Использование творческих способностей родителей в развитии и воспитании младших школьников
статья на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Мындабинская средняя общеобразовательная школа »
ДОКЛАД
Использование творческих способностей родителей в развитии и воспитании младших школьников
Выполнила:
учитель начальных классов
Мындабинской СОШ
Фёдорова Татьяна Романовна
с. Мындаба – 2013 год.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………..3
1. Основная часть
1.1. Ребенок как объект педагогической культуры семьи……………......4
1.2. Традиционные методы и средства семейного воспитания в семье…8
2. Практическая часть.
2. 1. Использование творческих способностей родителей в
развитии и воспитании…………………………………………………10
2.2. Признание приоритета семейного воспитания……………...…….....12
Заключение………………………………………………………………….14
Список использованной литературы……………………………………16
Введение
Семейное воспитание детей младшего школьного возраста в семье – важнейшая проблема в современной педагогике. Стержень педагогики, это система, принятых народом приемов и методов воспитания, которые передаются от одного поколения к другому и усваиваются ими, прежде всего, как определенные знания, умения и навыки, приобретаемые людьми в процессе жизни.
Педагог – новатор, К.С.Чиряев творчески воспринял педагогическое наследие классиков в педагогике Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого и разработал содержание народного воспитания, методы, формы, средства и приемы воспитания детей.
В настоящее время большинство семей мало не занимаются воспитанием своих детей, не используют методы и средства народной педагогики воспитания ребенка дошкольного возраста.
В последние годы нами изучено достаточно большое количество литературных источников по семейному воспитанию, обобщен опыт родителей, заботящихся о гармоническом развитии личности ребенка.
Тема моего доклада «Использование творческих способностей родителей в развитии младших школьников.»
Цель: Воспитывать любовь и уважение семье и традициям семейного воспитания.
Задачи:
- заинтересовать и привлечь к совместной творческой деятельности семьи
- развивать познавательный интерес к истории своей семьи и традициям
- повысить ответственность семьи за духовно- нравственное воспитание детей.
1.1. Ребенок как объект педагогической культуры семьи
Педагогическая культура семьи - это психологический склад ума народа, его духовно-нравственное и физически-трудовое развитие с эмоциональным, эстетическим пониманием окружающей среды. Ко всему этому семья должна подготовить детей и дать им соответствующие знания о духовной и материальной культуре народа. Не подготовленность семьи в сфере педагогической культуры приводит к негативным явлениям жизни: к разладу семьи, разложение морали, преступности, пьянству и т.д. Потому необходимо выяснить особенности отношений ребенка с членами семьи, особенности применяемой системы воспитательных воздействий, влияний некоторых условий воспитания семье на формирование личности ребенка и характера функционирования народной педагогики.
К.Чиряев предлагает уделить особое внимание изучению этой проблемы. По его мнению, следует обследовать такие узловые вопросы педагогической культуры семьи, как: 1) структурный и национальный характер семьи, 2) материально – бытовой и культурный уровни семьи, связанные с современным развитием жизни, 3) характер трудовой, хозяйственной жизни семьи, ее уклад, 4) национальные виды игрушек, игр и занятия ребенка семье, 5) степень внимания и заботы, которые уделяются ребенку в семье, 6) единодушие, общие позиции взрослых при воспитании,
7) особенности межличностных отношений, существующих между ребенком и другими членами семьи.
При всем этом необходимо учитывать окружающую среду семьи; сельские и городские условия жизни семьи, а также особенности и отличительные черты национального характера народа, жизненно – бытовые условия, существующий общественный строй современности, так как дети – преемники рода, племени, народа и нации. Элементы отличительны национальных черт характера народа носят все члены семьи, которые сохраняют олоцхо ,верование, народно – хозяйственную деятельность: охоту, занятия с скотоводством, коневодством, оленеводством, земледелием, кузнечным и швейным делом, искусством игры на хомусе, столярное дело, прикладное искусство.
Итак, овладение родителями указанными компонентами воздействия на воспитание детей и передача им жизненного опыта воспитания в совокупности составляют педагогическую культуру семьи.
