Рабочая программа кружка "Краеведческий"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Федорова Дина Павловна

Программа имеет краеведческуб направленность. Целью программы является привитие интереса к истории родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka.docx74.82 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА                                                                                                                                                кружка                                                                                                                                                                                                                                      «Краеведческий»                                                                                                                                                                                                                                                            

Направление: туристско – краеведческое                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Срок реализации: 4года

Пояснительная записка

Программа имеет краеведческую направленность.                                                                                                                                                                                                                                                                        

Актуальность данной программы определяется современными реформами в образовательной сфере:                                                                                                                                                                                                                                                                      -создание условий для развития личности ребёнка;                                                                                                                                                                                                          -развитие мотивации личности к познанию и творчеству;                                                                                                                                                                                             -обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;                                                                                                                                                                                                                                                               -приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;                                                                                                                                                                                                                                             -интеллектуальное и духовное развитие личности ребёнка                                                                                                                                                                                                                                                 -укрепление психического и физического здоровья;                                                                                                                                                                                                                                                                               -взаимодействие педагога с семьёй, которые определены в ФЗ «Об образовании», и «Концепции модернизации образования до 2025года».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

ЦЕЛЬЮ программы является привитие интереса к истории родного края.                                                                                                                                                                                                                                              

ЗАДАЧИ:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      -изучать культуру, историю края;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   -формирование потребности изучения своего края, исследование обычаев, традиций, сбор фольклорно-этнографического, краеведческого материала, формирование рукописного фонда;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             -воспитание гражданственности, любви к своей земле.                                                                                                                                                                                                                               

Возраст детей – 7-11 лет.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Срок реализации – 4года обучения по 1 часу в неделю/136часов/ с1 по 4 классы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Ведущими формами занятий являются беседы, экскурсии, викторины, конкурсы, учебные конференции, заочные путешествия, игровые и интегрированные технологии, проекты, презентации.                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Предполагаемые результаты.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Учащиеся должны знать:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        -культуру и историю родного края.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Учащиеся должны уметь:                                                                                                                                                                                                                                                             -собирать и записывать фольклорно – этнографический материал;                                                                                                                                                                                                                                                      -работать с литературой краеведческой направленности.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

У учащихся должны быть сформированы навыки:                                                                                                                                                                                                                                          -оформления письменных исследовательских работ;                                                                                                                                                                                                           -беседовать с информаторами;                                                                                                                                                                                                                               оформлять проекты, презентации.

Литература:

1.Агеева И.В. «Крестец Стригуша и другие»                                                                                                                                                                                                                                                                                                             2.Богоусловская И.Я. «Русская глиняная игрушка»                                                                                                                                                                                                3.Дайн Г.Л. «Игрушечных дел мастера»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  4.Дайн Г.Л. «Русская игрушка»                                                                                                                                                                                                                                                   5.Панькин И.Н. «Легенды о мастере Тычке»                                                                                                                                                                                                                              6.Тараповская И.В. «Русские деревянные игрушки»                                                                                                                                                                                                        7. Якуб С.К. «Вспомним забытые игры»                                                                                                                                                                                                  8.Прокопец О.Н. «Веселье и труд – рядом живут»                                                                                                                                                                                                       9.Прокопец О.Н. «Куклы в обряде и куклы в театре»                                                                                                                                                                                                 10.Прокопец О.Н. Методический материал к курсам «Этнография и краеведение» и «Русская усадьба»                                                                                                                                                                                                                                                      11.Прокопец О.Н. «Традиционный мир детства»                                                                                             12. Русские народные сказки.  

1класс

ИГРА  И  ИГРУШКА

Учебно – тематический план.

Раздел

Общее количество часов

Теория

Практика

1.Введение

1

1

-

2.Игрушка в мире детства

10

5

5

3.Куклы

11

3

8

4.Игры

8

4

4

5.Игра в русской усадьбе

2

1

1

6.Игры и игрушки народов                             мира

2

1

1

Всего часов

34

15

19

                                                                                                                                                         

Тематическое планирование

№                                                            п/п

Темы занятий

Кол-во                                                                         часов

Дата

Введение

1.

Кружок «Краеведение»:цели, задачи, содержание программы.                                                                                                             Выставка любимых игрушек детей. Презентация любимых игрушек

1

Игрушки в мире детства.

2.

Об игре и игрушке.                                                                                                                                                                      Зн-во с понятиями «игра», «игрушка». Детские игры: общая характеристика. Значение игр и игрушек в жизни взрослых и детей. Мастера – игрушечники и игровой реквизит.

1

3.

«Тульские князьки» и другие игрушки Тульского края.                                                              Знакомство с Филимоновской, Белёвской, Венёвской, Крапивенской игрушками. Их сходство и отличие.Посещение Крапивенского краеведческого музея. Характеристика Тульской городской игрушки.

