Методическая разработка "Комплекс упражнений для развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка"
учебно-методический материал по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Методическая разработка предназначена для учителей начальной школы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комплекс упражнений на развитие познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка.
Комплекс разработан с учетом особенностей курса программы «Школа России» «Русский язык».
1. Упражнения по теме «Изучение фонетики и графики»
|
Цель: Развивать орфографическую зоркость, тренировать в различении согласных звуков. Развивать наблюдательность. Учитель предлагает рассмотреть данную таблицу и сформулировать задание к упражнению. Задание: Напишите предложения, в которых есть определенное количество согласных звуков. Первое предложение - одиннадцать согласных звуков. Второе предложение – семь согласных звуков. Третье предложение - четырнадцать согласных звуков. Первое упражнение выполняется совместно с педагогом, остальные предложения дети составляют самостоятельно.
Белка строит гнездо изо мха |
У ежа нора из травы |
Жилища у животных разные. |
- Упражнение «Составь слово».
Цель: Развивать фонематический слух, учить анализировать информацию, выделять главное.
Выполняя задание, дети разгадывают слово, непосредственно относящееся к теме урока:
1) первый слог в слове «утюг»
2) глухой Т, звонкий - ...
3) последняя гласная в слове соринка
4) мягкий сонорный согласный в слове «репа»
5) шестая буква алфавита
6) превратите слово «гора» дом для мыши
7) гласный звук в слове «дивный», указывающий на мягкость предыдущего согласного звука
8) буква, обозначающая два звука в слове «енот» (УДАРЕНИЕ)
2.Упражнения по теме «Изучение состава слова»
Упражнения этой группы способствуют развитию любознательности, требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями.
- Упражнение «Кто больше?»
Цель: Закреплять умение подбирать однокоренные (родственные) слова и выделять в них корень; Развивать наблюдательность, внимание, память, речевые навыки и интеллект обучающихся;
Учитель выставляет перед учащимися табличку с корнем. Обучающиеся составляют однокоренные слова.
Например: шел
пришел, ушел, перешел, отошел, сошел, вышел, подошел и т. д.
- Упражнение «Однокоренные слова».
Цель: Учить подбирать родственные слова и выделять корень, развивать творческое мышление.
Запишите слова, состоящие из:
Корня: стол, ...
Корня: зонтик, ...
Корня и окончания: земля, ...
- Упражнения к разделу «Орфография»
- Упражнение «Найди слово».
Цель: Повышать грамотность в написания словарного слова, активизировать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение)
Учитель использует шуточные вопросы, например:
- Я считаю, что ворона любит слово карандаш, как вы думаете, почему? Назовите еще слова, которые нравятся вороне.
Ответы: (карандаш, картина, картофель)
- В каких словах живет кот? (рокот, локоть)
- В каких словах спрятались ноты? (помидор, ребята, дорога)
- Назовите слова, в которых спрятались числа. (Родина, Сорока, однажды) и др.
- В каких словах ель растет? (картофель, учитель, понедельник)
- Упражнение «Графический диктант».
Цель: Развивать орфографическую зоркость, познавательный интерес детей.
Задание: Выпишите из данных слов только опасные буквосочетания.
Почка, точка, мачта, молочный, полочка, помощник: (щн; чк; чт; чн; чк).
Задание направлено на поиск и выделение информации, структурирование знаний.
- Упражнение «Что лишнее».
Цель: Учить определять орфограмму в слове, развивать мышление.
Прочитай, убери лишнее слово, обоснуй свой выбор.
а) морковь, копуста, ягода, урожай;
б) сторож, голубь, тапор, медведь;
в) заяц, белка, варобей, сорока;
Образец ответа: В словах капуста, топор, воробей допущены орфографические ошибки.
- Упражнение «Исправь ошибку».
Цель: Учить видеть несоответствие в тексте, развивать орфографическую зоркость, пробуждать любознательность.
Детям предлагается набор слов или предложений с ошибками, дети должны найти, исправить ошибку и объяснить свое решение.
Задание: Ученикам раздаются карточки с заданиями, на которых напечатан текст с ошибками. Обучающие должны найти их и переписать текст без ошибок. В данном упражнении дети не только развивают орфографическую зоркость, но и играют роль «учителя» при исправлении ошибок. Задание модно выполнять индивидуально, в паре и коллективно.
Утро
Ноступило утро. Из-за леса выглинуло приветливае солнышко. Шырокий лук и тихоя речька освитились ево лучами.
Зима
Пришла халодная зема. Пабилели паля и пригорки. Рика пакрылась лдом. Забрила зема влес, и наридила все диревья.
- Упражнение «Шарада».
Цель: Закреплять знание словарных слов, расширять кругозор, побуждать к активной поисковой деятельности.
Первое — нота, второе — тоже,
А целое на боб похожа. ( Фа — соль)
Начало — голос птицы, конец — на дне пруда.
А целое в музее найдёте без труда. ( Картина)
- Упражнение «Сказки».