Из педагогической культуры семьи вытекает семейная народная педагогика. Составляющими семейной педагогики являются: взрослые члены семьи; количество детей в семье; единодушие подхода при воспитании ребенка в семье; внимание, которое уделяется ребенку; национальный характер культуры поведения; раздельное или совместное воспитание юношей и девочек, опыт воспитания бабушек и дедушек; воспитание приемных детей и сирот; влияние телевизора, видео и кино; овладение родителями педагогической культурой семьи; межличностные отношения между членами семьи, их отношение к труду, вещам, соседям, представителям другой нации; отношение семьи к культуре, науке, технике, языку, труду, верованию, традициям, обрядам, обычаям; отношение родителей, детей к детским учреждениям, к учению, к психолого–педагогическим знаниям, эффективность воспитательных воздействий на детей; природа и экология, здоровый образ жизни.
Наследственность, среда и воспитание – главные факторы воспитания детей. Жемчужиной веками накопленного опыта умственного, духовно- нравственного, физически – трудового развития любого народа является его народная педагогика, из которого уже вытекает семейная народная педагогика: воспитание детей на основе народных традиций, обрядов и обычаев. Это воспитание реальной жизнью посредством воздействия природных сил, приучение детей к охоте, труду, игре и отдыху. Семейная педагогика знает, как совместить и приобщить воспитание детей со своими жизненными удачами и горестями, как, общаясь с живой природой, преодолеть любые жизненные трудности, найти выходы из любых негативных ситуаций, как овладеть мудростью своих предков, любить Родину и родные места, быть любящими и привязанным к родным, семейному очагу, как научить не поддаваться чужому вредному воздействию, чувствовать свою гражданственность и ответственность перед семьей и верность своему народу, как овладеть родным языком и национальной культурой.
Семейная педагогика – это основное средство овладение мудростью семейной жизни своих предков, воспитывающих ребенка на тонкостях национальной культуры, родного языка, психологического склада ума, зрелости духовно – нравственных, физически – трудовых качеств народа. Характер корреляций личностных качеств ребенка и единодушия подхода к ребенку дает возможность сделать вывод о том, что при едином подходе в семье у ребенка формируется национальный характер личности ребенка.
При этом семейная педагогика, по разработке К.С.Чиряева, имеет следующие разделы:
- Национальная культура, прогрессивные народные традиции.
- Родной язык, национальное сознание и самосознание.
- Детские народные игры. Отношение детей к телевизору, DVD и компьютеру.
- Совмещение народной педагогики с жизнью, играми, трудом детей.
- Разнообразие трудового воспитания детей и воспитание трудолюбия.
- Колыбель якутского традиционного верования и воспитание любви детей к природе. Мудрость предков и природа, природоохранительная работа.
- Окружающая среда. Флора и фауна родного края.
- Педагогика переживания и сострадания, которую признает научная педагогика. Воспитание характера воли, темперамента ребенка.
- История и философия родного народа. Краеведение: музееведение и литературное краеведение.
- Народная педагогика и отношение к ней А.С Макаренко, В.А Сухомлинского.
- Быт, нравы, правовые, юридические, экономические знания народа.
- Самобытность народа: В.В Никифорова, А.Е Кулаковский, С.А Новгородов, А.Е Мординов, Г.П Башарин, В.Ф Афанасьев и их теории народности, культуросообразности, природносообразности воспитания.
- Этнопедагогика народа саха ( труды Б.Н Попова, Д.А. Данилова, Н.Д Неустроева, К.С Уткина, И.С Портнягина, А.А Григорьевой, А.В Мордовской и др.).
- Г.Н Волков – основоположник народной педагогики и его научные труды ( 113, с 80).
Такова программа семейной педагогики, разработанная К. С Чиряевым. Функционирование и развитие семейной народной педагогики изменяет микросреду якутской национальной семьи и воздействует на развитие человека и формирование его личности главным образом опосредованно, через народную педагогику, внедряет свои методы, средства и приемы народного воспитания.
Таким образом, наиболее активным фактором формирования и социализации личности человека является семья. Семья играет исключительно важную роль в реализации практически всех ( материальных, духовных, трудовых) потребностей ребенка; семейная народная педагогика оказывает большое воздействие на растущего человека в развитии и воспитании его самопознания, личностного, социального и профессионального самоопределения.
1.2. Традиционные методы и средства воспитания в семье.
