«Роль уроков русского языка и литературы в воспитании толерантного сознания и поведения учащихся»
статья

Данная статья - примеры  работы по воспитанию толерантного сознания и поведения учащихся на уроках русского языка и литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственная бюджетная общеобразовательное учреждение

Школа – интернат № 16

Статья:

«Роль уроков
русского языка и литературы
в воспитании толерантного
сознания и

поведения учащихся»

Учитель Щупушкина Л.Н.

2024 г.

Роль уроков русского языка и литературы в воспитании
толерантного сознания и поведения учащихся.

Цели урока:

  1. Формирование у школьников толерантного сознания и поведения, терпимости и миролюбия.
  2. Воспитание эмоциональной адекватности поведения.
  3. Отработка умения вести диалог в конкретной ситуации.
  4. Активизация описательной лексики.
  5. Воспитание мотивации к учению.
  1. Заканчивается первая четверть. Подводим с вами итоги, пишем контрольные работы, вспоминаем, чему учились и как учились. Сегодня на нашем классном часе мы еще рез поговорим о нашем родном русском языке и тех произведениях, которые мы читали по литературе, которые тоже написаны на родном русском языке. Но разговор наш связан сегодня не с тем, как грамотно писать, а с тем, какую роль играют слова в общении с людьми, правильно ли мы общаемся друг с другом.
  2. Вспомним части речи, которые мы изучали на уроках русского языка.
  • Какие части речи вы знаете? (Существительное, прилагательное, местоимение, глагол)
  • Посмотрите на эту таблицу, на ней две графы - левая и правая. Слева какая часть речи? А справа? Справа будут имена прилагательные, образованные от корня существительного. Понятно?
  • Учащиеся самостоятельно выполняют задание по словообразованию

Имя существительное

Имя

прилагательное

Добро

Добрый

Умение

Умелый

Внимание

Внимательный

Вежливость

Вежливый

Уважение

Уважительный

Честность

Честный

Благородство

Благородный

Трудолюбие

Трудолюбивый

Смелость

Смелый

Отзыв

Отзывчивый

Терпение

Терпеливый

❖ Давайте объясним значение этих слов. Человек, который делает добро, он какой? (Добрый)

❖ Человек, который умеет все делать, он какой? (Умелый человек).

  1. А если человек обладает такими качествами, как можно о нем сказать одним словом, какой он? (Хороший человек) Правильно, все эти качества характеризуют человека с положительной стороны. Он правильно ведет себя в обществе. В наше время часто употребляется с экранов телевидения и по радио, в газетах такое слово - толерантность, а если о поведении или о человеке говорится, то толерантный.

Это слово иностранное, объясняется оно именно так, как мы здесь объясняли, человек, который правильно ведет себя в обществе, который правильно живет.

  1. А вдруг случится так, что нет у человека таких качеств характера, как мы говорим тогда, какой он? (Плохой человек) Можно о таком человеке сказать, что он толерантный, что поведение у него толерантное, сознание его толерантное? (Нет)
  2. На уроках литературы мы повторяли пословицы и поговорки из УНТ. Вспомним с вами пословицы и поговорки о дружбе, о Родине, о труде.

Эти пословицы и поговорки были составлены русским народом задолго до появления письменности, люди не умели писать, а литература была, предки не знали иностранного слова толерантность, но воспитывали в духе честности, мужества, справедливости. Назовем их.

О Родине:

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

О дружбе:

Человек без друзей, что дерево без корней

Нет друга — ищи, а нашел — береги.

Друг познается в беде.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

О труде:

Землю солнце красит, а человека - труд. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. Откладывай безделье, да не откладывай дело. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Вспомним с вами русских богатырей Земли Русской. (Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович), репродукция Васнецова «Три богатыря».

Обратите внимания: у Добрыни Никитича имя даже от слова «добрый», он делает добро, он красиво поступает. Я хочу вам напомнить русские пословицы из УНТ о человеке, я буду читать, а вы подбирайте прилагательные из таблицы.

Красив тот, кто красиво поступает. (вежливый)

Вежливости открываются все двери, (уважительный)

Кто гнев свой одолевает, тот крепок бывает (терпеливый)

Птицу узнают в полете, человека - в работе, (трудолюбивый)

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу, (отзывчивый)

Лодырь мерзнет за работой, согревается за едой.

Тот человек пустой, кто полон самим собой.

Объяснение пословиц.

Как выразилось в пословицах и поговорках отношение народа к людям трудолюбивым?

Все эти качества свойственны какому человеку? (Хорошему) Какое иностранное слово можно употребить, когда говоришь о человеке, который трудолюбивый, добрый, честный, помогает людям, когда они в беде? (Толерантный) К бездельникам?

