Индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста
методическая разработка (2 класс) на тему

Галимова Назира Фанисовна

Материал к родительскому собранию во 2 классе "Индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnye_osobennosti_detey.docx32.42 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Тема 2. Индивидуальные особенности

        детей младшего школьного возраста

                                                            2 класс

                                                       Подготовила учитель начальных классов

            Галимова Назира Фанисовна

                                                          2013 год

                         Тема 2. Индивидуальные особенности детей

                                 младшего школьного возраста.  (2 класс)

Цель: предложить рекомендации родителям по выявлению и развитию индивидуальных особенностей детей.

В последнее время родители часто задают вопросы: «Нужно ли ребенка нагружать сверх учебной программы и чем?», «Как развивать ребенка, «не перегибая палку»?». Ответить однозначно на эти вопросы нельзя. Смотря, какой ребенок, смотря в какой школе, по какой программе и у какого учителя он учится. Решая вопрос о том, в какие дополнительные занятия включить своего ребенка, родителям следует внимательно, как можно более объективно, как бы со стороны, посмотреть  на него и ответить на несколько вопросов:

  • Как ребенок переносит умственные и физические нагрузки? Какие занятия его утомляют, изматывают, а какие – воодушевляют и придают силы? Первые, если они необходимы, должны иметь минимальный объем, а вторые полезны в любых количествах (если, конечно, не потеснили основные учебные занятия). Дополнительные занятия не должны наносить вред здоровью ребенка.
  • Что его интересует? Что он любит? Хорошо бы найти что-то близкое к его сегодняшним интересам или связать с ними занятия, которые Вам кажутся нужными.
  • Каковы его способности? Можно развивать способности, уже проявившиеся, и на этом пути относительно быстро достичь определенного успеха. Но можно развивать те способности, которые с точки зрения родителей необходимы, но у ребенка отсутствуют хорошие задатки. В последнем случае путь будет более долгим и сложным, а удовлетворяющих успехов в конце его может вообще не быть. Но способности, если ребенок включен в соответствующую деятельность, все равно будут развиваться (особенно, если занятия привлекательны для ребенка, вызывают у него интерес).

Если у младшего школьника с успеваемостью все в порядке, он относительно быстро выполняет домашние задания и у него остается много свободного времени, родителям нужно проследить, чем он его заполняет. Впереди – подростковый возраст, с его особыми интересами и соблазнами. Если ребенок привык к пустому времяпрепровождению, если он не занимается ничем полезным, позже, когда он станет подростком, родители вряд ли смогут  отправить его в секцию, студию или кружок, опасаясь сомнительных компаний. Начинать разумно загружать его свободное время нужно с дошкольного и младшего школьного возрастов.

                       Способности ребёнка, как их распознать?

Младший школьный возраст-период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это - неповторимое своеобразие данного возраста.

  • Так что же такое способности? Способности - это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые содействуют успешному выполнению той или иной деятельности и не сводятся к имеющимся у него знаниям,  умениям и навыкам. Способности, которые проявляются у младших школьников, чаще всего относятся к учениям и к тем видам деятельности,  которыми они занимаются дополнительно (техническое моделирование, музыка, изобразительная деятельность, физическая культура, хореография).

  В психологии принято различать общие и специальные способности. Общие способности, или интеллектуальные, способности проявляются во многих видах деятельности, в том числе и в учении. Специальные способности - это способности в отдельных видах деятельности.

Рекомендации родителям.

Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.

(Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.)

                                         Инструкция для родителей

            На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке — «-»; если нравится — «+»; очень нравится — «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Лист вопросов

Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...»

  1. решать логические задачи и задачи на сообразительность;
  2. читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;
  3. петь, музицировать;
  4. заниматься физкультурой;
  5. играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
  6. читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
  7. делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
  8. играть с техническим конструктором;
  9. изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;
  10. самостоятельно рисовать;
  11. играть в спортивные, подвижные игры;
  12. руководить играми детей;
  13. ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
  14. ходить в магазин за продуктами;
  15. читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;
  16. играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
  17. самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
  18. соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
  19. разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
  20. содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);
  21. убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;
  22. конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
  23. знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
  24. самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;
  25. читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;
  26. объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);
  27. ухаживать за домашними растениями,
  28. помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);
  29. считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
  30. знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
  31. участвовать в постановке спектаклей;
  32. заниматься спортом в секциях и кружках;
  33. помогать другим людям;
  34. работать в саду, на огороде, выращивать растения;
  35. помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Лист ответов: в клетках листа записываются ответы на все вопросы (плюсы и минусы).

Дата__________    Фамилия, имя_______________________________________

Обработка результатов

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

  • математика и техника (1-й столбик в листе ответов);
  • гуманитарная сфера (2-й столбик);
  • художественная деятельность;
  • физкультура и спорт;
  • коммуникативные интересы;
  • природа и естествознание;
  • домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.