1

4.

Изготовление Крапивенской игрушки.                                                                                                                                                                                                                        Знакомство с Крапивенскими игрушками в фондах музея Крапивны.

1

5.

Деревянные игрушки.                                                                                                                           Знакомство с деревянными игрушками: Семёновскими, Богородскими, Тульскими. Игрушки из лозы и щепы.

1

6.

Изготовление игрушек – перевёртышей, каталок, погремушек из лозы.                                                                                                                                                                                                                                                                             Выставка деревянных игрушек. Местные мастера - игрушечники

1

7.

Металлические игрушки.                                                                                                                                                                Знакомство с металлическими игрушками. Тульские мастера, работавшие с металлом. Легенды, сказки, предания о металлических игрушках.

1

8.

Игрушки из пищевого материала.                                                                                                                             Изготовление игрушек из теста, сахара, воска.

1

9.

Детские военные игры и игрушки.                                                                                                                                                                 Об оловянных солдатиках. Выставка детских игрушек – военной техники, игрушек «мальчишей – кибальчишей».

1

10.

Домашние игрушки детей.                                                                                                                                                                                                Выставка игрушек детей. Презентация игрушек – поделок «Сделай сам».

1

Раздел 3. Куклы.

1.

Куклы: история, магия, игра.                                                                                                                                                                          Знакомство с понятием «Кукла». Сказки о куклах. История кукол, магические свойства кукол. Выставка старинных кукол

1

2.

Куклы- панки, паньи, зольные куклы.                                                                                                                                                                              Знакомство с куклами, изготовление кукол, происхождение куклы и её назначение. Игры с куклами.

1

3.

Куклы-стригуши.                                                                                                                                                                 Изготовление кукол-стригуш из нитей, соломы. Выставка кукол-стригуш.

1

4.

Куклы-лоскута.                                                                                                                                                  Изготовление куклы-лоскута. Выставка кукол.

1

5.

Куклы-скелетики.                                                                                                                                                                                               Изготовление куклы-скелетика. Выставка кукол.

1

6.

Куклы-обереги.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Знакомство с куклами-оберегами. Молитвы, заговоры.

1

7.

Куклы из бумаги. Изготовление кукол из бумаги и рисованной одежды.

1

8.

Тряпичные куклы.                                                                                                                                                                 Изготовление набивной тряпичной куклы в крапивенском костюме.

1

9.

Кукольный быт.                                                                                                                                                                   Изготовление лоскутного одеяла, ткацкой дорожки. Плетёная и деревянная кровать. Посуда для куклы.

1

10.

Куклы в обряде.                                                                                                                                                                  Обрядовые куклы. Изготовление масленичной куклы.

1

11.

Куклы в театре.                                                                                                                                                                                     Традиционный кукольный театр народов мира.

1

Раздел 4. Игры.                                                                                          

1.

Фольклорные игры.                                                                                                                         Понятие  «фольклор»:детский, обрядовый, игровой. Особенности народных игр.

1

2.

Виды народных игр.                                                                                                                                Сбор коллекции крапивенских игр игрового реквизита. Презентация «Игры наших бабушек»

1

3.

Крапивенские игры для улицы.                                                                                                                                                                                                «Жучок», «Чижик», «Жостка»

1

4.

Игры в мяч.                                                                                             Изготовление мяча скатанного из шерсти.Игры вмяч: вышибало. Лапта и другие.

1

5.

Игры с предметами.                                                                                                                  Игры в ремень, верёвочки, кости «Бабки», «Пристенок»

1

6.

Игры в камешки.                                                                                                                                                                                            Человек и камень: предания, сказания. Сказки Бажова. Легенды о камнях. Рисунки на камне. Святые камни Тульского края.

1

7.

Молодёжные посиделочные игры.

1

8.

Молодёжные игры и инструменты.                                                                                                                                               Береста, свистульки, погремушки, пищалеи.

1

Раздел 5. Игра в русской усадьбе.

1.

Усадьба Ясная поляна.                                                                                                                                                                                                               Об усадьбе Ясная Поляна и его хозяевах.

1

2.

Игры в Ясной Поляне.                                                                                     Городки,теннис, шахматы.

1

Раздел 6.

1.

Национальные игры, игрушки, куклы.

1

2.

Магазины игрушек. Твой друг библиотека. Игрушки в твоём доме.

1

                                                                                                                                                       

2 класс

Виды и жанры детского фольклора.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Этнография детства.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Тематическое планирование

№                                             п/п

Название темы

Общее количество часов.

Теоретическая                                                                           часть

Практическая                                                                      часть

1.

