Воспитание интереса к мордовской культуре на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время
статья на тему
Прививая детям интерес к мордовской культуре, мы углубляем, развиваем у них чувство патриотизма, понятие о том, как должна быть дорога каждому человеку Родина, как ее надо беречь, укреплять, защищать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_milyy_kray.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание интереса к мордовской культуре на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время
О.Н.Фомина, учитель
русского языка и литературы
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа №7», г.Рузаевка
Мой милый край! Мордовия родная!
Разливы рек, бескрайние поля.
И я не знаю лучше в мире края,
Чем наша славная мордовская земля.
В.В. Зуботыкина
Мордовский край красив, богат. В нем жили и живут, творили и творят умные и талантливые люди. Созданные ими произведения искусства должны представлять для каждого из нас особую ценность, поскольку причастны к мордовской земле, нашей Родине.
Уроки русского языка и литературы имеют большие возможности для того, чтобы воспитывать у учащихся интерес, уважение к истории и культуре родного края. Отсюда основные культурологические задачи уроков:
-обеспечить формирование познавательной, нравственной культуры учащихся.
- воспитать культуру общения, культуру поведения учащихся.
- обогатить словарный запас школьников.
-расширить знания учащихся об истории, культуре края, традициях и обычаях местных жителей.
На основе решения перечисленных задач формируется следующий минимум знаний и умений школьников:
- иметь представление о языке как культурно-исторической среде.
- уметь анализировать окружающую речевую среду.
- уметь связно излагать свои мысли на региональные темы.
- уметь анализировать (в том числе производить языковой анализ) художественных произведений местных писателей.
В системе обучения и воспитания подрастающего поколения литература как учебный предмет занимает особое место. Именно на уроках литературы наиболее интенсивно формируются нравственные и эстетические идеалы школьников.
Информацию всех без исключения разделов учебника по литературе можно дополнить сведениями, которые раскрывают богатство, многообразие культуры Мордовии.
Наиболее эффективной образовательной и воспитательной работой на уроках является сопоставление произведений русских и мордовских писателей. Например, тема природы и человека может рассматриваться на примере произведений В.Астафьева «Царь – рыба» и Н.Эркая «Митяевы мечтания», проблемы подрастающего поколения на текстовом материале в произведениях В.Тендрякова «Расплата» и Н.Тремасова «Нежность волчицы»
Делая акценты на определенных художественных образах, устанавливая в памяти детей связи между изученными, прочитанными произведениями, можно вызвать в сознании учащихся целую систему впечатлений, эмоций, мыслей имеющих целью развить у них интерес к мордовской культуре.
Большое воспитательное значение имеет изучение биографий писателей, поэтов, деятелей культуры Мордовии. Материалы, представленные на таких уроках, мы используем для написания сочинений, изложений, составления кроссвордов и тестовых заданий.
В учебниках по русскому языку имеются тексты о широко известных местах нашей Родины: «Урал», «Сахалин», «Байкал». В связи с использованием этих текстов привлекаю дополнительный материал. Например, предлагаю учащимся для составления предложений или для написания сочинений-миниатюр следующие темы: «Мой край Поволжье», «Мой город», «Осень в нашем крае». Можно использовать краеведческий материал о Республике Мордовия, о Саранске, стихи мордовских поэтов о родном крае (Н. Эркая, С. Кинякина.)
Программой предусмотрено немало сочинений по картинам. На таких уроках провожу беседы о художественной культуре республики, знакомлю с картинами самобытных мордовских художников Ф.В.Сычкова, В.А.Попкова. Данная работа поможет учащимся заинтересоваться культурой родного края, увидеть красоту нашей родины, открыть ее для себя, полюбить.
Может с успехом служить использование на уроках развития связной речи материалов периодической печати, радио, телевидения, рассказывающих о деятелях культуры, искусства. События, представленные в том или ином материале, должны стать исходным, отправным материалом для составления сочинений – рассуждений о духовной красоте наших современников.
Уроки русского языка и литературы позволяют влиять на чувства детей эмоциональном текстом, задушевным словом учителя, взволнованным сочинением, отзывом о кинофильме, спектакле или прочитанной книге. Дети обязательно должны почувствовать неразделимую связь с родной землей.
