Урок "Урок чистоты".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Цель этого урока: изучить, что делается для решения утилизации бытовых отходов в разных странах, городах, и, непосредственно, в нашем городе, сравнить результаты этой деятельности и попробовать вынести свои решения проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chistoty.docx | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Фазлеева Гульнур Ильдусовна , учитель ll квалификациооной категории МБОУ «Лицей №2 г.Мамадыш»
Класс: 3б
Тема: Урок чистоты.
Методы и формы организации:
- лекция;
- диалог;
- технология проблемного обучения;
- метод проекта;
- анкетирование;
- использование ИКТ;
- связь с жизнью;
- опора на жизненный опыт учащихся;
- работа в группах.
Цель: изучить, что делается для решения утилизации бытовых отходов в разных странах, городах, и, непосредственно, в нашем городе, сравнить результаты этой деятельности и попробовать вынести свои решения проблемы.
Задачи:
- формировать основы экологической грамотности, чувства ответственности и любви к природе;
- познакомиться с проблемами утилизации бытовых отходов;
- сформировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды;
- создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;
- создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии;
- формировать мотивацию природоохранной деятельности;
- формировать культуру общения на уроке, работы в группах.
- Продолжить работу по проектной деятельности;
- воспитывать экологическую культуру;
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, анкеты, словарь Ожегова, ручки, листочки, магнитофон, грамзапись, стихи, пословицы.
1.Эмоциональный настрой.
(Звучит мелодичная музыка)
(1 ученик рассказывыет стихотворение)
- Я хочу на зорьке встать.
Солнце первой повстречать.
Крикнуть: «С добрым утром, Солнце!»
И оно мне улыбнется.
-Доброе утро! – Солнцу и птицам.
-Доброе утро! – вам, улыбчивым лицам.
2. Организационный момент
Сегодня мы проведем необычный урок – урок чистоты.
-Как вы понимаете слово «чистота»? Какая бывает чистота?
(чистота тела, чистота в доме, чистота одежды и т.п.,
Нужно подвести детей к понятиям: чистота во дворе, на улице, в городе, чистота в стране, на планете, чистота души - если у человека чистая душа, значит он добрый, не будет совершать плохих поступков и т.п.)
Есть такое высказывание: «Встал утром, умылся, приведи в порядок планету».
- Как вы понимаете это высказывание? (Слайд 2)
(Дети:-Нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому, что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать и содержать в чистоте.)
-Правильно, ребята. Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом. Занимается этим наука экология.
- Что такое Экология?(ответы детей) (Слайд 3)
Экология - греч. oikos - дом, местообитание, убежище, жилище; logos – наука.
Эколог – человек, который занимается экологией, защищает природу.То есть, наука о защите дома-природы.
Показ слайдов с комментарием:
Слайд 4.
-Река Вятка, какая она? (Чистая, широкая, сокровищница пресной воды. Наш город Мамадыш расположен на берегу Вятки)
Слайд 5. Лес – это легкие нашей планеты.
Слайд 6. Для улучшения воздуха в городах высаживают большое количество деревьев, кустарников и цветов. Как мы с вами на месте свалки садили деревья, а на клумбах возле школы цветы. Это и полезно, и глаз радует.
- И многое, многое другое, все не перечислишь
Понравились вам пейзажи? Какой вывод можно сделать? (Наша Земля очень красивая)
-Земля - это наш Зелёный дом! Как много всего в этом замечательном доме!
- А как вы думаете, везде ли можно увидеть такую красоту? (нет)
- К сожалению, нет, очень часто мы видим и такие тревожные факты.
Но при ближайшем рассмотрении мы увидели тревожные факты…
Слайд 7.
-Что мы видим? (Люди вываливали мусор в лес)
-Они правильно поступили? Почему?
Слайд 8.
-Что случилось с рекой? (Люди загрязняли воду)
-Как вы думаете, что случится с рыбами? (они могут погибнуть)
Слайд 9.
-Какой вред от машин? (Выхлопные газы автомобилей наносят непоправимый вред воздуху, которым мы дышим).
Слайд 10.
-Что случилось с лесом? (Люди вырубили лес)
-Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. На месте лесов появляются сухие степи и пустыни.
Слайд 11.
-Что делают люди? (Они сжигают мусор)
-Правильно ли они поступают?
Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым дышим мы, люди.
Слайд 12 .
-Как вы объясните поступок людей?
-Выезжая отдыхать на природу, люди часто не заботятся о том, что остается после них на месте отдыха.
- Ребята, вам понравилось то, что вы увидели? (нет)
Вот таких черных пятен не счесть.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют чёрные ожоги
У земного шара на боках
Мы давно “освоили” планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету -
Чёрные, сотрёшь ли, человек?
3. Актуализация знаний.
