к доске и прикрепляют их к ЦВЕТКУ ДРУЖБЫ.)

Итак, вы назвали семейку однокоренных слов. Вот какая большая семейка получилась! А мне известно ещё одно родственное слово - дружина.

Очень давно, когда люди жили маленькими селениям, во главе их стоял князь. Чтобы защитить селение от врагов, набирал он себе верных, храбрых и мужественных людей в своё войско, которое называлось дружина. Каждого воина позже стали называть друг. И были воины дружны, друг за друга горой стояли , в обиду Русь - матушку не давали.

Я добавлю в ЦВЕТОК ДРУЖБЫ слово дружина. – 3 минуты

Б) Расцвёл цветок, заиграл всеми цветами радуги. Настоящий Цветик-Семицветик из сказки В. Катаева.

 На какое желание потратила Женя свой последний лепесток? (Вылечила больного мальчика).

Можно сказать про Женю, что она поступила как настоящий друг? 

в) Я тоже загадала желание для моего лепестка.

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели. -
Вели, чтобы у каждого из нас был настоящий друг!

Иметь настоящего друга - это великое счастье в жизни. – 1 минут

- А какими качествами должен обладать настоящий друг?

3). Работа в группах

А сейчас я вам предлагаю построить  «Дерево дружбы». Листочки дерева вы заполните фразами о том, какими качествами должен обладать настоящий друг.

(Ребята из команд пишут качества). После того как напишут, прикрепляют на дерево. (Детям даны конверты со словами на бумаге - подсказки:

- справедливость, честность, недопонимание друг друга, грубость, доверие;

 - доброта, отзывчивость, зависть, упрямство;

 - умение сотрудничать, вежливость, драчливость, хвастовство;

, порядочность, эгоизм, нежелание уступить друг другу.

_ Что вы написали? Какие качества вы не выбрали?

  А нужно ли и вам обладать такими качествами как и ваш друг? – 3 минуты

Известный учёный, знаток русского языка В.И.Даль (Приложение1, слайд 16) говорил, что дружба и друг должны быть бескорыстными. Как вы понимает это слово? (Это значит, что дружат не для того, чтобы тебе что-то сделали или подарили, не для выгоды. Дружат бескорыстно.)  Добавим слово "бескорыстие"? Этой чертой характера обладает настоящий друг. Друг всегда бескорыстен, дружит "просто так", не для выгоды.

Вывод: к сожалению, отдельные ребята склонны к дружбе с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушки, марки, книги. Эти ребята живут по правилу "ты- мне, я- тебе". Это можно назвать дружбой?

(Дружить надо не для того, чтобы друг тебе что-то хорошее сделал, не потому, что это выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды).

А чтобы друга настоящего сберечь, надо прислушаться к народной мудрости - пословицам. – 2 минуты

4 ."Пословицы и поговорки о дружбе" – 2 минуты

- Нет друга - ищи, а нашёл::.(береги).

- Новых друзей наживай, а старых:..(не теряй).

- Человек без корней, что дерево ::(без корней).

- Дружба крепка не лестью, а ::..(правдой и честью).

- Друзья познаются в::.(беде).

И еще 5 на детских рисунках  - Старый друг лучше новых двух.

- Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

- Нет друга - ищи, а нашёл - береги.

- Был бы друг, найдётся и досуг. 

5). «Ссора». Физкультурная минутка.

Какое прекрасное слово "друг"! Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, секретничать.

 Но иногда мы ссоримся с друзьями: не поняли друг друга, не уступили в споре, обидели по пустякам. Как тогда становится у вас на душе? Вы переживаете размолвку с другом? Из-за ссор, недопонимания дружба может разрушиться. Друга легко потерять. Что же тогда делать? ( Найти в себе силы и мудрость простить другу его ошибки, признать свои и помириться.)

Когда я была такая, как вы, мы мирились "мизинчиками". А вы так умеете? Давайте встанем, возьмем себе пару. ("Мирись, мирись и больше не дерись:.") –

Скажите, а какие способы примирения есть у вас? Приведите примеры. – 3 минуты

3. Составление правил дружбы.

- Вы замечали, что чем лучше и добрее вы относитесь к своим сверстникам, тем

больше друзей среди них появляется у вас?

Как нужно разговаривать с друзьями?

Хорошее другу сказать так приятно,
Услышать такое же хотим мы в ответ.

Ребята! Так что значит быть другом? Какие советы мы дадим тому, кто хочет стать другом кому- нибудь? – 3 минуты

Мы с вами составили правила дружбы. Соблюдая эти правила, я думаю, вы никогда не потеряете друга. Будьте верными, чуткими, вежливыми друг к другу. Не надо быть зазнайками, ябедами. Берегите ваших друзей от неверных поступков, приходите к ним на помощь и тогда вас назовут настоящим другом.

Я тоже сделала для вас памятки, чтобы вы не забыли, что значит быть другом. И подарю их вам сейчас.

Правило 1. Общайся доброжелательно.

Правило 2.  Поддержи друга.

Правило 3. Помоги ему во всём.

Правило 4. Радуйся успехам друга.

Правило 5. Будь внимателен к другу.

Правило 6. Умей признать свои ошибки и попросить прощения.

Правило 7. Берегите дружбу!

Спасибо за работу. Вы настоящие друзья.

Итог общения.

Мы интересно с вами   сегодня пообщались. Меня порадовали ваши искренние слова о друзьях. Спасибо всем! – 1 минута

Релаксация.  Добрая песенка о дружбе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Что значит быть толлерантным?».

          знакомство учащихся с общечеловеческими ценностями;            воспитывать доброжелательность, ум...

«Что значит быть другом»

«Что значит быть другом»...

Классный час "Что значит быть культурным человеком"

Цель:способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера; развивать умение общаться с людьми, анализировать свои поступки и оценивать их;  воспитывать ...

Классный час "Что значит быть добрым"

Классный час "Что значит быть добрым"...

Классный час "Что значит быть счастливым?"

Данный классный час предназначен для учителей начальной школы. Данная разработка содержит конспект, презентацию и фрагмент мультфильма "Как ослик счастье искал". Цель классного часа: познакомить учащи...

Классный час "Что значит быть здоровым?"

В игровой форме дети знакомятся с правилами здорового образа жизни...

Конспект классного часа "Что значит быть счастливым?" (4 класс)

Цели: - знакомство учащихся с понятием «счастье»;- помочь осмыслить каждому ученику в течение классного часа понятие «счастье» применительно к самому себе....