Использование творческих способностей родителей в развитии и воспитании младших школьников
статья на тему

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статьи85 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Мындабинская средняя общеобразовательная школа »

                                                  ДОКЛАД

Использование творческих способностей родителей              в развитии и воспитании младших школьников

                                   Выполнила:

учитель начальных классов

Мындабинской СОШ

Фёдорова Татьяна Романовна

                                        с. Мындаба – 2013 год.

ОГЛАВЛЕНИЕ

             Введение……………………………………………………………………..3

1. Основная  часть

1.1. Ребенок как объект педагогической культуры семьи……………......4

1.2. Традиционные методы и средства семейного воспитания в семье…8

 2. Практическая часть.

2. 1. Использование творческих способностей родителей в

      развитии и воспитании…………………………………………………10

2.2. Признание приоритета семейного воспитания……………...…….....12

Заключение………………………………………………………………….14

Список использованной литературы……………………………………16

Введение

Семейное воспитание детей младшего школьного возраста в семье – важнейшая проблема в современной педагогике. Стержень  педагогики, это система, принятых народом приемов и методов воспитания, которые передаются от одного поколения к другому и усваиваются ими, прежде всего, как определенные знания, умения и навыки, приобретаемые людьми в процессе жизни.

Педагог – новатор, К.С.Чиряев творчески воспринял педагогическое наследие классиков в педагогике Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого и разработал содержание народного воспитания, методы, формы, средства и приемы воспитания детей.

В настоящее время большинство семей мало не занимаются воспитанием своих детей, не используют методы и средства народной педагогики воспитания ребенка дошкольного возраста.

В последние годы нами изучено достаточно большое количество литературных источников по семейному воспитанию, обобщен опыт родителей, заботящихся о гармоническом развитии личности  ребенка.

Тема моего доклада «Использование творческих способностей родителей в развитии младших школьников.»

Цель: Воспитывать любовь и уважение семье и традициям семейного воспитания.

Задачи:

- заинтересовать и привлечь к совместной творческой деятельности семьи

- развивать познавательный интерес к истории своей семьи и традициям

- повысить ответственность семьи за духовно- нравственное воспитание детей.

                               

1.1. Ребенок как объект педагогической культуры семьи

Педагогическая культура семьи -  это психологический склад ума народа, его духовно-нравственное и физически-трудовое развитие с эмоциональным, эстетическим пониманием окружающей среды. Ко всему этому семья должна подготовить детей и дать им соответствующие знания о духовной и материальной культуре народа. Не подготовленность семьи в сфере педагогической культуры приводит к негативным явлениям жизни: к разладу семьи, разложение морали, преступности, пьянству и т.д. Потому необходимо выяснить особенности отношений ребенка с членами семьи, особенности применяемой системы воспитательных воздействий, влияний некоторых условий воспитания семье на формирование личности ребенка и характера функционирования народной педагогики.

К.Чиряев предлагает уделить особое внимание изучению этой проблемы. По его мнению, следует обследовать такие узловые вопросы педагогической культуры семьи, как: 1) структурный и национальный характер семьи, 2) материально – бытовой и культурный уровни семьи, связанные с современным развитием жизни, 3) характер трудовой, хозяйственной жизни семьи, ее уклад, 4) национальные виды игрушек, игр и занятия ребенка семье, 5) степень внимания и заботы, которые уделяются ребенку в семье, 6) единодушие, общие позиции взрослых при воспитании,

7) особенности  межличностных отношений, существующих между ребенком и другими членами семьи.

При всем этом необходимо учитывать окружающую среду семьи; сельские и городские условия жизни семьи, а также особенности и отличительные черты национального характера народа, жизненно – бытовые условия, существующий общественный строй современности, так как дети – преемники рода, племени, народа и нации. Элементы отличительны национальных черт характера народа носят все члены семьи, которые сохраняют олоцхо ,верование, народно – хозяйственную деятельность: охоту, занятия с скотоводством, коневодством, оленеводством, земледелием, кузнечным и швейным делом, искусством игры на хомусе, столярное дело, прикладное искусство.

Итак, овладение родителями указанными компонентами воздействия на воспитание детей и передача им жизненного опыта воспитания в совокупности составляют педагогическую культуру семьи.

