статья НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
статья
Статья посвящена актуальной проблеме современного образования детей школьного возраста, у которых не сформирован интерес к учебной деятельности. Решить эту проблему можно используя элементы программированного обучения. Которые позволяют формировать у обучающихся навыки самостоятельной работы, навыки самоконтроля, формировать умение находить необходимую информацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_elementov_programmirovannogo_obucheniya_na_urokah.docx | 24.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование элементов программированного обучения на уроках
С.В. Шаталова,
учитель начальных классов
МБОУ «Томаровская средняя общеобразовательная школа,
имени Героя Советского Союза Шевченко А.И.
Яковлевского городского округа»,
Яковлевский городской округ,
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме современного образования детей школьного возраста, у которых не сформирован интерес к учебной деятельности. Решить эту проблему можно используя элементы программированного обучения. Которые позволяют формировать у обучающихся навыки самостоятельной работы, навыки самоконтроля, формировать умение находить необходимую информацию.
Идеальное управление – когда управления нет,
а его функции выполняются.
Каждый знает, что ему делать.
И каждый делает, потому что
хочет этого сам.
Как воспитать ученика, который хочет и умеет учится? Ответ на этот непростой вопрос волнует многих педагогов, его ищет каждое поколение учителей, соотнося накопленный педагогической наукой опыт с новыми условиями жизни общества.
Наблюдая за учениками, можно отметить, как он развивается в условиях колоссального роста объема разнообразной информации во всех областях знаний. Одним из важных показателей учебного процесса становится мотивационная и операционная готовность учащихся к проявлению познавательной самостоятельности в учебной деятельности.
Известно: если ученик не владеет навыками познавательных операций настолько, что способен применять их по собственному желанию (и не только на уроке), то проявление познавательно инициативы, а значит, и качественного познавательного процесса не будет. Таким образом, без способов деятельности нет результата; нет результата – умирает интерес, а с ним – мотив. Круг замкнулся.
Из вышесказанного следует: важно сформировать у учеников интереса не только к внешне привлекательным атрибутам пребывания в школе, не только к содержанию учебной информации, но и к способам добывания знаний.
Программированное обучение позволяет ребенку в индивидуальной форме, в темпе, который для его познавательных сил наиболее благоприятен, закрепить интерес к деятельности, отработать навыки, позволит самостоятельно добыть знания. Материал, предлагаемый ребенку, разбит на маленькие дозы, выполняя которые ребенок заранее уверен в положительном результате своей деятельности.
Программированное обучение это ориентировочное и исполнительское действие. Согласно высказываниям Н.Ф. Талызиной, «любое действие человека представляет собой своеобразную микросистему управления, включающую «управляющий орган» (ориентировочная часть действия), исполнительный, «рабочий орган» (исполнительная часть действия), следящий и сравнивающий механизм (контрольная часть действия)».
Шаговая учебная процедура – это технологический прием, означающий, что учебный материал состоит из отдельных, самостоятельных, но взаимосвязанных, оптимальных по величине порций информации и учебных заданий. Совокупность информации для прямой и обратной связи и правил выполнения познавательных действий образует шаг обучающей деятельности.
Программированное обучение можно использовать на разных уроках, в разных формах организации урока. Рассмотрим использование этой технологии на уроках закрепления ранее изученного материала. Заранее подготовленный материал, который состоит из набора заданий, размещается в зонах: зона шагов, зона контроля, зона «Картотека помощи». Эти задания разбиты по уровню сложности от самого простого уровня, до уровня повышенной сложности, которые представлены в шаговой последовательности. Ребенок за время урока может выполнить четыре шага. Первый шаг, это задания выполнив, которые ребенок получает отметку «3». Второй шаг, это задания выполнив, которые ребенок получает отметку «4». Третий шаг, это задания выполнив, которые ребенок получает отметку «5». Четвертый шаг, это задания повышенной сложности, выполнив которые, ребенок получает дополнительную отметку «5». У этой линии есть разветвления. Выполняя первый или последующие шаги, ребенок самостоятельно проверяет выполнение варианта задания того или иного шага, зона контроля (стол самопроверки), если задание выполнено верно, ребенок переходит к следующему шагу. Но если ребенок допустил ошибку в выполнении задания, следующий этап его работы заключается в обращении к зоне «Картотека помощник». «Картотека помощник» - подобранный материал, где в табличной форме представлены основные правила по русскому языку или математике, знакомый