Статья "Местожительство как место воспитания."
статья по теме
Местожительство —это сфера организации вольного времени детей, подростков, развития их интересов, трудовой, публичной, культурно-творческой деятельности, сфера идейно-нравственного формирования личности. Как никогда остро стоит сейчас усиление воспитательной значимости сферы досуга, вольного времени, деятельности и общения учащихся по месту жительства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 17.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Рамжаева Светлана Сергеевна,
учитель начальных классов.
«Местожительство как место воспитания».
На мой взгляд, это актуальная проблема на данный момент. Глубокие социальные проблемы, происходящие в нашем обществе, резко обострили положение детей. Растут преступность и правонарушения среди несовершеннолетних, получают широкие масштабы детский алкоголизм и наркомания. Важный принцип педагогики-- единство и преемственность воспитательных действий в разных сферах жизнедеятельности человека- как учебно-производственной, так и вне ее, в сфере семьи, быта, вольного времени.
Понятие «воспитание» совсем близко к слову социализация, но воспитание- это прежде всего направленное действие средством которого индивидууму стараются привить желательные свойства и характеристики. Воспитателями выступают не только отдельные люди, но и весь домашний, весь школьный уклад. Воспитывает улица, воспитывают публичные организации, вся окружающая обстановка.
Школа-- один из ведущих институтов воспитания. Она обязана обеспечить целостный, непрерывно организованный воспитательный процесс. Жизнь учащихся в школе является педагогически организованной. А внешкольная среда наиболее противоречива и специфична, в определенной мере стихийна.
Познание и поведение детей формируется под действием микросреды, того опыта, который ребенок получает из повседневной жизни. Воспринимая большой положительный нравственный опыт, скопленный обществом, дети тотчас сталкиваются в семье, в кругу знакомых, на улице с дурными привычками, слышат выражения, которые противоречат соц. окружению (стилю жизни). И если с этой проблемой не биться, то дети , как губка, впитывают в себя, усваивают и в дальнейшем это может стать отправной точкой отклоняющегося поведения, правонарушений несовершеннолетних.
Таким образом, воспитательная среда в какой дети получают соц. опыт, и оказывает существенное влияние на поведение личности. Как более стабильная из воспитательных сфер жизнедеятельности учащихся, как часть воспитательной среды, активно влияющей на формирование и развитие личности, рассматривается в передовом современном опыте-- местожительство. Еще за долго до прихода в школу, ребенок входит в этот мир, включаясь в дела с определенной общностью людей. На разных возрастных шагах он реализует свои личностные потребности в разговоре, познании окружающей реальности, развитии творческих начал, в самоутверждении, активной деятельности. Тут школьник сверяет получаемые познания с наблюдениями, практикой жизни, накапливает свой жизненный опыт, обучается быть старшим, взрослым, самостоятельным, проявлять заботу о младших, строить свои взаимоотношения с товарищами, сверстниками.
Местожительство —это сфера организации вольного времени детей, подростков, развития их интересов, трудовой, публичной, культурно-творческой деятельности, сфера идейно-нравственного формирования личности. Как никогда остро стоит сейчас усиление воспитательной значимости сферы досуга, вольного времени, деятельности и общения учащихся по месту жительства.
Понятно что одни и те же дети могут по разному вести себя в критериях школы и класса, дома и двора . Поведение детей по месту жительства может быть не понятно преподавателям и родителям. Местожительство наиболее ярко отражает главные характерологические черты внешкольной среды- и прежде всего ее широкий соц. характер. То событие, что конкретно по месту жительства взрослые и дети наибольшую часть времени проводят совместно , содействует более тесным контактам взрослых и детей, концентрации их общения, взаимовлиянию, развитию совместной деятельности и как следствие создает естественные, подходящие условия для активизации взрослых в воспитании детей. В силу территориальной близости к семье воспитательная работа в жилом массиве, в микрорайоне, в доме располагает дополнительными резервами в совершенствовании педагогического и публичного действия на семью и ее наиблежайшее окружение, влияния на процесс домашнего воспитания. На результативность воспитательной работы с детьми по месту жительства конкретно влияет уровень воспитанности окружающих и в особенности близких людей. Повышение образовательного, идейно-нравственного, культурного уровня взрослых, включенность ребенка в систему положительных публичных отношений по месту жительства, создание способностей для воспитания детей на конкретных примерах, боевых и трудовых традициях народа, целенаправленная система внешкольных мероприятий, создание подходящей моральной атмосферы в семье, обеспечение единства воспитательных требований в школе, семье и по месту жительства – все это оздоровляет микросреду детей, благоприятно повлияет на идейно-нравственное становление личности.
