В дружбе наша сила.
проект (4 класс) на тему

Чучупал Татьяна Николаевна

Содержание проекта.

1.Что такое дружба?                                                                                                                                               

 2.  Актуальности проблемы.                                                                                                                                                       

3. Перечень выявленных проблем, анализ причин их появления.                                      

4. Цель и задачи проекта.                                                                                                                                    

5. Содержание проекта .                                                                                                                           

6. Результаты практических опытно-экспериментальных исследований.                                          

7. Предполагаемый результат в случае реализации проекта.                             

8.Список литературы.                                                                                                                              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_4_klassa.docx171.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13.

   В дружбе наша сила.

https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSnLKMlbZMW_tMuTU0_Nc9nAiBym_clvgRvyf25DSRrYzLv5vrq

                                            Авторы : ученики 4 «а» класса и их родители.

                                             Руководитель проекта:    Чучупал Т.Н.

                                       

                                                                2013 – 2014 год.

Содержание проекта.

1.Что такое дружба?                                                                                                                                                2.  Актуальности проблемы.                                                                                                                                                       3. Перечень выявленных проблем, анализ причин их появления.                                       4. Цель и задачи проекта.                                                                                                                                    5. Содержание проекта .                                                                                                                            6. Результаты практических опытно-экспериментальных исследований.                                          7. Предполагаемый результат в случае реализации проекта.                              8.Список литературы.                                                                                                                               

                                                 

                                                          В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы;

                                                         исключить из жизни дружбу — все равно,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

                                                         что лишить мир солнечного света.  Цицерон                                                                                                                                                                                                                                                            

Дру́жба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями.

                                                        ЧТО ТАКОЕ ДРУЖБА?

С дружбой приходится сталкиваться в жизни каждому человеку. Когда у человека есть настоящие друзья, это сильно влияет даже на то, насколько счастливым он себя чувствует. Но, к несчастью, под маской дружбы иногда прячутся несколько иные отношения, и иногда в результате этого человек испытывает глубокое разочарование. Для каждого из нас важно умение отличить дружбу от других видов отношений, а для этого в первую очередь нужно знать, что же представляет собой дружба.

Кроме того, понимание того, что же такое дружба, поможет нам самим быть хорошим другом, обрести надёжных друзей и сохранять дружбу крепкой.

 «Монолог о дружбе»:

Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоём в кино,

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

Ну, а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем, Коля стены разукрасил,

Михаил всё видел, но молчит.

Разве это дружба, если кто-то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок даёт ему списать…

Ну, а может, дружба - это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою пересыпая лестью,

И не скажет резкость никогда?

Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Ну а всё же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

Дружба — это если друг твой болен

И не может в школу приходить, —

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить,

Терпеливо объяснять заданья,

На себя взять часть его забот.

Отдавать ему своё вниманье

Дни, недели, месяц или год...

Если друг твой что-то, к сожаленью.

Плохо сделал или же сказал,

Надо честно, прямо, без сомненья

Правду высказать ему в глаза.

Может быть, понять он всё не сможет,

Может быть, обидится он вдруг.

Всё равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг.

Дружба в радости и дружба в горе.

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не предаст.

Дружба никогда границ не знает,

Нет преград для дружбы никаких.

Дружба на земле объединяет

Всех детей — и белых, и цветных.

Дружба - это если пишут дети

Письма детям из другой страны.

Дружба — это мир на всей планете

Без сирот, без ужасов войны.  (Л. Измайлов)

                                       ДРУЖБА И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ.

 Дружба – это «близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» (Толковый словарь Ожегова).                                                                                       Дружба – это глубокая связь между людьми, которая предполагает «не только верность и взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность,... любовь» (Энциклопедия «Кругосвет»).

В Библии понятие дружбы передаётся греческим существительным «филиа» и глаголом «филео», который переводится как «дорожить» (кем-либо). Это слово подразумевает «теплоту, близость и привязанность». «Филиа – тёплая, дружеская любовь, основанная на обоюдном уважении. Спонтанно возникающее в нашем сердце чувство».

Итак, мы увидели, что дружба – это, во-первых, чувство, то есть дружеская любовь. Это не что-то внешнее, дружба лежит глубоко в сердце.                                                                                                    Во-вторых, дружба возникает спонтанно. Нельзя заставить себя быть другом кому-то или заставить кого-то быть своим другом.                                                                                                                                В-третьих, дружба базируется на некоторых основных столпах, которые необходимы как для её зарождения, так и для её сохранения. Этими столпами являются:

1.  Взаимное уважение. Что означает уважать своего друга? Это значит почтительно относиться к нему, считаться с его мнением и признавать его положительные черты. Уважение проявляется в словах и делах. Друг, к которому проявляется уважение, чувствует, что его ценят как личность, уважают его достоинство и помогают ему не только лишь из чувства долга («Сторожевая башня», выпуск от 01.05.01, стр. 6).

