Программа по дополнительному образованию "Мой Край"
рабочая программа на тему

Артамонова Зоя Архиповна

Программа кружка "Мой Край"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kray_artamonova_za.docx31.57 КБ

Предварительный просмотр:

 №

Тема занятия

Кол-во часов

Дата провед.

1.

Мой край

1 ч

2.

Экскурсия на Мухар - Булаг

1 ч

3.

Деревья нашего края.

1 ч

4.

Экскурсия в школьный огород.

1 ч

5.

Золотая осень.

1 ч

6.

Насекомые осенью.

1 ч

7.

Перелетные птицы.

1 ч

8.

Зимующие птицы.

1 ч

9.

Столовая для птиц.

1 ч

10.

Экскурсия на Мурин.

1 ч

11.

Как звери зимуют.

1 ч

12.

Игра «Живая и неживая природа»

1 ч

13-15

Бурятский ехор

3 ч

16.

Загадки о природе.

1 ч

17-18

Благопожелания бурят.

2 ч

19.

Пословицы и поговорки о природе.

1 ч

20-23

Бытовые бурятские народные сказки.

4 ч

24.

Песни о птицах.

1 ч

25.

 Рисунки «Растения нашего края»

1 ч

26.

Рисунки « Лесные обитатели»

1 ч

27.

Лепка животных.

1 ч

28.

Ребусы и кроссворды о природе.

1 ч

29.

Частушки.

1 ч

30-31

Изготовление кормушек.

2 ч

32.

Выставка работ «Красив мой край, в любое время года»

1 ч

33

Скоро лето. Игры.

1 ч

Тематическое планирование в 1 классе

Список литературы:

литература

автор

Издательство

Певцы родной земли

Андрей Румянцев

г. Улан Удэ Бурятское книжное издательство 1985г, 1987г

В.Ш.Гунгаров, С.С.Бардаханова, Д.Ц.Бальжинимаева

Буряад ульгэрнууд

Ц-Д.Д.Дондокова, Ц-Б.Б.Бадмаева, Л.Д.Тапхаев

Барбаадай

Т.Т.Манданов

Обретения и потери

Иркутск 2008г

В.Б.Бартуева, А.Г.Румянцева, М.М.Хамгушкеева, Ж.Б.Татарова

Степные роднички

п. Усть Ордынский 1998г.

С.А.Максимов

Ученые из Эхирит – Булагатского и Баяндаевского районов Усть –ордынского Бурятского Автономного округа

г. Улан Удэ БНЦ СО РАН 2004г

А.Л.Балданова

Сборник сценариев уроков бурятского языка начальной школы

п. Усть Ордынский 2008г.

Администрация Эхирит – Булагатского района

Здесь рождаются легенды

Издательство ОТТИСК 2003г

Усть – Ордынский Бурятский автономный округ

Эхирит – Булагатского района Худайн гол

Иркутск 2007г

К.Д.Басаев

Семья и брак у бурят

г. Улан Удэ Бурятское книжное издательство 1991г

В.В.Смирнов

Мой Иркутск

Издательство Приамурские ведомости

Ц.Жимбиев

Шамхандаа

г. Улан Удэ

Л.В.Бутуханова, А.В.Тайбинова

Шэгшыхэн

г. Улан Удэ Издательство «Бэлиг» 1995г

Ожидаемые результаты реализации программы:

Выпускник начальной школы, знающий  и принимающий культуру, историю, природу родного края, владеющий  навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе,  умение видеть и понимать красоту родной природы)

Критерии результативности

  • Участие в мероприятиях, беседах, конкурсах;
  • Участие в социально-значимых проектах;
  • Участие в ученических проектах.

Программа

"Мой край"

     

                                                           

Пояснительная записка

На современном этапе развития общества, в век компьютерных технологий, у учащихся появилось больше возможности узнать о мировой истории и культуре, о прошлом и настоящем нашей Родины, а ответы на вопросы, касающиеся родного края, дети часто не могут найти ни дома, ни в школе. Таким образом, изучение краеведения становится актуальным и кроме познавательного имеет важное воспитательное значение, так как расширяет и углубляет знания учащихся о родном крае, прививает навыки исследовательской работы, способствует формированию осознанного патриотического чувства. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «Первых лет уроки». Родной край и люди, населяющие его сегодня, неповторимый облик родной природы, - все это, прошедшее через сознание, становится частью человеческой судьбы. Чем глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, о его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родине. Ребёнок в 7–8 лет очень мало знает о том уголке страны, где он живёт, поэтому, на этом возрастном этапе очень важна работа по изучению исторического прошлого родного края, о его природных и климатических особенностях.

