Урок чистоты
классный час (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Урок чистоты.
Цель: изучить, что делается для решения утилизации бытовых отходов в разных странах, городах, и, непосредственно, в нашем городе, сравнить результаты этой деятельности и попробовать вынести свои решения проблемы.
Задачи:
- формировать основы экологической грамотности, чувства ответственности и любви к природе;
- познакомиться с проблемами утилизации бытовых отходов;
- сформировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды;
- создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;
- создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии;
- формировать мотивацию природоохранной деятельности;
- формировать культуру общения на уроке, работы в группах.
- воспитывать экологическую культуру;
Оборудование: словарь Ожегова, ручки, листочки, магнитофон, грамзапись, стихи, пословицы.
1.Эмоциональный настрой.
(Звучит мелодичная музыка)
- Я хочу на зорьке встать.
Солнце первой повстречать.
Крикнуть: «С добрым утром, Солнце!»
И оно мне улыбнется.
-Доброе утро! – Солнцу и птицам.
-Доброе утро! – вам, улыбчивым лицам.
2. Организационный момент
Сегодня мы проведем необычный урок – урок чистоты.
-Как вы понимаете слово «чистота»? Какая бывает чистота?
(чистота тела, чистота в доме, чистота одежды и т.п.,
Нужно подвести детей к понятиям: чистота во дворе, на улице, в городе, чистота в стране, на планете, чистота души - если у человека чистая душа, значит он добрый, не будет совершать плохих поступков и т.п.)
Есть такое высказывание: «Встал утром, умылся, приведи в порядок планету».
- Как вы понимаете это высказывание?
-Нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому, что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать и содержать в чистоте. Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом. Занимается этим наука экология.
- Что такое Экология?
Экология - греч. oikos - дом, местообитание, убежище, жилище;
logos – наука.
Эколог – человек, который занимается экологией, защищает природу.
То есть, наука о защите дома-природы.
:
. Лес – это легкие нашей планеты.
. Для улучшения воздуха в городах высаживают большое количество деревьев, кустарников и цветов. Как мы с вами садили деревья, а на клумбах возле школы цветы. Это и полезно, и глаз радует.
- И многое, многое другое, все не перечислишь
Какой вывод можно сделать?
(Наша Земля очень красивая)
Мир вокруг нас,
Земля - это наш Зелёный дом!
Как много всего в этом замечательном доме!
- А как вы думаете, везде ли можно увидеть такую красоту?
- К сожалению, нет, очень часто мы видим и такие тревожные факты.
Но при ближайшем рассмотрении мы увидели тревожные факты…
Выхлопные газы автомобилей наносят непоправимый вред воздуху, которым вы дышите.
Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. На месте лесов появляются сухие степи и пустыни.
Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым дышим мы, люди.
Выезжая отдыхать на природу, люди часто не заботятся о том, что остается после них на месте отдыха.
- Ребята, какие правила вы должны соблюдать на природе?
Вот таких черных пятен не счесть.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют чёрные ожоги
У земного шара на боках
Мы давно “освоили” планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету -
Чёрные, сотрёшь ли, человек?
3. Актуализация знаний.
-Современное общество – это общество с высоким уровнем потребления продуктов питания, предметов быта, развлечений. А любое потребление всегда связано с отходами. Следовательно, чем больше человек потребляет, тем больше он производит отходов, которые интеллигентно именуются специалистами «твердыми бытовыми отходами» (ТБО). К ним относятся пищевые отходы, бумага и картон, текстиль, древесина, кости, резина, металл, стекло, пластмасса. В последнее время большую часть ТБО составляют помимо бумаги и картона всевозможные виды пластиков. Это объясняется их уникальными качествами: многообразием форм и цветов, незаменимых для дизайна, широким спектром свойств, легкостью, небольшими затратами на производство. Но сроки разложения различных отходов очень сильно отличаются.
Во многих регионах РФ реальная последовательность удаления отходов потребления и быта состоит из двух этапов:
1) общий сбор и транспортировка;
2) захоронение ТБО.
Захоронения производятся на так называемых полигонах, или попросту говоря, свалках, которые могут быть как специализированные (санкционированные), так и стихийно возникающие (неразрешенные). По подсчетам специалистов, около 50% всех свалок являются несанкционированными и на них продолжают завозиться отходы. Например, на официально зарегистрированные свалки Санкт-Петербурга ежегодно вывозится 5,8 млн. м3 мусора, а по расчетам комитета по содержанию жилого фонда, бытовых отходов должно быть около 10 млн. м3. По всей видимости, разница оказывается в ближайшем лесу или овраге.
