Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС в начальной школе.
статья на тему

Киндякова Елена Викторовна

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что дает возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья83.28 КБ

Предварительный просмотр:

Организация внеурочной деятельности

в рамках ФГОС в начальной  школе.

http://ppt4web.ru/images/1469/47094/640/img5.jpg         

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. [1.3] Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что дает возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.  

С 2011 года наша школа работает в соответствии с требованиями стандартов второго поколения.  А это, новый коллектив учащихся и по-новому работающий коллектив учителей-единомышленников. Новые подходы к проведению урока и, что самое интересное внеурочная деятельность, сформированная исходя из интересов учащихся и по запросу родителей. Это новая интересная форма работы с учащимися в начальной школе.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования  основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через

  • учебный план  
  • внеурочную деятельность. [2….]

Во внеурочной деятельности создается своеобразная эмоционально наполненная среда увлеченных детей, в которой осуществляется  «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях, интересующих ребят. [1.4]

В процессе такой свободной игры и выявляются индивидуальные особенности поведения человека в тех или иных ситуациях, раскрываются личностные качества, постигаются определенные морально-нравственные ценности и культурные.

  • Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций (продолжение и развитие потребностей в самореализации).

 В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется в нашей школе

по 5 направлениям  развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).

  • Для реализации этих направлений в нашей школе доступны  следующие виды внеурочной деятельности:
  • Игровая деятельность (игры на перемене, динамические паузы в 1-ых классах, игры на свежем воздухе и в спортивном зале)
  • Познавательная деятельность (внеурочная деятельность, дополнительное образование, проектная и исследовательская деятельность)
  • Проблемно-ценностное общение (реализация программы духовно-нравственного развития и обучающихся начальной школы «Родники добра»).
  • Досугово-развлекательная деятельность (экскурсии и поездки на базу отдыха «Парус», в музей, посещение кинотеатра, дома культуры)
  • Художественное творчество (кружок ИЗО, участие в конкурсах рисунков, поделок школьного, муниципального и всероссийского уровня)
  • Социальное творчество (социально значимое дело, акция «Дети – детям»)
  • Трудовая деятельность (субботники, генеральные уборки, организация дежурства в классе и на этаже)
  • Спортивно-оздоровительная деятельность (спортивные секции Футбол, волейбол, клуб «Медведь»)
  • Туристско-краеведческая деятельность (экскурсии).

Наши ученики, активные участники различных игр и конкурсов школьного, муниципального, окружного и российского  уровней. Ребята рисуют рисунки, придумывают эмблемы, оформляют газеты, стенды, сочиняют стишки и сказки на различные темы, проявляя свои индивидуальные способности. Вместе с ребятами старшеклассниками,  являются членами школьного научного общества. Создают различные мини-проекты, идеи и темы для которых придумывают сами. Так, уже в 1 классе были созданы проекты: «Сказочная азбука» и «Растения школьного двора». Во 2 классе проект «Четыре желания» объединял ряд мини-проектов, посвященных разным временам года  (традициям, особенностям, праздникам). Ребята выдвигали множество различных идей на уроках изучения новой темы на разных предметах. А именно: задачки тематики разных времен года, составление рассказов, кормушки зимой и  скворечники для детского сада весной, снежные крепости и наблюдение за деревом, работа в группах и подсчет количества разнообразных растений во дворе нашей школы. Профилактика простудных заболеваний: лук, чеснок, кресс-салат  и фиточай, что такое ледоход и самодельные куклы - домашние помощники, оформление класса в соответствии с разными временами года. Рисовали окна в мир разных времен года. Класс занимается второй год исследовательской деятельностью. Работа «Особенности жизнедеятельности белки в окрестностях поселка Сингапай» заняла 3 место в школьной научно-практической конференции и 2 место в районной конференции; прошла заочный отборочный тур 10-го регионального конкурса «Экология жизненного пространства». Прошла заочный отборочный тур в конкурсе «Первые шаги в науке» и включена в сборник работ. Работа «Выявление рационального способа выращивания зеленого лука в условиях квартиры» заняла 3 место в школьной научно-практической конференции и 1 место в муниципальном этапе.

Организационная модель внеурочной деятельности может быть несколько  типов: (модель дополнительного образования,  модель «школы полного дня», инновационно-образовательная и оптимизационная модель.)

 Наша школа в своей работе  использует оптимизационную модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения. Она предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники школы (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог,  учитель-логопед, воспитатель и другие).

В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель.

еред началом учебного года была проведена большая подготовительная работа. Был проведён мониторинг запроса родителей с целью выявления, в каких учреждения дополнительного образования занимаются их дети и по каким направлениям они хотели бы посещать внеурочные занятия в школе.

По итогам этого опроса были сформированы группы детей, которые будут посещать те или иные занятия, а учителями были составлены  рабочие программы по своему направлению. Внимание было уделено тому, чтобы каждый ребёнок или в школе или в  учреждениях дополнительного образования мог развиваться по разным направлениям.  

