Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя радуга"1-2 класс
рабочая программа (1 класс) на тему
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasn_zap_kruzhka_moya_raduga.docx | 25.5 КБ |
ktp_vneur_moya_raduga_2kl.docx | 23.09 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Моя радуга» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального образовательного стандарта начального общего образования», на основе Л.С.Беретдинова
Программа по курсу «Моя радуга» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника и представляет собой один из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения, развития и воспитания, учащихся уже в начальной школе.
Цель курса:
В связи с наметившейся тенденцией общества на гуманизацию среднего образования, с ориентацией процесса обучения на индивидуальные интересы личности главной целью обучения должно быть общеинтеллектуальное развитие. Для формирования личности учащегося, для достижения высокого уровня его развития именно эта деятельность, как правила, оказывается более значимой, чем те конкретные знания, которые послужили ей базой. Именно поэтому среди общих целей образования центральное место занимает развитие абстрактного мышления, необходимой компонентой которого является логическое мышление – как дедуктивное, в том числе и аксиоматическое, так и продуктивное – эвристическое и алгоритмическое мышление.
Задачи курса:
- Сформировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов;
- Сформировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
- Развивать образное мышление;
- Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
- Развивать творческие способности;
- Увеличить концентрацию внимания и объема памяти;
- Содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.
В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
1. Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.
2. Принцип научной организации
3. Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся
4. Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования
5. Принцип целостности
6. Принцип непрерывности и преемственности процесса образования
7. Принцип личностно - деятельностного подхода
8. Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов
2. Общая характеристика курса
Внеучебно – познавательная компетенция – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, внеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки внеучебно – познавательной деятельности. Учение овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
Как известно, способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но и формируются и развиваются в процессе деятельности. Внеучебная деятельность младших школьников создает большие возможности для становления психических качеств, которые могут составить основу тех или других способностей.
Однако эти возможности зачастую реализуются далеко не лучшим образом. По данным психологических исследований наибольший сдвиг в развитие ребенка происходит на первом году обучения. Далее темпы умственного развития учащихся замедляются, а интерес к учебе падает вследствие недостаточного внимания к развивающей стороне обучения.
Школьные уроки по-прежнему в своей массе нацелены на прохождение программы, а не на развитие мышления детей.
Но традиционные программы и учебники страдают рядом существенных недостатков. Если проанализировать их, то не трудно заметить, что упор в них делается на типовые задания, в которых требуется лишь применение решения определенного алгоритмического вида.
В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
3. Место курса в учебном плане
Программа предназначена для детей 7-11 лет. Продолжительность реализации программы четыре года.
Продолжительность занятия 25-40 минут. Программа рассчитана на проведение 1 занятия в неделю.
4. Виды и формы учебной деятельности
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- художественное творчество;
- трудовая деятельность.
Ведущей формой организации занятий является групповая.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления.
Участие в КВНах, викторинах, олимпиадах, научно-исследовательских конференциях, интеллектуальных конкурсах на уровне школы, района.
5.Материально-техническое обеспечение
- выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
- материалы для оформления и творчества детей,
- наличие канцелярских принадлежностей,
- аудиоматериалы и видеотехника,
- проектор,
- экран.
6. Результаты освоения курса
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
- преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Метапредметные результаты
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными
правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных
вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты
- Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
- Моделировать ситуацию.
- Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
- Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).
- Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
- Воспроизводить способ решения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
- Оценивать предъявленное готовое решение.
- Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.
Литература:
- Бедрединова Л.С.« Методические рекомендации к проведению занятий внеурочной деятельности».
- Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
- Шаехова Р.К. Ступеньки к творчеству. Казань, 2000
- Шаехова Р.К. Играя – размышляем. Казань, 2004
- Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для учителей. Яроялавль, 1998
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/_____________________/
«______» ______________ 20____ г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО (РМО)
протокол № 1 от «27» августа 2015 г.
Руководитель ШМО (РМО)
_____________ /Романова И.Н./
Предварительный просмотр:
Календарно- тематический план
по курсу «Моя радуга»
на 2015 – 2016 учебный год.
Номера уроков по порядку | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала | ||
Вводное занятие «Моя семья – мое богатство». | Осмысление изменений в семейной жизни ученика, произошедших в связи с изменением его социального статуса, расширение представлений о семье, как базовом социальном институте. Учить работать с загадками и пословицами, учить использовать символы. | 01.09 – 07.09 | ||||
«У кого учиться мудрости?» | Учить составлять предложение и высказывание, контролировать свои действия. Воспитывать уважение к старшим членам семьи. | 08.09 – 14.09 | ||||
«По дороге в школу» | Начертить план дороги в школу. | 15.09 – 21.09 | ||||
«Осень в огороде». | Разучить песню «Урожайная»[1] слова и музыка А. Филиппенко с использованием опорных изображений для более скорого запоминания.Образование имен прилагательных. Составлять орнамент из растительных элементов. Цветовое решение. Основные и составные цвета | 22.09 – 28.09 | ||||
«Осень в саду». | Учить образованию слов и определению формы предметов. Воспитывать любовь к родной природе, уважение к труду и старшим членам семьи | 29.09 – 05.10 | ||||
«Осенний лес» экскурсия | Наблюдать осенние изменения в природе. | 12.10 – 16.10 | ||||
«В лес за грибами». | Образовать слова и словосочетания, определять лексическое значение слов. Изучить правила сбора грибов. | 19.10 – 23.10 | ||||
«Осенние изменения в живой природе» | Систематизировать свои знания об осенних изменениях в живой природе. | 26.10 – 30.10 | ||||
«Моя радуга» | Работать над многозначностью слов, антонимами и загадками. Формировать ценностное отношение к окружающему миру. | 02.11 – 06.11 | ||||
«Наши пернатые друзья». | Расширить круг знаний о птицах. Рисование птиц. | 09.11 – 16.11 | ||||
«Прощание с осенью».(праздник) | Участвовать в праздничной программе. | 23.11 – 27.11 | ||||
«Встреча с зимой». | Работать с пословицами, многозначными словами. Зарисовки зимних деревьев. | 30.11 – 04.12 | ||||
«В зимнем лесу». | Разучить над стихотворения о зиме. Работать с пословицами о зиме. | 07.12 – 11.12 | ||||
«Праздник новогодний». | Отгадывать загадки. Работать с на многозначными словами. Разбирать слова по составу. | 14.12 – 18.12 | ||||
«Наша елочка-красавица». | Изготовить новогодние игрушки. | 21.12 – 25.12 | ||||
«У нас каникулы» | Составить памятку по безопасному поведению в каникулы | 28.12 – 08.01 | ||||
Экскурсия в зимний лес. | Наблюдать зимние изменения в природе. | 11.01 – 15.01 | ||||
«Зимние виды спорта» | Работать с пословицами. Разучить новые физкульминутки. Рисование сюжетных картин. | 18.01 – 22.01 | ||||
«Как быть здоровыми?» | Работать с текстом. Работа над пословицами о здоровье. Составление правил здорового образа жизни | 25.01 – 29.01 | ||||
«День рождения» | Рассказывать о семейных традициях празднования Дня рождения. Разучить новые песни про день рождения. | 01.02 – 05.01 | ||||
«Все профессии важны». | Работать с загадками. Рассказы детей о разных профессиях. Рисование сюжетных картинок. | 08.02 – 12.02 | ||||
Защитники Отечества. | Работать с пословицами и загадками. Создание поздравительной открытки ко Дню Защитника Отечества. | 15.02 – 19.02 | ||||
Русские народные сказки. | Сообщения детей о прочитанных сказках. Создание коллективной аппликации «Сказочный теремок» | 29.02 – 04.03 | ||||
Женский праздник. (Утренник) | Участие класса в праздничной программе | 07.03 – 14.03 | ||||
«Краски и звуки весны». | Работать с пословицами. Разучивание стихов о весне.рисование весенних пейзажей. | 15.03 – 21.03 | ||||
Экскурсия в весенний лес. | 22.03 – 28.03 | |||||
Урок Добра. | Работать с пословицами. Обыгрывание житейских ситуаций.Построение визуального образа доброго человека (использование мимики человека). Выполнение автопортрета. | 29.03 – 04.04 | ||||
«Удивительный мир Космоса». | Создание групповой работы «Моя книга о космосе» (книжка-раскладушка) | 05.04 – 11.04 | ||||
День Воды. | Работать с пословицами и загадками. Рисование животных подводного мира. | 18.04 – 22.04 | ||||
«Если вдруг ты вышел в путь, то внимательнее будь». | Конструирование знаков дорожного движения из геометрических фигур. | 25.04 – 29.04 | ||||
«Мои четвероногие друзья» | Рассказы детей о своих домашних животных. Лепка из пластилина фигурок животных. | 02.05 – 06.05 | ||||
«Краски лета». | Разучить новые песни о лете. Создание аппликаций «Краски лета» | 09.05 – 13.05 | ||||
«Ой, берегись!» | Создание памятки по правилам безопасного поведения летом. | 16.05 – 20.05 | ||||
Проект «Мои летние каникулы». | Создание творческих проектов | 23.05 – 27.05 | ||||
Итого | ||||||
по программе | ||||||
выполнено |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/_____________________/
«______» ______________ 20____ г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО (РМО)
протокол №1от «27» августа 20___ г.
Руководитель ШМО (РМО)
_____________ /Романова И.Н./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я"
Рабочая программа 2 вида по внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я".Цель программы:преодоление барьеров в общении учащихся, развитие лу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" для 1 класса соответствует требованиям ФГОС НОО....
Рабочая программа внеурочного занятия "Я-исследователь" 2 класс
Разработка рабочей программы "Я-исследователь", 2 класс....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" (1 класс)
Общекультурное направление внеурочной деятельности. В программе представлены цели и задачи данного курса , планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование. Разви...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Зеленая планета", 2 класс
Программа "Зеленая планета" разработана с целью расширения курса "Окружающий мир" Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова для 2 класса и направлена на реализацию федерального государственного образовательного ст...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Радуга"
Планирование для 2 класса внеурочной деятельности. Социальное направление....