Почти все российские полигоны, за редким исключением, производят подавляющее психологическое впечатление, отравляя атмосферу и гидросферу, губят растительный покров. Там в огромных количествах размножаются крысы, мыши и насекомые, что угрожает вспышками инфекционных заболеваний. Под полигонами в нашей стране занято 40 тыс. га земли, в том числе плодородной, и это без учета несанкционированных свалок. Ежегодно для этих целей отчуждается 10 тыс. га земель. Исходя из вышеизложенного, захоронения ТБО на полигонах очень нерациональны и опасны для природы и общества.
Существует еще один способ утилизации отходов, тоже достаточно древний: сжигание. Сейчас в мире действует около 1000 мусоросжигательных заводов (МСЗ). Но здесь тоже не все гладко. Как уже говорилось, в современных бытовых отходах содержится большая доля полимерных материалов, при сжигании которых в окружающую среду выделяется огромное количество вредных соединений, например, диоксидов – высокотоксичных веществ канцерогенного и мутагенного действия. От сжигания 1 т. мусора образуется 5 тыс. м3 газов, содержащих диоксиды, которые сохраняют свою стойкость в течение десятилетий, образуя зоны отравления до 30 км. Следовательно, и этот способ утилизации бытовых отходов таит в себе немалую угрозу для окружающей среды и человека.
В среднем принято считать, что в России на одного жителя в год приходится 250 – 300 кг мусора. По сравнению с западными странами этот показатель невысок (например, в США на каждого жителя приходится 715 кг мусора в год, в Швеции – 480 кг). Но, если мы приезжаем за границу, там намного чище. Почему?
Количество отходов многократно увеличивается в местах большого скопления людей, т.е. в крупных городах. И как следствие этого встает вопрос о том, что делать с этими отходами.
4.Динамическая пауза.
(Дети закрывают глаза, расслабляются, учитель под музыку произносит напевно слова)
Напряженье улетело,
И расслаблено все тело.
Будто мы лежим на травке.
На зеленой мягкой травке.
Греет солнышко сейчас,
Руки теплые у нас.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется.
Нам понятно, что такое
Состояние покоя.
5. Создание проблемной ситуации.
- Вот сегодня на уроке мы и должны с вами подумать, что нужно сделать, чтобы в нашем городе, нашей стране стало чисто.
6. Определение целей.
В нашей работе мы поставим своей целью изучить, что делается для решения этой немаловажной проблемы в разных странах, городах, и, непосредственно, в нашем городе, а также сравнить результаты этой деятельности и попробовать вынести свои решения проблемы.
7. Работа по теме.
Давайте сначала перечислим, что делается в нашем городе.
(В городе работают дворники, стоят мусорные контейнеры, в определенное время вывозят мусор машины, проходят субботники, по городу установлены урны и т.д.)
Дополнения учителя.
- В нашем городе остро стоял вопрос о захоронении ТБО. В настоящее время
Свалка в городе рекультивирована: проведен монтаж системы отведения биогаза, поверхность полигона засыпана глиной, затем почвенным слоем. На свалке работают люди,», то видели свалка имеет вид поля, никакого мусора нет.
- Недавно в нашем городе возле домов поставили контейнеры разного цвета для сортировки мусора.
- Постоянно городские власти и службы обращаются к жителям с просьбой соблюдать чистоту возле домов, на остановках, у своих предприятий и т.д.
- Скажите, пожалйста, стал ли наш город чистым? (Нет)
- А почему?
- Я предлагаю вам поработать в группах 10 мин. и записать ваши предложения.
(Дети внесли предложения: бережно относиться к природе, не наносить ей вред, увеличить количество дворников, повысить им зарплату, чаще проводить субботники, создать службу в городе, которая бы ежедневно контролировала состояние окружающей среды, обращаться к жителям по телевидению, через газету, рассказывать о вреде загрязнения, т.е. повышать культуру людей, развешивать плакаты, расклеивать листовки с обращениями о соблюдении чистоты, штрафовать за загрязнения, подключить милицию.)
- Молодцы! Вы высказали свои мнения. Как вы думаете, какое самое главное? (Повысить культуру людей, ответственность за свои поступки)
.
Вывод:. Вот видите, вы мне сказали, что нужно повышать культуру населения, значит, в первую очередь, надо начинать с себя, подумать, прежде чем совершить поступок, а затем остановить другого, не быть равнодушным, когда мы видим безразличных людей. Тогда у нас будет чистый воздух, чистая вода, меньше болезней, увеличится продолжительность жизни и т.п.
- Мы должны сохранить эту красоту для тех, кто будет жить после нас.
Итак, первое, самое главное правило, мы вынесли.
1. Повышать культуру населения.
