Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС
опыты и эксперименты (4 класс) на тему

Шишлянникова Светлана Александровна

Аннотация. Автор делится опытом работы по организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в образовательном учреждении.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, реализация ФГОС, основные направления внеурочной деятельности, общекультурные, нравственные, социальные компетенции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_vneurochnoy_deyatelnosti_v_ramkah_fgos.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС

Шишлянникова С.А.

Учитель начальных классов

МАНОУ «Гимназия№2»,

Мариинск, Кемеровская область, Россия

Analtevs42@mail.ru

Аннотация. Автор делится опытом работы по организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в образовательном учреждении.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, реализация ФГОС, основные направления внеурочной деятельности, общекультурные, нравственные, социальные компетенции.

Внеурочная деятельность позволяет создать условия для формирования у учащихся личностных, творческих компетенций, способствует развитию социальной мобильности, повышает образовательную активность учащихся.

В МАНОУ «Гимназия№2» реализуется 5 направлений  внеурочной деятельности.

Духовно – нравственное направление представлено кружками; люби и знай свой край и основы детской журналистики.

Практические занятия позволяют детям понять взаимосвязь природных явлений, оценить значение и важность мер по охране природы, помогают воспитать доброе отношение ко всему живому, развивать интерес к прошлому и настоящему своей семьи, города, района, края, сформировать начальные навыки исследовательской работы.

Кружок «Основы детский журналистики» повышает нравственный и образовательный мыслительный уровень, воспитывает в детях красоту и добро. Учащиеся  устремляются  к свершению добрых поступков и дел, задумываются над вопросами: «Что такое добро? Для чего живет человек? В чем его назначение?». Это  позволяет успешно усваивать школьную программу.

Спортивно-оздоровительное направление.

Секция «Оздоровительная гимнастика» На занятиях секции «Оздоровительная  гимнастика» учащиеся укрепляют здоровье, обогащают двигательный опыт гимнастическими и акробатическими упражнениями разной функциональной направленности, развивают физические способности, повышают функциональные возможности системы организма, учатся совершенствовать физические качества, активно развивают мышление, память, самостоятельность, познавательные способности в области физической культуры и спорта.  На занятиях закладываются основы здорового образа жизни учащихся.

Общеинтеллектуальное направление.

Курс «Занимательная грамматика» позволяет показать уч-ся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. У учащихся формируются подлинные познавательные интересы, как основы учебной деятельности. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов.

Ценность занятий кружка «Умникам и умницам» состоит в том, что при решении нестандартных задач стимулируется мыслительная деятельность, ведь задача часто не может быть решена «с ходу», она как бы сопротивляется, а именно, это заставляет ребёнка напрягать мысль, думать. Замечательные слова по этому поводу сказал Блез Паскаль: «Опираться можно только на то, что сопротивляется» При этом условии развивается умение преодолевать трудности,  как главное качество мыслящего человека. Упражнения, выполненные в определенной последовательности, обеспечивают комплексное развитие различных видов памяти, внимания, развивают наблюдательность, воображение, формируют нестандартное мышление.

Общекультурное направление представлено кружками: «Декоративное творчество», фольклорный ансамбль «Родничок».

Кружок «Декоративное творчество»  способствует формированию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитию художественно-творческой активности, овладению образным языком декоративно-прикладного искусства. Занятия способствуют эстетическому развитию младших школьников, развитию их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса.

Фольклорный ансамбль «Родничок».

Русская народная культура является богатейшим материалом не только для введения ребёнка в мир искусства, знакомства с традициями русского народа, художественно- эстетического воспитания, формирования способности видеть красоту и гармонию окружающего мира, но и способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. С помощью песенного фольклора ученики приобщаются к истории и культуре своего народа, растут духовно, у них развиваются философские взгляды на жизнь.

Подробнее хочу остановиться на работе кружка общеинтеллектуального направления «Юный исследователь».

В процессе работы над проектом у учащихся формируется большое количество универсальных учебных действий. Дети учатся  планировать этапы предстоящей деятельности, выдвигают предположения, самостоятельно ищут необходимую информацию, учатся слушать и понимать других. У учащихся развиваются познавательные интересы, общеучебные  умения, навыки и способы  познавательной деятельности, в числе которых

  • выдвижение гипотезы и понимание необходимости ее проверки на практике;
  • умение действовать по алгоритму;
  • разделение процесса на этапы, выделение характерных причинно-следственных связей;
  •  обоснование и аргументирование собственных суждений
  •  умение пользоваться различными источниками информации;.

