Адаптированная программа кружка декоративно - прикладного искусства «Умелые руки»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Скрипачева Ольга Александровна

Работа в кружке «Умелые руки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка.

Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с природным материалом,  соленым тестом, цветными нитками, глиной, папье-маше, освоили новую технику - декупаж. Работа кружка  организуется с учётом опыта детей и их возрастных особенностей.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umelye_ruki.docx65.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чувашско – Бурнаевская

средняя общеобразовательная школа»

                                                                     «Утверждаю»

                                                                         Директор МБОУ

                                                                                              «Чувашско-Бурнаевская СОШ»

                                                                                Алькеевского МР РТ

                                                                                                       _________________ Н. В. Хвостов

                                                                           Приказ № ____ от

                                                                                                 «______»______________ 2015 г.

                                                                                 

                                                                     

                                                                                              Рассмотрено на заседании

                                                                                          педагогического совета

                                                                                         Протокол №_______ от

                                                                                              «_____»_________ 2015 г.

                                                                               

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА КРУЖКА ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

«УМЕЛЫЕ РУКИ»

Срок реализации:

1 год

Возраст детей:

7-15 лет

                                                                                                                                          Составила:

                                                                                                              Скрипачева Ольга Александровна,

                                                                                                  учитель начальных классов,

                                                                                                                 I  квалификационная категория.

2015-2016 учебный год

                                                                       

                                                                   

                                          Пояснительная записка

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Работа в кружке «Умелые руки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с природным материалом,  соленым тестом, цветными нитками, глиной, папье-маше, освоили новую технику - декупаж.  Работу кружка буду организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Программа кружка «Умелые руки» рассчитана на детей с 7 до 15 лет. Группа работает 1 раз  в неделю по 2 часа, всего 68 занятия за учебный год. Практические занятия составляют большую часть программы.

        Рекомендуемый минимальный состав группы – 15 человек

Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

Задачи программы

Обучающие:

  • закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
  • обучение умению планирования своей работы;
  • обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
  • обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:

  • развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
  • развитие образного мышления и воображения;
  • создание условий к саморазвитию учащихся;
  • развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные:

  • воспитание уважения к труду и людям труда;
  • формирование чувства коллективизма;
  • воспитание аккуратности;
  • экологическое воспитание обучающихся;
  • развитие любви к природе;
  • воспитание любви и уважения к народной вышивке, национальному искусству.
  • воспитание интереса и уважения к традициям своего народа.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

                                                    Формы и методы занятий

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах;
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

                                                      Планируемые результаты:

Личностные результаты:

формирование и развитие художественного вкуса, интереса к художественному искусству и творческой деятельности;

формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей национальной принадлежности в процессе изготовления художественных произведений;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе знакомства с национальным творчеством разных стран и эпох;

формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

формирование мотивации к художественному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности художественно-творческой деятельности учащихся.

Универсальные учебные действия

Познавательные:

Учащиеся научатся:

сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач;

находить необходимую для выполнения работы информацию в различных источниках; анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели);

сравнивать, характеризовать и оценивать возможности её использования в собственной деятельности;

анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;

выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;

использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме;

выполнять символические действия моделирования и преобразования модели.

Учащиеся получат возможность:

научиться реализовывать собственные творческие замыслы, подготавливая инсценировки и выступая перед зрителями;

удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, интеллектуально обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области.

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью, устанавливая причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатом и прогнозировать действия, необходимые для получения планируемых результатов;

осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;

самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы.

Учащиеся получат возможность:

формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе совместной деятельности;

действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск с учётом имеющихся условий.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

организовывать совместную работу в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь;

формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументировано их излагать, выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы, комментировать и оценивать их достижения в доброжелательной форме, высказывать им свои предложения и пожелания.

Учащиеся получат возможность: совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретённый опыт в ходе занятий.

Предметные:

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом,  соленым тестом, цветными нитками, глиной, папье-маше, кожей, освоят новую технику - декупаж.

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

– будут создавать композиции с изделиями;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

- получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;

- узнают о чувашских народных промыслах.

Требования к уровню подготовки учащихся

В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств  материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.

Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

• Составление альбома лучших работ.

• Проведение выставок работ учащихся:

– в классе,
– в школе

• Участие в  районной выставке детских творческих работ, конкурсах.