Специфика внешкольной среды, личные различия в характеристике каждого дома, семьи, обилие запросов, интересов, возможностей, принуждают кропотливо учить их и учесть в воспитательной работе. Лишь так можно достигнуть более полного развития духовных потребностей, наилучшего использования воспитательных способностей семьи, микрорайона.
В современных критериях развития общества, внешкольные учреждения выполняют роль организаций и объединений, обеспечивающих всем желающим дополнительное внешкольное образование. Ведущим принципом организации работы внешкольных учреждений является добровольность, объединение детей по интересам, что провоцирует их подобающую деятельность, развивает их активность в овладении культурными ценностями общества и их приумножении. Мысль комплексности и много профильности деятельности детей во внешкольных учреждениях подразумевает интенсивную социализацию личности, расширением способностей овладения жизненным опытом. Во внешкольных учреждениях у учащихся нет прежней ученической репутации, оценка личности делается по деятельности без стереотипов, учебных оценок. Отсутствие боязни оказаться в числе среди отстающих создает психологически удобные условия, раскрепощает. Успехи детей сравниваются лишь с их прошлыми достижениями, а не с достижениями сверстников. Одобрение всех целесообразных способов деятельности ребенка содействует его личному росту, установлению отношений взаимоответственность в системе: «педагог—ученик». Во внешкольных учреждениях дети имеют возможность заполнить свое свободное время разными видами деятельности с образовательным содержанием, которых нет в школе(театр, экскурсии), тем самым расширить взор на мир. Важную роль социально-педагогического значения играют внешкольные учреждения как очаги организации вольного времени, досуга. Они придают позитивную целеустремленность спонтанно возникающим в молодежной среде объединениям по интересам, отвлекая от бездумного времяпровождения школьников на улице.
Занятость детей в коллективах дошкольных учреждений способствует познанию родителями особенностей развития ребенка, которые нередко бывают укрыты от родителей из-за ограниченности в семье его соц. ролей. Во внешкольных учреждениях каждый школьник получает широкие способности реализации личного потенциала в социально важной деятельности: выступление на концертах, спектаклях, роль в выставках художественного и научно-технического творчества, массовой работе в микрорайоне для его обитателей, кроме самореализации обеспечивают активное включение в жизнь общества. Привлечение внешкольными учреждениями к работе профессионалов из разных компаний, организаций науки и культуры, делает вероятным освоение обучающимися новейших достижений общества в естественной среде на современном уровне развития науки и техники.
Внешкольные учреждения играют определенную роль в проф. Самоопределении детей.
Учащиеся начальных классов наиболее отзывчивы на образовательно-воспитательные виды деятельности вне рамок учебной программы, направленные в большей степени преподавателем и родителями. Большим стимулом для начала занятий хоть в какой деятельности ребенка является энтузиазм, начинающийся с броского, интересного, неожиданного дела, роль в каком существенно расширяет область самостоятельности школьника, дает ему возможность творческого проявления в самых разных областях. Несомненным стимулирующим фактором может быть также колоритная и неординарная личность самого управляющего, умение «умение вести за собой», тактично направляя деятельность школьника в нужное для них русло.
Ребенок, как и взрослый, входит в общество не через один, а сразу через несколько институтов-- семья, класс, клуб, кружок, спортивные секции в школе и во внешкольных учреждениях которые имеют свои индивидуальности в процессе социализации личности.
Семья-- первичный воспитательный коллектив, владеющий особенно широким спектром воспитательного действия на личность и испытывающий определенное влияние институтов публичного воспитания. В семье начинает складываться жизненный опыт ребенка. Формируются его моральные ценности, усваиваются социальные нормы и культурные традиции общества. В семье ребенок оказывается включенным в социальные дела, которые в предстоящем будущем будут определять развитие его личности. Воспитательную роль семьи тяжело переоценить. Но влияние семьи зависит от ряда данных, характеризующих ее. Современную семью различает сокращение численности состава, отделение юных от старшего поколения, ограничение трудовой роли детей. Все эти причины понижают воспитательную роль семьи. Неустойчивость семьи, рост разводов, уменьшение престижа семейных традиций и ценностей также неблагоприятно сказываются на воспитание детей в семье. Естественно что там , где ослабляется влияние семьи, растет роль коллективных форм публичного воспитания. Это просит от педагогов оказывать разностороннюю помощь семье в решении воспитательных задач. В число воспитательных учреждений, призванных оказывать такую помощь, входят в первую очередь дошкольные учреждения, школа, а также разные внешкольные воспитательные учреждения.
Взаимодействие семьи с разными воспитательными институтами общества не ограничивается информативными контактами. Результативность взаимодействия семьи и школы в воспитании детей в значимой мере зависит от того, что представляют собой предки, все взрослые члены семьи, каков их уровень воспитанности. Для развивающихся в современных критериях системы работы с семьей характерна все наиболее тесная взаимосвязь учебных учреждений с Центром воспитательной работы. Исследование семьи помогает в каждой конкретной ситуации, выбрать более применимые средства на нее, формы своевременной коррекции воспитательной деятельности родителей, отношений между детьми и взрослыми. Воспитательная работа центра с семьей по месту жительства имеет свои индивидуальности, обусловленные спецификой среды, ее широким соц.характером. Эффективность домашнего воспитания в большей мере зависит от царящей в ней атмосферы духовного, нравственного контакта взрослых и детей, старших и младших. Объектом воспитательного действия в семье должны быть не только дети, но и остальные взрослые члены семьи. Предметом внимания в этом случае выступают их взаимоотношения и такие сферы домашней жизни, как быт, общение, свободное время. Постоянно надо помнить что схожих семей не бывает. Нельзя, строя работу с родителями, ориентироваться либо на средние семьи, либо на семьи с явными и очевидными проблемами. Огромное внимание надо уделять и таким семьям, в которых на первый взгляд как будто все благополучно. В педагогике семьи обычно делятся и дифференцируются по тому, как они восприимчивы к педагогическим влияниям. В зависимости от этого выделяются несколько групп семей.
Семьи, которые серьезно, задумчиво относятся к воспитанию собственных детей, являются активными, стараются поддерживать с преподавателями единую воспитательную линию.
Родители допускают отдельные ошибки воспитания в силу педагогической некомпетентности, занятости, заболеваний и прочее, но при всем этом заинтересованы в их устранении.
Семьи в которых родители не уделяют достаточного внимания воспитанию потому, что для них не является жизненно принципиально и важно. Они оказывают сопротивление педагогическому влиянию, безразличны к личности собственного малыша.
Любая семья по целому ряду признаков может быть объектом исследования и влияния различных соц. сил. Конфликтная семья, где предпосылкой семейных неурядиц выступают взаимоотношения супругов, наиболее всего нуждается в помощи психологических служб.
При обследовании семей может выяснится что часть родителей не могут обеспечить настоящего воспитания в силу того, что работа их связана с долгим отсутствием, командировками. В таких случаях семье нужна помощь. Воспитательные учреждения должны уделять особое внимание ребенку из такой семьи и если надо то решать вопрос о его устройстве в интернат, прикреплении к нему общественного преподавателя. К категории семей, которые по объективным причинам не могут обеспечить настоящего воспитания детей, следует отнести и неполные семьи. Дети из таких семей тоже требуют повышенного внимания.
Семьи , в которых родители склонны к аморальному поведению и не хотят заниматься воспитанием собственных детей, должны быть объектом внимания соц. служб, правоохранительных органов, также инспекции по делам несовершеннолетних. В вариантах когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей, необходимы более строгие меры.
