Рабочая программа кружка "Краеведческий"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Программа имеет краеведческуб направленность. Целью программы является привитие интереса к истории родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka.docx | 74.82 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Краеведческий»
Направление: туристско – краеведческое
Срок реализации: 4года
Пояснительная записка
Программа имеет краеведческую направленность.
Актуальность данной программы определяется современными реформами в образовательной сфере: -создание условий для развития личности ребёнка; -развитие мотивации личности к познанию и творчеству; -обеспечение эмоционального благополучия ребёнка; -приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; -интеллектуальное и духовное развитие личности ребёнка -укрепление психического и физического здоровья; -взаимодействие педагога с семьёй, которые определены в ФЗ «Об образовании», и «Концепции модернизации образования до 2025года».
ЦЕЛЬЮ программы является привитие интереса к истории родного края.
ЗАДАЧИ: -изучать культуру, историю края; -формирование потребности изучения своего края, исследование обычаев, традиций, сбор фольклорно-этнографического, краеведческого материала, формирование рукописного фонда; -воспитание гражданственности, любви к своей земле.
Возраст детей – 7-11 лет.
Срок реализации – 4года обучения по 1 часу в неделю/136часов/ с1 по 4 классы.
Ведущими формами занятий являются беседы, экскурсии, викторины, конкурсы, учебные конференции, заочные путешествия, игровые и интегрированные технологии, проекты, презентации.
Предполагаемые результаты.
Учащиеся должны знать: -культуру и историю родного края.
Учащиеся должны уметь: -собирать и записывать фольклорно – этнографический материал; -работать с литературой краеведческой направленности.
У учащихся должны быть сформированы навыки: -оформления письменных исследовательских работ; -беседовать с информаторами; оформлять проекты, презентации.
Литература:
1.Агеева И.В. «Крестец Стригуша и другие» 2.Богоусловская И.Я. «Русская глиняная игрушка» 3.Дайн Г.Л. «Игрушечных дел мастера» 4.Дайн Г.Л. «Русская игрушка» 5.Панькин И.Н. «Легенды о мастере Тычке» 6.Тараповская И.В. «Русские деревянные игрушки» 7. Якуб С.К. «Вспомним забытые игры» 8.Прокопец О.Н. «Веселье и труд – рядом живут» 9.Прокопец О.Н. «Куклы в обряде и куклы в театре» 10.Прокопец О.Н. Методический материал к курсам «Этнография и краеведение» и «Русская усадьба» 11.Прокопец О.Н. «Традиционный мир детства» 12. Русские народные сказки.
1класс
ИГРА И ИГРУШКА
Учебно – тематический план.
Раздел | Общее количество часов | Теория | Практика |
1.Введение | 1 | 1 | - |
2.Игрушка в мире детства | 10 | 5 | 5 |
3.Куклы | 11 | 3 | 8 |
4.Игры | 8 | 4 | 4 |
5.Игра в русской усадьбе | 2 | 1 | 1 |
6.Игры и игрушки народов мира | 2 | 1 | 1 |
Всего часов | 34 | 15 | 19 |
Тематическое планирование
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов | Дата |
Введение | |||
1. | Кружок «Краеведение»:цели, задачи, содержание программы. Выставка любимых игрушек детей. Презентация любимых игрушек | 1 | |
Игрушки в мире детства. | |||
2. | Об игре и игрушке. Зн-во с понятиями «игра», «игрушка». Детские игры: общая характеристика. Значение игр и игрушек в жизни взрослых и детей. Мастера – игрушечники и игровой реквизит. | 1 | |
3. | «Тульские князьки» и другие игрушки Тульского края. Знакомство с Филимоновской, Белёвской, Венёвской, Крапивенской игрушками. Их сходство и отличие.Посещение Крапивенского краеведческого музея. Характеристика Тульской городской игрушки. | 1 | |
