«Воспитание духовности, нравственности, патриотизма через игру»
методическая разработка (2 класс) по теме
Самое действенное воспитание - это воспитание в процессе совместной деятельности и общения. Один из самых распространнёных видов деятельности в начльных классах - игра. Я попыталась так составить план воспитательной работы, чтобы учесть потребность ребенка в игре, движении, общении и свести на "нет" видимость руководства учителем. Может быть этот материал окажется полезным кому-то в работе. С удовольствием прочитаю все отзывы и замечания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Қостанай ауданы әкімдігінің «Білім бөлімі» ММ
ГУ «Отдел образования» акимата Костанайского района
«Воспитание духовности,
нравственности,
патриотизма через игру»
Авторская программа воспитания
Классный руководитель:
Кусаинова Наталья Владимировна.
Затобольская средняя школа №1
2011 год
Приоритетные направления воспитания.
- Казахстанский патриотизм и гражданственность
- Интеллектуальная культура
- Политическая и правовая культура
- Нравственная культура
- Здоровый образ жизни
- Экономическая культура и профессиональная ориентация
- Экологическая культура
- Эстетическая культура
- Этическая культура
- Культура межнационального воздействия и толерантности
- Культура семейных отношений.
Цели и задачи:
- развитие личности ребёнка
- формирование его интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциала
- овладение учащимися целостной системой знаний об окружающем мире
- овладение приемами и методами самопознания и саморазвития, ценностными отношениями к себе и окружающей социальной действительности
Направления работы в классе по созданию классного коллектива.
- Давайте знакомиться
Задачи направления:
а) Изучение учащихся класса, их подготовки к школьной деятельности, умения вести общие дела, общаться друг с другом;
б) знакомство ребят друг с другом.
- Давайте дружить.
Задачи направления:
а) Сплочение и развитие классного коллектива;
б) Создание условий для безболезненного вливания каждого учащегося в классный коллектив;
в) Создание развивающей среды личности ребёнка;
г) Формирования атмосферы взаимопонимания, доброжелательности, готовности помочь друг другу, сделать приятное одноклассникам.
- Введение
Жизнь человека невозможна без социума. Общество – вот что необходимо для становления человека, как личности. Как только рождается ребенок, он сразу вливается в это общество, ничего не зная о нём. Это уже самостоятельный человек. Но каким он вырастет? Все зависит т окружения, от условий, в которых он окажется. Он может превратиться в развитую творческую личность, а может стать человеком – разрушителем и самого себя и всего окружающего мира.
Что же входит в понятие окружающий мир? Это наше общество, частью которого является семья и школа. Родители несут ответственность за воспитание своих детей, но зачастую эту ответственность они понимают очень узко: накормить, одеть, «чтобы был не хуже других», предоставить крышу над головой. А вот за воспитание будущего гражданина все спрашивают со школы и в первую очередь с классного руководителя.. Будет просто идеально, если совпадают требования и ценности, прививаемые ребенку в школе и в семье. Но нашей жизни далеко до идеала. И поэтому, чтобы исправить негативное влияние семьи и общества, необходимы гигантские усилия, желание, труд и терпение. Поэтому классному руководителю нельзя ошибиться в выборе направлений и форм работы в классном коллективе. И всегда помнить правило: никто, а тем более ребёнок, не хочет быть воспитуемым. Воспитание необходимо обращать к подсознанию. Оно должно расшевелить духовную работу сердца ребенка и настроить на появление новых отношений и принятие решений. И эта работа должна приносить воспитуемому радость.
- Тема, Цель. Задачи.
Тема: «Воспитание духовности, нравственности, патриотизма через игру»
Цель, стоящая передо мной, как перед классным руководителем – развитие образованной, творческой личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению.
Я хотела бы научить своих учеников
- быть счастливыми
- быть успешными
- контролировать себя
- развивать свои силы, способности
- уметь применять свои знания в жизни
- любить свою семью
- любить Родину и быть её патриотом
- понимать и принимать других
- уметь дружить, уметь прощать
- ценить свою жизнь и жизнь других людей
Моя задача – помочь ребёнку поверить в себя, преодолеть все комплексы, жить, повторяя такие слова:
«Я могу быть чёрным, я могу быть белым,
Я могу быть сильным, я могу быть смелым,
Я могу быть слабым, и чуть-чуть боятся,
Но вот мне не страшно в этом сознаваться.