Народы испокон веков создавали неписаные нормы и правила поведения в семье, которые выполняли и закрепляли. Так появлялись обычаи и традиции. Каждое новое поколение получает от родителей, кроме родного языка, еще и нормы поведения, примеры обрядов и обычаев. А в каждой семье со временем появляются свои традиции.
Отметим следующие прогрессивные национальные традиции семейного воспитания.
Основополагающей традицией всех народов выступает трудовое воспитание. У якутского народа воспитание детей имеет свои отличии и особенности. Оно ненавязчиво протекает на примерах родителей. Так было заведено с давних времен. Отметим следующие прогрессивные национальные традиции семейного воспитания на нашем примере:
- Приобщение детей с раннего возраста к труду. Семья Охлопковых: Ньургустана Петровна, Софрон Николаевич имеют троих детей.
Родители вместе с детьми каждое лето в селе Бярия работают на сенокосе, заготовке дров, на огороде, собирают ягоды, грибы, ухаживают за скотом.
- Воспитание в детях чувства гостеприимства. Важным элементом культуры поведения народ считал вежливость и отзывчивость. Каждый народ выработал свой определенный ритуал гостеприимства. Семьи нашего поселка очень гостеприимны. У всех сохранились традиционные праздники. Семейные праздники – всегда радостное ожидание чуда, оживленных эмоций, веселья. К таким датам, торжествам, обладающим великой воспитательной силой наши семьи готовятся за ранее с особым вниманием.
- Большое внимание уделяется эстетике быта и воспитанию у детей любви к прекрасному. Семья Ефимовых своими силами построили новый дом с большим эстетическим вкусом. Глава семейства Степан Николаевич мастер на все руки. По своим эскизам и смастерил оборудования, мебель, активно участвовал в ремонте класса.
- Спортивные национальные игры. Наиболее ярко семейные традиции физического воспитания отражаются и передаются подрастающему поколению в фото архивах, дневниковых записях, устных рассказах. Спортивная семья Петровых - активные сподвижники здорового образа жизни. Многократные призеры в традиционном соревновании «Декада бега».
- Рождение ребенка как особо радостное и счастливое событие облекается в определенный ритуал. Проводя ритуал представляем малыша родовому огню, ставим под его защиту, и малыш становится членом рода. Так делали и с нами и с родителями, и с нашими дедушками и бабушками.
2. 1. Использование творческих способностей родителей в развитии и воспитании младших школьников.
Многие педагоги, психологи утверждают, что в современной семье не хватает общения между ребенком и родителями. В результате этого между ними возникает проблема непонимания, которая с каждым годом растет.
Семью закономерно определяют как непременное условие полноценного развития ребенка, но ее воспитательный потенциал зависит от многих факторов: состава и социального статуса семьи, образования и материального положения родителей, состояния здоровья членов в семьи, их осведомленности в вопросах воспитания, а также национальных и религиозных традиций. Результат воспитания, который выражается в становлении ребенка как успешной, способной к самореализации личности, не ограничивается влиянием перечисленных факторов. Особую роль в становлении личности играет характер межличностных отношений в семье.
Так в своей работе опираюсь на творческий талант, умения и навыки родителей. Работу планирую совместно с родителями.
«Моя семья», для мам провели аттракцион « Найди своего ребенка». Родительские часы по таким темам, как « Мой папа – мастер на все руки», «Узоры», « Спорт в нашей семье». При использовании таких форм работы советуюсь с родителями, учитываю уровень ребенка, его особенности развития. Тема классного часа должна быть четкой, доступной. Данные формы, методы работы играют большую роль в всестороннем, нравственном развитии дошкольника, влияю, на его умении отличать хорошее от плохого. Например, глава семьи Ефимовых Степан Николаевич вместе с сыном участвовали в проведении классного часа, где рассказали о семейном гербе, показали то, что сделали своими руками из дерева. Сын Ефимовых Саша с родителями участвовал в конкурсе «Молодая семья наслега», где вышли победителями и дальше приняли участие в улусном этапе конкурса «Семья года» и получили спецприз. Ещё победители внутришкольного конкурса «Самая читающая семья». Несомненно, что такая дружная, сплоченная семья дает ребенку очень многое. Работа в этом направлении продолжается. И устанавливаются доверительные отношения между ребенком, родителем, которые являются залогом для дальнейшего развития ребенка и его воспитания.