4. | Изготовление Крапивенской игрушки. Знакомство с Крапивенскими игрушками в фондах музея Крапивны. | 1 | |
5. | Деревянные игрушки. Знакомство с деревянными игрушками: Семёновскими, Богородскими, Тульскими. Игрушки из лозы и щепы. | 1 | |
6. | Изготовление игрушек – перевёртышей, каталок, погремушек из лозы. Выставка деревянных игрушек. Местные мастера - игрушечники | 1 | |
7. | Металлические игрушки. Знакомство с металлическими игрушками. Тульские мастера, работавшие с металлом. Легенды, сказки, предания о металлических игрушках. | 1 | |
8. | Игрушки из пищевого материала. Изготовление игрушек из теста, сахара, воска. | 1 | |
9. | Детские военные игры и игрушки. Об оловянных солдатиках. Выставка детских игрушек – военной техники, игрушек «мальчишей – кибальчишей». | 1 | |
10. | Домашние игрушки детей. Выставка игрушек детей. Презентация игрушек – поделок «Сделай сам». | 1 | |
Раздел 3. Куклы. | |||
1. | Куклы: история, магия, игра. Знакомство с понятием «Кукла». Сказки о куклах. История кукол, магические свойства кукол. Выставка старинных кукол | 1 | |
2. | Куклы- панки, паньи, зольные куклы. Знакомство с куклами, изготовление кукол, происхождение куклы и её назначение. Игры с куклами. | 1 | |
3. | Куклы-стригуши. Изготовление кукол-стригуш из нитей, соломы. Выставка кукол-стригуш. | 1 | |
4. | Куклы-лоскута. Изготовление куклы-лоскута. Выставка кукол. | 1 | |
5. | Куклы-скелетики. Изготовление куклы-скелетика. Выставка кукол. | 1 | |
6. | Куклы-обереги. Знакомство с куклами-оберегами. Молитвы, заговоры. | 1 | |
7. | Куклы из бумаги. Изготовление кукол из бумаги и рисованной одежды. | 1 | |
8. | Тряпичные куклы. Изготовление набивной тряпичной куклы в крапивенском костюме. | 1 | |
9. | Кукольный быт. Изготовление лоскутного одеяла, ткацкой дорожки. Плетёная и деревянная кровать. Посуда для куклы. | 1 | |
10. | Куклы в обряде. Обрядовые куклы. Изготовление масленичной куклы. | 1 | |
11. | Куклы в театре. Традиционный кукольный театр народов мира. | 1 | |
Раздел 4. Игры. | |||
1. | Фольклорные игры. Понятие «фольклор»:детский, обрядовый, игровой. Особенности народных игр. | 1 | |
2. | Виды народных игр. Сбор коллекции крапивенских игр игрового реквизита. Презентация «Игры наших бабушек» | 1 | |
3. | Крапивенские игры для улицы. «Жучок», «Чижик», «Жостка» | 1 | |
4. | Игры в мяч. Изготовление мяча скатанного из шерсти.Игры вмяч: вышибало. Лапта и другие. | 1 | |
5. | Игры с предметами. Игры в ремень, верёвочки, кости «Бабки», «Пристенок» | 1 | |
6. | Игры в камешки. Человек и камень: предания, сказания. Сказки Бажова. Легенды о камнях. Рисунки на камне. Святые камни Тульского края. | 1 | |
7. | Молодёжные посиделочные игры. | 1 | |
8. | Молодёжные игры и инструменты. Береста, свистульки, погремушки, пищалеи. | 1 | |
Раздел 5. Игра в русской усадьбе. | |||
1. | Усадьба Ясная поляна. Об усадьбе Ясная Поляна и его хозяевах. | 1 | |
2. | Игры в Ясной Поляне. Городки,теннис, шахматы. | 1 | |
Раздел 6. | |||
1. | Национальные игры, игрушки, куклы. | 1 | |
2. | Магазины игрушек. Твой друг библиотека. Игрушки в твоём доме. | 1 |
2 класс
Виды и жанры детского фольклора.
Этнография детства.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Общее количество часов. | Теоретическая часть | Практическая часть |
1. | Виды и жанры детского фольклора на Руси. | 8 | 6 | 2 |
2. | Мир сказок. | 10 | 9 | 1 |
3. | Этнография детства | 16 | 6 | 10 |
Итого | 34 | 21 | 13 |
Содержание программы.
