Охранная грамота детства
классный час (2 класс) по теме

Пашковская Людмила Ивановна

Классный час во 2 классе, где дети в увлекательной форме знакомятся с правами ребёнка ребёнка, организациями. которые их охраняют, собязанностями. вконце занятия в игровой форме подводится итог работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Классный час во 2 классе25.39 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 44                                                                города Кропоткин                                                                          МО Кавказский район                                                   Краснодарского края

Классный час во 2 «А» классе

«ОХРАННАЯ ГРАМОТА ДЕТСТВА»

Учитель: Пашковская Л. И.

Тема: «Охранная грамота детства».

Цель: познакомить с основными правами ребёнка и научить применять их в жизни; дать разъяснение понятиям «права» и «обязанности», показать единство  прав и обязанностей; пока- зать необходимость формирования определённых правил жизни в обществе, взаимосвязь прав личности с правами других лю- дей; познакомить с основными документами и организациями, защищающими права детей;

Развивать умение защищать свои права; аргументировано вы- сказывать свою точку зрения; активизировать познавательную деятельность.

 Воспитывать умение понимать других людей, чувство уваже- ния к их правам;

Оборудование: карточки по количеству учащихся, где перечис- лены основные права ребёнка; таблицы с перечислением орга- низаций и документов по защите прав ребёнка; календарь пра- вовых дат; выставка книг художественной литературы.

Ход  мероприятия:

1.Сообщение темы классного часа (3 ученика читают стихотворение):

Очень много стран на свете, это знает каждый.                                                           Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,                                               Главных много – выбирайте: там – король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,                                                                            Но главней, нужней, важней для страны -  ребёнок!                                                             Кем он станет завтра, маленький и нежный?                                                                            Всей Земле права его – право на надежду.

- Как вы понимаете последние слова?

- Сегодня наш классный час мы посвятим теме «Права ребёнка». Вы узнаете, какие права имеют  дети, кто и как может защитить эти права, почему и от чего надо защищать детей.

2.Основная часть.

а). Знакомство с понятием право.                                                                                          – Что же такое право?(выслушиваются ответы детей)                                                          - Вот какое определение даёт нам словарь (вывешивается таблица)  «Право – это система правил (норм) поведения, регулирующих отношения людей в обществе, установленные и охраняемые государством».                                                                             Слово «право» имеет общий корень с такими словами, как «правило», «правда», «справедливость». Значит, можно сказать, что право – это что-то справедливое, правильное, правдивое.                                                                                                                – Зачем человеку вообще знать какие-то права? (Чтобы человек знал, на что он может рассчитывать в жизни)

б). Решение логической задачи.                                                                                                   – Сейчас я вам предлагаю решить одну логическую задачу. У человека есть права. Ребёнок – человек. Значит, у ребёнка… Правильно, тоже есть права. Но ре- бёнок, в отличие от взрослого, отличается меньшими возможностями защищать самого себя, поэтому он нуждается в особой правовой защите.

в). Знакомство с основными законами и документами.                                                         – Скажите, кто прежде всего проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создаёт все условия для вашего развития, защищает ваши интере-сы? (Семья, родители)                                                                                                                  Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной свое задачей считают защиту детей.                                  – Возникает вопрос: а от чего же и от кого надо защищать детей?(высказывания учащихся)                                                                                                                                -Да, ребята, как ни горько это признавать, но в мире ещё существует торговля детьми; миллионы детей покинуты родителями и существуют лишь за счёт изну- рительной работы, воровства и нищенствования; миллионы детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу; ежегодно 3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые можно лечить;                                                                      – Ещё есть особые жизненные ситуации, когда ребёнок оказывается в тяжёлом по- ложении и требует особого внимания от государства. Давайте попытаемся вместе назвать такие ситуации:                                                                                                                    * дети, оставшиеся без попечения родителей;                                                                                * дети-инвалиды;                                                                                                                                                             * безнадзорные и бездомные дети;                                                                                                                                                             * дети-жертвы вооружённых конфликтов, экологических катастроф, стихийных бедствий;                                                                                                                              Самой авторитетной международной организацией по борьбе за права человека является ООН.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Основными международными  документами, в которых записаны права ребёнка, являются: Декларация прав ребёнка, Конвенция о правах ребёнка. В этих до- кументах оговорены права ребёнка и возложены обязанности на государства забо- титься о детях.

