Учусь создавать проект
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Кошечкина Людмила Геннадьевна

Программа по внеурочной деятельности 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchus_sozdavat_proekt_1_klass.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение …..

«Рассмотрено»                         «Согласовано»                         «Утверждаю»

Руководитель М\О                 Зам. директора по УВР             Директор……

учитель начальных классов           ________/_________/                _________/_________/

________/_________/                                                         (приказ от _____№____)                                                  

(протокол от ___№ __)    

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«УЧУСЬ СОЗДАВАТЬ ПРОЕКТ»

На основе: авторской программы Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова.      

 «Учусь создавать проект» 1 класс, Москва: Издательство РОСТ, 2012 г

Учитель:

Кошечкина Л.Г.

Уровень: базовый

Класс: 1…

Годовой курс: 33 часа

Количество часов в неделю: 1 час

       г.о. Самара  2015

Пояснительная записка

В связи с необходимостью перехода от традиционного образования к образованию инновационному, реализующему общий принцип развития младшего школьника, возникает необходимость перехода на новые формы и методы обучения с использованием новых учебников и учебных пособий. Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология.

Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6—10 лет.

Курс включает 138 часов по 1 занятию в неделю. 34 занятия с 1 по 4 классы и резервные занятия «Советы на лето от Мудрого дельфина».

Учебно-исследовательская и экспериментальная  деятельность – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

  • постановка проблемы, формулирование темы;
  •  выдвижение гипотез;
  • овладение методами исследования;
  • сбор собственного материала для эксперимента ;
  • обобщение, выводы;
  • защита работы.

Программа рассчитана на учащихся 1 классов, занимающихся исследовательской и экспериментальной работой.

С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы:

  • игры; опыты;
  • работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями;
  • интеллектуальные головоломки;
  • практические занятия;
  • работа в компьютерном классе;  
  • дискуссии, беседы.

Цель: Создание условий для активизации личностного потенциала  учащихся через проектную деятельность.

Задачи 

  1. Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
  2. Познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании.
  3. Обучить основам оформления работ.
  4. Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
  5. Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Актуальность

Максимальной эффективности процесса обучения можно достичь при условии погружения учащихся в атмосферу творческого поиска исследовательской деятельности. Только когда ребятам интересно, когда они заинтересованы, делают полезное и важное дело, лучше усваивается материал. Создание условий для активизации личностного потенциала учащихся, а также гармоничного сочетания, с одной стороны, индивидуализации освоения знаний и, с другой стороны, коллективных форм их применения дает проектная технология. 

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим  наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов путем анализа информации, проведения эксперимента и исследований.

Метод проектов является эффективным средством личностного развития школьника. Он ориентирует образовательный процесс на творческую самореализацию личности, формирует активную самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении и способствует социализации обучающихся, что, в конечном счете, и является одной из целей учебно-воспитательного процесса.

Ожидаемый результат:

1.Интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка.              

2.Умение работать с информацией.

3.Опыт целеполагания.

4.Ребёнок приобретёт опыт планирования.

5.Расширение кругозора.

6.Развитие мышления.

7.Развитие эмоциональной сферы.

8.Опыт публичного выступления.

  1. Общеучебные организационные умения
  • Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление.
  • Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

  1. Общеучебные умения поиска сведений
  • Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
  • Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»).

  1. Творческие общеучебные умения
  • Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.

  1. Менеджерские умения и навыки
  • Умение проектировать процесс (изделие).
  • Умение планировать деятельность, время, ресурсы.
  • Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.
  • Навыки анализа собственной деятельности.

5.Коммуникативные умения

  • Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы.
  • Умение вести дискуссию.
  • Умение отстаивать свою точку зрения.
  • Умение находить компромисс.
  • Навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
  1. презентационные умения и навыки.
  • Навыки монологической речи.
  • Умение уверенно держать себя во время выступления.
  • Артистические умения.
  • Умение использовать различные средства наглядности при выступлении.
  • Умение отвечать на незапланированные вопросы.
  • Применение полученных знаний. Деятельностная компетентность.
  • Практическая работа над проектами предполагает постоянное применение как знаний, полученных при работе над темой, так и знаний, полученных на уроках в классе.
  • Разнообразные действия при работе над проектами можно рассматривать как аналог деловой деятельности взрослых, как постоянный источник жизненных ситуаций, требующих применения имеющихся у школьника умений для их решения.

  1. Привлечение родителей
  • Привлечение родителей необходимо  для  установления взаимоотношений между детьми и родителями, для налаживания плодотворных связей между семьей и школой.
  • Когда дети видят, что их родители участвуют в работе учителя, у них возрастает чувство собственной значимости. Детям дают понять, что самые главные взрослые в их жизни заботятся о них.  
  • Хорошие, дружеские отношения между семьей и школой идут на пользу всем детям. Когда родители становятся активными помощниками учителя, дети получают положительную мотивацию.