•Защита проектов.

• Творческий отчет  руководителя кружка на педсовете.

•Проведение мастер-классов;

•Участие в школьных тематических выставках (День знаний, Мастерская деда Мороза,  8 марта, День влюбленных, итоговая выставка, и т.д.);

•Участие в школьных конкурсах (ярмарка – масленица, “Подарок осени” для 3-4 кл., “Я и мама рукодельницы”).

•Участие во Всероссийских конкурсах.

Содержание программы.

Содержание данной программы направлено на выполнение  творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

 Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.

Программа рассчитана на 1 год.

 

1. Работа с природным материалом ( 12 ч.)

        В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. С экскурсий в лес дети часто приносят  шишки, ветки, кору с экскурсии к озеру - красивые камушки. Они подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.

С глубокой древности человек, изготовляя различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от самой природы: дерево, камень, глина, солома, береста.

2. Папье – маше ( 7 ч.) 

Папье-маше - это простая и дешевая технология, позволяющая создавать прочные и легкие изделия из бумаги. Есть два основных способа: наклеивание бумаги слоями (маширование) или лепка из бумажной массы.

Папье-маше по-французски значит "жеванная бумага". Вся премудрость техники  заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоев. Само по себе это несложно, но требует терпения и аккуратности. А в результате можно создать такие замечательные произведения, что вы не пожалеете потраченного времени. Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук. Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшей жизни способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности – рисованием, аппликацией, навыками моделирования и т.д. 
Дети, освоившие технику папье-маше, знакомятся с различными формами предметов, что способствует развитию пространственного мышления и наиболее точного восприятия предметов. 

4. Соленое тесто  (13ч.)

           Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства.  В наши дни возрождается интерес к различным народным ремёслам, зачастую почти забытым. Сейчас всё более пристальное внимание привлекает к себе искусство лепки из солёного теста. Лепка из солёного теста имеет давнюю историю, а обычай лепить распространился во многих районах Европы.

Заново открытый старинный материал имеет широкий спектр применения и позволяет делать фигурки, сувениры, настенные украшения, панно, рамки для фотографий и вышивки, и многое другие удивительные вещи. Этому в немалой степени способствует доступность и дешевизна, а также простота техники.

Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко рекомендовать его для работы с детьми.

Лепка, как и любой другой вид рукоделия, позволяет не только занять досуг и получить определённые практические навыки, но и научит терпению и аккуратности, а главное - поможет  пробудить фантазию ребёнка, даст толчок творческому проявлению его индивидуальности, а также приобщает детей к созданию ритуальных предметов, посвящённых народным промыслам.

6. Декупаж (12 ч.)

Декупаж (Decoupage или découpage) это искусство украшения предметов путем наклеивания вырезок цветной бумаги в сочетании со специальными эффектами такие как раскрашивание, вырезание, покрытие сусальным золотом и прочие. Обычно какой-либо предмет как например небольшие коробки или мебель покрывается вырезками из журналов и/или специально произведенной бумагой. Предмет для декупажа покрывается лаком (часто несколькими слоями) до тех пор, пока не исчезнет «стык» и результат не будет выглядеть как роспись или инкрустация. При традиционном методе может использоваться до 30-40 слоев лака, которые затем шлифуются до полной гладкости.

Может быть, история развития декупажа не такая древняя, как история развития некоторых других видов прикладного творчества, но не менее интересная. В разных источниках родиной декупажа называют то Китай, то Восточную Сибирь. Трудно определить, кто у кого перенял эту технику: то ли китайские крестьяне у кочевников научились способу украшать кусками вырезанной бумаги различные предметы, то ли кочевники стали украшать стены погребений своих предков различными аппликациями из бумаги, научившись этому у китайцев. Одно известно наверняка – уже в 12-ом веке в Китае создавали яркую цветную бумагу - cutout, чтобы украсить окна, фонари  и другие вещи. Иногда на них помещали какую-либо надпись, призывающую в дом благополучие здоровье и т.д. или декорировали шнурами и тесьмой.

7. Плетение из газетных трубочек. (9 ч.)

Плетение является одним из древнейших ремесел. Говоря о плетении, следует отметить, что существует огромное количество способов, техник и материалов, используемых в этом виде рукоделия. Мы рассмотрим одно из них: плетение из газетных трубочек.