Ребята, можно сказать, что русские богатыри хорошие люди? (Конечно). Люди запоминали их подвиги и рассказывали своим детям зачем? (Чтобы дети росли и были похожи на богатырей). Ведь они все были воинами. А как же они тогда были добрыми отзывчивыми, работящими, душевными, любящими? (Они не ходили завоевывать чужие земли и убивать другие народы, они защищали границы нашей Родины, защищали весь русский народ от вражеских нападок, от татаро-монгол, например).

Да, ребята, они несли добро, спокойствие и счастье народу. Образы богатырей - это весь русский народ. Русским людям свойственны такие качества характера как доброта, отзывчивость, честность ... Можно сказать о всем русском народе - толерантный народ? Что ответит нам Рубен?

Мы всегда вам говорим, чтобы вы равнялись на хороших людей, на положительных героев из произведений, которые мы читаем на уроке.

Вспомним с вами балладу Василия Андреевича Жуковского «Перчатка».

Откройте страницу 20 учебника.

Что вы можете сказать о зверях, которые появлялись на арене?

Случайно ли упала с балкона женская перчатка прямо на арену, где были львы, тигры?

Оцените поступок дамы?

Оцените поведение главного героя. Это был единственный выход из создавшейся ситуации? (Нет). Как он поступил? За что ему рукоплескали?

Учитель читает слова К.Г.Паустовского, обращенные к читателям:

«Читайте, не торопясь, чтобы не потерять ни одной капли драгоценного содержания книг. Заставляйте себя читать медленно, обдумывая, представляя самого себя в гуще тех событий, какими наполнена книга, делая себя как бы их непосредственным свидетелем и даже участником.

Только тогда перед вами до конца откроется созданный писателем большой и прекрасный мир».

Сейчас подумайте и ответьте на поставленные вопросы:

  1. Хотелось ли вам быть такими же сильными и смелыми, добрыми и удачливыми, как Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, как рыцарь у Жуковского?
  2. Хотели бы вы иметь верного, доброго друга, который всегда вас поймет?
  3. Сочувствуете ли вы людям, которые оказались в беде, например, старушкам, старичкам, больным инвалидам которые плохо ходят, бедные?
  4. Вызывает ли у вас сочувствие человек, который попал в беду, ему нужна помощь?

Если на все вопросы вы отвечаете «ДА», то можете сказать о себе, что вы научились, читая, думать, представлять себя на месте героя, быть участником тех событий, о которых говорится в книге.

И самое главное, к чему мы сегодня должны приблизиться, - развить, сформировать, воспитать в себе основу основ взаимоотношений - уважение к себе и, как следствие, уважение к другому человеку.

Если вы по жизни будете стремиться быть похожими на героев книг, стараться проявлять уважение и заботу к старшим и больным людям, к малышам, если каждый вечер думая о своих поступках вы можете о себе сказать:' я добрый, потому что я сегодня сделал то то и то то. Я честный, я сегодня никого не обманул... и т.д. Вы так делаете вечером? Делайте!

Только тогда вы можете надеяться на доброе и хорошее отношение к вам со стороны других, со стороны друзей. Это должно быть у вас в сознании, а ваше сознание даст вам установку терпимости к людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация эмоциональной сферы учащихся на уроках русского языка и литературы

Статья для педагогов и психологов по активизации эмоциональной сферы младших школьников....

"Роль уроков татарского языка и литературы в духовно-нравственном воспитании младших школьников"

Әхлак мәсьәләсе тормышта, әдәбиятта һәрвакыт актуаль булды һәм булып кала. Шуңа күрә әхлак темасын әсәрләре үзәгенә куймаган автор юк та. Ләкин әдипләр тарафыннан ул төрлечә сурәтләнеш таба.Нәрсә соң ...

Воспитание интереса к мордовской культуре на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

Прививая детям интерес к мордовской культуре, мы углубляем, развиваем у них чувство патриотизма, понятие о том, как должна быть дорога каждому человеку Родина, как ее надо беречь, укреплять, защищать....

Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы.

    Статья дает понять, что воспитание патриотизма у школьников – одна из главных задач нашего дня. Что, именно в начальных классах дети должны понять, как это важно любить свой...

Методические материалы "Роль дидактической игры на уроках русского языка и литературы в основной школе в формировании познавательных базовых учебных действий обучающихся с легкой степенью умственной отсталости"

Данные материалы были представлены на объединенном заседании школьных методических объединений учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы МОУ «С(К)ОШ № 1...

Роль уроков русского языка в духовно-нравственном воспитании младших школьников

Роль уроков родного русского языка в духовно-нравственном воспитании младших школьников.  О духовно-нравственном воспитании говорится и пишется очень много. Но почему же &laqu...