Из педагогической культуры семьи вытекает семейная народная педагогика. Составляющими семейной педагогики являются: взрослые члены семьи; количество детей в семье; единодушие подхода при воспитании ребенка в семье; внимание, которое уделяется ребенку; национальный характер культуры поведения; раздельное или совместное воспитание юношей и девочек, опыт воспитания бабушек и дедушек; воспитание приемных детей и сирот; влияние телевизора, видео и кино; овладение родителями педагогической культурой семьи; межличностные отношения между членами семьи, их отношение к труду, вещам, соседям, представителям другой нации; отношение семьи к культуре, науке, технике, языку, труду, верованию, традициям, обрядам, обычаям; отношение родителей, детей к детским учреждениям, к учению, к психолого–педагогическим знаниям, эффективность воспитательных воздействий на детей; природа и экология, здоровый образ жизни.

Наследственность, среда и воспитание – главные факторы воспитания детей. Жемчужиной веками накопленного опыта умственного, духовно- нравственного, физически – трудового развития любого народа является его народная педагогика, из которого уже вытекает семейная народная педагогика: воспитание детей на основе народных традиций, обрядов и обычаев. Это воспитание реальной жизнью посредством воздействия природных сил, приучение детей к охоте, труду, игре и отдыху. Семейная педагогика знает, как совместить и приобщить воспитание детей со своими жизненными удачами и горестями, как, общаясь с живой природой, преодолеть любые жизненные трудности, найти выходы из любых негативных ситуаций, как овладеть мудростью своих предков, любить Родину и родные места, быть любящими и привязанным к родным, семейному очагу, как научить не поддаваться чужому вредному воздействию, чувствовать свою гражданственность и ответственность перед семьей и верность своему народу, как овладеть родным языком и национальной культурой.

Семейная педагогика – это основное средство овладение мудростью семейной жизни своих предков, воспитывающих ребенка на тонкостях национальной культуры, родного языка, психологического склада ума, зрелости духовно – нравственных, физически – трудовых качеств народа. Характер корреляций личностных качеств ребенка и единодушия подхода к ребенку дает возможность сделать вывод о том, что при едином подходе в семье у ребенка формируется национальный характер личности ребенка.

При этом семейная педагогика, по разработке К.С.Чиряева, имеет следующие разделы:

  1. Национальная культура, прогрессивные народные традиции.
  2. Родной язык, национальное сознание и самосознание.
  3. Детские народные игры. Отношение детей к телевизору, DVD и компьютеру.
  4. Совмещение народной педагогики с жизнью, играми, трудом детей.
  5. Разнообразие трудового воспитания детей и воспитание трудолюбия.                            
  6. Колыбель якутского традиционного верования и воспитание любви детей к природе. Мудрость предков и природа, природоохранительная работа.
  7. Окружающая среда. Флора и фауна родного края.
  8. Педагогика переживания и сострадания, которую признает научная педагогика. Воспитание характера воли, темперамента ребенка.
  9. История и философия родного народа. Краеведение: музееведение и литературное краеведение.
  10.  Народная педагогика и отношение к ней А.С Макаренко, В.А Сухомлинского.
  11.  Быт, нравы, правовые, юридические, экономические знания народа.
  12. Самобытность народа: В.В Никифорова, А.Е Кулаковский, С.А Новгородов, А.Е Мординов, Г.П Башарин, В.Ф Афанасьев и их теории народности, культуросообразности, природносообразности воспитания.
  13.  Этнопедагогика народа саха ( труды Б.Н Попова, Д.А. Данилова, Н.Д Неустроева, К.С Уткина, И.С Портнягина, А.А Григорьевой, А.В Мордовской и др.).
  14.  Г.Н Волков – основоположник народной педагогики и его научные труды ( 113, с 80).

Такова программа семейной педагогики, разработанная К. С Чиряевым. Функционирование и развитие семейной народной педагогики изменяет микросреду якутской национальной семьи и воздействует на развитие человека и формирование его личности  главным образом опосредованно, через народную педагогику, внедряет свои методы, средства и приемы народного воспитания.

Таким образом, наиболее активным фактором формирования и социализации личности человека является семья. Семья играет исключительно важную роль в реализации практически всех ( материальных, духовных, трудовых) потребностей ребенка; семейная народная педагогика оказывает большое воздействие на растущего человека в развитии и воспитании его самопознания, личностного, социального и профессионального самоопределения.

1.2. Традиционные методы и средства воспитания в семье.

