«Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе».
материал (4 класс)

Эмирбекова Кизильгуль Магарамовна

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе».

Эмирбекова К.М.

Учитель начальных классов,

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                категория высшая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dukhovno-nravstvennoe.docx27.12 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе.

            Проработав в школе много лет, я могу с уверенностью сказать, что школа даёт не только образование, но и прививает очень важные и значимые ценности. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье, но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Ребенок, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Главная задача новой школы: создание условий для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и умения учиться. «Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника». Ш. А. Амонашвили. 

        В связи с введением ФГОС  одним из разделов основной образовательной программы начального образования является программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО. Этот раздел направлен  на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно – нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.          При реализации этой программы  исхожу из того, что основная образовательная программа школы отражает совокупную деятельность, которая реализуется:  

 - в процессе обучения (урочная деятельность)

- в направлениях развития личности (внеурочная деятельность)

             Учитывая интересы детей и родителей, возможности школы, внеурочная деятельность в нашем классе была организована по  следующим направлениям развития личности:

        - Экологическая деятельность «Юный эколог»

        - Научно-познавательная деятельность «Юным умникам и умницам»

        -Проектная деятельность «Я-исследователь»

          Проблема духовно-нравственного воспитания в последнее время

стала насущной и требует  своего решения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении. Поэтому в школе необходима продуманная направленная работа по развитию и формированию духовно-нравственных качеств младших школьников.

В наше время материальные ценности стоят выше духовных. Сейчас в школу приходят дети с разным пониманием нравственных норм и понятий, не говоря уже о духовности. Приходя в школу, ребенок имеет некоторые представления о том, что такое добро и зло, правда и справедливость, традиции и обычаи народа.

        Я могу с полной уверенностью сказать, что школа дает общее образование, очень важное и значимое. Но развитию духовно-нравственного воспитания  способствует именно дополнительное образование во внеурочной деятельности.

        Проведя анкетирование учащихся и беседы с родителями, я пришла к выводу, что очень важно организовать внеурочную деятельность так, чтобы ребенок мог проявить себя и овладеть способами разумной жизни. Мне было достаточно продумать систему выбора по душе, выявить интересы и предпочтения ребенка, и можно развивать его способности, причем делать это в школе.

        В моем классе на сегодняшний день есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через проектную деятельность. В этой  работе я использую игровые технологии, коммуникативные, исследовательские. Одной из тем проектной деятельности был проект «Моя семья».  Семья- это источник нравственности. Все учащиеся были включены в деятельность. Тема им близка и понятна, и как следствие, интересна. Упор был сделан на жизненный опыт учеников первого класса.

В рамках этого проекта были сформированы следующие духовно-нравственные качества семейной культуры:

- положительное отношение к семье, как основа российского общества;

- уважительное отношение к  родителям, осознанное и заботливое отношение к старшим и младшим;

- представления о семейных ценностях, семейных ролях и уважения к ним;

- культурно-исторические и этнические традиции российской семьи.

        Начав работу в прошлом учебном году, я продолжаю ее и по сегодняшний день. Одним из показателей эффективности моей работы является изменения в духовно-нравственном поведении  учащихся.  Это проявляется в устойчивом нравственном поведении, в умении предвидеть последствия своих поступков и поступков других людей. А также в проявлении у учеников внутреннего самоконтроля, осознания моральной стороны поступков. Темы проектной деятельности в моем классе являются открытыми и могут быть пополнены или изменены в соответствии с запросами детей и родителей.

               Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым.

              Наша задача, как педагогов - нейтрализовать негативное влияние, помочь любящим родителям в воспитании детей, указать пути и условия формирования нравственности ребёнка. Задача школы - создать благоприятные условия для формирования и развития духовно-нравственной культуры младших школьников.

        Моя работа по формированию духовно - нравственной культуры младших школьников включает:

-сочетание учебной и внеклассной работы;

-развитие творческой деятельности учащихся;

-установление взаимодействия с родителями учащихся;

        Моя работа по формированию духовно - нравственной культуры младших школьников направлена на:

-формирование устойчивого интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры;

-на воспитание патриотизма и гражданственности;

-на эстетическое развитие детей;

-на трудовое воспитание.

               Внеклассная работа является логическим продолжением начатой на уроке работы. Я организую разнообразные формы внеурочной деятельности. Этические беседы, творческие мастерские; экскурсии в музеи, театры; заочные экскурсии; фольклорные и поэтические праздники, театрализованные представления. Каждый вид занятия имеет свою задачу в деле формирования духовно - нравственной культуры младших школьников.

               Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы: «История русской армии»,  «Их именами названы улицы нашего города», «Весточка с фронта», «Герои космоса»; праздники посвященные «Дню Победы», «Дню защитника Отечества»; заочные экскурсии, посвящённые «Дню матери»; школьный конкурс чтецов, посвящённый «Дню Победы» позволяют воспитывать у ребят уважение к Родине, стремление быть похожими на выдающихся людей, а так же, желание делать добрые полезные дела.