2.  Доверие. Под доверием подразумевается уверенность в добропорядочности и искренности друга, в том, что он не предаст и не обманет намеренно. Доверие не подразумевает уверенность в том, что друг никогда не будет совершать никаких ошибок – все мы несовершенны.

Это два основных и главных условия для дружбы. Кроме этого, для дружбы важны, например, общие нравственные ценности. Людям, которые по-разному смотрят на то, что есть добро, а что зло, будет тяжело быть друзьями. Причина простая: сможем ли мы проявлять к другу глубокое уважение (и, возможно, доверие), если видим, что он совершает поступки, аморальные в наших глазах, и считает это нормой?

Посодействует зарождению дружбы и наличие общих интересов или увлечений. Однако для дружбы, которая существует давно и проверена временем, это фактор, видимо, не принципиален.                                                                                                                                                          

                                                   Отличительные особенности дружбы :                                                                          ·  Бескорыстна;

·  Является привязанностью;

·  Устойчива (дружеские отношения длятся долго, а чувства являются стабильными);

·  Может возникать к людям любого пола и возраста;

·  Может испытываться по отношению к нескольким людям (обычно все жё немногим);

                                                      Личные качества, полезные для дружбы:

·  Искренность, открытость;

·  Сочувствие;

·  Умение выслушать;

·  Интерес к делам и переживаниям другого;

·  Готовность прийти на помощь, быть рядом в трудную минуту;

·  Готовность прощать;

·  Умение признавать свои ошибки;

·  Умение принимать советы;

·  Умение хранить секреты.

 

Развивайте в себе такие качества и старайтесь их проявлять в повседневной жизни. Замкнутость, бесчувственность, а особенно высокомерие, безразличие и предательство убивают дружбу, сводя на нет её основание – взаимное уважение и доверие.

                                                  Актуальность .

Дружба начинается ещё в детстве и сопровождает человека всю жизнь, ведь друг – это не только надежный товарищ или человек, знакомый  со школьной скамьи, другом может являться кто-то из нашей семьи. Не зря иногда про взаимоотношения матери и дочери говорят:  «Посмотри, они ведь общаются как подруги!».  

Первые друзья у человека появляются в детском саду. Честно говоря, таких друзей мы помним недолго, и они не становятся важной частью нашей жизни, скорее они просто помогают весело проводить время и учиться общению,  учат быть открытым для новых знакомств, возможно, благодаря им мы осознаем, что же такое первая дружба.

Следующая ступенька социализации - это школьное общение, школьные друзья и первый настоящий друг, с которым, казалось бы, вы пройдете полжизни, а может, и больше. Нам уже нетрудно познакомиться с одноклассниками, расширить круг знакомых. Жизнь приобретает новый, интересный смысл. Вместе с первым букварём появляется тот товарищ, с которым вы можете просидеть допоздна, обсуждая что угодно.

Общаясь, дети делятся впечатлениями, обмениваются мнениями, тем самым помогая раскрыться себе и своему другу, открыть  новые способности. Если ваш товарищ увлекается зимними видами спорта, то и вам, скорее всего, захочется научиться кататься на коньках или, может быть, освоить сноуборд.

Очень важно, чтобы человек был способен сочувствовать, сопереживать товарищу, а также поддерживать своего друга всегда и во всем. Иногда каждому из нас необходимо, чтобы его просто выслушали, дали ценный совет, а иногда хочется без слов поплакаться на плече у человека, которому вы точно небезразличны, почувствовать, что вы не одни в этом сложном мире со всеми его вечными проблемами.                                                                                                                                                          Школа - это не только постоянный поток новых знаний, это и настоящее испытание на прочность, в том числе и испытание дружбой. Каждый дружит по-разному:  для кого-то друг- это человек, с которым можно весело и приятно провести время, для другого – тот,  на кого можно всегда положиться, кто в любой беде  твоя правая, верная рука, за которую иной раз так приятно подержаться, зная, что ты не один со своими переживаниями и грустными мыслями!                                                                                                                                                   Во всём мире тема дружбы актуальна, ведь недаром 27 апреля 2011 года на своей 65-й сессии резолюцией 65/275 Генеральная Ассамблея ООН объявила 30 июля Международным днём дружбы, предложив международным, государственным и региональным организациям отмечать этот день в соответствии с культурными традициями.                                                                                                                                                                                  В честь дружбы назван астероид  Амицития, открытый в 1893 году. Изучая микроклимат в своём классе, я провела психологический тест «Дворец – шалаш». По результатам этого теста выяснилось, что в классе есть:

 « Звёзды» -

«Предпочитаемые» -

Результаты исследования показали, что…. , поэтому я пришла к выводу , что необходимо направить усилия на сближение детей друг с другом.