-. Куда мы отправляли бутылки? (Сдавали в пункт приема)
Дело в том, что многий мусор может быть использован вторично, мы знаем про металлолом и макулатуру, но можно перерабатывать и другие материалы. Эти пластиковые бутылки тоже были отвезены на переработку. Нередко мы используем с вами данный бросовый материал на уроках технологии, и получаются замечательные вещи.
В современных условиях более целесообразной является организация сбора и переработки, при которой отходы везут не на свалку, а на мусороперерабатывающие заводы, где из них изготавливают компост, который можно применять в сельском хозяйстве, и вторичное сырье. Но наш российский мусор очень часто не готов к немедленной переработке, так как он не отсортирован. Поэтому в нашем городе стоят баки разного цвета. Чтобы мусор был отсортирован, но опять же население пока плохо отзывается на новшество -Пожалуйста, какое следующее предложение вносим.
2. Сортировка мусора, создание мусороперерабатывающих заводов.
- К слову сказать, в последнее время и в нашей стране государство стало уделять большее внимание проблеме утилизации отходов. На реализацию подпрограммы «Отходы» федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России на 2002 – 2010 гг.» планируется выделить 42 млрд. руб. – на разработку и внедрение новых технологий в области повторного использования и переработки отходов, в том числе и бытовых. Учеными Института проблем химической физики РАН разработан уникальный метод переработки ТБО в горючий газ, не содержащий вредных примесей, при сверхабиотическом горении. Корпорация ТОНАР разработала генеральную концепцию проекта полной безотходной утилизации бытовых отходов и получения из них металлов, стекла, удобрений, стройматериалов.
-Значит, мы можем выделить следующие правила:
3. Экономно относиться к продуктам, беречь плодородие земли и труд людей.
4.Беречь электроэнергию, воду.
- Если мы следим за светом, мы бережем воздух от загрязнения, часто он горит без надобности.
5. Не сжигать пластмассы и другие материалы, которые выделяют опасные примеси.
_ Ну, и всем известное правило:
6. Беречь и охранять природу.
9. Подведение итогов.
- Давайте повторим, какие правила у нас получились.
1. Повышать культуру населения.
2. Сортировка мусора, создание мусороперерабатывающих заводов.
3. Экономно относиться к продуктам, беречь плодородие земли и труд людей.
4.Беречь электроэнергию, воду.
5. Не сжигать пластмассы и другие материалы, которые выделяют опасные примеси.
6. Беречь и охранять природу.
- Скажите, пожалуйста, сколько из перечисленных вам не под силу?
- Только одно – создание перерабатывающих заводов. Остальные все мы можем соблюдать.
- Ребята, 22 апреля - Международный день Земли, отмечается ежегодно. Этот день, призван объединять людей планеты в деле защиты окружающей среды. Все желающие в этот день принимают участие в благоустройстве и озеленении своих дворов и улиц, различных экологических мероприятиях.
Инсценировка сказки В.М.Шиндина «Теремок» (по мотивам сказки С.Я.Маршака)
Действующие лица:
Ведущий.
Лягушка.
Мышка.
Петух.
Еж.
Медведь.
Ведущий. В чистом поле теремок, теремок;
Он не низок, не высок, не высок.
Кругом чистые луга,
Рядом чистая река,
А вокруг стоит лесок,
Мусор в нем - большой порок.
Тут Лягушка мимо шла,
К теремочку подошла.
Лягушка. Это что за теремок, теремок?
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Ква – ква, тишина!
В теремочке я одна!
А из этого окна
Речка чистая видна.
Жить тут - просто загляденье:
Воздух чист, и нет сомнений –
Остаюсь тут навсегда - да, да, да!
Ведущий. Только свет зажгла Лягушка,
Появилась Мышь-норушка.
Мышка. Это что за теремок, теремок?
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Лягушка. Я - Лягушка-квакушка!
А ты кто?
Мышка. А я - Мышка-норушка!
Пусти меня в дом,
Будем жить с тобой вдвоем.
Лягушка. Я пустить-то тебя рада,
Только мне грязнуль не надо!
Кругом дивна красота,
Пусть останется она.
Ведущий. Поселилась Мышь с Лягушкой –
Лупоглазою подружкой.
Топят печь, зерно толкут
Да блины в печи пекут.
Так живут они тихонько,
Ходят в лес они порой,
Только мусора вагоны
Не оставляют за собой:
Где найдут, какую банку,
Тут же вмиг ее возьмут,
Подберут и даже палку,
Чтоб без дела не лежала тут.
Вдруг явился на рассвете
Петушок горластый - Петя.
Петух. Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!
Это что за теремок, теремок?
Он не низок, не высок, не высок.
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Лягушка и Мышка (вместе.)
