Роль и место классного руководителя в воспитании школьника
статья (4 класс) на тему
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Исходя из этого целью деятельности классного руководителя является создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_i_mesto_klassnogo_rukovoditelya_v_vospitanii_shkolnika.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль и место классного руководителя в воспитании школьника
Эртуганова С.Е. учитель начальных классов.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Исходя из этого целью деятельности классного руководителя является создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Сложные условия современной России, в том числе образовательной среды, актуализировали проблему воспитания толерантности, настоятельно требующую практического решения.
Поведение, образ жизни, жизненный опыт ребят, его организация – основное поле деятельности педагогов, на котором возможно практически реализовать свои задачи. Толерантность – это не равнодушие, а труд души! Борьба со злом всегда есть утверждение добра, и такое утверждение неизменно выступает одним из подлинных и значимых результатов толерантности.
Мы не можем, и не имеем права изменить взгляды ребенка, заставить его иначе мыслить, чем он это уже делает. Дело не в том, чтобы он признал то, чего раньше не признавал, полюбил то, чего прежде не любил: он имеет право на свое отношение. Дело в другом и более сложном: толерантность может и должна обеспечить ситуацию сосуществования. Воспитание толерантности как раз и призвано помочь ребенку достойно прийти к этой ситуации. С педагогической точки зрения, это связано прежде всего с целенаправленной организацией позитивного опыта толерантности, т.е созданием условий требующих взаимодействия ребенка с другими людьми, какими бы они ни выглядели в его глазах.
Для успешности в процессе воспитания толерантности я, как классный руководитель, прежде всего, изучаю семью, образ жизни, круг общения детей. С особым вниманием стараюсь относиться к фактам, примерам, когда школьник проявил лояльность к товарищу, тепло отозвался об однокласснике, приятеле по компании, о ком-то из домашних.
Все это предпосылки или проявления толерантности. Профессиональный глаз не может не увидеть и другого: нетерпимость к представителям иной национальности, упрямого нежелания с кем-то взаимодействовать, неумения прислушаться к чужому мнению, ссор с одноклассниками, конфликтов вне школы.
Такого рода наблюдения помогают мне в предупреждении и преодолении дефицита толерантности.
Решению таких задач содействует организация совместных дел, позволяющих ребятам предъявить себя друг другу с лучшей стороны, скажем, продемонстрировать свои способности и увлечения спортом, техникой, компьютерными программами, танцами. Чем старше становятся дети, тем чаще идет обсуждение волнующих проблем не только класса, школы, села, города, но и событии в стране и в мире.
Деликатно провожу индивидуальные беседы с теми детьми, которые вызывают тревогу, особенно - себялюбивыми, замкнутыми, конфликтными, с завышенной или заниженной самооценкой. Так, обращаясь к реальным примерам из окружающей жизни, я помогаю обретать своим воспитанникам опыт терпимости к иному, но хорошему, и неприятия и недопущения зла, зависти, ссор, конфликтов. В классе возникает положительная нравственно– психологическая атмосфера, которая в свою очередь, создает предпосылки для формирования у каждого ребенка опыта толерантного поведения. Особенно актуально в данном вопросе вновь повторю, изучение современного детства, его идолов и привязанностей, как и динамики развития каждого школьника. Жизнь меняется очень быстро и дети гораздо внимательнее и более заинтересованно относятся к этим изменениям, чем мы, учителя. И поэтому уже традиционными стали такие темы классных часов, как «Мир моих увлечений», «За что уважают в семье и обществе», «Что мне нравится в современном мире», а так же индивидуальные доверительные беседы: «Моё хочу и моё надо», «Мои мечты, мои желания», «Друг в моей жизни». Особое место занимают мероприятия: «Праздник дружбы», «Я люблю тебя, Россия!», «Поклонимся великим тем годам» (совместно с музеем), «Спорт и Я», «День именинника»
Проявляя способность слышать слушая и видеть глядя (а с этого, в сущности, начинается профессиональная толерантность педагога), я думаю что, улавливая новое, легче понять причины возникших трудностей и конфликтов ребят, а, следовательно, искать и находить способы развития их толерантности: интерес к личности – главный путь к тому, чтобы понять ее, и быть понятым ею. Сказанное относится не только к детям. Порой не менее сложен для учителя объект толерантности – родители школьников. Оставаясь через своих детей в известной зависимости от школы, от данного педагога, они, особенно в последнее время, проявляют к школе все больше требовательности.