                                     Цели проекта:                                                                                                                       •  Способствовать расширению знаний детей о дружбе, дружеских отношениях;                                                                                                                                                                      •  Создать условия доброжелательного, уважительного отношения друг к  другу.

• Создать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления, формировать эмоционально- ценностное отношение к окружающему миру.

•  Способствовать развитию умения анализировать, делать выводы;

•  Способствовать развитию творческих способностей детей;

•  Способствовать развитию связной речи;

•  Формировать у детей такие нравственные качества, как умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

                                  Задачи проекта:                                                                                                                                      данный проект призван создать условия для проявления у детей:

•  партнерских отношений в ходе образовательного процесса,

•  положительного психологического климата, определенного настроя ,                                           •  умения организовать и провести коллективное исследование, на котором используются все возможные ресурсы,

•  самопознания, самовыражения, создать  условия для развития позитивной «Я-концепции», представлений о себе самом, (когда исследуется) сколько вложил в общее дело и что получил,

 •   для самоутверждения, самоактуализации самореализации,

 •  повышение самооценки, занять свою нишу в группе,

 •     показать какую роль играют друзья в нашей жизни;

 •     развить стремление дружить с окружающими;

 •    способствовать формированию дружного классного коллектива

 •   для проявления творчества,

•  развития социальной значимой и познавательной мотивации,

•  детского коллектива на основе равенства уникальных личностей.

                    Этапы проектной деятельности.

Подготовительный этап (исследования).

1. Анкетирование :«Хороший ли ты друг» .                                                                                           2. Самодиагностика «Хороший ли ты друг?» (тест)                                                                          3.Получение результатов.                                                                                                                                             4. Тест «Добрый ли у вас характер».                                                                                                  5.Обработка результатов.

6. Тест-самоанализ.                                                                                                                                                      7. Обработка результатов.                                                                                                                                                8. Мозговой штурм «Законы дружбы».                                                                                                                                Основной этап.

1. Классный час «Что такое дружба?»                                                                                                               2. «Копилка народной мудрости».                                                                                                             3. Конкурс рисунков «Портрет моего друга».                                                                                                  4. Конкурс стихов о дружбе.                                                                                                                                  5. «Проба пера» - стихи, рассказы детей о дружбе, о друге.                                                                     6. Сочинения «Мой лучший друг».                                                                                                                          7. Тест-игра «Как поступить?».                                                                                                                           8.Литературная страница(чтение и обсуждение произведений о дружбе).                                             9. Фотовыставка «Моя дружная семья».                                                                                                           10.  Обмен опытом «Дружба в семье»- работа с родителями.                                                                   11. « Мои друзья – животные» .                                                                                                                              12. Диспут «Могут ли дружить мальчик и девочка».

Заключительный этап.                                                                                                                     1. Тренинг "Цветок Дружбы"                                                                                                                  2.Оформление «Дерева Дружбы».                                                                                                                  3. Оформление проекта «В дружбе наша сила».                                                                                                    4. Защита проекта.                                                                                                                                                          

                      Предполагаемые результаты:

• Укрепление дружеских и партнёрских отношений между детьми и их родителями.

•  Умение отличать настоящую дружбу от привязанности, от приятельских отношений;

•   Осознание детьми, что такое дружба и какие качества присущи другу, какими качествами должен обладать человек, что бы у него были друзья.

•  Умение анализировать ситуации, делать выводы.

• Осознание ребёнком социальной значимости дружбы.  

•  Доброжелательное, уважительное отношение друг к другу;

•  Сформированы понятия и качества - умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

Подготовительный этап (исследования).

                                                                   Дружба – главное чудо всегда.

                                                                   Сто открытий для нас всех таящее,

                                                                   И любая беда – не беда,

                                                                   Если рядом друзья настоящие!

1.Ребята делятся на группы:

1). Исследователи.

2). Художники-оформители.

3).Литературоведы.

4). Писатели и поэты.

5).Фотокорреспонденты.