Народы испокон веков создавали неписаные нормы и правила поведения в семье, которые выполняли и закрепляли. Так появлялись обычаи и традиции. Каждое новое поколение получает от родителей, кроме родного языка, еще и нормы поведения, примеры обрядов и обычаев. А в каждой семье со временем появляются свои традиции.  

Отметим следующие прогрессивные национальные традиции семейного воспитания.

Основополагающей традицией всех народов выступает трудовое воспитание. У якутского народа воспитание детей имеет свои отличии и особенности. Оно ненавязчиво протекает на примерах родителей. Так было заведено с давних времен. Отметим следующие прогрессивные национальные традиции семейного воспитания на нашем примере:

  1. Приобщение детей с раннего возраста к труду. Семья Охлопковых: Ньургустана Петровна, Софрон Николаевич имеют троих  детей.

Родители  вместе с  детьми каждое лето в селе Бярия работают на сенокосе, заготовке дров, на огороде, собирают ягоды, грибы, ухаживают за скотом.

  1. Воспитание в детях чувства гостеприимства. Важным элементом культуры поведения народ считал вежливость и отзывчивость. Каждый народ выработал свой определенный ритуал гостеприимства. Семьи нашего поселка очень гостеприимны. У всех сохранились традиционные праздники. Семейные праздники – всегда радостное ожидание чуда, оживленных эмоций, веселья. К таким датам, торжествам, обладающим великой воспитательной силой наши семьи готовятся за ранее с особым вниманием.
  2. Большое внимание уделяется эстетике быта и воспитанию у детей любви к прекрасному. Семья Ефимовых своими силами построили новый дом с большим эстетическим вкусом. Глава семейства Степан Николаевич мастер на все руки. По своим  эскизам и смастерил оборудования, мебель, активно участвовал в ремонте класса.

  1. Спортивные национальные игры. Наиболее ярко семейные традиции физического воспитания отражаются и передаются подрастающему поколению в фото архивах, дневниковых записях, устных рассказах.  Спортивная семья Петровых - активные сподвижники здорового образа жизни. Многократные призеры в традиционном соревновании «Декада бега».
  2. Рождение ребенка как особо радостное и счастливое событие облекается в определенный ритуал. Проводя ритуал представляем малыша родовому огню, ставим под его защиту, и малыш становится членом рода. Так делали и с нами и с родителями, и с нашими дедушками и бабушками.

2. 1. Использование творческих способностей родителей в развитии и воспитании младших школьников.

  Многие педагоги, психологи утверждают, что в современной семье не хватает общения между ребенком и родителями. В результате этого между ними возникает проблема непонимания, которая с каждым годом растет.

  Семью закономерно определяют как непременное условие полноценного развития ребенка, но ее воспитательный потенциал зависит от многих факторов: состава и социального статуса семьи, образования и материального положения родителей, состояния здоровья членов в семьи, их осведомленности в вопросах воспитания, а также национальных и религиозных традиций. Результат воспитания, который выражается в становлении ребенка как успешной, способной к самореализации личности, не ограничивается влиянием перечисленных факторов. Особую роль в становлении личности играет характер межличностных отношений в семье.

Так в своей работе опираюсь на творческий талант, умения и навыки родителей. Работу планирую совместно с родителями.

«Моя семья», для мам провели аттракцион « Найди своего ребенка». Родительские часы по таким темам, как « Мой папа – мастер на все руки», «Узоры», « Спорт в нашей семье». При использовании таких форм работы советуюсь с родителями, учитываю уровень ребенка, его особенности развития. Тема классного часа должна быть четкой, доступной. Данные формы, методы работы играют большую роль в всестороннем, нравственном развитии дошкольника, влияю, на его умении отличать хорошее от плохого. Например, глава семьи Ефимовых Степан Николаевич вместе с сыном участвовали в проведении классного часа, где рассказали о семейном гербе, показали то, что сделали своими руками из дерева. Сын Ефимовых Саша с родителями участвовал в конкурсе «Молодая семья наслега», где вышли победителями и дальше приняли участие в улусном этапе конкурса «Семья года» и получили спецприз. Ещё  победители внутришкольного конкурса «Самая читающая семья». Несомненно, что такая дружная, сплоченная семья дает ребенку очень многое. Работа в этом направлении продолжается. И устанавливаются доверительные отношения между ребенком, родителем, которые являются залогом для дальнейшего развития ребенка и его воспитания.