Здесь живем мы - две подружки,
В чистом поле дом нашли,
А из грязного болота
Убежать теперь смогли.
А ты кто?
Петух. А я - Петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Разрешите здесь пожить,
Буду честно вам служить.
Спать я буду на дворе,
Петь я буду на заре.
Лягушка и Мышка (вместе.)
Так и быть, мы впустим в дом,
Только, чур, тебе поем:
Береги и ты природу,
Не бросай ты мусор в воду,
Охраняй от разных бед,
И не спи же ты в обед.
Ведущий. Вот живут они - Лягушка,
Петушок и Мышь-норушка;
Их водой не разольешь.
Вдруг явился серый Еж.
Еж. Это что за теремок, теремок?
Он не низок, не высок, не высок.
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Лягушка, Мышка и Петух (вместе).
Мы - веселые зверята,
В чистом поле дом нашли.
А ты кто?
Еж. Я колючий Ежик,
Ни головы, ни ножек.
Я из лесу к вам пришел,
Там беды большой подъем:
Люди там так отдыхают,
Сразу шум стоит такой,
Всех зверюшек распугают,
Мусор всюду оставляют.
Жить там стало невтерпеж –
Хоть куда девайся Еж.
Разрешите здесь пожить,
Буду терем сторожить.
Лучше нас, лесных ежей,
Нет на свете сторожей!
Лягушка, Мышка и Петух (вместе).
Так и быть, пожалуй, в дом,
Жить мы будем вчетвером.
Ведущий. Вот живут они, играют,
И печаль, и грусть не знают.
Не грозят им шум и гам,
Спят спокойно по ночам,
Воздух свеж и так приятен,
Нет от дыма и следа.
Хорошо живут зверята -
Всем довольные ребята.
В это время из берлоги
Вышел Мишка толстокожий,
Он мотает головой,
Рассуждает сам с собой.
Вдруг увидел - дом стоит,
Рядом реченька бежит. Он решил ...
Медведь. Пойду туда,
Наломаю там бока!
Ведущий. Оттого он злой такой,
Кто-то разбудил его зимой,
Не дал Мишке крепко спать.
Стал он злым, стал всем мешать.
Если б люди всех любили,
Уважали бы зверей,
Не пошел бы Мишка бурый
Дом ломать у малышей.
Лишь вломился он в домок,
Рухнул в поле теремок.
Лягушка, Мышка, Петух и Еж (вместе).
Что же ты наделал, Мишка?
Ты зачем сломал домишко?
Где же жить теперь зверятам?
Ты б не трогал этот дом -
Так прекрасно было в нем!
И пока жива природа,
Жить должно в ней много
Лесного народа.
Медведь. Я же вовсе не хотел
Обижать вас, братья!
А имея крупный вес,
Просто в гости я полез.
Ведущий. Вот так и люди поступают;
Имея силу, разум, власть,
Лесных зверей не уважают,
Куражатся над ними всласть.
Лягушка, Мышка, Петух и Еж (вместе).
Пусть все живут на свете вместе,
И только так спасем мы мир.
Ведь если каждый человек,
Устроил на поляне пир,
Захочет мусор свой забрать,
И потушить костер, залить,
Не будет каждая букашка
Свой новый дом опять искать.
Медведь. Но я же вовсе не хотел
Обидеть вас, друзья!
Я новый дом построить помогу
На радость вам, назло врагу.
Ведущий. И пошла у них работа!
Дом срубили за момент:
Он высокий и красивый,
И стоит как монумент.
За собой они убрали,
Мусор быстро весь собрали,
Чтоб не засорять окрестность,
Чтоб была красивой местность.
Так вот жили и живут
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Чистоты.
Урок Чистоты по произведениям К.И. Чуковского "Мойдодыр"...
Урок "чистоты" в 4 классе по теме "Экологичечкие проблемы г. Бугульмы и пути их решения"
Урок проводился в 4 классе с использованием активных методов обучения, которые позволяют детям исследовать экологические проблемы родного города , сделать выводы и найти пути решения эти проблем....
Урок чистоты "Природа не прощает ошибок"
Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере...
Урок "Урок чистоты".
Цель этого урока: изучить, что делается для решения утилизации бытовых отходов в разных странах, городах, и, непосредственно, в нашем городе, сравнить результаты этой деятельности и попробовать ...
Презентация к уроку чистоты
Презентация выполнена к уроку чистоты. В ней рассказвается о заповедниках России и Татарстана....
классный час "Урок "Чистоты""
Классный час "Урок -Чистоты" для учащихся 1 классов. Знакомит учащихся с заповедникам России и Татарстана....
Конспект урока "Чистота и здоровье"
Игра –путешествие «Путешествие в город Чистоты и Здоровья». ...