Плетение из газетных трубочек - оригинальное времяпрепровождение, занимательный и захватывающий вид рукоделия, который стал очень популярным в последнее время. При плетении из газетных трубочек можно использовать самые различные схемы – из листов газеты свёрнутых трубочкой делаются кашпо под цветы, коробочки, корзинки и даже под обувь полочки.

8.Глина (11 ч.)

 Самыми популярными материалами для лепки являются пластилин и глина, хотя лепкой также можно назвать ваяние скульптур и различных элементов декора (гипса, бронзы или мрамора). Лепка как таковая существует с незапамятных времен. Еще Библия гласит, что первый человек был сотворен Богом из глины. Глина является вторичным продуктом земной коры, осадочной горной породой, которая образовалась в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания.

Глина бывает красная, желтая, белая и голубая. На цвет глины влияют добавки других минералов. И нет ничего удивительного в том, что история человечества оказалась тесно связана с этим природным материалом. Еще в глубокой древности люди обратили внимание, что глина, если ее увлажнить, становится мягкой, и из нее очень удобно лепить разные предметы.

Сейчас лепка из глины — одно из любимейших занятий народных умельцев. Лепка из глины умиротворяет и успокаивает, дает выход эмоциям, учит концентрироваться и просто доставляет удовольствие. Свойства глины уникальны: ее консистенция может меняться в зависимости от количества добавленной в нее воды. Глина может быть жидкой и твердой, ее легко крошить, ломать, скатывать, размазывать, именно поэтому глину очень любят дети.

9. Чувашская вышивка (8 ч.)

Возникновение вышивания, одного из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды.

Вышивка является одним из основных видов чувашского народного орнаментального искусства. Современная чувашская вышивка, ее орнаментика, техника, цветовая гамма генетически связаны с художественной культурой чувашского народа в прошлом

Самой популярной техникой была вышивка крестом, так как крест всегда рассматривался как оберег, который защищает от сглаза, наговора и нечистой силы. Кроме того, каждая вышивка имела свою символику: «ромб», «круг» или «розетка» означали солнце, жизнь, тепло; женская фигурка и райское дерево были символами плодородия, а птица — прихода весны. Самыми ценными изделиями считались те, что были вышиты за один день. Над такими вещами трудились обычно несколько мастериц, начиная с самого рассвета. Если удавалось закончить работу до того, как зайдет солнце, изделие считалось идеально чистым, а, значит, способным защитить дом от нечистой силы, болезней, стихийных бедствий и других неприятных напастей.

Учебно – тематический план

кружка «Умелые руки»

Тема

Количество часов

 в  год

Работа с природным материалом

12

Папье – маше.

7

Соленое тесто.

13

Декупаж.

12

Плетение из газетных трубочек.

9

Глина

11

Чувашская вышивка

8

Всего

68

Тематическое планирование  

№ п/п

Тема

Теоретические занятия

Кол-во часов

Виды практич.

деятельн.

Кол-во часов

Общее кол-во часов

Дата

Прим.

Работа с природным материалом –  12 часа

1

«Чем мы будем заниматься на кружке?»Экскурсия в природу.

Вступительная беседа

Сбор природного материала

1

1

2

Панно «Чудеса из леса».

Аппликация из листьев

1

1

3

"Осенний букет"

Мастер класс в презентации. Составление цветов из кленовых листьев

1

1

4

"Сова"

Работа с шишками

1

1

5

"Домик "

Работа с берестой

1

1

6

"Дружная семейка на прогулке"

Самостоятельное составление композиции

1

1

7

Рамочка для фотографии.

Просмотр презентации

1

Работа с берестой

1

8

Работа с соломой. Материалы и инструменты.

Подготовка

соломы к работе.

1

1

9

Обработка соломы.

Отбеливание соломы. Окрашивание соломы.

1

1

10

Инкрустация соломкой.

Наклеивание на бумагу полосок калиброванной соломки.

1

1

11

Проект  «Виноградная лоза» (панно из соломки)

Раскрой из соломы, наклеенной на кальку, элементов панно.

1

1

12

Проект  «Виноградная лоза»

Защита проекта.

1

1

Папье – маше - 7 часов

13

Вводное занятие «Удивительный мир папье – маше». Немного из истории…

Беседа с показом изделий из папье – маше.

1

Блюдце, чашка, тарелка (по выбору детей)

1

14

Блюдце, чашка, тарелка.