№ п/п | Темы занятий | Количество часов | Дата |
1раздел. Виды и жанры детского фольклора на Руси. | 8 | ||
1. | Игры с куклами. Освоение колыбельных песен через игру с куклами. Знакомство и разучивание колыбельных песен. | 1 | |
2. | Приговорки, пестования. Применение и значение приговорок и пестований. Их разновидность. | 1 | |
3. | Жеребьёвки, считалки, как начало игры. Знакомство со старинными видами, сравнение с новыми. Их разучивание. | 1 | |
4. | Игры. Знакомство со старинными играми. Их разучивание с использованием считалок и жеребьёвок. Сравнение с современными играми. | 1 | |
5. | Заклички. Знакомство с закличками. Их применение. | 1 | |
6. | Молчанки, голосянки. Понятие и использование молчанок и голосянок. | 1 | |
7. | Твоё имя. О фамилиях, именах, прозвищах. Дразнилки. Рассказ о происхождении старинных имён и фамилий. Церковно толкование имен. День ангела. Связь имени и судьбы. | 1 | |
8. | Загадки. Разнообразие загадок. Народные загадки и литературные. | 1 | |
2раздел. Мир сказок. | |||
1. | Сказки о хитрости и смелости. Характер этих сказок. Главные герои. Примеры таких сказок. Чтение и пересказ. | 1 | |
2. | Былины. Сходство и различие со сказкой. Былины о богатырях. Переплетение были и вымысла. Рассказы о славных деяниях. | 1 | |
3. | Сказки о добре и доброте. Сказки Тульской губернии. Знакомство с этим видом сказок. | 1 | |
4. | Сказки о трудолюбии. Знакомство со сказками. / «Хаврошечка», «Морозко» | 1 | |
5. | Бытовые сказки. Жизнь крестьян в сказках. Сравнение этой темы с предыдущей. Использование различных предметов из обихода крестьян. / «Удалой батрак», «Сказка о злой жене», «Золотой башмачок»/. | 1 | |
6. | Сказки о животных. Знакомство со сказками. Их разнообразие. /Лиса и дрозд, Лиса и журавль, Зимовье зверей/. | 1 | |
7. | Волшебные сказки. Сказки о справедливости, милосердии, смекалке. /Волшебное кольцо, Гуси-лебеди. Морозко./ | 1 | |
8. | Докучные сказки – как вид потешного детского фольклора.\ | 1 | |
9. | Мифы народов мира. Люди и боги. Знакомство с мифами. Мифы и легенды. Мифы Греческие и Римские. Отражение в них жизни людей и богов. | 1 | |
3 раздел. Этнография детства. | 17 | ||
Предания Тульского края. Об иконах, храмах, святых местах. Посещение Никольского храма. | 1. | ||
2 - 3 | Предания Тульского края. О колдунах и разбойниках./Рассказы старожилов/. Использование повести Гоголя. Материалы музея. | 2 | |
4. | Дети и труд. Традиционное воспитание народов России Знакомство с детским трудом на примерах героев из произведений А.П.Чехова, М.Горького, Н.Некрасова. | 1 | |
5. | Дети – няни. Жизнь в семье. Рассказы о семейных отношениях между родителями и детьми, между самими детьми. | 1 | |
6-7 | Воспитание в твоей семье. Знакомство с семейным воспитанием учащихся. Работа над проектом «Моя семья». | 2 | |
8-9 | Семейный альбом. Просмотр семейных альбомов .Рассказы детей о всех родственниках. Составление дерева рода. | 2 | |
10-11 | Крапивенские родовые фамилии. Экскурсия в краеведческий музей. Беседа по материалам экскурсии. | 2 | |
12 | Знакомство с купеческими, мещанскими, казачьими и другими фамилиями. | 1 | |
13-15 | Ремёсла. Посещение краеведческого музея. Посещение организаций в п. Крапивна. Занятия людей. Значения каждой профессии. | 3 | |
16. | Работа над проектами «Учителя нашей школы» | 1 | |
17. | Обобщающее занятие. | 1 | |
Всего | 34 |
3класс
Календарная обрядность.
