«Воспитательная деятельность педагога».
материал на тему

Греку Светлана Викторовна

Выступление в рамках 1 районной школы молодого педагога «Педагог-новатор-молодому педагогу».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на  районной Школе молодого педагога.

Тема. Воспитательная работа педагога. 

Цель. Раскрыть сущность деятельности классного руководителя  в ОУ.

  1. Приветственное слово.

- Добрый день, уважаемые коллеги. Я очень рада вместе с вами принять участие  и стать первооткрывателем Школы молодого педагога.

- Как вы уже поняли, разговор пойдет о воспитательной работе.

- А кто воспитательную функцию осуществляет в школе?..

- Конечно же, классный руководитель.

-  Классный руководитель XXI века – кто он? Каковы  его основные задачи, каковы главные функции,  что включает в себя деятельность  классного руководителя и т.д.

- Вопросы можно задавать бесконечно. Мы  постараемся с вами на некоторые ответить.

  1. Введение в деятельность.

Работа в группах

- Для начала немного пофантазируем, поработаем в группах.

- Многие из вас уже 1, 2 или 3 года проработали в школе. Кто-то даже и в качестве классного руководителя. В какой-то степени имеете представление о его деятельности.

- Вам небольшое задание. Изобразить на листах бумаги  объект окружающей природы,  с которым можно ассоциировать деятельность классного руководителя. Объяснить, почему именно он выбран.

(работа в группах  5-7 минут)

  3.   Теоретическая часть.

- Вы знаете, я тоже очень долго думала о выборе субъекта. И пришла к выводу, что  совершенней человека нет. А почему? Сейчас объясню.

-  Перед вами силуэт человека. Наделим его теми качествами, способностями, знаниями, которыми должен обладать классный руководитель.

-  Прежде всего, человек  уверенно стоит на ногах. 

- А чтобы классный руководитель стоял на ногах уверенно, он должен знать нормативно-правовую базу. А именно:

1. Закон Российской Федерации "Об образовании".
2. Конвенцию ООН о правах ребенка.
3. Устав ОУ.

4. Локальные акты (Положение о дежурном классе и т.д.)

5. СанПин (от 29 декабря 2010 г.)

6. Должностная инструкция классного руководителя.

Следующая составляющая силуэта человека -  голова, в которой кроется Я - Концепция (профессиограмма) или профессионализм.

Профессиограмма - квалификационная характеристика, включающая совокупность профессионально-значимых качеств, способностей, знаний, умений, навыков.

Личность классного руководителя, как и любая другая, должна отличаться всесторонностью, гармоничностью и целостностью своего развития.

Профессиональный идеал может быть сформирован при условии развитой положительной Я-концепции.

Положительная Я-концепция определяется тремя факторами:

  • твердой уверенностью в импонировании другим людям;
  • уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности;
  • чувством собственной значимости.

Воспитателю необходимы такие качества, как:

  • любовь к людям, умение общаться с ними, доверие, понимание, терпение, отзывчивость, доброжелательность, искренность во взаимоотношениях;
  • высокий уровень культуры, широкий кругозор, личное обаяние, чувство юмора, находчивость;
  • твердость и решительность характера, уверенность в себе, сила воли, самоотдача;
  • разнообразие эмоциональной жизни (положительные эмоции, чувства создают у человека оптимистический настрой и способствуют развитию его волевой активности);
  • высокий уровень развития всех психических свойств: восприятия, воображения, памяти и т.д.

Знания классного руководителя должны представлять определенную систему, состоящую из трех компонентов:

  • знания особенностей развития личности и детского коллектива;
  • психолого-педагогические знания;
  •    общие знания (знания из разных областей жизнедеятельности человека).

Умения и навыки классного руководителя:        

  • диагностические,        
  • проектировочные,        
  • практические,        
  • оценочные,        
  • рефлексивные.        

     К педагогическим способностям классного руководителя относятся
дидактические, перцептивные (профессиональная зоркость, эмпатия, педагогическая интуиция), суггестивные (способности к внушению, заключающиеся в силе непосредственного волевого влияния на воспитанника), коммуникативные, экспрессивные, выразительные способности, эмоциональная ycтойчивость, способность владеть собой, оптимистическое прогнозирование, креативные (способность к творчеству), научно-познавательные способности. Знания, умения, навыки и способности классных руководителей проявляются в разнообразной деятельности с детьми и взрослыми.        

- Свои знания мы передаем детям с помощью рук, они  связующее звено между классным руководителем и обучающимися. Это личностные качества  человека.

4.  Работа  с документацией по ВР.