     

2. 2. Признание приоритета семейного воспитания.

                                                                                       

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и  образовательных учреждений, а именно- сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Школа и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Творческие способности родителей учащихся использовались как приобщение детей с раннего возраста к труду; уважение к старшим. В нашем поселке немало семей, воспитывающие своих детей на своем примере. Так, например, семья Людмилы Семёновны, Владимира Николаевича Петровых – спортивная семья. Неоднократные чемпионы улуса и республики по волейболу.

Профессор В.Ф.Афанасьев указал, что якут соблюдает в воспитании детей определенные правила, использует эффективные методы народной  педагогики, им определены следующие направления в якутской семье: доброе, чуткое отношение к людям и ко всему окружающему; уважение старикам, преклонение перед ними.  Семьям оказывалась  педагогическая помощь различными путями. Поднимались проблемы, актуальные и в наши дни: отношение к физическим  наказаниям, необходимость изучения интересов и  потребностей ребенка, особенности младших школьников, роль игры в их развитии. Особо были выделены вопросы о знании возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, при этом предлагались такие средства воспитания, как доверие к ребенку, ласка ребенка, объяснение ему доходчивым языком правил поведения.

В этот период зародились « традиционные» формы работы с семьей: коллективные беседы, стенгазеты, уголки для родителей, выставки, родительские собрания, педагогические консультации, специальные курсы

для матерей и др.

Родители нашего класса в этом году сами стали по плану проводить классные часы, принимать зачеты по таблице умножения. Ньургустана Петровна всегда помогает, советует нашим редакторам класса запускать стенгазеты к разным мероприятиям, в которых мы не раз побеждали.

       

       

Заключение

Таким образом, практическое использование творческих способностей родителей в развитии и воспитании школьников в воспитательном процессе способствует воспитанию совершенного человека в духе высокой нравственности, породивших ряд обычаев в педагогики. Труд – это сама жизнь народа, фундамент воспитания. Истинные труженики – всегда духовно богатые люди, они – соль земли. Приучение к труду с раннего детства – прогрессивная традиция народного воспитания.  Главная забота народного воспитания – привитие у детей таких качеств, как трудолюбие, любовь к людям труда.

ЦРР  как открытая образовательная система включает участие в ней всех субъектов образовательного процесса: детей, педагогов, родителей, представителей общественности, организаций. Основными задачами в работе ЦРР является повышение воспитательного потенциала семьи, а также включение семьи в систему учебно–воспитательной работы с детьми, расширяя тем самым воспитательные возможности детского сада.

В основе новой философии взаимодействия семьи и  ЦРР  лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родителей, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Семья является важнейшим и основополагающим  звеном общества и государства, мы, педагоги, должны укреплять институт семьи, повышать его роль и значение. Важным в жизни каждой семьи является здоровый образ жизни: ведь дети воспитываются на личном примере родителей. И в первую очередь от родителей зависит, какое отношение воспитывают они у детей к традициям, обычаям, устоям, нравственным и моральным ценностям.

Таким образом, использование творческих способностей родителей в развитии и воспитании дошкольников имеет взаимосвязь с современным                                          воспитанием. Важно как можно раньше, с раннего возраста, обучать труду и добру. Пусть трехлетний сын помогает отцу, трехлетняя дочь – матери.

 И нам следует возродить завещанную предками духовность и человечность, найти в себе главное: духовную силу, на которой держится весь мир и человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Взаимодействие родителей и школы в рамках ФГОС или Вовлечение родителей в духовно-нравственное воспитание младшего школьника.

Роль семьи в духовно-нравственном становлении растущей личности огромна и только совместная работа с родителями даёт ощутимые результаты. Ребёнок опирается на два крыла, на учителя и на родителей.Я с ...

Трудовая коллективно-творческая деятельность как условие духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Сегодня по-прежнему актуальной остаётся задача создания условий для творческих проявлений разносторонних способностей учащихся.Эта программа подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, п...

Развитие творческих способностей и формирование интеллектуальных умений у младших школьников.

Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно остро, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно большие, чем пред...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...

Взаимодействие с родителями в процессе духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

В материале представлен опыт работы  и взимодействия с родителями , направленный на духовно-нравственное развитие личности...

Статья «Развитие творческих способностей детей в трудовой деятельности у младших школьников.»

Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельност...