Роль и место классного руководителя в воспитании школьника
статья (4 класс) на тему

Эртуганова Светлана Евгеньевна

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

         Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Исходя из этого целью деятельности классного руководителя является создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль и место классного руководителя в воспитании школьника

Эртуганова С.Е. учитель начальных классов.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

        Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Исходя из этого целью деятельности классного руководителя является создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

        Сложные условия современной России, в том числе образовательной среды, актуализировали проблему воспитания толерантности, настоятельно требующую практического решения.

                Поведение, образ жизни, жизненный опыт ребят, его организация – основное поле деятельности педагогов, на котором возможно практически реализовать свои задачи. Толерантность – это не равнодушие, а труд души! Борьба со злом всегда есть утверждение добра, и такое утверждение неизменно выступает одним из подлинных и значимых результатов толерантности.

        Мы не можем,  и не имеем права изменить взгляды ребенка, заставить его иначе мыслить, чем он это уже делает. Дело не в том, чтобы он признал то, чего раньше не признавал, полюбил то, чего прежде не любил: он имеет право на свое отношение. Дело в другом и более сложном: толерантность может и должна обеспечить ситуацию сосуществования. Воспитание толерантности как раз и призвано помочь ребенку достойно прийти к этой ситуации. С педагогической точки зрения, это связано прежде всего с целенаправленной организацией позитивного опыта толерантности, т.е созданием условий требующих взаимодействия ребенка с другими людьми, какими бы они ни выглядели в его глазах.

        Для успешности в процессе воспитания толерантности я, как классный руководитель, прежде всего, изучаю семью, образ жизни, круг общения детей. С особым вниманием стараюсь относиться к фактам, примерам, когда школьник проявил лояльность к товарищу, тепло отозвался об однокласснике, приятеле по компании, о ком-то из домашних.

        Все это предпосылки или проявления толерантности. Профессиональный глаз не может не увидеть и другого: нетерпимость к представителям иной национальности, упрямого нежелания с кем-то взаимодействовать, неумения прислушаться к чужому мнению, ссор с одноклассниками, конфликтов вне школы.

        Такого рода наблюдения помогают мне в предупреждении и преодолении дефицита толерантности.

        Решению таких задач содействует организация совместных дел, позволяющих ребятам предъявить себя друг другу с лучшей стороны, скажем, продемонстрировать свои способности и увлечения спортом, техникой, компьютерными программами, танцами.  Чем старше становятся дети, тем чаще идет обсуждение волнующих проблем не только класса, школы, села, города, но и событии в стране и в мире.

        Деликатно провожу индивидуальные беседы с теми детьми, которые вызывают тревогу, особенно  - себялюбивыми, замкнутыми, конфликтными, с завышенной или заниженной самооценкой. Так, обращаясь к реальным примерам из окружающей жизни, я помогаю обретать своим воспитанникам опыт терпимости к иному, но хорошему, и неприятия и недопущения зла, зависти, ссор, конфликтов. В классе возникает положительная нравственно– психологическая атмосфера, которая в свою очередь, создает предпосылки для формирования у каждого ребенка опыта толерантного поведения. Особенно актуально в данном вопросе вновь повторю, изучение современного детства, его идолов и привязанностей, как и динамики развития каждого школьника. Жизнь меняется очень быстро и дети гораздо внимательнее и более заинтересованно относятся к этим изменениям, чем мы, учителя. И поэтому уже традиционными стали такие темы классных часов, как «Мир моих увлечений», «За что уважают в семье и обществе», «Что мне нравится в современном мире», а так же индивидуальные доверительные беседы: «Моё хочу и моё надо», «Мои мечты, мои желания», «Друг в моей жизни». Особое место занимают мероприятия: «Праздник дружбы», «Я люблю тебя, Россия!», «Поклонимся великим тем годам» (совместно с музеем), «Спорт и Я», «День именинника»

        Проявляя способность слышать слушая и видеть глядя (а с этого, в сущности, начинается профессиональная толерантность педагога), я думаю что, улавливая новое, легче понять причины возникших трудностей и конфликтов ребят, а, следовательно, искать и находить способы развития их толерантности: интерес к личности – главный путь к тому, чтобы понять ее, и быть понятым ею. Сказанное относится не только к детям. Порой не менее сложен для учителя объект толерантности – родители школьников. Оставаясь через своих детей в известной зависимости от школы, от данного педагога, они, особенно в последнее время, проявляют к школе все больше требовательности.