- Мы вооружились теоретическими знаниями. Можем с уверенностью приступать к деятельности классного руководителя. А с чего начать?

- С изучения должностной инструкции.

(Раздать 1 на группу, прокомментировать каждый пункт).

-  А дальше?

  • Составление плана работы.

Планирование воспитательной работы не ограничивается составлением плана воспитательной работы, как это часто, к сожалению, практикуется в школе.

Планирование - творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми.

Планирование, необходимое в первую очередь учителю, а не администрации школы, является насущной частью его профессиональной деятельности в его работе с детьми. Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей учащихся, осмыслении ими целей и задач своей совместной деятельности и на желании сделать школьную жизнь интересной, полезной, творческой.

Планирование должно быть увлекательным для школьников и реализоваться в разных формах, например: «разведка полезных дел», «мозговой штурм», «защита проектов плана», «аукцион полезных дел». Родительский коллектив, участвуя в планировании, продумывает совместные дела, которые можно подготовить и провести с детьми, работу микрокружков, клубов, секций, которые будут вести родители. (Классный руководитель определяет содержание, различные формы работы с детьми в соответствии с поставленными   целями   и   требованиями,   предъявляемыми   к   плану   воспитательной работы).

При составлении проекта плана совместной деятельности учащихся и родителей следует учитывать:

Деятельность  родителей

Деятельность  педагога

Деятельность  учащихся

Родительский     комитет проводит опрос (анкеты, беседы)  по следующим вопросам:

  1. Каким формам педагогического просвещения Вы отдаете предпочтение?
  2. В каких делах класса Вы хотите участвовать?
  1. Изучение психолого-педагогической литературы, рекомендаций, передового опыта, знакомство с планом работы школы, общественных организаций.
  2. Педагогическая диагностика.
  3. Составление характеристики классного коллектива.
  4. Формулировка целей воспитательной работы.
  5. Отбор форм воспитывающей деятельности

Знакомство с планом работы школы.

Разведка полезных дел (для учащихся младших классов);

«мозговая атака» (для подростков);

«аукцион полезных дел» (для старшеклассников)

После опроса родителей и коллективного планирования можно провести совместное собрание родителей и учащихся.

                         Цель:   разработка   раздела плана «Жизнедеятельность классного  коллектива».

Окончательный вариант коллективных дел заносится в план («Жизнедеятельность классного коллектива»).

 Затем проводим родительское собрание.

Цель:    составление плана работы коллектива родителей.

Педагог оформляет раздел плана «Работа с родителями».

Скоординировав свои предложения с предложениями детей и родителей, педагог оформляет план воспитательной работы.

  • Структура плана воспитательной работы

1. Характеристика классного коллектива:

  • состав класса и его общая характеристика (количество учащихся - мальчиков, девочек; познавательный уровень и общее развитие учащихся, их работоспособность и успеваемость; интерес к общим делам класса; наличие в классе детей из неполных семей и семей, нуждающихся в повышенном внимании педагога);
  • сплоченность класса (на какой стадии развития находится коллектив, есть ли актив класса, действуют ли советы дел, инициативные группы, умеют ли учащиеся сами объединяться для выполнения различные видов деятельности, характер отношений учащихся в коллективе, наличие группировок в классе); ценностные ориентации;
  • связь классного коллектива с общешкольным, с микрорайоном школы (выходит ли коллектив в организации своих дел за рамки класса, организует ли дела для младших товарищей, для школы в целом, вносит ли предложения для улучшения жизни школы, микрорайона).

2. Воспитательные задачи.

3. Жизнедеятельность классного коллектива.

4. Работа с родителями учащихся.

5. Индивидуальная работа с учащимися.

- Каковы  подходы к оформлению плана ВР?

Существуют различные подходы к оформлению раздела плана «Жизнедеятельность классного коллектива» и собственно планированию дел:

  1. Планирование по ключевым делам (В. А. Караковский).
  2. Календарное планирование.
  3. План-сетка.
  4. Планирование по видам деятельности (Н.Е. Щуркова).

При желании педагог может разработать и свой оригинальный вариант оформления плана воспитательной работы.

- Каковы требования к содержанию плана ВР?

Существуют разные подходы к планированию:

  • целенаправленность плана;
  • учет возрастных особенностей учащихся, ведущих интересов в классном коллективе;
  • преемственность, систематичность, последовательность запланированных дел;
  • реальность;
  • разнообразие форм и методов;
  • творческий характер планирования.