Начальный шаг исследовательской работы - это выбор темы. Удачно подобранная и сформулированная, она отражает общее направление исследования.

Затем формулируется проблема исследования. Проблема - это затруднение, сложный вопрос, требующий разъяснения, поиска ответа на него. Не стоит непременно требовать от ученика начальных классов ясно-го осознания и формулировки проблемы. Часто бывает достаточно общей, приблизительной ее характеристики. Обязательна постановка цели исследования. Цель выражает то основное, для чего проводится исследование, что должно быть достигнуто в результате работы. Формулировка цели обычно начинается словами выявить, выяснить, исследовать, определить, обосновать, установить, разработать, совершенствовать, изучить и т.п. Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые применяю на практике.

Требования к проектированию, в общем,  самые простые, и главное из них – « исходи из ребенка». Темы, которые я предлагаю в качестве проектных, посильны пониманию ребенка.

Ежегодно мы принимаем участие во Всероссийской научно-практической конференции «Первые шаги в науку», областной научно-практической конференции «Диалог», муниципальных научно-практических конференциях «Третье Тысячелетие» и «Маленький исследователь»

Исследовательские проекты  «Страсти по шоколаду», «Мой ласковый и нежный зверь», «Цветок солнца», «Леворукий  ребёнок в школе» были успешно защищены на данных конференциях.

Совместная работа развивает общекультурные, нравственные, социальные компетенции учащихся. Они обучаются этике дискуссионного общения. Воспитывается целеустремленность, ответственность, умение отстаивать свое мнение. Процесс работы и результат  проекта приносят детям удовлетворение, радость переживания успеха, а значит, желание у ребенка создавать новые проекты сохраняется.

В заключение вспомним слова Анны Рoговин, с которыми от имени детей она обращается к учителям:

«Если хочешь научить меня чему-то, позволь мне идти медленно... Дай мне приглядеться... Потрогать и подержать в руках... Послушать... Понюхать... И, может быть, попробовать на вкус... О, сколько всего я смогу найти самостоятельно! Только, пожалуйста, не торопи меня!»

Пусть мудрое напутствие американского педагога станет девизом учителя, желающего видеть своих учеников исследователями новых неизведанных маршрутов, стоящими у истоков необычных открытий.

Список литературы

  1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

  1. Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) ; под. ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

  1. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / (А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.); под ред. А.Б. Воронцова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

  1. Примерные программы по учебным предметам. Часть 1. Часть 2. . - М., - Просвещение - 2010.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения -М.,- Просвещение - 2013

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ / АВТОРАХ

Ф.И.О. автора

Шишлянникова Светлана Александровна

e-mail

analtevs42@mail.ru

Телефон для связи

8-906-935-32-53

Шифр конференции

ПП-10

Номер секции

С-14

Тема доклада

Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС

Количество страниц в докладе автора

6

Требуемое количество экземпляров сборника

1

Предоставить сертификат участника конференции

Да

Адрес, на который высылать сборник (с указанием индекса и Ф.И.О. получателя)

652160 Кемеровская обл,г.Мариинск,ул.Ленина30

Шишлянниковой Светлане Александровне


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения

Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения...

Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС

Материал предоставит  ВАМ возможность пользоваться  рабочими программами некоторых клубов , кружков , объединений  для организации внеурочной деятельности  по нескольким направлени...

Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения

Организация внеурочной деятельности отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, исследования и др.Основным преимуществом внеу...

Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения МАОУ «СОШ№6».

В статье описана модель внеурочной деятельности учащихся начальных классов, направленная на то,чтобы школьная жизнь стала для учащихся интересной и полезной....

Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС в начальной школе.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю...

Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС начального общего образования

Выступление на районном семинаре для заместителей директоров по УВР...

Мастер класс по теме: "Творческий подход при организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО"

Творчество - очень важный момент в развитии  ребенка. Хорошо, когда ребенок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но еще лучще, если он не только замечает эту  красоту, но...