-Современное общество – это общество с высоким уровнем потребления продуктов питания, предметов быта, развлечений. А любое потребление всегда связано с отходами. Следовательно, чем больше человек потребляет, тем больше он производит отходов, которые интеллигентно именуются специалистами «твердыми бытовыми отходами» (ТБО). К ним относятся пищевые отходы, бумага и картон, текстиль, древесина, кости, резина, металл, стекло, пластмасса. В последнее время большую часть ТБО составляют помимо бумаги и картона всевозможные виды пластиков. Это объясняется их уникальными качествами: многообразием форм и цветов, незаменимых для дизайна, широким спектром свойств, легкостью, небольшими затратами на производство. Но сроки разложения различных отходов очень сильно отличаются.
Во многих регионах РФ реальная последовательность удаления отходов потребления и быта состоит из двух этапов: (Слайд 13)
1) общий сбор и транспортировка;
2) захоронение ТБО.
Захоронения производятся на так называемых полигонах, или попросту говоря, свалках, которые могут быть как специализированные (санкционированные), так и стихийно возникающие (неразрешенные).
Почти все российские полигоны, за редким исключением, производят подавляющее психологическое впечатление, отравляя атмосферу и гидросферу, губят растительный покров. Там в огромных количествах размножаются крысы, мыши и насекомые, что угрожает вспышками инфекционных заболеваний. Под полигонами в нашей стране занято 40 тыс. га земли, в том числе плодородной, и это без учета несанкционированных свалок. Ежегодно для этих целей отчуждается 10 тыс. га земель. Исходя из вышеизложенного, захоронения ТБО на полигонах очень нерациональны и опасны для природы и общества.
Существует еще один способ утилизации отходов, тоже достаточно древний: сжигание. Сейчас в мире действует около 1000 мусоросжигательных заводов (МСЗ).. От сжигания 1 т. мусора образуется 5 тыс. м3 газов, содержащих диоксиды, которые сохраняют свою стойкость в течение десятилетий, образуя зоны отравления до 30 км. Следовательно, и этот способ утилизации бытовых отходов таит в себе немалую угрозу для окружающей среды и человека.
В среднем принято считать, что в России на одного жителя в год приходится 250 – 300 кг мусора. По сравнению с западными странами этот показатель невысок (например, в США на каждого жителя приходится 715 кг мусора в год, в Швеции – 480 кг). Но, если мы приезжаем за границу, там намного чище. Почему?
Количество отходов многократно увеличивается в местах большого скопления людей, т.е. в крупных городах. И как следствие этого встает вопрос о том, что делать с этими отходами.
4.Динамическая пауза.(Дети закрывают глаза, расслабляются, учитель под музыку произносит напевно слова)
Напряженье улетело,
И расслаблено все тело.
Будто мы лежим на травке.
На зеленой мягкой травке.
Греет солнышко сейчас,
Руки теплые у нас.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется.
Нам понятно, что такое
Состояние покоя.
5. Создание проблемной ситуации.
- Вот сегодня на уроке мы и должны с вами подумать, что нужно сделать, чтобы в нашем городе, нашей стране стало чисто.
6. Определение целей.
В нашей работе мы поставим своей целью изучить, что делается для решения этой немаловажной проблемы в разных странах, городах, и, непосредственно, в нашем городе, а также сравнить результаты этой деятельности и попробовать вынести свои решения проблемы.
7. Работа по теме.
Давайте сначала перечислим, что делается в нашем городе.
(В городе работают дворники, стоят мусорные контейнеры, в определенное время вывозят мусор машины, проходят субботники, по городу установлены урны и т.д.)
Дополнения учителя.
- В нашем городе на всех улицах поставили контейнеры. Постоянно городские власти и службы обращаются к жителям с просьбой соблюдать чистоту возле домов, на остановках, у своих предприятий и т.д.
- Скажите, пожалуйста, стал ли наш город чистым? (Нет, в некоторых улицах грязно)
- А почему? (Потому что люди выбрасывают мусор на улицу)
- Я предлагаю вам поработать в группах 10 мин. и записать ваши предложения.
(Работа с нетбуками и с интерактивной доской. Класс делится на 3 группы: «красные», «желтые», «зеленые». Пишут свои предложения)
(Дети внесли предложения: бережно относиться к природе, не наносить ей вред, не бросать мусор,увеличить количество дворников, повысить им зарплату, чаще проводить субботники, создать службу в городе, которая бы ежедневно контролировала состояние окружающей среды, обращаться к жителям по телевидению, через газету, рассказывать о вреде загрязнения, т.е. повышать культуру людей, развешивать плакаты, расклеивать листовки с обращениями о соблюдении чистоты, штрафовать за загрязнения, подключить милицию, соблюдать чистоту везде)
- Молодцы! Вы высказали свои мнения. Как вы думаете, какое самое главное? (Повысить культуру людей, ответственность за свои поступки)
8. Анализ анкеты «Наши поступки»
- Помните, вы провели опрос среди учащихся начальных классов. Они отвечали на 2 вопроса анкеты, давайте проанализируем.
