Работа по духовно нравственному развитию учащихся. Из опыта работы.
статья (1 класс) по теме
В данной статье рассмотрены приемы работы по духовному, социальному и культурно-эстетическому направлениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_razvitie._iz_opyta_raboty.docx | 25.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по духовно-нравственному развитию личности.
Из опыта работы.
Посохова Л.Д.,
учитель начальных классов
Одной из важнейших проблем современности является духовно-нравственное развитие личности. А это требует вечного поиска взаимообогащения доброты, истины, красоты в человеке. Вера в ученика способна породить творчество учителя, и в совместном поиске учитель и ученик поднимаются к тайнам духовно-нравственного восхождения, которые определяются через категории «смысл» и «цель». Ф.М. Достоевский писал: «Не зная, для чего ему жить, человек скорее истребит себя, даже если кругом него всё будут хлеба… ибо тайна человеческого бытия не в том, чтобы жить, а для чего жить».
Когда же начинается духовно-нравственное воспитание человека? Начинать такое воспитание нужно с самого рождения. Ребенка надо окружить атмосферой доброжелательности и любви, добросердечности и чистоты отношений как в семье, так и в школе. Стремление осознания явления духовности приводит нас к идеи культуры. Культура затрагивает весь внутренний и нравственный мир ребенка – устремленность в будущее, ценностные ориентиры, интересы и потребности, чувства и разум. Сообразно с ними человек действует во всех сферах жизни, что определяет его социальную и нравственную зрелость, т.е. духовную зрелость. Чертами характера такого человека являются душевность и доброта, любовь и сострадание, вера в будущее и творческий труд для процветания Отечества. Правдивость и честность, справедливость и почтение к старшим, готовность служить во благо других – эти качества человека являются лучшим мерилом его духовности.
Именно здесь мы подходим к важнейшей категории воспитания – духовно-нравственному здоровью, которое возможно, если в воспитательном процессе классный руководитель соблюдает следующие этапы:
- развитие эмоциональной сферы (воспитание нравственных чувств);
- этическое просвещение (формирование нравственного сознания);
- практическая деятельность этической направленности (воспитание устойчивых навыков нравственного поведения).
Я, как классный руководитель, в своей работе по организации внеклассной деятельности учащихся опираюсь на следующие принципы:
- Открытость (совместное планирование – классный руководитель+воспитанники+родители).
- Привлекательность будущего дела (увлечь детей конечным результатом)
- Деятельность (активное участие в мероприятиях)
- Сотворчество (право выбора партнера по выполняемому делу)
- Успешность (отмечать реальный успех)
Исходя из этого, я использую различные педагогические средства:
- индивидуальная педагогическая поддержка;
- соуправление и элементы самоуправления;
- групповая деятельность;
- погружение в культуру;
- взаимодействие личности в образовательной среде школы и с окружающим социумом;
- художественно-эстетическая жизнедеятельность;
- включение природо-территориального пространства;
- традиции.
Важное в работе по воспитанию нравственности – это пробудить внутреннюю активность личности как субъекта самопознания, саморазвития, самосовершенствования в деятельности, отношениях, общении. Этот процесс условно можно представить следующим образом:
Работу с учениками по духовно-нравственному развития я строю по следующим направлениям:
- Духовное
- Культурно-эстетическое
- Социальное
Духовное направление
Посещение театров, музеев, выставок обогащают нравственный мир школьников, развивают эстетический вкус. Участие в различных конкурсах, презентациях, спектаклях делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе таланты как артиста, чтеца, певца, рассказчика и другие. Перечисленная деятельность формирует нормы и правила поведения, расширяет нравственные представления.
Процесс культурно-эстетического воспитания и развития характеризуется многоплановостью. Остановлюсь на одной из форм работы в этом направлении – классном часе. На классных часах обсуждаются проблемы трудолюбия, бережливости, вежливости, доброты, взаимопомощи и другие. Они имеют целью обогатить моральными представлениями, ознакомить с правилами поведения, поупражнять в культуре поведения. У детей вырабатывается оценочное отношение к своему поведению, к поступкам других людей.
Работая в социальном направлении, я стараюсь готовить своих воспитанников взаимодействовать друг с другом в различных жизненных ситуациях, брать на себя ответственность, успешно работать в группе, взаимодействовать с другими людьми.
Человек мыслиться только во взаимосвязи с обществом, культурой, историей. И изучению и укреплению этих связей способствует социализация ребенка. Классы, под моим классным руководством, тесно сотрудничают с клубом «Алые паруса», музыкальной школой №4, Белгородским институтом культуры, Белгородским центром помощи семье и ребенку. Такая работа позволяет каждому воспитаннику раскрыться наиболее полно, проявить свои возможности, показать свои интересы, осуществить общение разного уровня, поупражняться в культуре поведения, получить моральное и эстетическое удовлетворение. Личность формируется и развивается в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет специально организованная педагогом деятельность, тем больше возможностей создастся для целенаправленного воздействия на становление социально-ценных отношений школьников к явлениям окружающей действительности, на формирование их самосознания, самовоспитание духовных потребностей личности.
Основываясь на выше сказанном, в обобщенном виде устойчивые ценностные отношения и проявления качеств личности можно представить в таблице.
Качества | Ценностные отношения | Проявление качеств |
Великодушный, верный в своих чувствах и отношениях; вежливый, мягкий в обращении; добродушный по характеру; доброжелательный, ласковый по отношению к людям; жалостливый, заботливый, внимательный, выражающий участие; миролюбивый, милосердный, готовый помочь другому. | К другим людям | Прием в доме путника, неожиданно приехавших родственников или друзей; помощь и оказание моральной поддержки больному, пострадавшему, ближнему; умение прощать обиду и отсутствие злопамятности; прощение ошибок ближнему. |
Активный, энергичный; добросовестный, исполнительный, честно выполняющий свои обязанности; усердный, старательный, обладающий сноровкой; основательный, трудолюбивый, способный к труду и любящий работать; усердный, хозяйственный. | К труду | Посильное участие в создании достатке в семье; понимание ценности труда; почтительное отношение к земле, к хлебу, к труду человека. |
Исполненный чувства собственного достоинства; самобытный, не похожий на других. | К самому себе | Честное исполнение взятых на себя обязательств; не дать повода для оскорбления; соблюдение моральной чистоты. |
Таким образом, сущность духовно-нравственного воспитания в формировании и развитии у воспитанника качеств, которые проявляются в системе ценностных отношений и выражаются в действиях, поступках, суждениях, оценках.
Однако, учащиеся усваивают теоретические нормы морали, но не все воплощают в ежедневной деятельности. Следовательно, можно обозначить следующее противоречие между полученными знаниями и проявлениями их в окружающей среде (улица, семья и прочие общественные места). Над этой проблемой необходимо работать и в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мы учимся для жизни. Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию.
Данная статья содержит материал, в котором представлены основные виды и формы деятельности учителя и учащихся по духовно-нравственному воспитанию во втором классе, реализуя новые стандарты....
Выступление на педагогическом совете по теме "Формы организации воспитательной работы по гражданско- патриотическому и духовно- нравственному развитию учащихся.
Выступление на педагогическом совете школы по теме "Формы организации воспитательной работы по гражданско-патриотическому и духовно- нравственному развитию учащихся (из опыта работы)...
«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов.
«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов....
Работа с родителями обучающихся в направлении духовно-нравственного развития личности (из опыта работы)
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителем и школой. Учителю сложно самостоятельно справиться с такой задачей, помощником в данном н...
Система работы по духовно – нравственному развитию и воспитанию учащихся на уровне начального общего образования
Духовно – нравственное развитие и воспитание учащихся – актуальная задача современной школы. Данное положение отражено в основных документах, регламентирующих деятельность образовательных органи...
Из опыта работы по духовно-нравственному направленрию в работе с семьей.
laquo;Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь»....