      Такие направления существуют в нашей школе для учащихся начальной школы:

Духовно-нравственное направление реализуется через  кружок «Волшебная сила слов».

 В основе кружка «Волшебная сила слов» лежит программа Т.А. Ладыженской, «Риторика». Цель курса  – развить коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

 Основная цель занятий - помочь младшему школьнику научиться понимать себя, взаимодействовать с ребятами, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни. Базовыми формами проведения занятий являются ролевые игры, рефлексивные технологии, беседы с элементами тренингов.

Общеинтеллектуальное направление реализуется через кружки: «Юным умникам и умницам».

В основе кружка «Юным умникам и умницам» лежит программа О.А Холодовой «Юным умникам и умницам», цель которой развитие познавательных способностей», которая позволяет успешно решать проблемы комплексного развития психических процессов, помогает формированию нестандартного мышления. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность.[Рабочая программа внеурочной деятельности]

Общекультурное направление реализуется через кружок «Изобразительное искусство».

Курс «Формируем универсальные учебные действия» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное, научно-познавательное развитие личности. Принципиальной задачей  курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений по конкретному предмету. Основной отличительной особенностью данного курса являются: определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты. [Рабочая программа внеурочной деятельности]

      Основной целью студии изобразительного искусства является развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих  самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности, постижение ребенком духовного содержания искусства, его образного языка и возможностей различных, художественных материалов.

   Цель курса театральной студии «И в шутку и всерьез» содействовать развитию духовно-нравственных основ личности  ребёнка, раскрытию таланта каждого ребенка и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению; приобщение к широкому пласту духовно-нравственных и культурных традиций народов России.

Во время занятий в вокальной студии у учащихся  формируется устойчивый интерес к пению и исполнительские вокально-хоровые навыки, они приобщаются  к сокровищнице отечественного и зарубежного вокально-хорового искусства.

Спортивно – оздоровительное направление реализуется через такие формы как физкультурные праздники и соревнования, а также секцию «Мини-футбол» Цель которых сохранить и укрепить здоровье учащихся, привить интерес к здоровому образу жизни.

Военно – патриотическое направление реализуется в нашей школе через работу ВПК «Медведь».

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.[2…] Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. 

  • Формирование отношения детей и родителей к своему здоровью как к основному фактору успеха на следующих этапах жизни.
  • Повышение уровня физического, умственного, психического, социального здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса.

Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Все виды внеурочной деятельности строго ориентированы на воспитательные результаты.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).

Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания (семья, друзья, ближайшее окружение) в том числе, сам ребенок достигли своих результатов.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

1-й уровень – школьник  знает и понимает общественную жизнь.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и  позитивного отношения к базовым   ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде.

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Мною были проведены тесты с целью: выявить, как формируются метапредметные результаты у учащихся. Задания требуют проявить инициативу и творчество, практичность и самостоятельность.

Метапредметные результаты:

Освоение основных умений в области чтения и работы с информацией

Умения

Замеры

1 стартовый    08.10.2013  / %

2 промежуточный  27.11.2013      / %

3 итоговый  

15.05.2014  /%

Извлечение явной информации

55

70

100

Формулирование выводов

20

45

72

Интерпретация и обобщение информации

15

30

72

Анализ и оценка содержания языковых особенностей и структуры текста

5

15

83

Преобразование информации

5

5

48

Вывод: Выполнение текстовых работ на разнообразном учебном материале интересно учащимся лишь в том случае, если они понимают смысл читаемого материала. Поэтому учащиеся, имеющие проблемы с качеством чтения при проведении стартового теста сначала испытывали дискомфорт. Предложено было внимательно и не спеша  перечитывать текст вместе с учителем, без учета времени. После чего,  они спокойно приступили к выполнению заданий. После анализа стартового теста учащиеся сделали определенные выводы в плане внимательности чтения и возможности использовать знакомые способы действий. Регулярная работа по формированию умений

  • извлекать информацию в тексте в явном виде,
  • извлекать информацию, данную в тексте в неявном виде,
  • формулировать выводы,
  • интерпретировать и обобщать информацию, полученную из текста,
  • анализировать и оценивать содержание, язык, особенности и структуру текста,
  • преобразовывать информацию (из текстовой формы в табличную или схематическую)

позволила увидеть следующие результаты:

Уровни понимания текста

Стартовый

Промежуточный

Итоговый

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Высокий

0

0

1

5

2

11

Повышенный

1

5

2

15

4

22

Средний

7

35

9

45

10

56

Низкий

12

60

8

40

2

11

Оценка общей успешности выполнения работы проводилась на основе суммарных баллов, полученных учащимися. Показателем успешности выполнения является получение ребенком 10 и более баллов. Менее 10-и баллов – это низкий уровень, от 10 до 14 – средний, от 15 – до 18 баллов – повышенный уровень, от 19 – до 22  – высокий уровень.