Я могу быть толстым, и могу худым,
Я могу быть добрым, не хочу быть злым.
Но каким бы не был в этой жизни я,
Без меня в нем скучно миру и друзьям».
- Основополагающие идеи
Главная исходная идея для меня в воспитательной работе состоит в том, что нет никакой воспитательной работы в отдельности: воспитывает вся жизнь, каждое её мгновение, каждый шаг и жест окружающих.
Следующая основополагающая идея: человека нельзя переделывать. Надо помочь ему понять, что надо быть хорошим и чтобы он сам стремился к этому. Только в этом случае, когда человек воспитывает сам, себя он становится ответственным за свои поступки. Задача классного руководителя в данной ситуации быть помощником, подсказчиком, если понадобиться – защитником, и всегда – образцом для подражания, что является самым трудным.
Третья, вытекающая из предыдущих и развивающая их, идея: главная забота классного руководителя – психосоциальные потребности ребёнка.
Самая главная из этих потребностей – это потребность в любви. Потребность в любви ребенок начинает испытывать ещё раньше, чем начнёт это осознавать. В любом возрасте для ребенка самое главное, чтобы его признали хорошим. Он нуждается в ласке, любви, уважении и понимании. И сам готов дарить свою любовь всем. Но как это выразить, он еще не знает. И, к сожалению, очень часто бывает так, что опыт отношений между родителями и в окружающем обществе не всегда бывает положительным. И он разочаровывается, и уже не стремится быть хорошим, ему все равно. Задача классного руководителя так построить свою работу, чтобы с помощью окружающих отогреть это маленькое сердечко. Чтобы ребенок снова захотел дарить людям тепло, как это делает солнышко, даже если ничего не получает взамен. Схематично эта теория тепла и доброты выглядит так. Чем больше ребенок отдает тепла окружающим, тем больше его получают близкие ему люди, и тем с большей силой оно возвращается к нему. И это тепло образует вокруг ребенка кольцо защиты от невзгод, болезней, беды. Важную роль в этом кольце играют родители. Ведь они в силу своего социально статуса являются проводниками этого тепла. Можно сказать даже катализаторами. Ведь от них зависит усилить или уменьшить влияние тепла на ребенка и от ребенка. Не случайно учитель – классный руководитель - стоит в одном кругу с семьёй. В идеале, он равноправный член семьи по воспитанию. Особенно в начальной школе, когда учителя называют «второй мамой». Это большое уважение и ещё большая ответственность.
- Организация жизнедеятельности классного коллектива
Организация классного коллектива должна начинаться с самого первого момента создания классного коллектива и длиться всё время, пока дети учатся, вплоть до выпускного класса. Дело в том, что это этот процесс живёт и изменяется вместе с детьми. И те формы организации, которые учитель налаживает в начальных классах, должны быть взяты за основу, но видоизменены в соответствии с возрастными требованиями в среднем звене. И если в старших классах больший упор делается на самоуправление, то в начальных классах ведущая роль принадлежит учителю.
Наш классный коллектив носит название «Солнышки», что является развитием основополагающих идей. В первом классе нет постоянных поручений, поэтому я не делю класс на звенья или отряды. В дальнейшем каждому солнышку можно дать названия и объединить в них ребят по интересам или поручениям.
Но у нас есть солнечный устав. В первом классе он короткий, всего из нескольких положений.
Устав.
- Улыбайся, дари радость близким людям и всем окружающим.
- Люби свою семью, школу, свой дом.
- Соблюдай чистоту – она залог здоровья.
- Поддержи того, кому трудно.
- Береги природу.
В дальнейшем можно добавить и другие пункты устава. Например, умей прощать обиды, умей попросить прощения, будь патриотом, веди здоровый образ жизни, оставь о себе добрую память и т.д.