                                       

                                           Памятка для родителей.

                      Характеристики доминирующих способностей ребёнка.  

1.Интеллектуальные способности.

1.1.Усваивает новые знания очень быстро и всё схватывает легко.

1.2.Обладает чувством «здравого смысла» и использует знания в практических, повседневных ситуациях.

1.3.Хорошо рассуждает. Ясно  мыслит, не путается в мыслях. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим,  между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми. Но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.

1.4.Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.

1.5.Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.

1.6. Богатый словарный запас, легко пользуется новыми словами, без затруднений выражает свою мысль.

1.7.Любит читать книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше на год или на два.

1.8.Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.

1.9.Задает  много  вопросов. Имеет много разных интересов, по поводу которых часто спрашивает взрослых.

1.10.Обгоняет своих сверстников по учёбе на год или на два, т.е. реально должен учиться в более  старшем  классе, чем учится сейчас. Часто  скучает на уроках из-за того, что учебный материал уже знаком из книг, журналов, рассказов взрослых.

1.11.Оригинально мыслит и предлагает неожиданные, оригинальные ответы, решения.

1.12.Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на всё новое и неожиданное.

 2.Художественные способности.

2.1.В своих рисунках и картинах изображает большое разнообразие разных предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах рисунков).

2.2.Серьёзно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьёзным, когда видит хорошую картину, слышит  музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.

2.3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, в сочинении, описании какого-то события),  составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.).

2.4. Всегда готов использовать какой-либо материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.

2.5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д.).

2.6. Прибегает к рисунку или лепке, для того чтобы выразить свои чувства и настроение.

2.7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось в собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

2.8. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того, чтобы изображать события или вещи в трёх измерениях и пространственно.

3. Музыкальный талант.

3.1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.

3.2.Хорошо поёт.

3.3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

3.4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

3.5.Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.

3.6.В пении или музыке  выражает чувства, своё состояние.

3.7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.

3.8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

4. Способности к занятиям научной работой.

4.1.Выражает мысли ясно и точно.

4.2.Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих  сверстников на год-два.

4.3.Обладает способностью выше средней к пониманию абстрактных понятий, к установлению обобщений.

4.4.Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и чётко записывает то, что слышит).

4.5.После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги и делает это с удовольствием, чем читает книги художественные, детективы и пр.

4.6.Не унывает, если его проект или  новая задумка не поддержана учителем или родителями или если его «эксперимент» не получился.

4.7.Пытается  выяснить причины и смысл событий.

4.8.Проводит много времени над созданием собственных «проектов»: конструирование  радиоприёмника, построение телескопа, летательного аппарата, собирание коллекции и т. д

4.9.Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

5. Литературное дарование.

5.1.Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо сюжета.

5.2.Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает  о чём-то уже знакомом и известном всем.

5.3.Придерживается только необходимых деталей в рассказах  о событиях, всё не существенное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

6.Способности технические.

6.1.Хорошо выполняет задания по ручному труду.

6.2.Интересуется механизмами и машинами.

6.3.В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприёмников.

6.4.Может чинить несложные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

6.5.Любит чертить  чертежи и рисовать наброски механизмов.

6.6.Определяет причины капризов механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».

6.7.Читает журналы  и статьи о создании новых приборов и машин, механизмов.

7.Способности к спорту.

7.1.Энергичен и производит впечатление ребёнка, который нуждается в большом объёме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым.

7.2.Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

7.3.Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.

7.4.Бегает быстрее всех в детском саду, в  классе.

7.5.По сравнению со сверстниками хорошо развита координация движений, двигается легко и грациозно.

7.6.Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

7.7.Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и

т. д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное коррекционное занятие в реабилитационном центре с ребёнком младшего школьного возраста.

Индивидуальное коррекционное занятие в реабилитационном центре с ребёнком младшего школьного возраста.Цель данного занятия: Формирование обще интеллектуальных умений: т.е. развитие внимания, пам...

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с агрессивным ребёнком младшего школьного возраста "Путешествие в мой внутренний мир"(с элементами арт- и сказкотерапии).

Сегодня мы вместе с вами отправимся в увлекательное и удивительное путешествие, где предстоит нам выполнить и пройти разные задания. Узнаем, как нам помогают наши положи...

Индивидуальная работа учителя с детьми младшего школьного возраста

В статье "Индивидуальная работа учителя с детьми младшего школьного возраста" рекомендуется сочетать коллективные, групповые формы деятельности с индивидуальным подходом....

Проектирование процесса индивидуального обучения учащихся младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья(статья)

Проектирования процесса индивидуального обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ)...

Конспект консультации Образцовой Г.В. для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в младшем школьном возрасте с задержкой психического развития по повышению самооценки ребенка

Конспект консультации Образцовой Г.В.  для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в  младшем школьном возрасте с задержкой психического ра...