Я совершал поступки, которые что-нибудь нарушили на Земле | Я не совершал поступки, которые что-нибудь нарушили на Земле |
Статистика.
14человек – нарушали (бросали мусор, где попало; собирали грибы, вырывая с корнем; в лесу ломали ветки, жгли костры; в отпуске ловили бабочек; рвали луговые цветы).
Вывод: Вы наглядно увидели, что большее количество – нарушали. Вот видите, вы мне сказали, что нужно повышать культуру населения, значит, в первую очередь, надо начинать с себя, подумать, прежде чем совершить поступок, а затем остановить другого, не быть равнодушным, когда мы видим безразличных людей. Тогда у нас будет чистый воздух, чистая вода, меньше болезней, увеличится продолжительность жизни и т.п.
- Мы должны сохранить эту красоту для тех, кто будет жить после нас.
Итак, первое, самое главное правило, мы вынесли.
- Повышать культуру населения.
-В нашем районе в прошлом году построили мусороперерабатывающий завод. Как вы думаете, почему?( Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым дышим мы, люди. )
-Молодцы! Пожалуйста, какое следующее предложение вносим.
2. Сортировка мусора, создание мусороперерабатывающих заводов.
3. Не сжигать пластмассы и другие материалы, которые выделяют опасные примеси.
_ Ну, и всем известное правило:
4. Беречь и охранять природу.
9. Подведение итогов. (Слайд 14)
- Давайте повторим, какие правила у нас получились.
1. Повышать культуру населения.
2. Сортировка мусора, создание мусороперерабатывающих заводов.
3. Не сжигать пластмассы и другие материалы, которые выделяют опасные примеси.
4. Беречь и охранять природу.
- Скажите, пожалуйста, сколько из перечисленных вам не под силу?
- Только одно – создание перерабатывающих заводов. Остальные все мы можем соблюдать.
- Ребята, сегодня, 22 апреля - Международный день Земли, отмечается ежегодно. Этот день, призван объединять людей планеты в деле защиты окружающей среды. Все желающие в этот день принимают участие в благоустройстве и озеленении своих дворов и улиц, различных экологических мероприятиях.
- Наша школа с 27 по 30 апреля выходит на субботник по уборке территории вокруг школы. В прошлом году мы с вами посадили деревья и цветы, ввели акцию «Чистый четверг», я думаю, нынче мы ее продолжим.
- Я предлагаю вам в качестве домашнего задания, по группам сделать плакаты «Очистим планету от мусора!»
-А сейчас рецепт от доктора Айболита.(Слайд 15)
Чтобы было хорошо, чисто на планете,
Я даю рецепт такой, взрослые и дети:
Фантик, огрызки, обрезки бумаг
В урну бросай или в мусорный бак.
Цветы не срывай, кусты не ломай.
10.Рефлексия.
- Ребята, напишите, пожалуйста на листочках.
Я узнал ……….
Я понял………..
Я буду………..
Мне хочется закончить урок словами: (Слайд 16)
-Люди! Планета – ваш дом. Содержите её в чистоте, оберегайте, любите, и она станет вашей крепостью!
- Спасибо за урок!
Список использованной литературы.
- Материалы из исследовательской работы бывшего учащегося.
- Фактические данные из анализа обращений с отходами комитета по охране окружающей среды г. Кунгура.
- Е.П. Фефеилова, Е.А. Поторочина Методическое пособие «Мир вокру нас» Москва «Вако» 2003 г.
- материалы из статей газеты «Искра»
- Фактические данные из Интернета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в страну Чистоты и Порядка
Внеклассное мероприятие...
"Путешествие на планету Чистоты и планету Грязнулька"
"Путешествие на планету Чистоты и планету Грязнульку" - внеклассное мероприяти для 2-3 классов. Цель мероприятия: дать детям знания по основам личной гигиены и охраны своего здоровья; прививать аккура...
классный час Путешествие в страну чистоты и порядка
Классный час учит детей быть всегда чистыми и аккуратными, дружить с мылом, расчёской и зубной щёткой....
игра-путешествие "Город чистоты и порядка"
Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов...
Урок Чистоты.
Урок Чистоты по произведениям К.И. Чуковского "Мойдодыр"...
Проект "Чистота спасёт мир: мы в борьбе за чистоту парков Санкт - Петербурга и лесов Ленинградской области"
В субботу 5 октября 2013г. Мой 4 «Б» класс присоединился к акции «Чистота спасёт мир!». Мы убирали лес возле ст.Лемболово.Скажу откровенно, что убирать мусор не очень приятное занятие и некоторые...
"Чистота помыслов и чистота души. В гостях у императорской семьи" классный час
Цель: сформировать у школьников представление о высоких нравственных идеалах, которые воплотила в своей жизни семья императора Николая II.Задачи:познакомить школьников с примером счастливой семьи...