Виды и жанры детского                                                                                                                                                                          фольклора на Руси.

8

6

2

2.

Мир сказок.

10

9

1

3.

Этнография детства

16

6

10

Итого

34

21

13

                                                                                                                                                         

Содержание программы.

№                                п/п

Темы занятий

Количество                                                                  часов

Дата

1раздел.  Виды и жанры детского фольклора на Руси.

8

1.

Игры с куклами.                                                                                                                                                                                                                                                            Освоение колыбельных песен через игру с куклами. Знакомство и разучивание колыбельных песен.

1

2.

Приговорки, пестования.                                                                                                                                                                                                                               Применение и значение приговорок и пестований. Их разновидность.

1

3.

Жеребьёвки, считалки, как начало игры.                                                                                                                                                                           Знакомство со старинными видами, сравнение с новыми. Их разучивание.

1

4.

Игры.                                                                                                                                                                                                                                                                          Знакомство со старинными играми. Их разучивание с использованием считалок и жеребьёвок. Сравнение с современными играми.

1

5.

Заклички.                                                                                                                                                                                                 Знакомство с закличками. Их применение.

1

6.

Молчанки, голосянки.                                                                                                                                                                                             Понятие и использование молчанок и голосянок.

1

7.

Твоё имя.                                                                                                                                                                                     О фамилиях, именах, прозвищах. Дразнилки. Рассказ о происхождении старинных имён и фамилий. Церковно толкование имен. День ангела. Связь имени и судьбы.

1

8.

Загадки.                                                                                                                                                                           Разнообразие загадок. Народные загадки и литературные.

1

2раздел.   Мир сказок.

1.

Сказки о хитрости и смелости.                                                                                                                                                                                       Характер этих сказок. Главные герои. Примеры таких сказок. Чтение и пересказ.

1

2.

Былины.                                                                                                                                                                                                                                   Сходство и различие со сказкой. Былины о богатырях. Переплетение были и вымысла. Рассказы о славных деяниях.

1

3.

Сказки о добре и доброте.                                                                                                                                                             Сказки Тульской губернии. Знакомство с этим видом сказок.

1

4.

Сказки о трудолюбии.                                                                                                                                                                       Знакомство со сказками. / «Хаврошечка», «Морозко»

1

5.

Бытовые сказки.                                                                                                                                                                                                            Жизнь крестьян в сказках. Сравнение этой темы с предыдущей. Использование различных предметов из обихода крестьян. / «Удалой батрак», «Сказка о злой жене», «Золотой башмачок»/.

1

6.

Сказки о животных.                                                                                                                                                                      Знакомство со сказками. Их разнообразие. /Лиса и дрозд, Лиса и журавль, Зимовье зверей/.

1

7.

Волшебные сказки.                                                                                                                                                                                                                                                  Сказки о справедливости, милосердии, смекалке. /Волшебное кольцо, Гуси-лебеди. Морозко./

1

8.

Докучные сказки – как вид потешного детского фольклора.\

1

9.

Мифы народов мира. Люди и боги.                                                                                                                                                                   Знакомство с мифами. Мифы и легенды. Мифы Греческие и Римские. Отражение в них жизни людей и богов.

1

3 раздел.   Этнография детства.

17

Предания Тульского края.                                                                                                             Об иконах, храмах, святых местах. Посещение Никольского храма.

1.

2 - 3

Предания Тульского края.                                                                               О колдунах и разбойниках./Рассказы старожилов/. Использование повести Гоголя. Материалы музея.

2

4.

Дети и труд. Традиционное воспитание народов России                                    Знакомство с детским трудом на примерах героев из произведений А.П.Чехова, М.Горького, Н.Некрасова.

1

5.

Дети – няни. Жизнь в семье.                                                                                                                                                                                                                         Рассказы о семейных отношениях между родителями и детьми, между самими детьми.

1

6-7

Воспитание в твоей семье.                                                                                                                                              Знакомство с семейным воспитанием учащихся.                                     Работа над проектом «Моя семья».

2

8-9

Семейный альбом.                                                                                                                                                                                 Просмотр семейных альбомов .Рассказы детей о всех родственниках. Составление дерева рода.

2

10-11

Крапивенские родовые фамилии. Экскурсия в  краеведческий музей. Беседа по материалам экскурсии.

2

12

Знакомство с купеческими, мещанскими, казачьими и другими фамилиями.

1

13-15

Ремёсла.                                                                                                                                                                                  Посещение краеведческого музея.                                                                                                                                                                                                                                                  Посещение организаций в  п. Крапивна.                                                                                                                           Занятия людей. Значения каждой профессии.

3

16.

Работа над проектами «Учителя нашей школы»

1

17.

Обобщающее занятие.