Тематическое планирование для 1  класса

№ занятия

Тема

Кол-во часов

1

Кто я? Моя семья.

1

2

Чем я люблю заниматься. Хобби.

1

3

О чем я больше всего хочу рассказать.

Выбор темы проекта.

1

4

Как собирать материал?

1

Твои помощники. Этап.

5

Повторение. Давай вспомним.

1

6

Проблема.

1

7

Проблема. Решение проблемы.

1

8

Гипотеза. Предположение.

1

9

Гипотеза. Играем в предположения.

1

10

Цель проекта.

1

11

Задача проекта.

1

12

Выбор нужной информации.

1

13

Интересные люди- твои помощники.

1

14

Продукт проекта.

1

15

Виды продукта. Макет.

1

16

Повторение пройденных проектных понятий.

1

17,18

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту.

2

19,20

Мини-сообщение. Семиминутное выступление.

2

21

Выступление перед знакомой аудиторией.

1

22,23

Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета.

2

24

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.

1

25,26

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией.

2

27

Повторение. Давай вспомним.

1

28

Играем в ученых.«Мобильные телефоны».Это интересно.

1

29

Играем в ученых. Поилка для цветов.

1

30

Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно.

1

31

Тест «Чему я научился?» Памятка для учащегося-проектанта.

1

32,33        

Твои впечатления от работы над проектом. Пожелание будущим проектанта. Твои советы им.

2

34

Советы на лето от Мудрого Дельфина

1

                 Методическое  обеспечение программы

Основное содержание программы – знакомство с проектной деятельностью, подробное, занимательное, доступное для младших школьников изучение её этапов, пробы собственных  практических действий.

В реализации программы используются следующие методы и формы:

-системно-деятельностный подход, проектная технология;

-элементы игровых технологий,

-ИКТ-технологии,

-наблюдения,

-занимательные творческие задания,

-работа со словарями,

-анкетирование,

-обучение созданию компьютерной презентации

 и др.

                              Содержание программы

Рубрика « Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее.Эти минутки поучительны и интересны.Они вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.

Практические занятия « Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким –либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

Рубрика « Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

Рубрика « Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление, память и способность к восприятию.

Список литературы

  1. Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей.- 3 –е изд. /
  2. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18. – С. 68-74.
  3. Карпов, Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе  / Е. М. Карпов // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. - № 6. – С. 54-63.
  4. Лебедева, С. А. , Тарасов, С. В. Организация исследовательской деятельности в гимназии / С. А. Лебедева, С. В. Тарасов // Практика административной работы в школе. – 2003. - № 7. – С. 41-44.
  5. Психология одарённости: от теории к практике [Текст] / Под ред. Д. В. Ушакова. – М.: - ПЕР СЭ, 2000. – 80 с.
  6. Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] / А. И. Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. - № 1. – С. 30-33.
  7. Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. - № 4. – С. 144-148.
  8. Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 1 и 2 класса: В 2-хчастях. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 56 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа авторского факультатива "Учусь создавать проект" 2 класс

Учебно-исследовательская и экспериментальная деятельность как способ организации учебно-воспитательного процесса в рамках реализации ФГОС стала основной. Такая деятельность связана с решением ученикам...

Пояснительная записка к обучающему и развивающему курсу для младших школьников "Учусь создавать проект". Развитие познавательных способностей

Пояснительная записка включает общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмет...

Рабочая программа по обучающему и развивающему курсу "Учусь создавать проект". Развитие познавательных способностей.

Рабочая программа составлена для второго класса и включает темы занятий, формы организации внеурочной деятельности по курсу, деятельность учителя и учащихся; формируемые УУД....

Презентация по теме "Цели и задачи проекта" 1 класс Курс "Учусь создавать проект" Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова

Презентация по теме "Цели и задачи проекта" 1 класс. Внеурочная деятельность. Обучающий и развивающий курс "Учусь создавать проект" Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова....

Внеурочное занятие по проектной деятельности для обучающихся 1 класса курса "Учусь создавать проект" по теме: "Цель проекта"

Занятие разработано по программе курса  Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой "Учусь создавать проект" с учётом возрастных особенностей обучающихся и специфики самой программы. Отвечает требованиям постр...

Технологическая карта занятия кружка по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Учусь создавать проект» Тема: Выполнение презентации по теме проекта.

Технологическая карта занятия кружка по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Учусь создавать проект»Тема: Выполнение презентации по теме проекта....