2.Проведение исследований и обработка данных.

1).  Анкета :«Хороший ли ты друг» .                                                                                                                      1.Есть ли у тебя друг?

Да -

Нет -

2.Можешь ли ты доверить другу тайну?

Да -

Нет -

3.Можно ли назвать твоих родных друзьями?

Да -

Нет -

4.Есть ли у тебя домашние животные?

Да -

Нет -

5.Можешь ли ты назвать их своими друзьями?

Да -

Нет -

6.Если друг попал в беду ты:

Помогу ему -

Попрошу друзей ему помочь -

А мне всё равно -

7.Ты навестишь друга, если он заболел?

Да -

Нет, а зачем -

8 .Поделишься с другом последним куском торта?

Да -

Нет -

9.Если на вас с другом напали, ты :

Убегу! -

Помогу ему -

Позову взрослых -

10. Если пошел дождь, ты дашь другу свой зонт?

Нет -

Да -

11.Если он попросит твою приставку ты :

Дам, конечно -

А, вдруг он её сломает!! -

Нет -

Результаты:

2).Самодиагностика «Хороший ли ты друг?» (тест)

1. Какое качество друзей вам всех милей?

    А) Искренность - 2

    Б) Доброта - 1

    В) Ум  - 0

2. Чем вы всегда готовы поделиться с друзьями?

    А) Своим временем -  2

    Б) Важной для них информацией - 0

    В) Материальными ценностями  -1

3. Как поступить, если у твоего друга неприятности?

    А) Не лезть к нему с советами  - 0

    Б) Надо будет – сам попросит  - 1

    В) Сразу сказать, что он может на меня рассчитывать  - 2

4.Что скажете, если ваш друг случайно разбил ваши любимые часы (вазу)?

    А) Деликатно попрошу его возместить ущерб - 0

    Б) Сделаю вид, что ничего не было - 1

    В) Прощу, но сначала поговорю - 2

5. Ваш друг общается с несимпатичным вам человеком, ваши действия:

    А) Намекну другу на щекотливость ситуации - 1

    Б) А никак! Буду общаться с другом, как прежде! - 2

    В) На время прекращу общаться с другом, пусть он подумает почему  - 0

Результаты:

8 – 10 очков.

Вы действительно, верный друг! Можете быть уверены в том, что в трудной ситуации близкие люди не оставят вас в беде. Как и вы их!

4 – 7 очков.

У вас есть друзья. Но, увы, вы не всегда проявляете к ним должное внимание.

0 -3 очка.

Вы внимательны к себе, а уж потом – к ближнему. А ведь, чтобы стать хорошим другом, надо уметь ставить себя на место друга. И понимать его!

3).Тест «Добрый ли у вас характер».

1. Считаете ли вы, что у многих ваших знакомых плохой характер?

2. Раздражают ли вас повседневные мелкие обязанности?

3. Верите ли вы, что ваши друзья преданы вам?

4. Приятно ли вам, когда незнакомый сверстник говорит вам: «Эй, ты, поди  сюда».

5. Способны ли вы ударить кошку или собаку?

6. Часто ли вы болеете?

7. Часто ли вам хочется поменять парту, за которой вы сидите?

8. Продолжаете ли вы отстаивать свою точку зрения, понимая, что это ошибка?

9. Тяготят ли вас общественные обязанности?

10. Способны ли вы более пяти минут ждать опаздывающего товарища, не проявляя при этом нетерпения?

11. Часто ли вам приходит в голову мысль о вашей невезучести?

12. Сохранили ли вы свои детские  игрушки?

13. Можете ли с улыбкой воспринимать подшучивания друзей?

14. Нравится ли вам бывать в кругу вашей семьи?

15. Злопамятны ли вы?

16. Случается ли вам быть с утра  в плохом настроении?

17. Раздражает ли вас классическая музыка?

18. Раздражает ли вас присутствие в вашем доме чужих людей, находящихся у вас более часа?

Обработка результатов:  

Поставьте себе по одному очку за положительный ответ на вопросы:

3, 9, 10, 13, 14;

по одному очку за каждый отрицательный ответ на вопросы:

1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 15, 16, 17, 18.

Подсчитайте очки.

Свыше 15 очков - у вас покладистый характер и вы преисполнены желательного отношения к людям.

От 8 до 15 очков - вы не лишены недостатков, но с вами ещё можно  ладить.

Ниже 8 очков - вашим друзьям можно посочувствовать.

4). ТЕСТ – самоанализ «Какой я?»