Результаты итоговой комплексной работы

Итоговая комплексная работа для 3 класса – составная необходимая часть общего пакета диагностик. Охватывает в целом все наиболее существенные и значимые для дальнейшего обучения аспекты. Она строится на общих принципах:

Формирующей накопительной оценке, открытости и реалистичности норм и критериев, признании права учащегося на ошибку, реализуемого в итоговом оценивании через систему норм оценивания, признании права учащегося на досдачу имеющихся пробелов, и при желании – на пересдачу итоговой работы с целью подтверждения выпускником начальной школы более высоких уровней учебных достижений.

Строится на  основе несплошного текста (с иллюстрациями) текста, к которому дается ряд заданий по русскому языку, чтению, математике, окружающему миру. Задания комплексной работы позволяют установить уровень владения третьеклассниками основными общеучебными умениями, позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала: навыками осознанного чтения, умением работать с текстом, понимать и выполнять инструкции.

Результатом обучения в начальной школе  в рамках реализации ФГОС второго поколения являются предметные и метапредметные результаты, а именно навыки работы с текстом, полученные ребенком как на уроке, так и во внеурочной деятельности. . Учащиеся класса способны воспринимать информацию, обрабатывать и интерпретировать ее, но вся проблема в том, что они не совсем умеют хорошо ориентироваться в тексте. Главная проблема класса – понимание текста. Моя цель была -  найти и применить на практике способы, которые будут способствовать положительным результатам.

Итоговый тест показал положительную динамику.

Предметные умения:

по русскому языку показали положительную динамику с 0 % до 57%,

по математике в работе с нумерацией и именованными величинами с 5 % до 61 %,

работа над составной задачей оказалась наиболее затруднительной в общей массе разнообразных заданий, но положительная динамика наблюдается, произошло увеличение  с 28 до 44 %,

по окружающему миру с 5 % до 56 %.

Стартовая диагностика

Итоговая диагностика

Русский язык

0 %

57%

Математика: нумерация, именованные величины

5 %

61 %

Математика: составная задача

28 %

44 %

Окружающий мир

5 %

56 %

Литературное чтение

Набр.б/возм.б

%

Итог

Набр.б/возм.б

%

Итог

Извлечение явной информации

10 / 18

55 %

12 %

49 / 72

100 % / 68 %

70 %

Интерпретация и обобщение информации

2 / 18

11 %

13 / 18

72 %

Формулирование выводов

7 / 18

39 %

13 / 18

72 %

Метапредметные результаты так же имеют положительную динамику.

Умение извлекать  явную информацию

С 55 % увеличилось до 100 %, но в итоговом тесте появилось 68 % учащихся, которые выполняют задание полностью. Умеют удерживать в одном задании несколько проверяемых умений, т.е. выполняют задания, сопутствующие данному ( спиши, выдели главные члены, подпиши части речи и т.д),.

Умение интерпретировать и обобщать  информацию увеличилось с 11 % до 72 %.

Умение формулировать  выводы выросло  с 39 % до 72 %.

Умение анализировать  и оценивать  содержание, языковые особенности  и структуру текста с  33 % до 83 %.

Умение преобразовать информацию улучшилось с 28 % до 48 %.

Стартовая диагностика

Итоговая диагностика

Результат

Умение извлекать  явную информацию

55 %

100 %

+ 45 %

Умение интерпретировать и обобщать  информацию

11 %

72 %

+ 61 %

Умение формулировать  выводы

39 %

72 %

+ 33 %

Умение анализировать  и оценивать  содержание, языковые особенности  и структуру текста

33 %

83 %

+ 50 %

Умение преобразовать информацию

28 %

48 %

+ 20 %


Важно иметь в виду, что 
внеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.
Школа после уроков –   мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования [1.3]

Литература:

  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др.] под ред. Горского В.А. – 2-е изд. – М. Просвщение, 2011. – 111с.
  2. Примерные программы….
  3. Планируемые результаты начального общего образования / [Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В., Биболетова М.З.] под ред. Ковалевой Г.С., Логиновой О.Б. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. И доп. на 2011г.М-во образования и науки Рос.Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33с

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения

Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения...

Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС

Материал предоставит  ВАМ возможность пользоваться  рабочими программами некоторых клубов , кружков , объединений  для организации внеурочной деятельности  по нескольким направлени...

Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения

Организация внеурочной деятельности отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, исследования и др.Основным преимуществом внеу...

Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения МАОУ «СОШ№6».

В статье описана модель внеурочной деятельности учащихся начальных классов, направленная на то,чтобы школьная жизнь стала для учащихся интересной и полезной....

Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС начального общего образования

Выступление на районном семинаре для заместителей директоров по УВР...

Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС

Аннотация. Автор делится опытом работы по организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в образовательном учреждении.Ключевые слова: внеурочная деятельность, реализация ФГОС, основные н...

Мастер класс по теме: "Творческий подход при организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО"

Творчество - очень важный момент в развитии  ребенка. Хорошо, когда ребенок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но еще лучще, если он не только замечает эту  красоту, но...