Грунтовка водоэмульсионной краской.

1

1

15

Блюдце, чашка, тарелка

Раскрашивание изделий гуашевыми красками

1

1

16

Игрушка – копилка «Котенок», «Поросенок», «Динозаврик» (по выбору детей)

Оклеивание формы слоями

из обрывков бумаги.

1

1

17

Игрушка – копилка «Котенок», «Поросенок», «Динозаврик

Получение фигуры путем наложения дополнительных слоев бумаги или специальных предметов

1

1

18

Игрушка – копилка «Котенок», «Поросенок», «Динозаврик

Приемы смешивания гуашевых красок и водоэмульсион

ной краски.

1

1

19

Составление проектной работы «Удивительный мир папье – Маше»

Презентация, выставка, защита выставки.

1

1

Соленое тесто  - 13  часов

20

Вводное занятие «Волшебное тесто»

Техника безопасности при работе с резцами, стеками.

1

Приготовление соленого теста.

1

21

Способы изготовления изделий.

Листья и цветы.

Вырезание по шаблону. Обработка подручными средствами.

1

1

22

Способы изготовления изделий.

Плетеный венок.

Отпечатки на тесте. Выпуклые рельефы.

Раскатывание колбасок из теста.

1

1

23

Розы из соленого теста.

Изготовление цветов из отдельных деталей-лепестков.

1

1

24

Обитатели морей. Осьминог.

Морская звезда.

Рыбки.

Подводное царство.

Коллективная работа.

1

1

25

Подводное царство.

Раскрашиваем и лакируем изделия.

1

1

26

«Дерево».

МК (презентация)

Выдавливание тесла с помощью чеснокодавки.

1

1

27

"Подсолнух"

Изготовление поделки по готовому эскизу.

1

1

27

"Божья коровка"

Изготовление поделки по самостоятельно составл. эскизу.

1

1

29

Настенные украшения.

Лепка украшений по выбору

1

1

30

Настенные украшения.

Раскрашиваем и лакируем изделия.

1

1

31

«Волшебный мир соленого теста».

Составление электронного альбома.

1

1

32

Выставка готовых работ.

Презентация готового альбома

Оформление выставки.

1

1

Декупаж -  12  часа.

33

Организационное занятие. Знакомство с техникой «декупаж».

Мастер классы по декупажу.

1

1

34

Принципы работы с деревянной поверхностью. Декупаж с салфеткой.

Подготовка деревянной поверхности (шкурение, шпатлевание,

грунтовка)

1

1

35

Понятие цветового круга и правилах смешивания красок.

Составление палитры к выбранному изображению

Работа с темной и светлой поверхностями

Декупаж на двух небольших досочках

1

1

36

Декупаж на других типах поверхностей (металл, гипс, ткань, свечи)

Декупаж на канве

Декупаж на свече

Декупаж на баночке.

1

1

37

Понятие обратного декупажа

Декупаж на стеклянной тарелке рисовой и псевдорисовой бумагой.

1

1

38

Обратный декупаж на стеклянной тарелке с декупажной картой.

Создание многоцветного фона методом тампониров.-я

1

1

39

Понятие об объемном декупаже.

Презентация «Декупаж с применением 3Д геля».

3Д декупаж с применение различных самозатвердевающих масс.

1

1

40

Одношаговый кракелюр. Понятие.

Знакомство с

ассортиментом и особенностями при прямом и обратном декупаже.

Работа на выбор на стеклянной тарелке или на деревянной заготовке под часы (часовой механизм приобретается отдельно).

1

1

41

Финишная отделка

Лакирование изделия.

1

1

42

Декупажные карты, двухшаговый кракелюр.

Приемы работы с декупажными картами

Декорирование деревянной шкатулки, процесс создания трещин в технике двухшагового кракелюра.

1

1

43

Выбор и подготовка проекта.

Самостоятельный выбор изделия для проекта.

1

1

44

Защита проекта «Декупаж разделочной доски»

Защита проектов. Выставка готовых изделий.

1

1

Плетение из газетных трубочек  - 9 часов.

45

Освоение техники.    

МК по скручиванию газетных трубочек.

Скручивание трубочек из газет двумя способами.

1

1

46

Рамка для фотографии

МК по созданию рамки.

Изготовление и покраска рамки.

