Духовно – нравственное воспитание учащихся во внеклассной работе
статья на тему
Воспитание всегда связывалось с развитием духовно- нравственной сферы,ставило перед собой цель- воспитать ребенка мыслящим,добродетельным,милосердным,верящим в возможностьсовершенсвования мира и людей.Духовно- нравственное воспитание нельзя решать только в рамках школьного образования.Была разработана долгосрочная программа " Духовное воспитание обучающихся во внеклассной работе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_vneurochnoy_rabote.rar | 17.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с.МАРИИНСКИЙ
Доклад
«Духовно – нравственное воспитание учащихся
во внеклассной работе»
Выполнила учитель начальных классов
Суфиянова Ямиля Сабитовна
2014
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей.
Ребенок – это целый мир впечатлений, эмоций, мыслей, открытий и способностей. Его вопрошающее сознание обращено к педагогу, родителям, взрослым. И поэтому, их задача – создать условие для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка. Ф.М.Достоевский писал: «Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет: сердце, добрые чувства».
Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеклассной работы, системы дополнительного образования. Воспитывать учащихся в духе гражданственности и патриотизма, выявлять природные задатки, развивать творческий потенциал каждого ученика, привлекать учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных ценностей, накопленных поколениями, – вот задачи, решение которых, на мой взгляд, способствует решению проблемы духовно-нравственного воспитания школьников. Разумеется, добиться результата возможно только в совместными усилиями всех институтов гражданского общества: школы, органов культуры, конфессиональных сообществ многонациональной России.
Актуальность
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями.
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
В-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представление о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
А ведь во все времена в России ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. И чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания необходимы духовно здоровая семья и школа. В этой ситуации жизненно важной необходимостью становится воспитание на высоко духовно-нравственных основах, осознанного понимания ребёнком личностной значимости.
Обеспечить развитие духовности и творческой личности призван сегодня и процесс модернизации образования. Важными ценностями модернизации образования служат степень его интеллектуализации и технологизации. Интеллектуализациия рассматривается как необходимое условие формирования духовности личности, способной творчески преобразовывать действительность в соответствии с идеалами истины, добра и красоты.
В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы, уклада в школе, которые бы способствовали духовному становлению ученика, пробуждали в нем желание делать добро. Образовавшийся духовный вакуум заставляет школу искать пути совершенствования образовательного процесса. В данный период общеобразовательная школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной, и прежде всего через культуру своего народа. В образовательные программы введены уроки Основы светской этики. Духовно-нравственное воспитание нельзя решить только в рамках школьного образования. Данная работа должна быть реализована в системе, поэтому в 2014-2015 учебном году в 1,3 классах и была разработа долгосрочная программа «Духовно – нравственное воспитание учащихся во внеклассной работе».
Цели и задачи:
Перед собой поставила задачу подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. В связи с этим определила следующие цели:
1.Формирование на основе интеллектуальной компетеции и самостоятельного творческого навыка условий для развития духовно-нравственной личности.
2. Сохранение духовно-нравственного здоровья и преображение духовного облика детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
3. Изучение истории, регионального этнокультурного наследия Стерлитамкскогорайона РБ.
4. Объединение усилий школы и общественности по формированию нравственно здоровой личности учащихся.
Для достижения целей решаются следующие задачи:
1.Воспитывать у детей гражданское самосознание, любовь к Родине, к родному краю, к своему народу.
2.Формировать понимание обучающимися их личной ответственности за будущее страны.
3. Приобщать детей к традиционным для России духовно-нравственным ценностям.
4. Пробуждать у ребенка такие чувства, как долг, совесть, свобода, ответственность, гражданственность, патриотизм, стыд, веру, надежду, любовь, готовность проявлять милосердие.
5.Формирование общечеловеческих норм, культивирование интеллигентности как высшей меры воспитанности.
Механизм реализации проекта
1. Основополагающие принципы работы:
- "Дойти до каждого" - это основной принцип работы. Каждый ребенок в течение учебных лет должен непременно стать участником мероприятия, будь то классный час, тематическое занятие в кружках, выставки, праздники, кинопоказы, беседы, экскурсии и д.т.
- "Добровольное участие" - ребенок должен сам решить степень своего участия в программе, определить свое место в системе мероприятий, но главное, он должен захотеть быть приобщенным к познанию ценностей основ нравственности.
- "Принцип горы" - заключается в восхождении на вершину духовного творчества детей. Тематические мероприятия подготавливаются ежедневными значимыми делами, сквозной работой класса и школы.
- "Принцип открытых дверей" - каждый ребенок в любое время может прийти с волнующим его вопросом или за помощью к любому участнику, осуществляющему программу.
- "Уважай личность ребенка" - предполагает атмосферу бережного отношения к личности ребенка, уважение его мнения и выбора.
2. Методы реализации проекта
- наглядный
- словесный
- исследовательский
- практический
3. Формы работы с детьми:
- Изучение работ местных краеведов.
- Создание ученических творческих проектов.
