Программа по дополнительному образованию "Мой Край"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата провед. |
1. | Мой край | 1 ч | |
2. | Экскурсия на Мухар - Булаг | 1 ч | |
3. | Деревья нашего края. | 1 ч | |
4. | Экскурсия в школьный огород. | 1 ч | |
5. | Золотая осень. | 1 ч | |
6. | Насекомые осенью. | 1 ч | |
7. | Перелетные птицы. | 1 ч | |
8. | Зимующие птицы. | 1 ч | |
9. | Столовая для птиц. | 1 ч | |
10. | Экскурсия на Мурин. | 1 ч | |
11. | Как звери зимуют. | 1 ч | |
12. | Игра «Живая и неживая природа» | 1 ч | |
13-15 | Бурятский ехор | 3 ч | |
16. | Загадки о природе. | 1 ч | |
17-18 | Благопожелания бурят. | 2 ч | |
19. | Пословицы и поговорки о природе. | 1 ч | |
20-23 | Бытовые бурятские народные сказки. | 4 ч | |
24. | Песни о птицах. | 1 ч | |
25. | Рисунки «Растения нашего края» | 1 ч | |
26. | Рисунки « Лесные обитатели» | 1 ч | |
27. | Лепка животных. | 1 ч | |
28. | Ребусы и кроссворды о природе. | 1 ч | |
29. | Частушки. | 1 ч | |
30-31 | Изготовление кормушек. | 2 ч | |
32. | Выставка работ «Красив мой край, в любое время года» | 1 ч | |
33 | Скоро лето. Игры. | 1 ч |
Тематическое планирование в 1 классе
Список литературы:
литература | автор | Издательство |
Певцы родной земли | Андрей Румянцев | г. Улан Удэ Бурятское книжное издательство 1985г, 1987г |
В.Ш.Гунгаров, С.С.Бардаханова, Д.Ц.Бальжинимаева | Буряад ульгэрнууд | |
Ц-Д.Д.Дондокова, Ц-Б.Б.Бадмаева, Л.Д.Тапхаев | Барбаадай | |
Т.Т.Манданов | Обретения и потери | Иркутск 2008г |
В.Б.Бартуева, А.Г.Румянцева, М.М.Хамгушкеева, Ж.Б.Татарова | Степные роднички | п. Усть Ордынский 1998г. |
С.А.Максимов | Ученые из Эхирит – Булагатского и Баяндаевского районов Усть –ордынского Бурятского Автономного округа | г. Улан Удэ БНЦ СО РАН 2004г |
А.Л.Балданова | Сборник сценариев уроков бурятского языка начальной школы | п. Усть Ордынский 2008г. |
Администрация Эхирит – Булагатского района | Здесь рождаются легенды | Издательство ОТТИСК 2003г |
Усть – Ордынский Бурятский автономный округ | Эхирит – Булагатского района Худайн гол | Иркутск 2007г |
К.Д.Басаев | Семья и брак у бурят | г. Улан Удэ Бурятское книжное издательство 1991г |
В.В.Смирнов | Мой Иркутск | Издательство Приамурские ведомости |
Ц.Жимбиев | Шамхандаа | г. Улан Удэ |
Л.В.Бутуханова, А.В.Тайбинова | Шэгшыхэн | г. Улан Удэ Издательство «Бэлиг» 1995г |
Ожидаемые результаты реализации программы:
Выпускник начальной школы, знающий и принимающий культуру, историю, природу родного края, владеющий навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы)
Критерии результативности
- Участие в мероприятиях, беседах, конкурсах;
- Участие в социально-значимых проектах;
- Участие в ученических проектах.
Программа
"Мой край"
Пояснительная записка
На современном этапе развития общества, в век компьютерных технологий, у учащихся появилось больше возможности узнать о мировой истории и культуре, о прошлом и настоящем нашей Родины, а ответы на вопросы, касающиеся родного края, дети часто не могут найти ни дома, ни в школе. Таким образом, изучение краеведения становится актуальным и кроме познавательного имеет важное воспитательное значение, так как расширяет и углубляет знания учащихся о родном крае, прививает навыки исследовательской работы, способствует формированию осознанного патриотического чувства. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «Первых лет уроки». Родной край и люди, населяющие его сегодня, неповторимый облик родной природы, - все это, прошедшее через сознание, становится частью человеческой судьбы. Чем глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, о его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родине. Ребёнок в 7–8 лет очень мало знает о том уголке страны, где он живёт, поэтому, на этом возрастном этапе очень важна работа по изучению исторического прошлого родного края, о его природных и климатических особенностях.