1

1

47

Панно из газетных колечек.

Изготовление газетных колец

1

1

48

Салфетница.

МК

1

1

49

Салфетница.

Сборка и покраска изделия.

1

1

50

Плетение корзины.

Плетение основы корзины        

1

1

51

Плетение корзины.

Плетение  корзины, плетение ручки

1

1

52

Плетение корзины.

Покраска изделия    

1

1

53

Выставка готовых работ.

Составление альбома-презентац.

1

1

Глина –  11 часа.

54

Организационное занятие. Беседа. Освоение простейших приемов народной росписи.

Презентация «Послушная глина»

Рисование цветных кругов, пятен, точек по мотивам дымковской росписи

1

1

55

Освоение простейших приемов народной росписи.

.

Рисование в полосе узоров из форм растительного мира

1

1

56

Лепка по мотивам глиняных игрушек и их роспись.  

Мк по лепке барыни.

Дымковская игрушка (барыня).

1

1

57

Лепка по мотивам глиняных игрушек и их роспись.  

Дымковская игрушка (индюк).

1

1

58

Лепка по мотивам глиняных игрушек и их роспись.  

Филимоновская игрушка (барашек).

1

1

59

Лепка по мотивам глиняных игрушек и их роспись.  

Каргопольская игрушка (конь –полкан).

1

1

60

Лепка по мотивам глиняных игрушек и их роспись.  

Каргопольская игрушка (медведь – батюшка).

1

1

61

Лепка на свободную тему.

Лепим  подарки.

1

1

62

 Декоративная роспись  готовых игрушек.

Роспись готовых изделий.

1

1

63

Декоративная роспись  готовых игрушек.

Роспись готовых изделий.

1

1

64

Выставка готовых работ.

Составление альбома с лучшими работами.

1

Оформление выставки.

1

Чувашская вышивка – 8 часов

65

Посещение краеведческого музея

« Из истории ткачества в Чувашии».

Народная вышивка, ее примене-ние.

Оборудование рабочего места. Инструменты и принадлежности. Правила безопасного труда.

1

1

66

Знакомство с чувашской национальной вышивкой, ее характерными особенностями, цветовой гаммой. Вышивание салфетки.

Презентация

Подготовка ткани к работе, знакомство с разными способами утюжки. Выполнение шва «вперед иголку». Усложнение шва различными способами

1

1

67

Чувашский национальный костюм.

Презентац. «Чувашский костюм от древности до современности»

Вышивка крестиком. Самостоятельный выбор орнамента.

1

1

68

Национальная вышивка на фартуке

Самостоятельный выбор орнамента.

1

1

69

Основные отличительные черты чувашской вышивки от русской.

Вышивка крестиком.

1

1

70

Виды и структуры орнаментов для полотенца.

Самостоятельный выбор орнамента для полотенца.

1

1

71

Акатуй — весенний праздник чувашей, посвященный земледелию. 

Презентация«Праздник Акатуй – его история и традиции»

1

1

72

Творческий отчёт в конце года. Выставка готовых работ. Чему мы научились за год.

Защита проектов. Оформление выставки. Награждение самых искусных мастеров.

1

1

№ п/п

Сроки

Какие знания, умения, навыки контролируются.

Форма подведения итогов

1

Октябрь

Знания о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов; о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека; в области композиции, формообразовании; навыки работы  с нужными инструментами и приспособлениями.

Проект

«Виноградная лоза» из соломки.

2

Ноябрь

Получение знаний и приобретение навыков в технике «папье-маше»;  изготовление сувенирных изделий и их декоративное оформление;  формирование эстетических знаний, художественно-пластических умений и навыков работы с бумагой.

Проект «Удивительный мир папье – маше»

3

Январь

В работе с соленым тестом, применение знаний способов и приемов лепки, умений использовать дополнительные приспособления, применение различных эффектов (глазирование, подрумянивание, окрашивание теста); использование лакокрасочных материалов, инструментов и приспособлений; применение различных красок, применение стилизации в работе с соленым тестом.

Презентация альбома «Волшебный мир соленого теста».

4

Февраль

Знакомство с возможностями декорирования предметов, форм, интерьеров; формирование собственного стиля в декорировании изделий;  развитие  смекалки, изобретательности и устойчивого  интереса к творчеству художника, дизайнера.

Проект «Декупаж разделочной доски»

5

Март

Овладение основными приемами плетения;

умение плести изделия от простейших к более сложным;

знать основные базовые узоры; терминологию; правила техники безопасности при работе.

Выставка готовых изделий их газетных трубочек.

6

Апрель Май

Уметь последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала) и рисовать кистью элементы растительного орнамента;

лепить на основе традиционных приемов филимоновской и дымковской игрушки, применять разные формы лепки.

Выставка готовых

изделий из глины.

 Организационно - методическое обеспечение программы.

1.  Программа кружковой работы, календарно — тематический план.      

2. Учебные пособия по технологии  изготовления изделий.

3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.

4. Учебно-наглядные пособия: проектные работы учащихся, таблицы по    охране труда,  образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги,  компьютерные презентации.

5. Материалы и инструменты: краски акриловые, грунт акриловый, текстурная паста, 3 Д гель, гуашь, кисти,  клей акриловый, клей ПВА, клей жидкий гвоздь,  лак акриловый,  лак глянцевый, наждачная бумага, контуры,  салфетки декупажные, открытки, распечатки, поталь, лаки кракелюрные,  часовые механизмы, шнуры, бисер, бусины; кожа, шаблоны, пистолет термоклеящий; канва для вышивки, нитки, иглы; чашечки и блюдца, кофе, горшочки для топиария, искусственные цветы, гофрированная бумага.

различные объекты декорирования: доски разделочные, панно, шкатулки, канва, тарелки, вазы, рамки  и другие предметы интерьера

инструменты: ножницы, карандаши, кисти,  высечки и прочее.

 6. Помещения, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, мебель.

7. Компьютер для показа презентаций.

Список литературы.

 1. Н. А.Андреева «Рукоделие» - полная энциклопедия — Москва, 1992.

 2. А. А. Власова «Рукоделие в школе» - Санкт - Петербург, 1996.

 3. В.С. Горичева .Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. М., 2002

 4. Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999

 5. Н. И. Сокольников. Основы рисунка, композиции. Обнинск, 1996.

6. К.В. Силаева. Соленое тесто. М, 2000

7. Книга серии «Основы художественного ремесла» Геннадия Федотова - Послушная глина. Москва «АСТ - ПРЕСС»1999 г.;

8. Книга серии «Золотая библиотека увлечений» Ирины Ханановой - Соленое тесто

Москва «АСТ - ПРЕСС» 2007г.;

  1. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996г.
  2. Иванова А.А. Ручное вышивание. «Культура и традиции», 2001 г.

10. Баришова М.- Узоры вышивки крестом - Праца. Издательство РПД Братислава,1984.

11. Гасюк Е. –Художественное вышивание- Киев. Головное издательство Издательского объединения  Высшая  школа –1989.

12. Чувашское узорное ткачество: Книга-альбом / В.А. Минеева. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2008.

13. Черутти Патриция Наве.  Декупаж: декоративная отделка предметов интерьера, посуды, аксессуаров. Практическое руководство. 

14. Основы художественного ремесла. Москва АСТпресс 1999 г. Геннадий Федотов «Кожа».

15.Хафизова Н.А. Поделки из природного материала. Издательство АСТ Москва. 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КРУЖКА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА «Волшебная шкатулочка»

Составитель : Прохоров Надежда Евгеньевна                          учитель начальных класс...

Программа кружка декоративно - прикладного искусства "Волшебная шкатулочка"

Предлагаемая программа имеет художественно эстетическую направленность, которая является важным  направлением в развитии и воспитании....

Программа кружка Декоративно-прикладного творчества

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культу...

Рабочая программа кружка "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа кружка "Декоративно -прикладное творчество" разработана для организации внеурочной деятельности обучающихся, расчитана на 2 года.Предусмотрена работа с бумагой, тканью, пластическими...

Программа кружка декоративно-прикладного творчества "магия творчества" в ДОЛ

Программа кружка декоративно-прикладного творчества "магия творчества" в ДОЛ Восход. Программа разработана на основе авторской программы Михайловской М.Ю. педагогом дополнительного образован...

Адаптированная программа кружка декоративно - прикладного искусства «Шедевры своими руками» на 2015-2016 учебный год.

                                        Адаптированная программакружка декоративно - прикладн...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА КРУЖКА «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНАЯ РАБОТА»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА КРУЖКА «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНАЯ РАБОТА»...