Наш дом - Земля.
классный час (2 класс) на тему

Кравчук Виктория Александровна

формирование экологической культуры маленького гражданина России, первоначальное ознакомление с понятием «экология», «эколог»; усвоить, что экология – это наука, которая учит нас бережноотноситься к окружающему миру, к Земле. Формирование у младших школьников надежных основ ответственного отношения к природе. Создать условия для размышления детей о ценности всего живого, о необходимости заботиться о живых существах, охранять их. Развивать познавательный интерес и умение наблюдать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_dom-zemlya.docx43.02 КБ

Предварительный просмотр:

Наш дом - Земля.

Цель: формирование экологической культуры маленького гражданина России, первоначальное ознакомление с понятием «экология», «эколог»; усвоить, что экология – это наука, которая учит нас бережноотноситься к окружающему миру, к Земле. Формирование у младших школьников надежных основ ответственного отношения к природе. Создать условия для размышления детей о ценности всего живого, о необходимости заботиться о живых существах, охранять их. Развивать познавательный интерес и умение наблюдать.

Ход занятия:

1. Орг. момент. Упражнение «Смешное приветствие»

2. Актуализация опорных знаний.

Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.

Что испытали вы слушая мои слова приветствия?

Вижу у вас хорошее настроение. Давайте пойдем в гости к природе, ведь "всё красивое в мире от природы, а доброе от человека" ( на доске плакат).

Как вы понимаете эти слова? ( в природе все красивое - и бабочка, и цветок, и жучок, и маленький муравей, но человек должен заботиться о природе, беречь её).

Прослушайте стихотворение М. Дудина и подумайте, о чем пойдет речь на этом уроке. 

Берегите Землю.

Берегите жаворонка в голубом небе,

Бабочку на листьях повелики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!

3. Познавательная беседа.

Ребята, послушайте я прочту обращение писателя М. М. Пришвина к вам, к школьникам.

"Дорогие ребята! Мы хозяева нашей природы, она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, горах, степях живут разные красивые животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу, значит охранять Родину".

И действительно, природа прекрасна в любое время года.

В апреля люди всех стран отмечают прекрасный праздник – «День Земли». Мы уже много знаем с Вами о том, что природу надо беречь. Очень часто слышим слово «экология». И сегодня мы попытаемся уяснить, что вмещает в себя это слово.

  • Как вы понимаете слово «экология»

Экология – это наука. Она учит нас бережно относится к окружающему миру, к Земле.

А что это за слово «Земля»? (многозначное)

Земля – это наш Зеленый дом, в котором мы живем. Скоро летние каникулы и мы пойдем в поход. Для этого мы должны знать правила поведения в нашем «Зеленом доме».

Чтобы река и ручьи не мутнели

Рыбы резвились и птицы бы пели

Зелень от солнца в жару бы спасала

Каждому правила знать не мешало.

  • Итак, давайте представим что мы собираемся в поход.
  • Мы в лесу. Закройте глазки: какая красота, чистый воздух – вдохните поглубже. Шелест листвы, тишина леса….
  • Что это мы слышим? (голоса птиц)

А какое у вас, ребята любимое время года? Почему?

Вывод: Природа - это наше богатство, которое мы должны беречь и охранять. Нельзя наносить вред природе. Надо её любить и внимательно, бережно относиться к ней.

Ребята, а как человек может помочь природе? (На доске плакат).

Для того чтобы природа была здоровая и красивая, человек должен:

  1. Не засорять воздух и воду вредными веществами, предотвращать выбросы машинами в атмосферу вредных примесей.
  2. Находясь в лесу, внимательно относись к окружающей природе: не рви зря больших букетов, не вытаптывай растения, не ломай ветки, осторожно и аккуратно собирай грибы и ягоды в лесу.
  3. Почти все пожары возникают от неосторожности обращения человека с огнём. В этом повинны отдыхающие туристы, рыболовы, охотники. Каждая зажженная спичка должна быть вовремя погашена. В пламени разыгравшегося пожара погибают птицы, звери, рыбы, в реках. Гари (выгоревшие места) бедны животными и долгие годы представляют собой пустыню.
  4. Особенно важную роль в охране природы играют заповедники, заказники, ботанические сады. Их особое преимущество заключается в том, что они позволяют сохранять редкие виды растений и животных в их естественной обстановке и при этом на достаточно большой площади.
  5. Важную роль в сохранении исчезающих видов растений и животных играет "Красная книга", в которую занесены названия растений и животных, над которыми нависла реальная угроза полного уничтожения.

Здравствуй, дремучий лес!

Полон сказок и чудес.
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь мы свои!

Ребята, а как правильно надо вести себя в лесу? (Не кричите в лесу, не рвите цветы, не ломайте ветки, не пугайте лесных жителей. И тогда лес откроет вам свои тайны).

Ребята, вы видите голодных птиц в зимнюю стужу, сломанную веточку, какие у вас возникают чувства? (Их всех жаль и хочется помочь.)

Вы пришли в лес, как красиво кругом, смогли бы вы нанести вред? (Нет)

Что бы вы сделали? (Сфотографировал, нарисовал, наблюдал, просто любовался.)