Порой возникают ситуации их противостояния, взаимного непонимания, столкновения ценностей, мнений о детях и школе, в работе, а главное – авторитетов в глазах ребят.
Предупредить, преодолевая столкновения, важно щадить родительское самолюбие, давая на собраниях публичные характеристики ребенка, сдерживаю эмоции, общаюсь с «трудными» для себя родителями, больше интересуюсь домашними условиями детей и в то же время рассказываю родителям о различных сторонах жизни детского коллектива (а не только об «успеваемости и посещаемости»), фиксирую внимание пусть на небольших, но успехах каждого ребенка. Из своего опыта могу отметить темы проводимых родительских собраний: «Разрешение конфликтных ситуаций», «Гармония общения – залог психо-эмоционального здоровья ребенка». Принципом проведения данных собраний являлось – сотрудничество.
Толерантности родителей к самому себе педагог может достичь, лишь проявляя равно доброе, заботливое отношение ко всем детям, сколь это ни сложно в реальности. Именно и прежде всего так создается основание для обоюдной удовлетворенности на уровне не только межличностном, но и более широком - как средства и условия взаимной толерантности школы и родителей в интересах детей.
Из выше с казанного – очевидная значимость усилий педагога по самовоспитанию толерантности. Они связаны в первую очередь с осознанием своего профессионального достоинства, предполагающего наряду с самоуважением и способностью уважать других людей, в том числе и детей. Такое желательно для каждого человека, для педагога же – обязательно, как бы ни было сложно.
Думаю не менее полезны самоанализ реальных отношений с окружающими, честная, не под влиянием эмоциональных вспышек, оценка своих мыслей, решений, поступков. И дело, как и во многом другом, не признании собственных удач и ошибок, но в стремлении владеть собой, сдерживая неприязнь, негативное отношение к кому-то или чему-то в окружающем. Проявляя нетерпимость, учитель провоцирует обострение обстановки, отношений. Недостаток толерантности приводит к неотвратимой и быстрой «амортизации сердца и души», жертвами которой оказываются дети. С этой точки зрения, нам учителям следует целенаправленно заниматься самовоспитанием, что становится здесь не только личной, но и сугубо социальной проблемой. Чтобы воспитывать толерантность у других, надо самому быть примером толерантности. Вся работа педагога с родителями детей, с коллегами, как и его работа над собой – все это во имя детства
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль классного руководителя в воспитании гражданина России.
Журнал: "Научный обозреватель" 3-2012 ...
Роль классного руководителя в воспитании и обучении детей младшего школьного возраста.
Данная статья отражает формы и методы воспитательной работы в начальных классах.Большое значение уделено роли классного руководителя в воспитании младших школьников....
Роль классного руководителя в воспитании учащихся
Роль классного руководителя....
Выступление на ШМО классных руководителей.Нравственное воспитание школьников.
Целью нравственного воспитания является формирование нравственности, морали, чему соответствуют критерии добра, милосердия, заботы, образованности, порядочности, честности и общечеловеческие ценности....
Роль классного руководителя в воспитании гражданина России
Выступление на педагогическом совете...
"Роль классного руководителя в воспитании ученика"
Доклад "Роль классного руководителя в воспитании ученика"Воспитатель не может быть равнодушным человеком, ведь он общается не с предметом, а с настоящим чудом природы. И это чудо нужно вскор...
Роль классного руководителя в воспитании и формировании личности обучающихся.
Главная цель педагога – это создавать реальные условия для формирования и развития в школе творческой личности, здоровой и духовно, и физически, а также способной успешно адаптироваться к динами...