 1) Своими самыми лучшими друзьями ( подругами) ты считаешь тех,

 А. С кем у меня складываются отличные отношения -1

 В. На кого можно всегда положиться в трудной ситуации -0

 С. Кто умеет многого добиваться в жизни -3

 2) Честно говоря, тебе бы очень хотелось , чтобы твои лучшие друзья…

 А. Были классными и интересными личностями -6

 В. Помогали мне, когда я об этом попрошу -2

 С. Никогда не предавали меня в трудную минуту -6

 3) Если тебе предложили выбрать одну из книг для чтения по вечерам, то это была бы книга…

 А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения в жизни -0

 В. Про интересных людей и их приключения  - 3

 С. Детектив или фантастика -3

 4) На перемене одноклассники начинают спорить и, кажется, вот-вот поссорятся. Как ты себя при этом поведешь?

 А. Попытаюсь их утихомирить…- 6

 В. Отойду в сторону- это не мои проблемы! - 3

 С. Разберусь- кто прав, а кто виноват- и выскажу свое мнение -0

 5) Согласишься ли ты с утверждением, что большинство людей были бы гораздо счастливее , если бы больше доверяли друг другу?

 А. Думаю, что да - 4

 В. Я не уверен(а) - 0

 С. По-моему, счастье не в этом -6

 6) Как ты считаешь, у тебя есть качества , которыми ты гордишься, но которые так и не оценили твои друзья?

 А. Сомневаюсь - 3

 В. Мне такая мысль никогда не приходила в голову… - 5

 С. Однозначно да - 6

 7) Ты знаешь, что у друга ( подруги ) случилась неприятность, и он(а) скорее всего позвонит и попросит тебя помочь. Ты…

 А. Не стану дожидаться и позвоню сам(а) - 3

 В. Посочувствую по телефону -0

 С. Попрошу родителей сказать, что меня нет дома -6

 ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА.

0-20 баллов:

   Наверное, тебе вряд ли удалось бы толком ответить , а зачем вообще друзья. Тебе, в сущности , и без них неплохо… Что хочешь, то и делаешь, опять же – никаких обязательств перед человеком, с которым дружишь…

Задумайся: а тебе никогда не бывает одиноко в глубине души? Все-таки в одиночку трудно прожить на свете.

   21-33 балла:

   Ты личность, с которой интересно и приятно общаться. О том, чтобы заполучить тебя в число лучших друзей, мечтают многие. К тому же у тебя есть замечательное качество- надежность: ты никогда не подведешь в трудную минуту. Словом, ты действительно умеешь дружить , и твоим близким людям можно просто позавидовать.

 34-48 баллов:

   Для тебя дружба- это все или почти все. Ты изводишься ( и изводишь других), когда тебе подолгу приходится не видеться с человеком , которого считаешь другом или подругой. Ради этого человека ты готов(а) даже отодвинуть свои интересы в сторону , но при этом требуешь того же взамен. Наверное, это идеалистический взгляд на дружбу. Попытайся спуститься с небес на землю!

Результаты анкетирования.

Результаты анкетирования показали, что ребята хорошие друзья, они умеют дружить, готовы всегда прийти на выручки другим, пожертвовать чем-то ради друга, у детей покладистый характер и хорошо относятся к окружающим. Ребята самокритично подошли к оценки себя, как друга. Выяснилось, что они личности с которыми интересно общаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "В дружбе наша сила"

В ходе беседы раскрываются понятия "дружба", "единение", "терпимость", "общечеловеческие ценности". Классный час способствует воспитанию взаимопонимания между людьми разных национальностей ....

Классный час "В дружбе - наша сила!"

К данному внеклассному мероприятию материал подобран с учётом возрастных и индивидуальных особенностей класса. Охвачены все учащиеся: разучены стихотворения, подобраны пословицы и поговорки о дружбе, ...

В дружбе - наша сила!

Данный классный час можно использовать в воспитательной работе с детьми. В занятии представлено поэтапное строение дома Дружбы. ...

Классный час по теме "В дружбе наша сила !"

Цель: раскрыть сущность понятия «дружба»,  показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими.Форма р...

В дружбе наша сила

презентация...

Конспект открытого классного часа на тему "В дружбе - наша сила".

Предлагаю вашему вниманию конспект классного часа  "В дружбе - наша сила"....

Развивающее занятие "В дружбе наша сила!" (ФГОС)

Цель занятия: способствовать углубленному осмыслению понятия “дружба”, “друг, осознанию своих обязанностей перед друзьями; формировать у учащихся дружеские отношения друг к другу....