В классе должны быть свои традиции. В первом классе – традиция поздравлять всем классом именинников. Эти поздравления мы делили по временам года, готовили утренник, посвященный каждому времени года и на нём поздравляли именинников. Во втором классе будет серия игр «Зов школьных джунглей», в которых участниками игр будут именинники, далее можно будет проводить более сложные игры.
Каждый месяц делится на 4 недели, имеющие свои дела.
Первая неделя – классное собрание, на котором решаются организационные моменты, проводятся занятия ПДД, ОБЖ, правовой всеобуч и т.д.
Вторая неделя – тематические классные часы, к которым готовятся заранее, иногда с привлечением родителей.
Третья неделя – коллективная работа. Это проведение генеральных уборок, пересадка растений, участие в общешкольных делах, походы, работа Фабрики Деда Мороза и т.д.
Четвертая неделя – неделя игр. В течение этой недели мы разучиваем 2 – 3 новых игры, обязательно подвижные и настольные. Для того, чтобы ребята в дальнейшем могли применить их в общении со сверстниками, как в школе, так и на улице.
Порядок недель меняется в зависимости от воспитательной темы и праздничных дат.
- Классный коллектив в школьной жизни
Воспитательный план класса составляется в соответствии со школьным воспитательным планом. Поэтому мы принимаем участие по возможности во всех школьных делах, определяем тематику классных часов, классных собраний и планируем коллективные дела исходя из общешкольного плана.
- Работа с родителями
Работа с родителями планируется в трёх направлениях.
- Изучение семьи и консультация родителей. Это направление включает в себя изучение семьи, посещение квартир, индивидуальные беседы и ответы на вопросы родителей.
- Проведение родительских собраний, на которых проводится обучение и просвещение родителей на тематических классных и общешкольных собраниях.
- Совместная деятельность. Под ней подразумевается участие родителей в делах класса и школы. Здесь большую роль играет классный родительский комитет, который помогает привлечь родителей к участию в праздниках, походах, подготовке к родительским собраниям.
План реализации авторской программы.
Раздел 1.
Классные собрания.
Дата | Тема собрания |
сентябрь | Как организовать режим второклассника |
октябрь | Права и обязанности школьника |
ноябрь | Наши успехи в первой четверти. Как их закрепить и улучшить |
декабрь | Права и обязанности детей |
январь | Мы – интернациональная семья |
февраль | Как быть здоровым |
март | Традиции народов Казахстана |
апрель | Учимся писать в газету |
май | Итоги учебного года |
Раздел 2.
Классные часы.
Дата | Тема классных часов |
сентябрь | «Путешествие по Астане», «Язык – душа народа» |
октябрь | «Мы из Казахстана» (о толерантности) |
ноябрь | «Символы Родины» |
декабрь | «Мой край родной с удивительной судьбой» |
январь | «Народные праздники» |
февраль | «Береги себя для жизни» |
март | «Добро пожаловать, Наурыз!» |
апрель | Экология нам нужна, для планеты она важна» |
май | «И помнит мир спасенный» |
Раздел 3.
Классные родительские собрания.
Дата | Тема собрания |
сентябрь | Тема: «Как организовать режим второклассника» |
ноябрь | Тема: «Воспитание терпимости и толерантности» Подведение итогов за 1 четверть |
декабрь | Тема: «Авторитет родителей» Подведение итогов за 2 четверть. |
март | Тема: «Всё начинается с семьи» Подведение итогов за 3 четверть. |
май | Тема: «Летний отдых детей» Итоги учебного года |
Раздел 4.
Коллективные дела.