г). Знакомство с правами детей.                                                                                                    –  Давайте познакомимся с некоторыми правами, которыми обладает каждый из вас. (Каждому учащемуся выдаётся карточка с перечисленными правами ребён-ка. В ходе беседы с учащимися учитель выясняет, как они понимают каждое пра-во.)                                                                                                                                           Право на жизнь.(Учитель говорит об обычаях Древней Спарты: ребёнка, родив-шегося слабым, сбрасывалисо скалы в пропасть; в Париже в старину детей, кото- рые были в тягость родителям, отдавали нищим.)                                                                                                             Право на имя при рождении.                                                                                            Право на медицинскую помощь.                                                                                        Право на образование.                                                                                                       Право на отдых и досуг.                                                                                                              Право на заботу и воспитание родителями.                                                                    Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.                    Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.                          Право на неприкосновенность жилища.                                                                           Право свободно выражать свои взгляды.                                                                            

д). Знакомство с законом «О мерах по профилактике безнадзорности и право- нарушений несовершеннолетними в Краснодарском крае».                                             Мы живём с вами в России, и у нас основные права человека, в том числе и ребён- ка записаны в основном законе: Конституции РФ. Кроме Конституции есть дру- гие законы, где закреплены права ребёнка: Федеральный закон «Об образовании»,  Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ». А в Краснодарском крае, т. е. у нас, 28 июля принят местный закон «О мерах по профилактике безнадзорнос- ти и правонарушений несовершеннолетними в Краснодарском крае».                     Этот закон выделяет три возрастные группы детей, которые не должны быть без присмотра родителей или других родственников (вывешивается таблица):                      * дети до 7 лет -  круглосуточно;                                                                                                  * дети то 7 до 14 лет – с 21 часа до 6 часов;                                                                                * дети с 14 лет до 18 лет – с 22 часов до 6 часов.                                                             Закон запрещает:                                                                                                                                    * пребывание детей в ночное время в общественных местах без сопровождения взрослых;                                                                                                                                     * нахождение детей, обучающихся в ОУ, в учебное время вне ОУ;                                                       * употребление детьми наркотических средств, алкогольной продукции, пива, курение  табака;                                                                                                                                  * совершать детям правонарушения и антиобщественные действия.                                  - Как вы считаете, нужен ли нам такой Закон?

3. Игра «Права литературных героев».                                                                              

У доски выставка книг: Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», Ш. Перро «Золушка», Г. Х. Андерсен «Снежная королева», русская народная сказка «Лиса и заяц», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», А. Толстой «Золотой ключик, или приключе-  ния Буратино». Учитель говорит о нарушенном праве, а учащиеся называют героя, чьи права нарушены.                                                                                                       – В какой сказке нарушено право на жизнь, свободу и личную неприкосновен-ность ?                                                                                                                                      -У  кого из героев отняли право на отдых?                                                                          – В какой сказке нарушено право ребёнка жить со своими родителями?                          - У кого из героев нарушено право на неприкосновенность жилища?                                              - В какой сказке нарушено право владеть своим имуществом?

4. Беседа об обязанностях.

- Мы с вами много говорим о правах человека. А бесконечны ли эти права или существуют какие-то ограничения?                                                                                         - Почему  полной свободы человека в обществе быть не может?                                               - Вы должны знать и помнить, то при осуществлении своих прав вы не должны нарушать права других людей. Поэтому помимо прав у каждого человека  есть ещё и обязанности. Обязанности – это действия, возложенные на человека, ко- торые он должен выполнять. Основные обязанности каждого человека также за-креплены Конституцией РФ.Вот некоторые из них:                                                                                     * соблюдать законы государства;                                                                                           *защищать Отечество;                                                                                                                * сохранять природу;                                                                                                                   * заботиться о детях и нетрудоспособных родителях;                                                           * беречь памятники культуры.                                                                                        У каждого человека есть множество обязанностей  дома, на работе, во время от- дыха и. д. Назовите обязанности учеников.

