Методическая разработка "Комплекс упражнений для развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка"
учебно-методический материал по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Юдина Галина Геннадьевна

Методическая разработка предназначена для учителей начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений на развитие познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка.

Комплекс разработан с учетом особенностей курса программы «Школа России» «Русский язык».

1. Упражнения по теме «Изучение фонетики и графики»

  1. Тренировочное упражнение.

Цель: Развивать орфографическую зоркость, тренировать в различении согласных звуков. Развивать наблюдательность. Учитель предлагает рассмотреть  данную  таблицу и сформулировать задание к упражнению. Задание: Напишите предложения, в которых есть определенное количество согласных звуков. Первое предложение - одиннадцать согласных звуков. Второе предложение – семь согласных звуков. Третье предложение -  четырнадцать согласных звуков. Первое упражнение выполняется совместно с педагогом, остальные предложения дети составляют самостоятельно.

Белка строит гнездо изо мха

У ежа нора из травы

Жилища у животных разные.

  1. Упражнение «Составь слово».

Цель: Развивать фонематический слух, учить анализировать информацию, выделять главное.

Выполняя задание, дети разгадывают слово, непосредственно относящееся к теме урока:

1) первый слог в слове «утюг»

2) глухой  Т, звонкий - ...

3) последняя гласная в слове соринка

4) мягкий сонорный согласный в слове «репа»

5) шестая буква алфавита

6) превратите слово «гора» дом для мыши

7) гласный звук в слове «дивный», указывающий на мягкость предыдущего согласного звука

8) буква, обозначающая два звука в слове «енот» (УДАРЕНИЕ)

2.Упражнения по теме «Изучение состава слова»

Упражнения этой группы способствуют развитию любознательности, требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями.

  1. Упражнение «Кто больше?»

Цель: Закреплять умение подбирать однокоренные (родственные) слова и выделять в них корень; Развивать наблюдательность, внимание, память, речевые навыки и интеллект обучающихся;

Учитель выставляет перед учащимися табличку с корнем.   Обучающиеся составляют однокоренные слова.

Например: шел

пришел, ушел, перешел, отошел, сошел, вышел, подошел и т. д.

  1. Упражнение «Однокоренные слова».

Цель: Учить подбирать родственные слова и выделять корень, развивать творческое мышление.

Запишите слова, состоящие из:

Корня: стол, ...

Корня: зонтик, ...

Корня и окончания: земля, ...

  1. Упражнения к разделу «Орфография»
  1. Упражнение «Найди слово». 

Цель: Повышать грамотность в написания словарного слова, активизировать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение)

 Учитель использует шуточные вопросы,  например:

  • Я считаю, что ворона любит слово карандаш, как вы думаете, почему? Назовите еще слова, которые нравятся вороне.

Ответы: (карандаш, картина, картофель) 

  • В каких словах живет кот? (рокот, локоть)
  • В каких словах спрятались ноты? (помидор, ребята, дорога)
  • Назовите слова, в которых спрятались числа. (Родина, Сорока, однажды) и др.
  • В каких словах ель растет? (картофель, учитель,  понедельник)
  1. Упражнение «Графический диктант».  

Цель: Развивать орфографическую зоркость, познавательный интерес детей.

Задание: Выпишите из данных слов только опасные буквосочетания.

Почка, точка, мачта, молочный, полочка, помощник: (щн; чк; чт; чн; чк).

Задание направлено на поиск и выделение информации, структурирование знаний.

  1. Упражнение «Что лишнее».  

Цель: Учить определять орфограмму в слове, развивать мышление.

 Прочитай, убери лишнее слово, обоснуй свой выбор.

а) морковь, копуста, ягода, урожай;

б) сторож, голубь, тапор, медведь;

в) заяц, белка, варобей, сорока;

Образец ответа: В словах капуста, топор, воробей допущены орфографические ошибки.

  1. Упражнение «Исправь ошибку».  

Цель: Учить видеть несоответствие в тексте, развивать орфографическую зоркость, пробуждать любознательность.

Детям предлагается набор слов или предложений с ошибками, дети должны найти, исправить ошибку и объяснить свое решение.

Задание: Ученикам раздаются карточки с заданиями, на которых напечатан текст с ошибками. Обучающие должны найти их и переписать текст без ошибок.  В данном упражнении дети не только развивают орфографическую зоркость, но и играют роль «учителя» при исправлении ошибок. Задание модно выполнять индивидуально, в паре и коллективно.

                                                 Утро

Ноступило утро. Из-за леса выглинуло приветливае солнышко. Шырокий лук и тихоя речька освитились ево лучами.

                                                  Зима

Пришла халодная зема. Пабилели паля и пригорки. Рика пакрылась лдом. Забрила зема влес, и наридила все диревья.

  1.  Упражнение «Шарада».  

Цель: Закреплять знание словарных слов, расширять кругозор, побуждать к активной поисковой деятельности.

Первое — нота, второе — тоже,
А целое на боб похожа. ( Фа — соль)

Начало — голос птицы, конец — на дне пруда.
А целое в музее найдёте без труда. ( Картина)

  1.   Упражнение «Сказки».