1

Всего

34

                                                                                                                 

3класс

Календарная обрядность.

Тематическое планирование

№                                              п/п

Основные разделы.

Количество                                           часов

1.

Введение

1

2.

Подготовка и проведение осенней обрядности

10

3.

Подготовка и проведение зимней обрядности

8

4.

Подготовка и проведение весенних праздников и обрядов.

15

24.

Благовещение.

1

25.

Светлая Пасхальная неделя. Вербное воскресенье. Обряды связанные с вербной неделей. Освещение вербы.

1

26.

Пасха. Великий светлый день. Знакомство с массой примет, обычаев,приуроченных народом к пасхальной ночи.

1

27.

Красная горка. Кликушино воскресенье.

1

28.

Егорьев день. Выгон скота/06.05/

1

29

Вознесенье/40-ой день после Пасхи/. Обряд печения из теста «Лесенок». Обряд крещения и похорон кукушки.

1

30.

Троицын день./50-ый день после Пасхи.

1

31.

Хронограф народных и религиозных праздников.

1

32.

Библейские легенды и религиозные праздники. Языческие культы воды, сил природы, растительности

1

33

Усадьба в Тургенево.

1

34

Посещение святых мест Крапивны./Экскурсия/

1

1

Всего

34часа

Усадьбы Тульского края                                                                                                                                                              

Тематическое планирование 4класс

Название темы

Кол-во                                                                      часов

1

Введение. Повторение изученного в 1-3 классах.                                                                              Знакомство с содержанием программы в 4 классе.

1

2

Крестьянская усадьба – мир тебе!

8

3

Крапивенская усадьба.

15

4

Усадьбы Тульского края.

8

5

Обобщение пройденного по теме «Усадьбы Тульского края».

2

6

ИТОГО:

34

                                                 

                                                       

Темы занятий

Кол-во                                         часов

Дата

1.

ВВЕДЕНИЕ.                                                                                                                                                      Повторение изученного в1-3 классах. Тематика краеведения в 4 классе.

1

2

КРЕСТЬЯНСКАЯ УСАДЬБА-МИР ТЕБЕ!                                                                                 Как устраивал крестьянин себе усадьбу? Чтение отрывка из книги С.В.Максимова «Куль хлеба и его похождения».

1

3

Истина жизни славянской в тайнах избы деревянной. Украшения дома.

1

4.

Посещение краеведческого музея: выставки «купеческая изба», «крестьянская изба».

1

5.

Двор. Жилые и хозяйственные постройки; крестьянские инструменты.

1

6.

Хозяйственные работы. Земледелие-радость и забота крестьянина. Промыслы и ремёсла.

1

7.

Экскурсия в ООО «Крапивенский механический цех».

1

8-9

Праздники и крестьянский фольклор. Знакомство с праздниками года. Подготовка и проведение праздника.

2

10.

КРАПИВЕНСКАЯ УСАДЬБА.                                                                                                           История Крапивны: основание Крапивны, её название.

1

11

Символика: гербы Крапивны(уезда, города). Знакомство и рисование герба.

1

12

Исторические данные Крапивны и уезда.

1

13.

Жизнь и быт крестьян.

1

14.

Усадьбы и дома крапивенских купцов.

1

15.

Экскурсия по улицам Крапивны

1

16.

Традиционные промысли Крапивенского уезда

1

17.

Лепка из глины и пластилина домашней утвари.

1

18.

Знаменитые люди Крапивны.

1

19.

Церкви Крапивны. Устройство храма.

1

20.

Экскурсия по святым местам.

1

21.

Улицы Крапивны. Почему так названы?

1

22.

Экскурсия по Крапивне. Дома и усадьбы.

1

23.

Образование в Крапивенском уезде и в Крапивне.

1

24.

Пчелиное хозяйство Анатолия Степановича Буткевича.

1

25.

УСАДЬБЫ ТУЛЬСКОГО КРАЯ.                                                                                                    Хозяин Ясной Поляны.

1

26.

Экскурсия в Ясную Поляну.

1

27.

Чтение произведений Л.Н.Толстого о природе и труде.

1

28.

Андрей Тимофеевич Болотов-хозяин в Дворяниново

1

29.

Усадьба в Тургенево /по брошюре В.А.Новикова «Русские писатели и Чернский край».

1

30.

Усадьба в Мишенском. Родина В.А.Жуковского.

1

31.

Хозяйство в Поленово. Художник В.Д.Поленов.

1

32.

Богучаровский хозяин /об Алексее Степановиче Хомякове/.

1

ОБОБЩЕНИЕ пройденного по теме «Усадьбы Тульского края».

33.

Викторина.

1

34.

Учебная конференция с творческим отчётом.

1

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...