Да, очень понравились ваши ответы, нужно быть внимательным и добрым ко всему, что растет и кто живёт в лесу. Ведь природа дарит нам красоту, а мы должны заботиться о ней, ведь мы единое целое и друг без друга не сможем.

Об этом говорится и в стихотворении Б. Заходера "Про всё на свете"

Все, все на свете нужны

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудовищ нелепых

И даже без хищников злых и свирепых.

Нужны все на свете, нужны все подряд,

Кто делает мёд, и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки.

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то не очень дружны,

Мы всё-таки очень друг другу нужны.

Любовь к природе, забота о ней делает человека добрее. Значит природа - это источник доброты.

Давайте пройдёмся медленно по лесу
И здравствуй скажем каждому цветку.
Должны мы над цветками наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать.
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

Только доброта и добрые поступки делают всех людей на Земле красивыми. И природа в ответ на вашу доброту подарит вам свою доброту. В лесу. В. Ванюшин

Небо где-то далеко

Заблудилось меж вершин.

Заплутался я в лесу.

Я один, совсем один.

Сколько мне ещё бродить

И пугаться, и дрожать,

Или влево мне идти,

Или вправо мне бежать.

Вот споткнулся на бегу

И невольно крикнул: "Ой!"

Тут, представьте, лес спросил:

"Что случилось? Что с тобой?"

Сразу стало легче мне,

Сразу стало веселей

Лесу крикнул я: "Привет!"

Он в ответ: "Привет! Эгей!"

Не пугайся я с тобой.

Видишь, ягода - твоя.

Видишь, гриб - он тоже твой!

Там зайчишка пробежал

Тут комарик зажужжал.

Улыбайся побыстрей,

Сразу станет все добрей!"

- От его хороших слов 

Посветлело все вокруг

И чего бояться мне,

Если лес мой верный друг.

Природа дарит нам свою красоту и доброту.

У ней для всех хватает доброты.

Запечатлев навеки

В душе её прекрасные черты – 

Поля, луга, леса, моря и реки.

4. Заключительная беседа.

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм - 
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Как же мы с вами должны относиться к природе?

Я очень рада, что в вашем маленьком сердечке зажглись лучики тепла, доброты, я надеюсь, что ваши поступки будут всегда хорошими, а сердце добрым и чутким. Ведь добрый человек - тот, кто любит людей и помогает им любить природу и сохранять её.

Ведь дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

А какие пожелания у вас?

Хочу, чтоб в мире было много света.
Хочу, чтоб в мире было много лета,
В котором солнце, птичьи голоса
И на траве зелёная роса.
Хочу, чтоб в мире было меньше плача,
А больше смеха, радости, удачи.
Улыбок детских, как цветенье, зыбких,
Цветов, сравнимых с детскою улыбкой

«НЕ ГУБИТЕ ЗРЯ НИ РАСТЕНИЯ, НИ ЖИВОТНЫХ. ПОМОГИТЕ ИМ РАСТИ И ЖИТЬ.» (на доске)

  • Согласны ли вы с этим призывом? К чему он обязывает всех?
  1. Рефлексия. Упражнение «Спасибо за прекрасный день!»
  • О чем же заботится наука ЭКОЛОГИЯ? (бережное отношение к природе)
  • как мы можем помочь нашей природе?...  (Все это и есть экология) 

Берегите эти земли, эти воды

Даже малую былиночку любя

Берегите всех зверей внутри природы

Убивайте лишь зверей внутри себя.

(бездушное отношение к природе)

  • Как понимаете последние строки?

НЕ ГУБИТЕ ЗРЯ НИ РАСТЕНИЯ, НИ ЖИВОТНЫХ. ПОМОГИТЕ ИМ РАСТИ И ЖИТЬ.

НАШ ДОМ-ЗЕМЛЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Земля отцов - моя земля!

Урок, посвященный дню образования Краснодарского края. Проведен в форме урока - путешествия с использованием   буклета - путеводителя....

Земля. Модель Земли

Данный урок разработан согласно УМК "Перспективная начальная школа"....

Урок-семинар «Солнце — звезда, источник света и тепла на Земле. Луна — спутник Земли. Планеты земной группы».

   Урок помогает формировать у учащихся общие представления о солнечной системе, продолжать выработку целостных взглядов о небесных телах и космическом пространстве, выработ...

Урок знаний "Земля отцов - моя земля"

Первый урок знаний для первоклассников создает  праздничное начало учебной деятельности, задает необходимый эмоциональный настрой. Цель данного урока -  пробудить интерес к школе, воспитать ...

Урок кубановедения "Земля отцов - моя земля"

Форма работы - час общения, проектная деятельность. Дети работают в группах, узнают, обобщают знания о знаменитых людях станицы. Есть презентация....

Классный час "Земля отцов - моя земля"

разработка классого часа посвящена празднованию 74 летия Краснодарского края....

Разработка классного часа "Земля отцов - моя земля!"

Огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты. Одна из важнейших в их ряду – День образования Краснодарского края. Классный час «Земля отцов – моя земля!» ...