детям, так как уроки закрепления. Вспомнив подзабытое правило или алгоритм работы ребенок возвращается к шагу над которым работал, берет следующий вариант этого шага. Выполняет задание, этап самопроверки, если результат положительный следующий шаг. Если вновь ошибка – ребенок обращается к ребенку «эксперту». Ребенок «эксперт» - это высоко мотивированный ученик, который в процессе обучения показавший высокие результат работы учителю, и стал лучшим в рейтинге детских высказываний «к кому бы ту обратился за помощью». Дети и учитель уверены в том, что ребенок эксперт может объяснить данный вопрос. После консультации с ребенком «экспертом», ученик выполняет следующий вариант данного шага. Следующий этап работу самопроверка, если результат положительный следующий шаг, если вновь ошибка – ребенок обращается за помощью к учителю. Под руководством учителя ребенок выполняет новый вариант этого же шага. Результат достигнут. Используя эту технологию в работе можно наблюдать работу детей, как по линейному программированию, так и по разветвленному. Если ребенок с высокомотивирован и во время изучения темы выполнял, и отрабатывал все учебные моменты, то на уроке закрепления ему не нужно вспоминать правила или алгоритм выполнения задания. В результате он успешно проходит шаг за шагом, не допуская ошибок. Он идет по линейному программированию. К большому сожалению не все дети отрабатывают материал на предыдущих уроках, не выучивают правила или не понимают алгоритм действия, таким детям необходима помощь. Используя разветвленное программированное обучение, ученик получает возможность увидеть ошибки своей работы, найти правильное решение проблемы, и достигнуть результата. Ребенок, выполняя однотипные действия, отрабатывает правила или алгоритм работы. В результате цель достигнута. Ребенок получил положительные эмоции, положительный результат.
Благодаря элементам программированного обучения у ученика формируется внутренняя уверенность в своих силах, он приобретает социальный опыт в комфортных условиях. Центральным звеном формирования умственных действий является его ориентировочная основа, характеризуемая полнотой, обобщенностью и степенью самостоятельного освоения действий. Н.Ф. Талызина отмечала, что программированное обучение это подлинное управление развитием человека. Центральным звеном формирования умственных действий является его ориентировочная основа, характеризуемая полнотой, обобщенностью и степенью самостоятельного освоения действий.
Литература
1. Беспалько, В. П. Программированное обучение. Дидактические основы [Текст] / В. П. Беспалько, Москва: Высшая школа, 1970. – 300 с.
2. Гальперин, П.. Я. Программированное обучение и задачи коренного усовершенствования методов обучения [Текст] / П. Я. Гальперин //К теории программированного обучения. – Москва, 1967.
3. Крэм, Д. Программированное обучение и обучающие машины [Текст] /, Д. Крэм. – Москва: Мир, 1965. – 274 с.
4. Куписевич, Ч. Основы общей дидактики [Текст] / Ч. Куписевич. – Москва.: Высшая школа, 1986.
5. Сысоев, П. В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы [Текст] / П. В. Сысоев// Иностранные языки в школе. – 2012. – № 3. – С. 2– 9.
6. Учитель. Книга о профессоре Израиле Ефремовиче Шварце [Текст] /сост.: Н. Г. Липкина, Л. А. Косолапова, Б. М. Чарный и др. – Пермь: Книжный мир, 2009. – 520 с.
7. Шварц, И. Е. Программированное обучение: Гл. X [Текст] / И. Е. Шварц // Педагогика школы: учеб. пособие. Ч. 1. Общие основы. Дидактика / Перм. гос. пед. ин-т. – Пермь: 1968. – 281 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы работы учителя начальных классов с одаренными детьми по развитию интеллектуальной деятельности
Предлагаемые задания могут быть использованы для развития активного, творческого мышления младших школьников. Главным принципом является применение полученных знаний в новых, нестандартных условиях, п...
работа учителя начальных классов с одаренными детьми
Одаренные дети - наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной проблемой современного образования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптировать...
план самообразования; план работы со слабыми и с одаренными детьми;
Татар теле фәнен авыр үзләштерүче укучылар белән эшләү планы...
План работы учителя начальных классов с одаренными детьми
План составлен на 1 год с обучающимися 1 класса....
Система работы учителя начальных классов с одаренными детьми
Одаренные дети – весьма своеобразная, ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из его важнейших ресурсов. Одаренные дети – культурный и научный потенциал нашего общества. От них зависит, как буд...
План работы учителя начальных классов с одаренными детьми.
Актуальность - необходимость поддержки прав одаренных и талантливых детей на полноценное развитие и реализацию своей одаренности Выявление одаренных и талантливых детей Анализ особых успехов и достиже...
Доклад "Применение новых образовательных технологий при работе со слабо мотивированными и одаренными детьми"
Это тема по самообразованию....