        Чтобы ребёнок становился духовно богатым, особое внимание обращаю на художественно - эстетическое воспитание. Художественная деятельность,  декоративно - прикладное искусство формируют эстетический вкус. Если ребёнка окружают вещи, отличающиеся красотой, простотой, то в его жизнь подсознательно входят критерии, которые позднее определят его вкусы и потребности. После небольших тематических бесед, дети занимаются творчеством. Рисование на тему «Мой любимый город» воспитывает любовь к родному краю, рисунки на тему «Кем быть?»- уважение к людям труда.

        Выполнение коллективных работ: «Дерево дружбы»,  «Новогодняя ёлка», способствует формированию у детей чувства коллективизма, взаимопомощи, доброжелательных, дружеских отношений между мальчиками и девочками. Научиться уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими; развивать умения понимать чувства других людей и сопереживать им – всему этому  способствует  литературно - поэтическое творчество.  

ОСЕНЬ            

Листопад кружится,                                

Наступила осень.        

Яркая, цветная,                                    

Чудо-чудо осень!                              

Дети идут в школу,                              

Птицы улетают,                            

Звёздочки на небе        

Осень зажигает.

               А  конкурсы «Рыцарский турнир», «А ну-ка, девочки», викторина «В гостях у Вежливости», утренники «Новогодняя сказка», «Поздравляем наших мам»,  «До свидания, первый класс!» - это творческие дела, где ребята воплощают свои этические знания, учатся адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач.  

               Известно, что сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость.  Они хотят, чтобы и в жизни всегда было так. В этом, прежде всего и состоит большая педагогическая ценность сказки. Поэтому, в процессе внеклассной работы я провожу викторины по сказкам, инсценируем и сочиняем сказки.

               Базой для становления духовно - нравственной личности является семья. Нужно привлекать внимание родителей к внутреннему миру собственных детей. Для этого надо найти интересное и необходимое дело, объединяющее детей и взрослых общей заботой.

              Уже стало ежегодной традицией проводить в сентябре в нашем классе творческую выставку «Природа и фантазия», на которой ребята демонстрируют выполненные совместно с родителями поделки из природного материала. Но каждый год - новые творческие задания ждут моих ребят: придумай доброе название своей поделке, составь загадку, сочини сказку о своей поделке, и очень забавно проходит оживление поделок! На глазах у всего класса каждое творение заговаривает голосом ученика. Ребёнок вживается в образ героя, которого он сделал  вместе с родителями.

              Конкурс «Открытка маме», посвящённый празднику «8 Марта», позволил проявить заботу и чуткое отношение к маме. Ребята узнали, а какой  у мамы любимый цветок и какие комплименты можно подарить мамам и девочкам в этот первый весенний праздник.

              Результатом совместной работы должна стать заинтересованность родителей в изучении ребёнка, раскрытие и развитие в нём лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации.

        Все годы я наблюдаю, как ребята ведут себя во время общих дел, каких-либо мероприятий в школе, на переменах и после уроков. Наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют договариваться, бывает, ссорятся, спорят по деловым вопросам, но всегда находят пути к примирению. Общее поручение выполняют дружно, активно помогают друг другу, прислушаются к командиру класса и командирам команд. И, когда я спрашиваю у детей в конце учебного года, какие наши общие дела вам больше всего понравились, им есть что перечислить. А сочинения на тему: «Школа будущего», «Моя мечта» наглядно демонстрируют стремления ребят к труду, доброте, честности, взаимовыручке, сделать нашу землю ещё лучше. И очень важно поддерживать эти стремления, учить детей жить в мире и согласии с людьми, природой.

       

     И в заключении, хочу подчеркнуть: постижение духовно-нравственной культуры невозможно без светящейся души педагога, без его веры, без духовной атмосферы в классе!

 

Литература:

1.Аверина Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Начальная школа. 2005. № 11.

2. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. - 2006. - N 11. - с.45-57.

3. Нравственное воспитание младших школьников // Начальная школа. - 2008. - N 5. - c.7-9, 11-14, 19-25.

26. Леонова Н.А. Младший школьник: опыт нравственного поведения: Формирование нравственной компетентности младших школьников / Н.А. Леонова // Начальная школа. - 2010. - N 5. - c.22-26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Пробуждение духовно- нравственного сознания у младших школьников через внеклассные мероприятия"

В статье автор делится опытом работы по формированию духовно- нравственного сознания у младших школьников через внеклассные мероприятия....

Нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе

Процесс воспитания в современной школе направлен на формирование всесторонне развитой личности, у которой приоритетными являются нравственные качества. Как в наше чересчур прагматичное время сохранить...

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников во внеклассной работе и внеурочной деятельности.

Гражданско-патриотическое воспитание школьников во внеклассной работе и внеурочной деятельности...

Патриотическое воспитание младших школьников во внеклассной работе

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от ответственных людей, лю...

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе».Фото

laquo;Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе».Фото...

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе».Фото

laquo;Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе».Фото...