Жить достойно, пользуясь уважением окружающих, хочет не только каждый человек, но и каждый народ. Это возможно тогда, когда уважаешь себя и окружающих тебя людей, знаешь культуру, традиции своего народа, понимаешь свое место в мире природы и в мире людей.
При наличии адаптированной системы обучения краеведению, учитывая все аспекты; возрастные особенности, условия, интересы, посредством курса можно развить у ребенка:
- творческие способности и умение видеть необычное в обычном;
- воспитать любовь к земле иркутской области и и бережное отношение к его экологии;
- научить видеть тесную связь развития своей личности с развитием родного края;
- знать и свято чтить традиции, историю, культуру своей малой родины.
Особенностью программы «Наш край» является исследовательская деятельность, основанная на исторических материалах, ранее не использованных при изучении родного края в начальных классах, а именно изучение:
- памятных мест;
- традиций и культуры;
- городов и сел Иркутской области ;
- знакомство с известными личностями (очное и заочное);
- символами нашей области и района: гербом, флагом, гимном
Принципы построения и цели программы
Учитывая, возрастные особенности первоклассников, в программу
1-го класса включены темы: времена года, живая и неживая природа нашего края.
В программе II-го класса продолжается изучение живой и неживой природы, а также фольклора и культуры народов, населяющих Иркутскую область.
В III-м классе изучаются районные центры Иркутской области, а также полезные ископаемые, занятость населения, обычаи и традиции, историческое прошлое.
В программе IV класса включены темы: наука, культура, искусство, спорт, литературное творчество наших земляков, а также знаменитые личности, прославившие нашу область.
В конце каждой темы для самоконтроля и контроля знаний учащихся проводятся повторения. На повторении можно использовать тесты, загадки, кроссворды, побуждать детей к исследовательской деятельности.
Во время изучения курса должна быть система работы с картой, глобусом.
Чтобы заинтересовать ребенка, занятия проводятся не только традиционно (урок), но и в форме экскурсий (в природу, в музеи, в учреждения и на предприятиях, в архивы, по памятным местам), встреч с интересными людьми и др.
Цель данной программы – заложить основу знаний о родном крае, его климатических и природных условиях, о традициях, культуре, истории народов населяющих область (русские, мордва, татары и др.), привитие умений и навыков бережного отношения к окружающему миру, творческого подхода к полученным знаниям, любви и преданности родным местам.
Основные задачи курса:
- углубить и расширить знания о родном крае;
- изучить особенности нашего края (климат, территории, историю);
- повысить мотивацию интереса к окружающему миру;
- привить навыки исследовательской работы;
- создать условия для творческого раскрытия личности ребенка;
- воспитывать гордость за свою землю и за людей, прославивших наш край;
- воспитывать нравственную личность, умеющую творчески использовать полученные знания, способную воспринимать мир во всем его многообразии
Занятие проводятся 1 раз в неделю.
ПРОГРАММА
I класс -33 часа
Времена года и их особенности характерные для нашей местности (о каждом времени года). Разнообразие погоды (по сезонам). Труд людей в разные времена года. Растительный и животный мир. Помощь зимующим птицам.
Живая и неживая природа нашего края (на уровне различия по внешним признакам). Игра.
Многообразие растительного мира нашего края (типичные представители: береза, дуб, осина и др).
Практические работы: различие предметов живой и неживой природы; рисование типичных представителей растительного мира Эхирит-Булагатского района, изготовление кормушек для птиц, рисование предметов живой и неживой природы.
Итоговая работа. Оформление фотовыставки: «Красив мой край, в любое время года!»
II класс
Понятие о фольклоре, его жанры. Частушки (собирание), мини-исследование. Конкурс «Звучи задорная частушка».
Народы, населяющие нашу область (многочисленные).
Многообразие культуры народов, населяющих Иркутскую область.
Традиционный русский (татарский, бурятский) народный костюм жителей Иркутской обл. (мужской и женский) – посещение музея (Установить, из чего состояла одежда сельчанина в разное время (украшения, верхняя одежда, мода, традиции).
Старинные детские игры (игры моей прабабушки и бабушки) (исследовательская и практическая работа)
История старинной фотографии моих предков (фотовыставка).
Посещение областного краеведческого музея. Интересные экспонаты музея
Итоговое занятие-праздник «Посиделки».