        Порой возникают ситуации их противостояния, взаимного непонимания, столкновения ценностей, мнений о детях и школе, в работе, а главное – авторитетов в глазах ребят.

        Предупредить, преодолевая столкновения, важно щадить родительское самолюбие, давая на собраниях публичные характеристики ребенка, сдерживаю эмоции, общаюсь с «трудными» для себя родителями, больше интересуюсь домашними  условиями детей и в то же время рассказываю родителям о различных сторонах жизни детского коллектива (а не только об «успеваемости и посещаемости»), фиксирую внимание пусть на небольших, но успехах каждого ребенка. Из своего опыта могу отметить темы проводимых родительских собраний: «Разрешение конфликтных ситуаций», «Гармония общения – залог психо-эмоционального здоровья ребенка». Принципом проведения данных собраний являлось – сотрудничество.

        Толерантности родителей к самому себе педагог может достичь, лишь проявляя равно доброе, заботливое отношение ко всем детям, сколь это ни сложно в реальности. Именно и прежде всего так создается основание для обоюдной удовлетворенности на уровне не только межличностном, но и более широком  - как средства  и условия взаимной толерантности школы и родителей в интересах детей.

        Из выше с казанного – очевидная значимость усилий педагога по самовоспитанию толерантности. Они связаны в первую очередь с осознанием своего профессионального достоинства, предполагающего наряду с самоуважением и способностью уважать других людей, в том числе и детей. Такое желательно для каждого человека, для педагога же – обязательно, как бы ни было сложно.

        Думаю не менее полезны самоанализ реальных отношений с окружающими, честная, не под влиянием эмоциональных вспышек, оценка своих мыслей, решений, поступков. И дело, как и во многом другом, не признании собственных удач и ошибок, но в  стремлении владеть собой, сдерживая неприязнь, негативное отношение к кому-то или чему-то в окружающем. Проявляя нетерпимость, учитель провоцирует обострение обстановки, отношений. Недостаток толерантности приводит к неотвратимой и быстрой «амортизации сердца и души», жертвами которой оказываются дети. С этой точки зрения, нам учителям следует целенаправленно заниматься  самовоспитанием, что становится здесь не только личной, но и сугубо социальной проблемой. Чтобы воспитывать толерантность у других, надо самому быть примером толерантности. Вся работа педагога с родителями детей, с коллегами, как и его работа над собой – все это во имя детства


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в воспитании гражданина России.

Журнал: "Научный обозреватель" 3-2012                    ...

Роль классного руководителя в воспитании и обучении детей младшего школьного возраста.

Данная статья отражает формы и методы воспитательной работы в начальных классах.Большое значение уделено роли классного руководителя в воспитании младших школьников....

Выступление на ШМО классных руководителей.Нравственное воспитание школьников.

Целью нравственного воспитания является формирование нравственности, морали, чему соответствуют критерии добра, милосердия, заботы, образованности, порядочности, честности и общечеловеческие ценности....

"Роль классного руководителя в воспитании ученика"

Доклад "Роль классного руководителя в воспитании ученика"Воспитатель не может быть равнодушным человеком, ведь он общается не с предметом, а с настоящим чудом природы. И это чудо нужно вскор...

Роль классного руководителя в воспитании и формировании личности обучающихся.

Главная цель педагога – это создавать реальные условия для формирования и развития в школе творческой личности, здоровой и духовно, и физически, а также способной успешно адаптироваться к динами...