Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС
опыты и эксперименты (4 класс) на тему
Аннотация. Автор делится опытом работы по организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в образовательном учреждении.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, реализация ФГОС, основные направления внеурочной деятельности, общекультурные, нравственные, социальные компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_vneurochnoy_deyatelnosti_v_ramkah_fgos.docx | 22.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС
Шишлянникова С.А.
Учитель начальных классов
МАНОУ «Гимназия№2»,
Мариинск, Кемеровская область, Россия
Аннотация. Автор делится опытом работы по организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в образовательном учреждении.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, реализация ФГОС, основные направления внеурочной деятельности, общекультурные, нравственные, социальные компетенции.
Внеурочная деятельность позволяет создать условия для формирования у учащихся личностных, творческих компетенций, способствует развитию социальной мобильности, повышает образовательную активность учащихся.
В МАНОУ «Гимназия№2» реализуется 5 направлений внеурочной деятельности.
Духовно – нравственное направление представлено кружками; люби и знай свой край и основы детской журналистики.
Практические занятия позволяют детям понять взаимосвязь природных явлений, оценить значение и важность мер по охране природы, помогают воспитать доброе отношение ко всему живому, развивать интерес к прошлому и настоящему своей семьи, города, района, края, сформировать начальные навыки исследовательской работы.
Кружок «Основы детский журналистики» повышает нравственный и образовательный мыслительный уровень, воспитывает в детях красоту и добро. Учащиеся устремляются к свершению добрых поступков и дел, задумываются над вопросами: «Что такое добро? Для чего живет человек? В чем его назначение?». Это позволяет успешно усваивать школьную программу.
Спортивно-оздоровительное направление.
Секция «Оздоровительная гимнастика» На занятиях секции «Оздоровительная гимнастика» учащиеся укрепляют здоровье, обогащают двигательный опыт гимнастическими и акробатическими упражнениями разной функциональной направленности, развивают физические способности, повышают функциональные возможности системы организма, учатся совершенствовать физические качества, активно развивают мышление, память, самостоятельность, познавательные способности в области физической культуры и спорта. На занятиях закладываются основы здорового образа жизни учащихся.
Общеинтеллектуальное направление.
Курс «Занимательная грамматика» позволяет показать уч-ся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. У учащихся формируются подлинные познавательные интересы, как основы учебной деятельности. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов.
Ценность занятий кружка «Умникам и умницам» состоит в том, что при решении нестандартных задач стимулируется мыслительная деятельность, ведь задача часто не может быть решена «с ходу», она как бы сопротивляется, а именно, это заставляет ребёнка напрягать мысль, думать. Замечательные слова по этому поводу сказал Блез Паскаль: «Опираться можно только на то, что сопротивляется» При этом условии развивается умение преодолевать трудности, как главное качество мыслящего человека. Упражнения, выполненные в определенной последовательности, обеспечивают комплексное развитие различных видов памяти, внимания, развивают наблюдательность, воображение, формируют нестандартное мышление.
Общекультурное направление представлено кружками: «Декоративное творчество», фольклорный ансамбль «Родничок».
Кружок «Декоративное творчество» способствует формированию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитию художественно-творческой активности, овладению образным языком декоративно-прикладного искусства. Занятия способствуют эстетическому развитию младших школьников, развитию их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса.
Фольклорный ансамбль «Родничок».
Русская народная культура является богатейшим материалом не только для введения ребёнка в мир искусства, знакомства с традициями русского народа, художественно- эстетического воспитания, формирования способности видеть красоту и гармонию окружающего мира, но и способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. С помощью песенного фольклора ученики приобщаются к истории и культуре своего народа, растут духовно, у них развиваются философские взгляды на жизнь.
Подробнее хочу остановиться на работе кружка общеинтеллектуального направления «Юный исследователь».
В процессе работы над проектом у учащихся формируется большое количество универсальных учебных действий. Дети учатся планировать этапы предстоящей деятельности, выдвигают предположения, самостоятельно ищут необходимую информацию, учатся слушать и понимать других. У учащихся развиваются познавательные интересы, общеучебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, в числе которых
- выдвижение гипотезы и понимание необходимости ее проверки на практике;
- умение действовать по алгоритму;
- разделение процесса на этапы, выделение характерных причинно-следственных связей;
- обоснование и аргументирование собственных суждений
- умение пользоваться различными источниками информации;.