2. 2. Признание приоритета семейного воспитания.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно- сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Школа и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Творческие способности родителей учащихся использовались как приобщение детей с раннего возраста к труду; уважение к старшим. В нашем поселке немало семей, воспитывающие своих детей на своем примере. Так, например, семья Людмилы Семёновны, Владимира Николаевича Петровых – спортивная семья. Неоднократные чемпионы улуса и республики по волейболу.
Профессор В.Ф.Афанасьев указал, что якут соблюдает в воспитании детей определенные правила, использует эффективные методы народной педагогики, им определены следующие направления в якутской семье: доброе, чуткое отношение к людям и ко всему окружающему; уважение старикам, преклонение перед ними. Семьям оказывалась педагогическая помощь различными путями. Поднимались проблемы, актуальные и в наши дни: отношение к физическим наказаниям, необходимость изучения интересов и потребностей ребенка, особенности младших школьников, роль игры в их развитии. Особо были выделены вопросы о знании возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, при этом предлагались такие средства воспитания, как доверие к ребенку, ласка ребенка, объяснение ему доходчивым языком правил поведения.
В этот период зародились « традиционные» формы работы с семьей: коллективные беседы, стенгазеты, уголки для родителей, выставки, родительские собрания, педагогические консультации, специальные курсы
для матерей и др.
Родители нашего класса в этом году сами стали по плану проводить классные часы, принимать зачеты по таблице умножения. Ньургустана Петровна всегда помогает, советует нашим редакторам класса запускать стенгазеты к разным мероприятиям, в которых мы не раз побеждали.
Заключение
Таким образом, практическое использование творческих способностей родителей в развитии и воспитании школьников в воспитательном процессе способствует воспитанию совершенного человека в духе высокой нравственности, породивших ряд обычаев в педагогики. Труд – это сама жизнь народа, фундамент воспитания. Истинные труженики – всегда духовно богатые люди, они – соль земли. Приучение к труду с раннего детства – прогрессивная традиция народного воспитания. Главная забота народного воспитания – привитие у детей таких качеств, как трудолюбие, любовь к людям труда.
ЦРР как открытая образовательная система включает участие в ней всех субъектов образовательного процесса: детей, педагогов, родителей, представителей общественности, организаций. Основными задачами в работе ЦРР является повышение воспитательного потенциала семьи, а также включение семьи в систему учебно–воспитательной работы с детьми, расширяя тем самым воспитательные возможности детского сада.
В основе новой философии взаимодействия семьи и ЦРР лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родителей, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Семья является важнейшим и основополагающим звеном общества и государства, мы, педагоги, должны укреплять институт семьи, повышать его роль и значение. Важным в жизни каждой семьи является здоровый образ жизни: ведь дети воспитываются на личном примере родителей. И в первую очередь от родителей зависит, какое отношение воспитывают они у детей к традициям, обычаям, устоям, нравственным и моральным ценностям.
Таким образом, использование творческих способностей родителей в развитии и воспитании дошкольников имеет взаимосвязь с современным воспитанием. Важно как можно раньше, с раннего возраста, обучать труду и добру. Пусть трехлетний сын помогает отцу, трехлетняя дочь – матери.
И нам следует возродить завещанную предками духовность и человечность, найти в себе главное: духовную силу, на которой держится весь мир и человек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
Взаимодействие родителей и школы в рамках ФГОС или Вовлечение родителей в духовно-нравственное воспитание младшего школьника.
Роль семьи в духовно-нравственном становлении растущей личности огромна и только совместная работа с родителями даёт ощутимые результаты. Ребёнок опирается на два крыла, на учителя и на родителей.Я с ...
Трудовая коллективно-творческая деятельность как условие духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Сегодня по-прежнему актуальной остаётся задача создания условий для творческих проявлений разносторонних способностей учащихся.Эта программа подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, п...
Развитие творческих способностей и формирование интеллектуальных умений у младших школьников.
Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно остро, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно большие, чем пред...
Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).
Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка высокие духовные и нр...
Взаимодействие с родителями в процессе духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
В материале представлен опыт работы и взимодействия с родителями , направленный на духовно-нравственное развитие личности...
Статья «Развитие творческих способностей детей в трудовой деятельности у младших школьников.»
Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельност...