Урок чистоты
классный час (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Стародрожжановская начальная школа – детский сад» Дрожжановского муниципального района РТ
Республиканская эколого-просветительская акция
« Урок чистоты»
Подготовила и провела урок: Ракипова Р.Р.
Тема: Урок чистоты
Участники: ученики 1-4 класса
Цель: закрепить знания об экологии, как науке о связях живой и неживой природы.
обратить внимание каждого школьника на необходимость «жить в мире с окружающим миром».
Задачи:
Обратить внимание учащихся:
1. проблемы взаимодействия человека с окружающей средой (загрязнение воздуха, воды, почвы, рукотворные лесные пожары, проблемы отходов, энергетические и сельскохозяйственные проблемы России и мира и др.) - проблемы современной России;
2. то, что «природа - идеальный мир» (гармония природы, сбалансированность природных процессов «так было, есть и должно быть всегда!»);
3. развитие личностных качеств ребёнка: экологической, санитарно-гигиенической,
культуру как способ взаимодействия человека с природой - как сценарий будущего России.
Материалы и оборудования: видеоролик «Экология и культура», карточки, презентация Правила поведения в лесу, загадки.
Ход занятия.
Сегодня во всех школах республики проходит четвертый и итоговый в этом году «Урок чистоты». «Урок чистоты» - республиканская, эколого-просветительская акция, призванная привлечь внимание подрастающего поколения к вопросам бережного отношения к окружающей среде.
Сегодня мне понадобится ваше внимание и активная работа, так как речь пойдёт о нашем доме, большом и зеленом. Кто догадался, о чем я говорю? Да, это наша природа, наш зеленый дом. Мы с вами проживаем в удивительном мире - на планете Земля, радуемся многообразию форм жизни живой и неживой природы. Каждому из нас хотелось, чтобы жизнь была еще и безопасной...
Певец природы писатель М.М.Пришвин не уставал говорить о том, что природа и человек - это единое целое. Всегда ли человек бережно и разумно относится к природе и ее богатствам?
Нас на планете Земля много - целых 6 миллиардов человек, и все мы разные: русские, татары, европейцы, американцы и другие народы. Все мы ходим по Земле, дышим ее воздухом, пьем воду. Чтобы сохранить богатства нашей планеты: ее воду, землю, воздух, надо хорошо знать науку Экологию. Она нужна и взрослым, и детям. Экология в переводе с греческого означает «наука о доме». Наука экология изучает взаимодействие живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Окружающая среда - это живое и неживое, что окружает нас с вами. Солнце, воздух, вода, горы, полезные ископаемые - неживая природа. Растения, животные, человек - живая природа. Между живой и неживой природой имеется тесные связи: некоторые факторы неживой природы, такие как солнце, воздух и вода оказывают огромное влияние на живые организмы.
На нашей планете живут самые разные живые организмы: растения, водоросли, грибы, лишайники, моллюски, пауки, раки, рыбы, птицы, змеи, лягушки и звери. Они живут везде: во льдах Арктики и в пустынях Африки, на вершинах гор и в глубинах океанов. Среди них есть великаны и совсем крошки, сравните, например, слона и мышь. Тысячи разных мышек бегают в наших полях и лесах, а слонов сов всем немного на Земле. Самый многочисленный класс - насекомые. Человек тоже - часть живой природы, он относится к классу млекопитающих. Живые организмы питаются разным способом. Растения сами производят для себя продукты питания, используя энергию солнца, поэтому их называют производители (продуценты). Потом энергия из растений переходит к остальным живым организмам. Другие организмы используют уже готовые продукты питания в виде других живых существ, поэтому их называют потребителями (консументами). Так, травоядные животные употребляют в пищу растения. Плотоядные животные питаются как травоядными, так и другими плотоядными. Разлагатели (редуценты) используют для своего питания отмершие остатки и продукты жизнедеятельности как производителей, так и потребителей, разлагая их до простых соединений и превращают их в минеральные и питательные вещества почвы. Производители, потребители и разлагатели всегда живут вместе. Они передают друг другу энергию и питательные вещества. Такое сообщество называют экосистемой.
В природе организмы питаются не одним, а несколькими видами пищи. Так между организмами формируются тесные пищевые связи, которые называются пищевые цепи. Обычно эти цепи состоят из 3 - 5 звеньев. Например, заяц питается травой, а сам является добычей волка. Это одна цепочка. Но травой питаются и насекомые, которых добывают птицы. Лесной хищник ястреб охотится за этими птицами - так формируется другая пищевая цепочка. Когда цепи объединяются между собой, то образуются пищевые сети. Пищевую цепь можно изобразить в виде пирамиды, где нижнюю ступень занимают растения - производители, а верхние ступеньки - животные - потребители. В пирамиде всегда число растений будет намного больше, чем животных. Таков закон пирамиды. Ведь, чтобы накормить хоть одного волка, за год не хватит 10 зайцев. А зайцам, чтобы вырасти большими, нужно съесть много травы. Как вы видите, на вершине пирамиды находится хищник. Человек, как живой природы, также стоит на вершине экологической пирамиды.
Наша планета имеет длительную историю своего развития. За 5 миллиардов лет на Земле происходили разные превращения: появлялись моря и океаны, происходили землетрясения, росли горы. За это время образовывались слои планеты, которые сейчас называют оболочками или сферами. Покрывает Землю снаружи оболочка из газов - атмосфера, от греческого слова "amмое" - пар. Твердая оболочка называется литосфера, от греческого слова "литое" - камень. Все воды Земли образуют гидросферу, с греческого "гидро"- вода.
Нас окружает безграничное воздушное пространство, которое называется атмосфера. В этой оболочке Земли образуются облака, рождаются ливни и грозы, наблюдается северное сияние. Она граничит с космосом. Через слои атмосферы проходят лучи солнца, согревающие и освещающие нашу планету. В атмосфере есть озоновый слой - тонкая пленка, защищающая нашу планету от вредных космических лучей. Но самое главное – в атмосфере содержится кислород газ, без которого не сможет прожить ни одно растение, ни одно животное. Кислородом дышим и мы с вами.
Планета Земля из космоса кажется голубой, этот цвет придает ей водная оболочка - гидросфера. Воды у нас больше, чем земли. Это не только океаны, моря, реки, озера, болота, но и замерзшая вода в горных ледниках, подземная вода на больших глубинах. Вода нужна всему живому, и человек без нее не проживет ни дня. Вода на планете постоянно движется. Солнце греет океан, и вода, превращаясь в пар, поднимается в атмосферу. Получаются пышные облака, из которых на землю выпадает дождик или снег. На земле дождевая вода попадает в реки. Реки несут свои воды обратно в моря и океаны. Это движение воды называется круговоротом.
Мы ходим по литосфере, твердой оболочке земли. Верхний ее слой - почва. В ней много корней деревьев и трав, ходов и нор животных. В почве живут бактерии, дождевые черви. Из почвы живые организмы получают полезные вещества, растения корнями всасывают воду. Сухие листья перегнивают и обогащают почву питательными веществами. Глубже почвы залегают слои песка, глины, камней. Сюда не добираются корни деревьев, не может прокопать ходы даже крот. Там хранятся наши подземные богатства - полезные ископаемые: каменный уголь, нефть и даже находят алмазы.
Биосфера - это часть нашей планеты, где обитают растения и животные. В биосферу входит нижняя часть атмосферы. Здесь много зверей и птиц. Деревья стараются поднять к Солнцу свои стволы. В гидросфере вся толща воды заселена водорослями, рыбами и другими водными обитателями. А в литосфере животные и растения могут обитать только в верхних слоях, где больше питательных веществ. Биосферу называют самой большой экосистемой, где все организмы тесно связаны друг с другом.
К общему сожалению, назвать нашу землю экологически чистой нельзя. Многочисленные промышленные предприятия интенсивно загрязняют окружающую среду: воздух, воду, почву. Невольно мы вынуждены дышать загрязнённым воздухом, пить загрязнённую воду, использовать продукты питания, в которых содержатся загрязняющие вещества. Можно ли при этом оставаться здоровым? Конечно же, нет. Ученые активно ищут способы сохранения жизнеспособности живых организмов в условиях нарушения экологического равновесия, поэтому все чаще говорят о так называемой экологической безопасности. Экологическая безопасность- это защита от вредного воздействия загрязненной окружающей среды.
Экологами установлено, что на Земле погибло уже более половины животных, пропали сотни видов растений, варварски вырублены миллионы гектаров лесов, в воду сброшены тонны химических промышленных отходов. И все они стали жертвами деятельности человека. Ученые всего мира бьют тревогу. Ими создан список редких животных и растений, которые занесены в Красную Книгу. Красный цвет выбран как сигнал тревоги за судьбу планеты.
Книга природы открывается для всех, но по-настоящему тому, кто способен понимать её язык. Каждый по-своему любит природу и по-своему к ней относится: один посадит дерево, выходит раненую птицу, не сломает цветущую ветку, не разрушит муравейника и птичьего гнезда, а другой вырвет все цветы с василькового поля, не пощадит пчел, стрекоз, бабочек, забросает склянками, банками и другими отбросами реку, лужок и в своей жизни не вырастит ни одного цветка. Такого человека трудно назвать частью природы, её детищем.
Ребята, послушайте стихотворение и проанализируйте собственное поведение. Не происходило ли подобных случаев с вами во время походов или активного отдыха на природе?
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят!
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по берегу пошли
И поляночку нашли,
Но на солнечной полянке
Тут и там - пустые банки,
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели,
Жгли костры, бумагу жгли-
Тоже пили, тоже ели,
Насорили и ушли!
Нас окружает удивительная природа. Летом мы можем отдыхать на берегу моря, реки, дышать свежим воздухом, гуляя в лесу, собирая грибы да ягоды. Ребята! А как надо вести себя в лесу?
Сейчас я проверю, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе отвечаем "нет"!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Презентация «Правила поведения в лесу»
А сейчас я предлагаю всем активно принять участие в конкурсе «Правда ли что…»
Конкурс «Правда ли что…»
1.Правда ли, что зимой жаба ест насекомых и чипсы? (нет)
2. Правда ли, что шея у жирафа имеет больше шейных позвонков, чем у свиньи? (нет, тоже)
3. Правда ли, что слоны умеют плавать? (да)
4. Правда ли, что паутина - самая тонкая в природе нить? (да)
5. Правда ли, что у крокодила жир зеленого цвета? (да)
6. Правда ли, что температура тела воробья зимой ниже, чем летом? (нет, одинаковая)
7. Правда ли, что гепард самое быстрое животное на суше? (да)
8. Правда ли, что клещ может находиться без еды до 7 лет? (да)
9. Правда ли, что яйца самой большой бабочки агриппины снабжены парой крылышек и способны при опасности перелетать в более укромные места? (нет)
10. Правда ли, что белые медведи не питаются пингвинами потому, что те живут колониями и нападать на них опасно? (нет, они живут на разных материках)
11. Правда ли, что скорпион, если его окружить горячими углями жалит себя в мозг? (нет)
12. Правда ли, что в стае волков царит железная дисциплина? (да)
А сейчас давайте отгадываем загадки:
1. Живёт без тела,
Говорит без языка,
Никто его не видит,
А всякий слышит. (эхо)
2. Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее ... (сорока)
3. Волны катит на просторе
К берегам песчаным … (море)
4. Не мотор, а шумит,
Не пилот, а летит,
Не гадюка, а жалит (пчела)
5. Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая? (вода)
6. Голубой огонек у бабушки на кухне горит (газ)
7. Камешки лежат в коробке,
Каждый мне давно знаком.
Папа шел по горной тропке,
Отбивал их молотком.
И в коллекции хранит
Мрамор, уголь и … (гранит)
8. Тук да тук, тук да тук,
Что в лесу за странный стук?
Это леса врачеватель
Трудится весёлый (дятел)
Просмотр фильма «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Дорогие друзья! Природа – великий и мудрый учитель. К сожалению ещё многие равнодушны к красоте и гармонии природы. Может быть, оттого, что, не представляют, как бедна была бы жизнь без обилия животных и растений, как они нужны, полезны, просто необходимы. Наша задача – научиться “читать” книгу природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Чистоты.
Урок Чистоты по произведениям К.И. Чуковского "Мойдодыр"...
Урок "чистоты" в 4 классе по теме "Экологичечкие проблемы г. Бугульмы и пути их решения"
Урок проводился в 4 классе с использованием активных методов обучения, которые позволяют детям исследовать экологические проблемы родного города , сделать выводы и найти пути решения эти проблем....
Урок чистоты "Природа не прощает ошибок"
Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере...
Урок "Урок чистоты".
Цель этого урока: изучить, что делается для решения утилизации бытовых отходов в разных странах, городах, и, непосредственно, в нашем городе, сравнить результаты этой деятельности и попробовать ...
Презентация к уроку чистоты
Презентация выполнена к уроку чистоты. В ней рассказвается о заповедниках России и Татарстана....
классный час "Урок "Чистоты""
Классный час "Урок -Чистоты" для учащихся 1 классов. Знакомит учащихся с заповедникам России и Татарстана....
Урок чистоты
Урок чистоты...