Начальный шаг исследовательской работы - это выбор темы. Удачно подобранная и сформулированная, она отражает общее направление исследования.
Затем формулируется проблема исследования. Проблема - это затруднение, сложный вопрос, требующий разъяснения, поиска ответа на него. Не стоит непременно требовать от ученика начальных классов ясно-го осознания и формулировки проблемы. Часто бывает достаточно общей, приблизительной ее характеристики. Обязательна постановка цели исследования. Цель выражает то основное, для чего проводится исследование, что должно быть достигнуто в результате работы. Формулировка цели обычно начинается словами выявить, выяснить, исследовать, определить, обосновать, установить, разработать, совершенствовать, изучить и т.п. Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые применяю на практике.
Требования к проектированию, в общем, самые простые, и главное из них – « исходи из ребенка». Темы, которые я предлагаю в качестве проектных, посильны пониманию ребенка.
Ежегодно мы принимаем участие во Всероссийской научно-практической конференции «Первые шаги в науку», областной научно-практической конференции «Диалог», муниципальных научно-практических конференциях «Третье Тысячелетие» и «Маленький исследователь»
Исследовательские проекты «Страсти по шоколаду», «Мой ласковый и нежный зверь», «Цветок солнца», «Леворукий ребёнок в школе» были успешно защищены на данных конференциях.
Совместная работа развивает общекультурные, нравственные, социальные компетенции учащихся. Они обучаются этике дискуссионного общения. Воспитывается целеустремленность, ответственность, умение отстаивать свое мнение. Процесс работы и результат проекта приносят детям удовлетворение, радость переживания успеха, а значит, желание у ребенка создавать новые проекты сохраняется.
В заключение вспомним слова Анны Рoговин, с которыми от имени детей она обращается к учителям:
«Если хочешь научить меня чему-то, позволь мне идти медленно... Дай мне приглядеться... Потрогать и подержать в руках... Послушать... Понюхать... И, может быть, попробовать на вкус... О, сколько всего я смогу найти самостоятельно! Только, пожалуйста, не торопи меня!»
Пусть мудрое напутствие американского педагога станет девизом учителя, желающего видеть своих учеников исследователями новых неизведанных маршрутов, стоящими у истоков необычных открытий.
Список литературы
- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) ; под. ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / (А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.); под ред. А.Б. Воронцова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Примерные программы по учебным предметам. Часть 1. Часть 2. . - М., - Просвещение - 2010.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения -М.,- Просвещение - 2013
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ / АВТОРАХ
Ф.И.О. автора | Шишлянникова Светлана Александровна |
analtevs42@mail.ru | |
Телефон для связи | 8-906-935-32-53 |
Шифр конференции | ПП-10 |
Номер секции | С-14 |
Тема доклада | Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС |
Количество страниц в докладе автора | 6 |
Требуемое количество экземпляров сборника | 1 |
Предоставить сертификат участника конференции | Да |
Адрес, на который высылать сборник (с указанием индекса и Ф.И.О. получателя) | 652160 Кемеровская обл,г.Мариинск,ул.Ленина30 Шишлянниковой Светлане Александровне |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения
Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения...
Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС
Материал предоставит ВАМ возможность пользоваться рабочими программами некоторых клубов , кружков , объединений для организации внеурочной деятельности по нескольким направлени...
Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения
Организация внеурочной деятельности отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, исследования и др.Основным преимуществом внеу...
Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения МАОУ «СОШ№6».
В статье описана модель внеурочной деятельности учащихся начальных классов, направленная на то,чтобы школьная жизнь стала для учащихся интересной и полезной....
Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС в начальной школе.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю...
Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС начального общего образования
Выступление на районном семинаре для заместителей директоров по УВР...
Мастер класс по теме: "Творческий подход при организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО"
Творчество - очень важный момент в развитии ребенка. Хорошо, когда ребенок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но еще лучще, если он не только замечает эту красоту, но...