Жить достойно, пользуясь уважением окружающих, хочет не только каждый человек, но и каждый народ. Это возможно тогда, когда уважаешь себя и окружающих тебя людей, знаешь культуру, традиции своего народа, понимаешь свое место в мире природы и в мире людей.

При наличии адаптированной системы обучения краеведению, учитывая все аспекты; возрастные особенности, условия, интересы, посредством курса можно развить у ребенка:

  • творческие способности и умение видеть необычное в обычном;
  • воспитать любовь к земле иркутской области и и бережное отношение к его экологии;
  • научить видеть тесную связь развития своей личности с развитием родного края;
  • знать и свято чтить традиции, историю, культуру своей малой родины.

Особенностью программы «Наш край» является исследовательская деятельность, основанная на исторических материалах, ранее не использованных при изучении родного края в начальных классах, а именно изучение:

  • памятных мест;
  • традиций и культуры;
  • городов и сел Иркутской области ;
  • знакомство с известными личностями (очное и заочное);
  • символами нашей области и района: гербом, флагом, гимном

Принципы построения и цели программы

Учитывая, возрастные особенности первоклассников, в программу

1-го класса включены темы: времена года, живая и неживая природа нашего края.

В программе II-го класса продолжается изучение живой и неживой природы, а также фольклора и культуры народов, населяющих Иркутскую область.

В III-м классе изучаются районные центры Иркутской области, а также полезные ископаемые, занятость населения, обычаи и традиции, историческое прошлое.

В программе IV класса включены темы: наука, культура, искусство, спорт, литературное творчество наших земляков, а также знаменитые личности, прославившие нашу область.

В конце каждой темы для самоконтроля и контроля знаний учащихся проводятся  повторения. На  повторении можно использовать тесты, загадки, кроссворды, побуждать детей к исследовательской деятельности.

Во время изучения курса должна быть система работы с картой, глобусом.

Чтобы заинтересовать ребенка, занятия проводятся не только традиционно (урок), но и в форме экскурсий (в природу, в музеи, в учреждения и на предприятиях, в архивы, по памятным местам), встреч с интересными людьми и др.

Цель данной программы – заложить основу знаний о родном крае, его климатических и природных условиях, о традициях, культуре, истории народов населяющих область (русские, мордва, татары и др.), привитие умений и навыков бережного отношения к окружающему миру, творческого подхода к полученным знаниям, любви и преданности родным местам.

Основные задачи курса:

  • углубить и расширить знания о родном крае;
  • изучить особенности нашего края (климат, территории, историю);
  • повысить мотивацию интереса к окружающему миру;
  • привить навыки исследовательской работы;
  • создать условия для творческого раскрытия личности ребенка;
  • воспитывать гордость за свою землю и за людей, прославивших наш край;
  • воспитывать нравственную личность, умеющую творчески использовать полученные знания, способную воспринимать мир во всем его многообразии

   Занятие проводятся 1 раз в неделю.

ПРОГРАММА

                                 I класс -33 часа

Времена года и их особенности характерные для нашей местности (о каждом времени года). Разнообразие погоды (по сезонам). Труд людей в разные времена года. Растительный и животный мир. Помощь зимующим птицам.

Живая и неживая природа нашего края (на уровне различия по внешним признакам). Игра.

Многообразие растительного мира нашего края (типичные представители: береза, дуб, осина и др).

Практические работы: различие предметов живой и неживой природы; рисование типичных представителей растительного мира Эхирит-Булагатского района, изготовление кормушек для птиц, рисование предметов живой и неживой природы.

Итоговая работа. Оформление фотовыставки: «Красив мой край, в любое время года!»

II класс

Понятие о фольклоре, его жанры. Частушки (собирание), мини-исследование. Конкурс «Звучи задорная частушка».

Народы, населяющие нашу область (многочисленные).

Многообразие культуры народов, населяющих Иркутскую область.

Традиционный русский (татарский, бурятский) народный костюм жителей Иркутской обл. (мужской и женский) – посещение музея (Установить, из чего состояла одежда сельчанина в разное время (украшения, верхняя одежда, мода, традиции).

Старинные детские игры (игры моей прабабушки и бабушки) (исследовательская и практическая работа)

История старинной фотографии моих предков (фотовыставка).

Посещение областного краеведческого музея. Интересные экспонаты музея

Итоговое занятие-праздник «Посиделки».

Практическая работа: сбор частушек, разучивание песен бурятского, татарского, русского народов.

III класс 

Путешествие по карте Иркутской области и Эхирит-Булагатского района (название и географическое положение районов)- практическая работа.

Символы нашей области: герб, флаг, гимн

Символы нашего района: герб, флаг

Полезные ископаемые, добываемые на территории области и Эхирит-Булагатского района (исследовательская работа).

Реки нашей области.

Возникновение названий населенных пунктов Эхирит-Булагатского района (посещение муниципального архива Эхирит-Булагатского района).

Занятость населения области, района (основные направления)

Крупные и старейшие предприятия области, района (сбор и накопление материала по КСМ, кирпичному заводу), встреча с ветеранами данных предприятий.

Знаменитые люди, побывавшие в нашем поселке.

Эхирит-Булагатский район раньше и теперь (исследовательская работа)

Они сражались за Родину. Изучить материал о войне, опросить участников войны о сражениях, местах боёв. Эхиритцы герои Советского Союза (найти людей, помнивших военные годы, выяснить, как жили и выживали их семьи в тяжёлые годы).

Памятные места воинской славы на территории Эхирит-Булагатского района (посещение).

Занятие в местном краеведческом музее.

IY класс

Роль Иркутского края и наших выдающихся земляков в жизни России: знаменитые писатели, поэты, спортсмены – участники Олимпийских игр, изобретатели и др.) – исследовательская работа по выбору учащихся.

Традиционные художественные промыслы нашей области (Изделия из бересты, керамика, батик, вышивка и др.). Посещение областного Музея народного творчества.

Историко-культурные места нашего края (музей-усадьба «Тальцы», музеи:  обл. краеведческий  и Художественный , Природы т. п.). Экскурсии (очные и заочные).

Кругом родные все места… (обобщение знаний о родном крае)

Будущее родного края (поселка), какое оно? (помечтаем о будущем)

Научно-практическая конференция в миниатюре – слушание и обсуждение исследовательских работ учащихся.

                                         

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

1.

Мой край

2.

Мой край осенью (рисунки)

1 ч

3.

Осенние изменения в природе

1 ч

4.

Понятие о фольклоре, его жанры

1 ч

5.

Частушки  мини-исследование.

1 ч

6.

Конкурс «Звучи задорная частушка».

1 ч

7.

Народы, населяющие нашу область

1 ч

8.

Традиции  и обычаи бурят

1 ч

9.

Игры и праздники бурят

1 ч

10.

 Праздники татар

1 ч

11.

Православные праздники

1 ч

12.

Традиции и обычаи русских

1 ч

13-15

Искусство народов Прибайкалья

3 ч

16.

Традиционный русский костюм

1 ч

17-18

Традиционный бурятский  костюм

2 ч

19.

Татарский народный костюм

1 ч

20.

Праздник  « Сагаалган»

21

Музей школы. История возникновения села

22

Русский праздник «Масленица»

 ч

23-24

Бурятские народные песни

25-26.

Русские народные песни

1 ч

27.

Татарские народные песни

1 ч

28.

Бурятская кухня

1 ч

29.

Русская народная кухня

1 ч

30.

Татарская народная кухня

1 ч

31.

История моей семьи

1 ч

32

Старые фотографии моей семьи. Фотовыставка

 ч

32.

Посещение краеведческого музея. Интересные экспонаты музея

1 ч

33

Старинные детские игры

1 ч

34

Занятие-праздник «Посиделки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»

Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе

Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....

Рабочая программа по курсу Брянский край. История родного края 3 класс

Рабочая программа по кружку  «Брянский край. История родного края» для 3-го класса  разработана в соответствии с программой курса «Брянский край», авторы В.Н. Лупоядо...

презентация дополнительной общеобразовательной программы "Мой дом - мой край"

Направленность: туристско- краеведческаяВозраст детей: 9 – 11 летСрок реализации программы: 1 год (108 ч)...