Работа образовательной организации по программе "Школа для семьи".
методическая разработка по теме
Представление модели взаимодействия школы с семьёй обучающихся на заседании координационного совета по вопросам воспитания и дополнительного образования обучающихся ОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_koordinatsionnom_sovete_-_1.docx | 21.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Малоатлымская СОШ» 12.02.2015 г.
Заседание координационного совета по вопросам воспитания и дополнительного образования обучающихся ОО.
Греку Светлана Викторовна
Работа образовательной организации по программе «Школа для семьи»
Представление модели взаимодействия школы с семьёй обучающихся.
Цель: распространение опыта работы образовательной организации с семьями обучающихся.
Вступительное слово.
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию опыт работы МКОУ «Малоатлымская СОШ» по программе «Школа для семьи».
Семья – это определённый морально-психологический климат, это «школа» отношения с людьми. Именно в этой «школе» складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье ребёнок переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…
А что же делать, если в семье наблюдается:
- бездуховность родителей;
-авторитарность или попустительство (безнаказанность, вседозволенность, наличие аморального стиля);
- фанатизм в любых его проявлениях (религиозный, политический, страсть к накопительству денег, вещей и другое);
- безграмотность родителей в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость, физические наказания, причинение детям тяжёлых нравственных страданий)?
Многолетний педагогический опыт работы позволил разработать и реализовать эффективную программу «Школа для семьи» для того, чтобы:
- сформировать психолого-педагогическую культуру родителей, усилить их воспитательный потенциал;
- повысить динамику активности родителей и их вовлечённость в воспитательно-образовательный процесс школы;
- приобщить родителей к реальной практической жизнедеятельности детей в школе.
Центральное место в данной программе отводится модели взаимодействия школы и семьи. Приложение 1.
(По мнению ведущего научного сотрудника лаборатории методологии и новых образовательных технологий Красноярского краевого института повышения квалификации, кандидата педагогических наук, доцента Владимира Борисовича Лебединцева, «разработка и внедрение организационно-педагогических моделей учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих достижение планируемых результатов образования в соответствии с ФГОС является решением проблем малокомплектных школ при реализации ФГОС»)
Отличительная особенность данной модели состоит в том, что мы работаем и повышаем культуру семейного воспитания не только родителей, но также и детей, воспитывая их, как будущих родителей, воздействуем на родителей через детей.
Проблема малокомплектных школ состоит в том, что мы живём в малонаселенных пунктах, в которых практически отсутствует культурная среда, а основным социокультурным центром является образовательное учреждение.
Сейчас в нашу школу приходят уже дети выпускников, и мы зачастую видим, что у них развито только потребительское отношение к миру. В силу каких-то необъяснимых причин, для родителей важно материальное благополучие семьи, а о духовном они, к сожалению, не задумываются. Вследствие чего, в семьях как первоисточнике формирования личности ребёнка не прививается культура труда, культура общения. Уже в начальной школе родители говорят о том, что не знают, что делать с ребёнком, а порой с криком души просят помощи. Поэтому назрела необходимость поиска эффективных мер по обеспечению повышения педагогической грамотности родителей.
Для нас, педагогов, важно раскрыть функции и духовный потенциал семьи. То, что ребёнок видит в своей семье, став взрослым, он обязательно воспроизведёт и в своей семье.
Начали мы работу по воспитанию семейной культуры с внеурочной деятельности. Сегодня мне представилась возможность познакомить вас обзорно с различными формами мероприятий, которые помогают нам воспитать культурного семьянина: лектории, родительские игры, диспуты, конференции, акции, КТД и т.д.
Основная часть мероприятий проводится вместе с детьми, так как совместная деятельность обеспечивает познание друг друга. В спортивных соревнованиях бегаем, прыгаем вместе с мамой и папой, бабушками и дедушками, готовимся к конкурсам: мастерим поделки, беседуем о духовном за чашечкой чая. Дети демонстрируют свои таланты на сцене, родители любуются и гордятся ими.
(Особенно родителям и детям нравятся мероприятия, которые проводятся в форме семейного кафе, где есть возможность вспомнить свое детство, юность, рассказать смешную или поучительную историю. На первое такое мероприятие пришли только мамы, а на последующие уже приходили и бабушки и дедушки, и просто жители села.)