Тематическое планирование
№ п/п | Основные разделы. | Количество часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Подготовка и проведение осенней обрядности | 10 |
3. | Подготовка и проведение зимней обрядности | 8 |
4. | Подготовка и проведение весенних праздников и обрядов. | 15 |
24. | Благовещение. | 1 | |
25. | Светлая Пасхальная неделя. Вербное воскресенье. Обряды связанные с вербной неделей. Освещение вербы. | 1 | |
26. | Пасха. Великий светлый день. Знакомство с массой примет, обычаев,приуроченных народом к пасхальной ночи. | 1 | |
27. | Красная горка. Кликушино воскресенье. | 1 | |
28. | Егорьев день. Выгон скота/06.05/ | 1 | |
29 | Вознесенье/40-ой день после Пасхи/. Обряд печения из теста «Лесенок». Обряд крещения и похорон кукушки. | 1 | |
30. | Троицын день./50-ый день после Пасхи. | 1 | |
31. | Хронограф народных и религиозных праздников. | 1 | |
32. | Библейские легенды и религиозные праздники. Языческие культы воды, сил природы, растительности | 1 | |
33 | Усадьба в Тургенево. | 1 | |
34 | Посещение святых мест Крапивны./Экскурсия/ | 1 | |
1 | |||
Всего | 34часа |
Усадьбы Тульского края
Тематическое планирование 4класс
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Введение. Повторение изученного в 1-3 классах. Знакомство с содержанием программы в 4 классе. | 1 |
2 | Крестьянская усадьба – мир тебе! | 8 |
3 | Крапивенская усадьба. | 15 |
4 | Усадьбы Тульского края. | 8 |
5 | Обобщение пройденного по теме «Усадьбы Тульского края». | 2 |
6 | ИТОГО: | 34 |
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Дата |
1. | ВВЕДЕНИЕ. Повторение изученного в1-3 классах. Тематика краеведения в 4 классе. | 1 | |
2 | КРЕСТЬЯНСКАЯ УСАДЬБА-МИР ТЕБЕ! Как устраивал крестьянин себе усадьбу? Чтение отрывка из книги С.В.Максимова «Куль хлеба и его похождения». | 1 | |
3 | Истина жизни славянской в тайнах избы деревянной. Украшения дома. | 1 | |
4. | Посещение краеведческого музея: выставки «купеческая изба», «крестьянская изба». | 1 | |
5. | Двор. Жилые и хозяйственные постройки; крестьянские инструменты. | 1 | |
6. | Хозяйственные работы. Земледелие-радость и забота крестьянина. Промыслы и ремёсла. | 1 | |
7. | Экскурсия в ООО «Крапивенский механический цех». | 1 | |
8-9 | Праздники и крестьянский фольклор. Знакомство с праздниками года. Подготовка и проведение праздника. | 2 | |
10. | КРАПИВЕНСКАЯ УСАДЬБА. История Крапивны: основание Крапивны, её название. | 1 | |
11 | Символика: гербы Крапивны(уезда, города). Знакомство и рисование герба. | 1 | |
12 | Исторические данные Крапивны и уезда. | 1 | |
13. | Жизнь и быт крестьян. | 1 | |
14. | Усадьбы и дома крапивенских купцов. | 1 | |
15. | Экскурсия по улицам Крапивны | 1 | |
16. | Традиционные промысли Крапивенского уезда | 1 | |
17. | Лепка из глины и пластилина домашней утвари. | 1 | |
18. | Знаменитые люди Крапивны. | 1 | |
19. | Церкви Крапивны. Устройство храма. | 1 | |
20. | Экскурсия по святым местам. | 1 | |
21. | Улицы Крапивны. Почему так названы? | 1 | |
22. | Экскурсия по Крапивне. Дома и усадьбы. | 1 | |
23. | Образование в Крапивенском уезде и в Крапивне. | 1 | |
24. | Пчелиное хозяйство Анатолия Степановича Буткевича. | 1 | |
25. | УСАДЬБЫ ТУЛЬСКОГО КРАЯ. Хозяин Ясной Поляны. | 1 | |
26. | Экскурсия в Ясную Поляну. | 1 | |
27. | Чтение произведений Л.Н.Толстого о природе и труде. | 1 | |
28. | Андрей Тимофеевич Болотов-хозяин в Дворяниново | 1 | |
29. | Усадьба в Тургенево /по брошюре В.А.Новикова «Русские писатели и Чернский край». | 1 | |
30. | Усадьба в Мишенском. Родина В.А.Жуковского. | 1 | |
31. | Хозяйство в Поленово. Художник В.Д.Поленов. | 1 | |
32. | Богучаровский хозяин /об Алексее Степановиче Хомякове/. | 1 | |
ОБОБЩЕНИЕ пройденного по теме «Усадьбы Тульского края». | |||
33. | Викторина. | 1 | |
34. | Учебная конференция с творческим отчётом. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...