Практическая работа: сбор частушек, разучивание песен бурятского, татарского, русского народов.
III класс
Путешествие по карте Иркутской области и Эхирит-Булагатского района (название и географическое положение районов)- практическая работа.
Символы нашей области: герб, флаг, гимн
Символы нашего района: герб, флаг
Полезные ископаемые, добываемые на территории области и Эхирит-Булагатского района (исследовательская работа).
Реки нашей области.
Возникновение названий населенных пунктов Эхирит-Булагатского района (посещение муниципального архива Эхирит-Булагатского района).
Занятость населения области, района (основные направления)
Крупные и старейшие предприятия области, района (сбор и накопление материала по КСМ, кирпичному заводу), встреча с ветеранами данных предприятий.
Знаменитые люди, побывавшие в нашем поселке.
Эхирит-Булагатский район раньше и теперь (исследовательская работа)
Они сражались за Родину. Изучить материал о войне, опросить участников войны о сражениях, местах боёв. Эхиритцы герои Советского Союза (найти людей, помнивших военные годы, выяснить, как жили и выживали их семьи в тяжёлые годы).
Памятные места воинской славы на территории Эхирит-Булагатского района (посещение).
Занятие в местном краеведческом музее.
IY класс
Роль Иркутского края и наших выдающихся земляков в жизни России: знаменитые писатели, поэты, спортсмены – участники Олимпийских игр, изобретатели и др.) – исследовательская работа по выбору учащихся.
Традиционные художественные промыслы нашей области (Изделия из бересты, керамика, батик, вышивка и др.). Посещение областного Музея народного творчества.
Историко-культурные места нашего края (музей-усадьба «Тальцы», музеи: обл. краеведческий и Художественный , Природы т. п.). Экскурсии (очные и заочные).
Кругом родные все места… (обобщение знаний о родном крае)
Будущее родного края (поселка), какое оно? (помечтаем о будущем)
Научно-практическая конференция в миниатюре – слушание и обсуждение исследовательских работ учащихся.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | |
1. | Мой край | 1ч | ||
2. | Мой край осенью (рисунки) | 1 ч | ||
3. | Осенние изменения в природе | 1 ч | ||
4. | Понятие о фольклоре, его жанры | 1 ч | ||
5. | Частушки мини-исследование. | 1 ч | ||
6. | Конкурс «Звучи задорная частушка». | 1 ч | ||
7. | Народы, населяющие нашу область | 1 ч | ||
8. | Традиции и обычаи бурят | 1 ч | ||
9. | Игры и праздники бурят | 1 ч | ||
10. | Праздники татар | 1 ч | ||
11. | Православные праздники | 1 ч | ||
12. | Традиции и обычаи русских | 1 ч | ||
13-15 | Искусство народов Прибайкалья | 3 ч | ||
16. | Традиционный русский костюм | 1 ч | ||
17-18 | Традиционный бурятский костюм | 2 ч | ||
19. | Татарский народный костюм | 1 ч | ||
20. | Праздник « Сагаалган» | |||
21 | Музей школы. История возникновения села | |||
22 | ч | |||
23-24 | Бурятские народные песни | 1ч | ||
25-26. | Русские народные песни | 1 ч | ||
27. | Татарские народные песни | 1 ч | ||
28. | Бурятская кухня | 1 ч | ||
29. | Русская народная кухня | 1 ч | ||
30. | Татарская народная кухня | 1 ч | ||
31. | История моей семьи | 1 ч | ||
32 | Старые фотографии моей семьи. Фотовыставка | ч | ||
32. | Посещение краеведческого музея. Интересные экспонаты музея | 1 ч | ||
33 | Старинные детские игры | 1 ч | ||
34 | Занятие-праздник «Посиделки» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»
Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе
Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....
Рабочая программа для дополнительных образовательных услуг - групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе
Рабочая программа...
Рабочая программа по курсу Брянский край. История родного края 3 класс
Рабочая программа по кружку «Брянский край. История родного края» для 3-го класса разработана в соответствии с программой курса «Брянский край», авторы В.Н. Лупоядо...
Рабочая программа по курсу "Брянский край" 2 класс "Природа родного края"
Курс "Брянский край"...
презентация дополнительной общеобразовательной программы "Мой дом - мой край"
Направленность: туристско- краеведческаяВозраст детей: 9 – 11 летСрок реализации программы: 1 год (108 ч)...