Мы считаем, что данные мероприятия необходимо проводить как можно чаще, хотя бы одно в неделю. И не обязательно, чтобы оно было общешкольным. Кто-то из вас, возможно, сейчас подумал: «Итак времени не хватает». Но это полностью окупится осознанием сформированности у детей творческих и интеллектуальных умений, носящих обобщённый характер, что свидетельствует об успешной работе в рамках программы.
Проблема малокомплектных школ состоит в том, что в штатном расписании отсутствуют ставки педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-организаторов. Вся работа ложится на плечи классных руководителей. Поэтому для продуктивной работы мы решили распределить между всеми классными руководителями ответственность за организацию и
проведение общешкольных мероприятий. Педагоги выбирают то направление, которое им по душе и лучше получается. В течение учебного
года каждый проводит два открытых мероприятия, с последующим анализом, помогающим выявить сильные и слабые стороны, дающим возможность спрогнозировать и откорректировать последующую работу.
Проблему проведения общешкольных родительских собраний разрешили следующим способом: второй год практикуем проведение общешкольных родительских собраний методическими объединениями в рамках предметных недель. Вследствие чего ежегодно проходят четыре собрания. Для более эффективной работы используются различные формы: круглые столы, оргдеятельностные игры, «дебаты» и диспуты, родительские ринги и т.д. Формы проведения подсказывают темы и события.
(Хотя родители и не очень то любят такого рода мероприятия, но уже попривыкли, возросла посещаемость и активность)
Просвещение родителей осуществляем через распространение информационных брошюр, отражающих важные аспекты воспитания.
(Если родители не пришли на родительское собрание, то готовится информационное письмо с кратким содержанием собрания и через детей это информационное письмо передаётся родителям)
А также важным в культуре семейного воспитания является и тесное общение с семьёй, которое может быть осуществлено лишь при посещении семьи. В домашних беседах родители более раскрепощены, чувствуют себя увереннее, и их высказывания более откровенны, нежели если бы это общение состоялось в школе.
В нашей работе с детьми особое внимание уделяем организационно-деятельностным играм, в ходе которых мы формируем «Бюджет молодой семьи», «Строим дом», т.е. изучаем этику и психологию семейной жизни.
Созданная модель настолько универсальна, что позволяет включать в себя новые направления и формы работы. Уже начата разработка программы внеурочной деятельности с обучающимися по формированию семейной культуры как залог успешного будущего.
Практика показала позитивные изменения в воспитательном процессе путём реализации программы «Школа для семьи»:
- процент участия семей в школьных проектах стабилен и составляет 31 % (приложение 2);
- процент посещаемости родительских собраний возрос на 2 %(причем, отсутствие - только по уважительной причине) (приложение 3);
- участие родителей как в общешкольных, так и в классных КТД возросло на 14 %(приложение 4);
- повысилась удовлетворённость родителей организацией воспитательной работы на 3% (приложение 5);
- диагностика эффективности взаимодействия семьи и школы подтвердила правильность выбранных направлений (приложение 6,7) .
В своей работе мы не используем методы наказания, принуждения, а стараемся в доброжелательной форме донести всю важность их отношения к детям, их роли в становлении личности ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование планирования как фактор повышения эффективности управления системой методической работы образовательной организации в условиях реализации ФГОС
Актуальность исследования определяется тем, что в условиях модернизации образования важной задачей методической службы образовательной организации становится обеспечение реализации новых п...
Участие в проектировании и реализации инициатив, связанных с эффективностью работы образовательной организации.
Предоставлены материалы участия учителя начальных классов Демидовой О.Н. в пректировании и реализации инициатив различного уровня...
"Проектная деятельность в системе воспитательной работы образовательной организации при работе с родителями"
Взаимодействие семьи и образовательного учреждения, педагога и родителя.Я искренно рада поделиться с мыслями о самых важных, волнующих проблемах нашего времени, связанных с воспитанием подрастающего п...
Статья "НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ"
Современное общество нуждается в талантливых, инициативных, грамотных, одаренных людях, способных конструктивно решать сложные экономические и социальные задачи, обеспечить прогрессивное ...
Индивидуальный образовательный проект для для реализации инициатив, связанных с эффективностью работы образовательной организации
Индивидуальный образовательный проект для для реализации инициатив, связанных с эффективностью работы образовательной организации...
статья НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Статья посвящена актуальной проблеме современного образования детей школьного возраста, у которых не сформирован интерес к учебной деятельности. Решить эту проблему можно используя элемент...