познавательный час правовой направленности "Большие права маленького человека"
методическая разработка (4 класс) по теме
Мероприятие проводится с целью формирования знаний о правах школьников, закрепления знаний об основных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка, Конституция РФ, развития положительного отношенимя к законам и стремления действовать в соответствии с законами в жизни. Знания закрепляются в форме сказочной викторины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bolshie_prava_malenkogo_chel.docx | 149.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ногинская специальная (коррекционная) школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЧАС
«Большие права маленького человека»
для учащихся 3-4классов.
РЕЗЯПОВА Г.Н., соцпедагог,
высшая квалификационная категория.
13.10. 2015г.
Мероприятие «Большие права маленького человека».
Цель: формирование у детей знаний о правах человека.
Задачи:
- познакомить с Всеобщей Декларацией прав человека;
- закрепить и углубить знания о правах и обязанностях ребенка;
- развивать положительное отношение к законам и стремление действовать в соответствии с законами жизни;
- способствовать формированию правовой культуры;
-формировать критерии нравственно-патриотического воспитания;
-способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности;
Оборудование: презентация.
Форма проведения: викторина по сказкам
Ход мероприятия:
1.Вступительное слово.
- 1слайд Давным - давно тысячи лет назад на Земле появились люди. Вместе с их появлением, сразу же возникли первые главные вопросы: что люди могут сделать и что не могут, на что имеют право и на что не имеют? Сегодня мы постараемся ответить на данные вопросы.
- 2 слайд Права ребенку нужно знать,
Не только знать, но соблюдать!
Тогда легко нам будет жить, играть, дружить и не тужить!
2. 3 слайд Если бы каждый делал только то, что ему хочется, жизнь бы превратилась в полную неразбериху. И люди договорились жить по правилам. Самые главные правила, которые установили для себя граждане нашей с вами страны, записаны в Конституции Российской Федерации. Конституция – это основной закон нашего государства.
Кто законы соблюдает,
Тот, конечно, уважает
Конституцию, страну,
Родину свою одну!
4 слайд
- Как называется наша Родина? (Россия)
- Символика государства?
- Как называют людей, живущих в России? (россиянами)
- Почему к Москве у нас особое отношение? (Москва – это столица нашей Родины, главный город)
- Вспомните, что такое Конституция? (Конституция – это основной закон государства.)
5 слайд
- В конституции прописаны права гражданина в соответствии с документом - Всеобщей Декларацией прав человека, Декларацией прав ребёнка. Существует закон, который защищает права ребенка. Этот закон называется Конвенция о правах ребенка
6 слайд
- Реализация прав ребенка подразумевает:
- защиту его от всех форм жестокого обращения
- право на охрану здоровья
- право на образование
- право на игры
- право на сохранение своей индивидуальности 20 ноября ежегодно отмечается как Всемирный день прав детей.
7,8 слайд
Если бы каждый ученик реализовал только права, при этом забывая про обязанности и делал только то, что ему хочется, жизнь в школе превратилась бы в полную неразбериху. Песня «Учат в школе» о правилах поведения в школе (о выполнении обязанностей, использовании прав)
3. Литературно-правовая викторина.
Отправляемся на сказочную поляну, где очень часто нарушаются права сказочных героев.
9 слайд
- Ведьма схватила Алёнушку, привязала ей на шею камень и бросила в воду. Сама, обернулась Алёнушкой, одела её одежду и вернулась в дом. (Право на жизнь и собственность). Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.
10 слайд Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию».) Гуси-лебеди
11 слайд
- Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у лисы избушка и растаяла. Вот она меня из избушки и выгнала. (Право на неприкосновенность жилища). Отрывок из русской народной сказки «Заячья избушка».
12 слайд
- Игровая пауза. Игра «Разрешается-запрещается»
Правила игры: если согласны, то хором говорим «разрешается», а если не согласны-«запрещается».
а)Слушать мнение ребенка …(разрешается)
б) Вот в углу стоит мальчонка, плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка…(запрещается)
в) С мамой дети жить должны, ей цветы всегда дарить- это… (разрешается)
г) Рисовать и петь, учиться, если заболел- лечиться, это…(разрешается)
д) Этот трудится ребенок, мало у него силенок,
Ноги подгибаются, применять детский труд…(запрещается)
е) Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить, это…(разрешается)
ж) Этот слабый горбит спину, перед сильным преклоняется,
Быть рабом у господина строго…(запрещается)
Продолжим сказочную викторину: необходимо рассмотреть иллюстрации к сказкам, определить их название и подумать, о каких правах идет речь в этих сказках, чьи права главных героев, по-вашему, здесь нарушены?
Гадкий утенок Г.Х. Андерсен 13,14 слайд
-Кто из обитателей двора пользовался самым большим авторитетом? (Индюк)
-Чьи права были нарушены в этой сказке? (Гадкого утенка)
-Почему обитатели двора обижали гадкого утенка?
( Он был не похож на других)
-Должны ли герои сказки иметь равные права независимо от своего происхождения?
(Все равны в своих правах и никто не должен их нарушать.)
-Как ты думаешь, поступят ли ребята твоего класса как обитатели двора?
(Ни один ребенок не должен быть обижен и оскорблен.)
15 слайд
«Лягушка-путешественница» В. Гаршин
Каким правом воспользовалась лягушка?
( Правом на свободное передвижение)
Кто помог лягушке воспользоваться этим правом? (Утки)
16 слайд «Серая Шейка» Д. Мамин-Сибиряк
Назовите главных героев сказки.
Какие и чьи права нарушены в этой сказке?
(Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу уточки нарушила хитрая лисица)
17 слайд «Гуси-лебеди»
Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца?
(Право на личную неприкосновенность, семью, жизнь и свободу)
Кто помог девочке спасти и выручить брата? ( Мышка, Речка, Печь)
18 слайд «Колобок» р.н.с.
Расскажите о нарушении прав Колобка в этой сказке?
3. Театральная площадь. Вот как в жизни бывает 19 слайд
Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)
Мать: С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!
Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын: Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.
Мать: Помой посуду, сынок.
Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын: Это проявление жестокости, папа.
- Найти ошибки в поведении членов семьи
- Имеет ли право ребёнок от чего-то отказаться и получить то, что хочет?
Подумай, какими по твоему мнению правами должен обладать ребенок?
20 слайд
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Василий Александрович Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по правовому воспитанию детей "Я- человек, я имею право!"
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Введение. Положение детей в России в начале XXI вызывает большую тревогу. Увеличилось коли...
Методическая разработка "Правовое воспитание". Беседа: "Горячий человек, как кипяток опасен".
Методическая разработка " Правовое воспитание". Беседа: "Горячий человек, как кипяток опасен"....
Открытый урок (развитие речи) Я – сердце маленького человека. Услышь меня.
Цели:1.Развитие речи учащихся.2.Обогощение словарного запаса3. Воспитание у учащихся чувства милосердия, доброты, отзывчивости, сострадания....
Процесс формирования речевой и нравственной культуры маленького человека
Язык – великая сила, и задача педагога привить интерес к слову, научить маленького ученика слушать, читать и писать....
Конспект открытого занятия по нравственно-правовому воспитанию «ПРАВА РЕБЕНКА»
Данное занятие позволяет сформировать у детей основы правовой культуры. В задачи педагога в процессе занятия входит: дать детям общее представление об их правах и обязанностях;позна...
Программа по нравственно-правовому воспитанию «Права и обязанности людей в жизни»
Программа по нравственно-правовому воспитанию «Права и обязанности людей в жизни». Программа рассчитана на три учебных года для младшего и старшего школьного возраста....