- Выступление на научно-исследовательских конференциях различных уровней.
- Создание интернет-проекта.
- Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
- Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
- Проведение совместных праздников школы и общественности.
- Экскурсии, целевые прогулки (по району).
- Детская благотворительность.
- Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
- Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
- Уроки нравственности.
- Организация совместного переживания событий взрослыми и детьми – участие в мероприятиях.
- Формы работы с педагогами в процессе реализации проекта
- Изучение нормативных актов по вопросам духовно-нравственного воспитания.
- Инструктивные совещания.
- Психолого-педагогические конференции.
- Формы работы с родителями
- Родительские собрания на духовно-нравственные темы.
- Лекторий для родителей.
- Дни открытых дверей.
- Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы).
- Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.
- Индивидуальные беседы.
- Ведение социального паспорта класса.
- Проведение совместных с детьми праздников.
- Фестивали семейного творчества.
- Организация совместного досуга.
Интернет – проект, как одна из форм в реализации проекта «Духовно-нравственное воспитание учащихся во внеклассной работе»
В рамках проекта учащиеся во внеурочной деятельности знакомятся с событиями локальной истории. Вся работа по краеведению направлена на воспитание и развитие духовных и нравственных черт личности. Большое значение здесь имеет изучение духовной жизни людей в тот или иной период времени. Пути и методы изучения истории родного края разнообразны. Они зависят от возраста школьников, уровня их подготовки, целей занятия, задач проводимой работы. Одним из эффективных методов в работе с детьми по этому направлению является метод проектов. Метод проектов основывается на интересах детей. Он предполагает творческий поиск, развивает исследовательские навыки детей, умение их ориентироваться в информационном пространстве. Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни. Реализуя цель - формирование у учащихся духовно-нравственных ценностей в ходе реализации проектной деятельности.
Участие в проектах дает возможность учащимся связать теоретические знания и практические умения через вовлечение в реальную общественную жизнь, которую можно сделать лучше собственными усилиями. Интернет-проект позволяет детям проявить самостоятельность, организаторские способности, умения работать в команде. Если подросток занимается общественно-полезной деятельностью, то овладение социокультурными, коммуникативными, организационными навыками происходит более качественно.
Во время сбора информации, необходимой для реализации проектов, учащиеся посещают библиотеку, общественные организации, используют Интернет, что способствует развитию у школьников навыков взаимодействия не только друг с другом, но и с работниками многих межведомственных организаций, а также навыков поиска, получения, анализа и использования нужной информации. Работая над реализацией проектов, учащиеся организуют рабочие группы, вовлекают родителей. Работа способствует большей сплоченности, формированию чувства товарищества, толерантности и ответственности за общее дело, умению работать в группах.
Социальное проектирование в школе развивается и дает положительные результаты в формировании социальной активности детей, повышает уровень воспитанности. Осуществление общественно-полезной деятельности для большинства детей становится нормой.
Воздействие на человека с целью формирования у него духовно-нравственных качеств – тема, которую изучают учёные уже несколько тысяч лет. За это время уже было более - менее сформировано понятие о морали и о моральном поведении человека. Вопрос остался в том, как сформировать нравственное поведение человека.
В школе закладывается только фундамент духовно-нравственных представлений об окружающей жизни. Содержание духовно-нравственного воспитания включает в себя воспитание любви к Родине, доброжелательного, чуткого и отзывчивого отношения к окружающим. Его результатом является коллективизм, здоровый индивидуализм, внимательное отношение к человеку, требовательность к себе, высокие нравственные чувства патриотизма и интернационализма, сочетание общественных и личных интересов.
Реализация практико-значимого проекта «Духовно-нравственное воспитание во внеклассной деятельности» должна способствовать позитивной социализации выпускников начальной школы.
В результате осуществления проекта школьники должны:
- Повысить уровень нравственного поведения, знаний об отечественной истории и культуры
- Иметь сформированное патриотическое и гражданское сознание и самосознание
- Уметь сострадать и проявлять милосердие
- Проявлять активную жизненную позицию в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание на уроках лит. чтения (из опыта работы). Внеклассное мероприятие по экологии.
Во все века люди высоко ценили духовность и нравственность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её...
Духовно-нравственное воспитание учащихся во внеклассной работе. Программа кружка «Этнография народов Татарстана»
На протяжении многих тысячелетий традиционная культура помогала человеку в познании мира, природы, самого себя, адаптировала к жизни, систематизировала и хранила знания, становясь источником про...
Выступление на тему" Духовно-нравственное воспитание младших школьников через внеклассную работу.Воспитание детей через воспитание родителей"
Конспект выступления...
Духовно – нравственное воспитание младших школьников в учебном процессе и во внеклассной работе
Формирование Духовно – нравственной личности происходит в учебном процессе, во внеурочной деятельности и при работе с семьей младшего школьника....
Духовно-нравственное воспитание (из опыта работы учителей начальных классов)
(из опыта работы учителей начальных классов)...
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе».
laquo;Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе».Эмирбекова К.М.Учитель начальных классов, ...
КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»
Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...