Методическую помощь при составлении нетрадиционных уроков и внеклассных мероприятий можно найти в учебном пособии А.П.Алукаевой, И.О.Кочеваткиной «Введение регионального компонента в учебный процесс».
Работа, открывающая детям многообразие, богатство мордовской культуры, продолжается и во внеурочное время.
Ребята принимали участие в городском конкурсе сочинений, посвященном 375–летию со дня основания города (Кузнецов И., Арбузова Е.); в муниципальном празднике мордовской поэзии «У мордвы и русских корни перевиты». В номинации «Юные чтецы» Арбузова Екатерина заняла первое место. В городском конкурсе сочинений, посвященном 80-летию Рузаевского района, Бакаев Максим, Порошина Оксана заняли первое и второе места.
Не менее интересны и школьные мероприятия. Это встречи с писателями, поэтами Рузаевки, литературные конкурсы, викторины.
Ежегодно в нашей школе проходит научно – практическая конференция «Шаг в будущее». Готовиться к ней ребята начинают еще с сентября месяца. Проведение подобных мероприятий стало школьной традицией. Для многих старшеклассников конец апреля – не только время подведения итогов кропотливой работы по интересующим вопросам, но и праздник знаний. Приятно осознавать, что выбранные ребятами направления исследований касаются литературы Мордовии. Темы разнообразны:
«Сравнительная характеристика поэм Н.А.Некрасова и Д.И.Морского».
«Анализ творчества А.И.Полежаева».
«Тема Великой Отечественной войны в рассказах Ф.К.Андрианова».
В 2003 году большим событием в культурной жизни Рузаевки стало создание Литературного салона, цель которого – развить интерес у молодого поколения к литературе, объединить рузаевских литераторов. В.В.Зуботыкина, бывший учитель нашей школы, является основателем и бессменным председателем салона при Центральной библиотеке. Активисты салона часто выступают перед учащимися школ города и района с лекциями, докладами, знакомят с творчеством рузаевских поэтов, чьи стихи печатаются в «Рузаевской лире», «Ковчеге», «Рузаевской газете». Ребята с удовольствием участвуют в мероприятиях, проводимых Литературным салоном. Хочется отметить большой интерес к детскому творчеству организаторов и руководителей Литературного салона. Они помогают детям реализовать себя в качестве начинающих поэтов. Стихи Арбузовой Екатерины не раз печатались в литературном журнале «Ковчег». Одно из стихотворений, прочитанное ученицей на городском празднике мордовской поэзии «У мордвы и русских корни перевиты», было высоко отмечено жюри.
Прививая детям интерес к мордовской культуре, мы углубляем, развиваем у них чувство патриотизма, понятие о том, как должна быть дорога каждому человеку Родина, как ее надо беречь, укреплять, защищать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта. Использование игровых форм обучения на уроках русского языка и литературы в начальной школе.
В статье рассматриваются различные виды игровых форм обучения, которые учитель может использовать в своей практике на уроках русского языка и литературы в начальной школе....
«Формирование орфографического навыка на уроках русского языка и литературы»
До сегодняшнего дня в нашей стране одним из «больших» мест нашей школы остается недостаточная грамотность учащихся, причина кроется не только в трудностях русск...
Педагогическая лекция "Развитие культуры речи младших школьников на уроках русского языка и литературы".
Педагогическая лекция была представлена на Муниципальном конкурсе педагогических лекций в рамках областного фестиваля "За чистоту русского языка", 2013г....
Использование игровых форм обучения на уроках русского языка и литературы в начальной школе для повышения познавательного интереса учащихся.
Обобщение опыта....
Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы.
Статья дает понять, что воспитание патриотизма у школьников – одна из главных задач нашего дня. Что, именно в начальных классах дети должны понять, как это важно любить свой...
Методическая разработка "Комплекс упражнений для развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка"
Методическая разработка предназначена для учителей начальной школы....
«Роль уроков русского языка и литературы в воспитании толерантного сознания и поведения учащихся»
Данная статья - примеры работы по воспитанию толерантного сознания и поведения учащихся на уроках русского языка и литературы....