Дата | Вид коллективных дел |
сентябрь | Участие в общешкольном празднике «День здоровья» Экскурсия в парк. |
октябрь | Экскурсия на природу, уборка территории. Совместный поход с родителями. |
ноябрь | Генеральная уборка в классе. Составление осеннего панно (с родителями) |
декабрь | Работа фабрики Деда Мороза. Украшение ёлки. Новогодний бал-маскарад |
январь | Посещение драмтеатра Выставка рисунков «За здоровый образ жизни» |
февраль | Участие в общешкольной игре «Жас Ұлан» Участие в олимпиаде по ППД |
март | Подготовка к выставке «Мастерица – рукодельница» Участие в праздничном концерте «С праздником!» Участие в мероприятиях, посвященных Наурызу Участие в «Книжкиной неделе» |
апрель | «Мой дом» - субботник по уборке территории Участие в выставке прикладного искусства «Мы – мастера» |
май | Благоустройство школьного двора Линейка «Последний звонок» Поход, посвященный окончанию учебного года |
Раздел 5
Классные праздники и традиции.
Дата | Тема праздника |
сентябрь | Торжественная линейка «День знаний» День именинника (лето), первый тур игры «Школьные джунгли». |
октябрь | Торжественная линейка «День республики Казахстан» День именинника (сентябрь, октябрь). Второй тур игры «Зов школьных джунглей» |
ноябрь | Торжественная линейка «День Независимости» |
декабрь | День именинника (ноябрь, декабрь). Третий тур игры «Зов школьных джунглей» Празднование Нового года |
февраль | День именинника (февраль). Четвёртый тур игры «Зов школьных джунглей» |
март | Утренник «Мамин день» День именинника (март) Наурыз – праздник весны и возрождения. |
апрель | День космонавтики. Праздник «Моя семья – мое богатство» |
май | День именинника (апрель, май) Пятый тур игры «Зов школьных джунглей» Торжественная линейка «Последний звонок» |
Раздел 6.
Недели игр.
Дата | Название игры |
сентябрь | Подвижная игра «Платочек» Настольная игра «Правила дорожного движения» |
октябрь | Подвижная игра «Колечко», «Казан доп» Настольная игра Шашки |
ноябрь | Подвижная игра «Пятнашки» «Орвмвл» Настольная игра «Ассыки» |
декабрь | Подвижная игра «Снежки», «Защита крепости» Настольная игра «Морской бой» |
январь | Подвижная игра «Коршун», «Ак сундук, кок сундук» Настольная игра «Виселица» |
февраль | Подвижная игра «Пастух и стадо» Настольная игра «Доскажи словечко» |
март | Подвижная игра «Краски», «Торгай и мысык» Настольная игра Обучение игре в шахматы |
апрель | Подвижная игра «Космонавты», «Летает, не летает» Настольная игра Пазлы |
май | Подвижная игра «Зарница», «Классики», «Городки» Настольная игра «Игра в города». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для развития личности младших школьников через воспитание духовно- нравственных качеств
В статье дается понятие духовности, нравственности, указаны актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания....

Духовность, нравственность, патриотизм – основополагающие принципы в организации деятельности с семьями учащихся. Из опыта работы.
Я работаю в классе, где учатся дети с ограниченными возможностями здоровья. Это дети, которые в силу разных причин не могут добиться высоких образовательных результатов по учебным предметам, но это де...

Доклад на тему: «Формирование духовно-нравственных ценностей через этнокультурное воспитание»
Вопросы поликультурного воспитания интересуют сегодня весь педагогический мир России, не зависимо от того, жителем какого региона он является. Именно школа является носителем этнокультурного воспитани...

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Воспитание духовно-нравственных качеств личности через национальные русские традиции посредством социально-педагогического взаимодействия»
Создание условий для духовно-нравственного развития детей дошкольников и младших школьников в тесном взаимодействии ДОУ и СОШ с семьями и объектами социума....

Нравственные основы семейного воспитания. Рекомендации по организации воспитания духовно-нравственных качеств ребенка в семье
материал для педсовета...
Из опыта работы "Воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальных классов через уроки русского языка и литературного чтения"
В начальной школе духовно – нравственное воспитание можно осуществлять на внеклассном чтении, во время этических бесед, при проведении тематических классных часов, праздников и внеклассных мероп...

Воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальных классов через уроки
Выступление на научно-практической педагогической конференции. В нем представлены виды работ по духовно-нравственному воспитанию через уроки русского языка, математики и ОРКСЭ....