Цель: Закреплять знание написания слов с непроверяемым безударным гласным звуком, стимулировать познавательную деятельность, с помощью нестандартных упражнений.
- Назовите сказки детского писателя Чуковского К.И.
- Рассмотрите иллюстрацию. Назовите, из какой она сказки? (Тараканище.)
- Назовите зверей, которые упоминаются в произведении: (медведи, кот, раки, комарики, волки, зайчики, лягушки, воробей, носорог, крокодил, слон и т.д.)
- Запишите слова с непроверяемым безударным гласным звуком.
- Сравните свои записи с образцом на доске.
Правильный ответ: комарики, медведи, воробей, носорог, лягушки, крокодил.
4.Упражнения по теме «Изучение лексики»
- Упражнение «Слоги».
Цель: Тренировать речевой и мыслительный аппарат, закреплять знание правил русского языка.
Составьте все возможные слоги из данных букв: С Ж Б ; Ы А, будьте внимательны.
Образец правильного ответа: СЫ, СА, ЖА, БЫ, БА.
Слоги с буквами Ш и Ы составить нельзя, есть правило.
- Тренировочное упражнение.
Цель: Совершенствовать практические навыки в составлении предложений, мотивировать познавательную активность.
Составьте 2 предложения из слов:
А) В школу дети цветочную утром идут;
Б) Маме рождения я день сделал;
Правильные ответы:
А) Утром дети идут в школу. (Лишнее слово - «цветочную»).
Б) Предложение составить нельзя, не хватает слова.
- Упражнение «Переставь буквы в словах и запиши новые слова».
Цель: Формировать у детей интерес в составлении новых слов, развивать внимательность, логическое мышление
Построение нового слова, путем перестановки букв.
Барон - ___________________________
Мазок - __________________________
Сосна -____________________________
Стук - ____________________________
Влага - ___________________________
Шкала - __________________________
Банка - ___________________________
- Упражнение «Зашифрованное слово».
Цель: Учить работать с символами, шифрами, кодами, формировать абстрактное мышление и, наряду с ним, совершенствовать ряд других качеств интеллекта. Расшифруй тему сегодняшнего урока. Для этого замени цифры буквами. 5,1,4,6,1,3,7,1,12 2,10,13,3,1 3 9,6,8,3,1,11
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
а | б | в | г | з | л | н | о | с | у | х | я | к |
(ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В СЛОВАХ)
- Упражнение «Вставь подходящие по смыслу слова».
Цель: Развивать творческое мышление.
Принакрылась______ снегом_____ дорога. На дереве дятел пристроился, головки и спинка ________, а на затылке __________шапочка.
6. Упражнение « Найди ошибку в сказке».
Цель: Учить находить ошибки в тексте, развивать мышление, внимание.
- Я знаю, что вы хорошо знаете сказки Чуковского. Я зачитаю отрывки из сказок, а вы услышите ошибки. Слово – ошибку запишите в столбик.
1. Муха, муха-Цокотуха, позолоченное брюхо! Муха по полю пошла, муха денежку потеряла.
2. Едут и плачут, пряники жуют.
3. Вдруг из маминой из спальни, кривоногий и хромой. Забегает умывальник и качает головой…
4. Добрый доктор Айболит! Он под деревом стоит.
-Запишите глаголы - антонимы.
Образец правильного ответа:
потеряла – нашла
плачут – смеются
забегает – выбегает
стоит – сиди.
Познавательный интерес является одним из главных мотивов обучения и может рассматриваться, как мощное средство стимуляции к образовательной деятельности, а также устойчивой чертой личности младшего школьника. Учитель должен развивать и укреплять познавательный интерес, используя различные формы работы на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка
В настоящее время обучение русскому языку в начальной школе приобретает всё более чёткую коммуникативно-речевую направленность....
Методическая разработка "Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка"
Методическая разработка по русскому языку...
Организация работы по развитию навыков учебного сотрудничества младших школьников на уроках русского языка.
Вступительное слово, алгоритм выполнения задания в группе, использование разных вариантов сотрудничества, варианты работы в парах, фрагменты уроков, карточки-помощницы....
Комплексы дидактических упражнений по устранению оптической дисграфии у младших школьников на уроках русского языка.
Комплексы упражнений и диактический материал преследующие следующие цели: развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов (зрительного гнозиса); развитие зрительного восприятия и узнаван...
"Развитие словесно-логического мышления младших школьников на уроках русского языка"
Мышление развивается в различных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой, изобразительной и т.п. Успешнее развивается логическое мышление учащихся, если обучение организованно системно, если ...
Сборник компетентностно - ориентированных фонетических упражнений "В мире звуков и букв" для развития познавательных УУД у младших школьников на уроках русского языка
Сборник содержит компетентностно – ориентированные фонетические упражнения для развития познавательных УУД у младших школьников на уроках русского языка в период изучения раздела «Фонетика». Материал ...
Возможности учебной коммуникации в формировании познавательных мотивов у младших школьников на уроках русского языка
Статья о возможностях учебной коммуникации в формировании познавательных мотивов у младших школьников на уроках русского языка...