 Цель: Закреплять знание написания слов с непроверяемым безударным гласным звуком, стимулировать познавательную деятельность, с помощью нестандартных упражнений.

- Назовите сказки детского писателя Чуковского К.И.

 - Рассмотрите иллюстрацию. Назовите, из какой она сказки? (Тараканище.)

- Назовите зверей, которые упоминаются в произведении: (медведи, кот, раки, комарики, волки, зайчики, лягушки, воробей, носорог, крокодил, слон и т.д.)

- Запишите слова с непроверяемым безударным гласным звуком.

- Сравните свои записи с образцом на доске.

Правильный ответ: комарики, медведи, воробей, носорог, лягушки, крокодил.

4.Упражнения по теме «Изучение лексики»

  1. Упражнение «Слоги».

Цель: Тренировать речевой и мыслительный аппарат, закреплять знание правил русского языка.

 Составьте все возможные слоги из данных букв: С Ж Б ; Ы А, будьте внимательны.

Образец правильного ответа:  СЫ, СА, ЖА, БЫ, БА.

Слоги с буквами Ш и Ы составить нельзя, есть правило.

  1.  Тренировочное упражнение.

 Цель: Совершенствовать практические навыки в составлении предложений, мотивировать познавательную активность.

Составьте 2 предложения из слов:

А) В школу дети цветочную утром идут;

          Б) Маме рождения я день сделал;

Правильные ответы:

А) Утром дети идут в школу. (Лишнее слово - «цветочную»).

Б) Предложение составить нельзя, не хватает слова.

  1. Упражнение «Переставь буквы в словах и запиши новые слова».

Цель: Формировать у детей интерес в составлении новых слов, развивать внимательность, логическое мышление

Построение нового слова, путем перестановки букв.

Барон - ___________________________

Мазок -   __________________________

Сосна -____________________________

Стук - ____________________________

Влага - ___________________________

Шкала - __________________________

Банка - ___________________________

  1. Упражнение «Зашифрованное слово».

Цель: Учить работать с символами, шифрами, кодами, формировать абстрактное мышление и, наряду с ним, совершенствовать ряд других качеств интеллекта. Расшифруй тему сегодняшнего урока. Для этого замени цифры буквами. 5,1,4,6,1,3,7,1,12     2,10,13,3,1     3        9,6,8,3,1,11

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

а

б

в

г

з

л

н

о

с

у

х

я

к

(ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В СЛОВАХ)

  1. Упражнение «Вставь подходящие по смыслу слова».

Цель: Развивать творческое мышление.

Принакрылась______ снегом_____ дорога. На дереве дятел пристроился, головки и спинка        ________, а на затылке __________шапочка.

6.  Упражнение « Найди ошибку в сказке».  

Цель: Учить находить ошибки в тексте, развивать мышление, внимание.

- Я знаю, что вы хорошо знаете сказки Чуковского. Я зачитаю отрывки из сказок, а вы услышите ошибки. Слово – ошибку запишите в столбик.

1. Муха, муха-Цокотуха, позолоченное брюхо! Муха по полю пошла, муха денежку потеряла.

2. Едут и плачут, пряники жуют.

3. Вдруг из маминой из спальни, кривоногий и хромой. Забегает умывальник  и качает головой…

4. Добрый доктор Айболит! Он под деревом стоит.

-Запишите глаголы - антонимы.

Образец правильного ответа:

потеряла – нашла

плачут – смеются

забегает – выбегает

стоит – сиди.

Познавательный интерес является одним из главных мотивов обучения и может рассматриваться, как мощное средство стимуляции к образовательной деятельности, а также устойчивой чертой личности младшего школьника. Учитель должен развивать и укреплять познавательный интерес, используя различные формы работы на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка

В настоящее время обучение русскому языку в начальной школе приобретает всё более чёткую коммуникативно-речевую направленность....

Организация работы по развитию навыков учебного сотрудничества младших школьников на уроках русского языка.

Вступительное слово, алгоритм   выполнения задания в группе, использование разных вариантов сотрудничества, варианты  работы в парах, фрагменты уроков, карточки-помощницы....

Комплексы дидактических упражнений по устранению оптической дисграфии у младших школьников на уроках русского языка.

Комплексы упражнений и диактический материал преследующие следующие цели: развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов (зрительного гнозиса); развитие зрительного восприятия и узнаван...

"Развитие словесно-логического мышления младших школьников на уроках русского языка"

  Мышление развивается в различных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой, изобразительной и т.п. Успешнее развивается логическое мышление учащихся, если обучение организованно системно, если ...

Сборник компетентностно - ориентированных фонетических упражнений "В мире звуков и букв" для развития познавательных УУД у младших школьников на уроках русского языка

Сборник содержит компетентностно – ориентированные фонетические упражнения для развития познавательных УУД у младших школьников на уроках русского языка в период изучения раздела «Фонетика». Материал ...

Возможности учебной коммуникации в формировании познавательных мотивов у младших школьников на уроках русского языка

Статья о возможностях учебной коммуникации в формировании познавательных мотивов у младших школьников на уроках русского языка...