Кто бы не занимался с семьей по месту жительства-- будь то школьные учителя, социальные преподаватели и. т. д-- все они должны знать, что в работе с семьей есть общие вопросы, которые надо держать в поле зрения всем.
Взаимодействие с семьей по месту жительства осуществляется на двух уровнях : личном и коллективном.
Личный уровень взаимодействия подразумевает целенаправленное влияние на семью с учетом ее конкретных особенностей, дает возможность найти характер и конкретное воспитательное действие на нее.
Личный подход к семье осуществляется последовательно и в четкой системе : знакомство с семьей, ее исследование, конкретное взаимодействие как обмен мнениями и действиями, составление плана, программ, деятельность по выполнению; контроль включающий анализ и оценку результатов взаимодействия.
На базе оценок и результатов контроля может выноситься решение о применении взысканий и санкции по отношению к семье( публичное порицание, административное наказание, лишение родительских прав).Семья может быть объектом внимания воспитывающих сил, так как она в состоянии измениться под конкретным их действием. У самих родителей должно быть сформировано представление о том, что они постоянно могут рассчитывать на поддержку соответственных воспитывающих сил.
Результативность работы с семьей по месту жительства во многом зависит от того , как глубоко она отражена в планах воспитательной работы. Конкретное действие учителя направлено на улучшение домашнего воспитания. На базе наблюдений анализирует состояние воспитания детей, сложившиеся дела в семье, разрабатывает систему мер, направленных на коррекцию отношений между родителями и детьми.
Следует планомерно вовлекать родителей в активную общественно полезную деятельность по месту жительства.
Следует предлагать проведение системы различных мероприятий , предполагающих совместное времяпровождение взрослых и детей, целых семей( общественный труд по благоустройству и озеленению местности микрорайона, роль в охране общественного порядка, в организации и проведении массовых праздников, ярмарок, различные художественно-эстетические и спортивно-оздоровительные мероприятия).
Целенаправленная, глубочайшая и систематическая работа по обобщению передового домашнего воспитания, широкая пропаганда этого опыта. Устные и письменные благодарности, выписки их решений педсовета, похвальные грамоты- эти формы посодействуют сделать передовой опыт домашнего воспитания достоянием всего населения микрорайона.
Организация общественно полезной деятельности, досуга семьи, помогает преподавателям не только улучшить дело воспитания, но и поменять отношения родителей к школе, к улице, повысить ответственность семьи за решение воспитательных задач.
В воспитательной работе с семьей нельзя обойти такую сложнейшую социально-педагогическую дилемму, как подготовка подростка к семейной жизни.
Задача родителей в том, писал В.А. Сухомлинский, чтобы отдать ребенку счастье. Счастье многогранно. Оно и в том , чтобы обожать человека, быть любимым, выращивать из детей полноценных граждан. Лишь совместно с родителями , общими усилиями учителя могут отдать детям огромное человеческое счастье.
Помогая родителям воспитывать в детях черты будущих примерных семьянинов мы должны обращать внимание отцов и матерей на социальный смысл семейных отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему: «Роль, место духовно-нравственного образования и воспитания в образовательной системе современной России»
Одна из проблем современного образования, состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей живших в прошло...
Эссе "Роль и место духовно-нравственного воспитания в образовательной системе современной России"
Проблема нравственного воспитания и духовных ориентиров молодого поколения России....
Место духовно-нравственного воспитания по ФГОС
Презентация...
Родителям о воспитании культуры поведения детей в общественных местах.
Поведение учащихся в театре, на улице, в транспорте....
Родителям о воспитании культуры поведения детей в общественных местах.
Поведение учащихся в театре, на улице, в транспорте....
Роль и место классного руководителя в воспитании школьника
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: форм...
Стендовый доклад. Роль и место игры в экологическом воспитании учащихся начальной школы. декабрь 2017
Роль и место игры в экологическом воспитании учащихся начальной школы. деабрь 2017...