5. Подведение итогов.                                                                                                      Наша  беседа подходит к концу. Давайте подведём итоги:                                                                                                            – О чем мы говорили с вами на нашем классном часе?                                                    - Какие права имеют дети?                                                                                                               - Почему иногда дети нуждаются в защите своих прав?                                                              - Кто в первую очередь должен защищать права ребёнка?                                              - Какие организации, помимо родителей могут защитить права детей?                                - Какие документы о правах детей вы запомнили?                                                              - Что надо знать и помнить при осуществлении своих прав?                                                  - Почему нельзя давать прозвища, клички товарищам?                                                       - Почему нельзя в школе, на улице, дома разрешать свои конфликты кулаками?       - Как же можно разрешить свои конфликты? (Вывешивается таблица: Взаимопонимание,уважение прав друг друга – единственный способ решения конфликтов)                                                                                                                              - Ребята, вам очень повезло: вы родились, вы живёте на нашей планете, поэтому вы должны прожить свою жизнь достойно, с пользой, с интересом. (Дети читают стих.)

Жизнь – это шанс, не упусти его.                                                                                               Жизнь – это долг, исполни его.                                                                                          Жизнь – это дом, построй его.                                                                                                   Жизнь – это мечта, осуществи её.                                                                                                  Жизнь – это тайна, разгадай её.                                                                                     Жизнь – это красота, удивляйся ей.                                                                                      

И всегда помните, что рядом с вами взрослые, Закон, которые могут вас защитить. Знакомство с календарём правовых дат:

2001 – 2010 г. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей.

1 июня – Международный день защиты детей.

4 июня – Международный день детей – жертв агрессии.

20 ноября –Всемирный день прав ребёнка.

10 декабря – День прав человека.

12 декабря – День Конституции РФ.

6. Рефлексия.

*Мне было интересно …                                                                                                        * До этого я не знал…                                                                                                                 * В дальнейшем я буду…

                                                                                                                     

                                         

 

Используемая литература:

1. Сборник «Классные часы», 2 класс. Автор-составитель Т. Н. Максимова. Москва, «ВАКО», 2008 г.

2. Сборник «Классные часы», 2 класс. Составитель Г. П. Попова.  Волгоград, «Учитель», 2006 г.

3. Закон Краснодарского края «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае».

4. Материалы из Интернета на тему«Права ребёнка».

Анализ проведённого мероприятия.

         13.04.10 г. во 2 «А» классе был проведён классный час по теме «Охранная грамота детства». Целью данного мероприятия являлось уточнить знания                учащихся о понятиях «право» и «обязанность»; познакомить с основными правами ребёнка; организациями и документами, стоящими на защите прав детства. Подчеркнуть существование подобного документа в нашем крае.                                

          Во время занятия ребята с интересом слушали информацию учителя,                 активно  участвовали в беседе и обсуждении, с удовольствием играли. Заранее подготовленные учащиеся читали стихи.

          Подведение итогов показало, что ребята узнали полезную для себя               информацию о праве защищать свои права; пришли к выводу, что права человека не могут быть безграничными; что для разрешения любых конфликтов необходимо взаимопонимание и уважение прав других людей.

        Разработка данного мероприятия отправлена в МУ ОМЦ Кавказского района.

                                                     

Зам. директора по УВР: _______/ Кравченко Н.Н. /

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Люби и охраняй природу" "Люби и охраняй природу"

Мероприятие по окружающему миру в 3 классе позволяет развивать познавательные способности ребят, мышление и сообразительность, формировать умения наблюдать и помогать животным и растениям, эколо...

Охранять природу - значит охранять Родину.

Внеклассное  мероприятие,  посвященное  охране  природы....

Охранять природу - значит охранять родину.

    В  данной  работе  рассказывается  в  стихотворной  форме  о  необходимости  охранять  лесные  насаждения  и  тех ...

Охранять природу-значит охранять Родину!

Материал для проведения досугового мероприятия с учащимися начальных классов во второй половине дня, призванный формировать у детей качества рачительных хозяев, пробуждать добрые, светлые чувства прек...

Внеклассное мероприятие по экологии "Охранять природу-значит охранять Родину!"

Данное мероприятие поможет углубить экологические знания, развить внимание, память, воспитать гуманное отношение к природе, чувство ответсвенногсти за все живое на земле....

Урок «Охранять природу – значит охранять Родину»

Урок по окружающему миру«Охранять природу – значит охранять Родину»...

Презентация «Охранять природу – значит охранять Родину»

Презентация к уроку по окружающему миру«Охранять природу – значит охранять Родину»...