Продуманный неформальный план воспитательной работы окажет несомненную помощь в организации воспитывающей деятельности в классе, координации усилий педагогов, родителей, детей в создании условий для развития и коллектива, и личности каждого школьника.

  • Работа с родителями.

На мой взгляд,  работа с родителями является одной из трудных. Современные семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются  процессы, которые приводят к обострению  семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня  большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику ребенка, увеличение числа неполных и имеющих одного ребёнка семей. Значительная часть подростков отдаляются от родителей.

Сегодня многие  родители, чтобы обеспечить семью, вынуждены работать на двух-трёх работах. Им физически не хватает времени на воспитание детей. А у родителей, которые имеют время и желание заниматься с детьми, часто отсутствуют элементарные знания. Сегодня налицо психолого-педагогическая безграмотность многих наших родителей. Есть, к сожалению, такие мамы и папы, которые самоустраняются от воспитания собственных детей, считая, что школа должна воспитывать их детей.

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

         Есть такой старый школьный афоризм: «В работе с детьми самое трудное - работа со взрослыми».

        Школа и семья – два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой.

        В связи с этим наши главные цели взаимодействия школы и семьи:

- повышать воспитательные функции семьи;

- вовлекать родителей в процесс организации воспитывающей деятельности;

- оказывать семье психолого-педагогическую помощь.

        Большинство классных руководителей считают, что работа с родителями в основном это проведение родительских собраний, беседы по телефону, записи в дневнике. Но этого мало. Вы наверно заметили, что в начальных классах родители посещают мероприятия активно, проводят их сами, регулярно посещают уроки, но почему-то когда дети переходят в 5 класс, все прекращается,  только некоторые родители продолжают осуществлять активную помощь классному руководителю.

         В какой-то степени в этом виноваты сами классные руководители. Родители пытаются  оказать помощь, предлагая её,  а большинство  классных  руководителей отказываются от неё, ссылаясь, что все сделают с детьми сами. Ведь дети уже взрослые. Или пока классные руководители наблюдают за учащимися  в адаптационный период  в 5 классе, теряют время.

        Если в учебной деятельности ведётся работа по преемственности, то в воспитательной работе – нет. Поэтому, если вы берёте 5 класс, то предшествующий год вы должны работать в тесном контакте с учителем начальной школы, с детьми и родителями этого класса. Самое главное не упускать родителей из учебно-воспитательного процесса.

        В нашей школе классные руководители  практикуют следующее. На первом родительском собрании (первая неделя сентября) распределяют дежурство по мероприятиям на весь учебный год, выбирают ответственных  за классные конкурсы, викторины, определяют тематику  классных родительских собраний, уточняют сроки их проведения.  

        Далее в течение всего учебного года родители готовят и проводят мероприятия вместе с классным руководителем и детьми.

        Самое главное, чтобы родители  почувствовали, что они нужны в деятельности классного коллектива.

        

  • Работа с неблагополучными семьями.

                           Ведение документации (показать папку).

 

  • Технология работы классного руководителя c группой риска.

(В электронном варианте)

  • Анализ деятельности.

Один из сложных  видов деятельности классного руководителя является  анализ  воспитательной деятельности. Большинство классных руководителей  начинают искать в интернете  эти анализы, а они порой не отражают деятельность классного коллектива. Просто напросто необходимо в анализе осветить все направления деятельности по классному руководству. С примерной программой  анализа вы можете ознакомиться в электронном варианте.

А теперь ваши вопросы.

Классное руководство – это не обязанность, это бесконечное творчество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Применение компьютерных игр социальным педагогом и педагогом-психологом в работе с детьми образовательного учреждения» (младший школьный возраст)

Статья рассказывает о применении компьютерных игр для развития у младших школьников интеллекта, их личностного роста, организации сетевых сред общения, коррекции агрессивности, депрессии, замкнутости,...

СРАВНЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА – УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ПЕДАГОГА – ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности ребенка и вхождения его культуру общества.Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем шк...

Психологическое здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие эффективной профессиональной деятельности

Что включает в себя понятие "психологическое здоровье". Профилактика эмоционального выгорания....

Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психоло...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОУ "ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ОУ"

Современный учитель призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитан...

Конфликтологическая компетентность педагога как составляющая профессиональной культуры педагога.

Материал содержит понятие конфликтологической компетентности; понятие конфликта; причины возникновения конфликтов; особенности конфликтов в современной школе и подходы к разрешению конфликтов.Учитель,...

Новые компетенции педагога и проблемы содержания образования в свете требований профстандарта педагога

Презентация содержит материалы выступления на городском семинаре учителей начальных классов по проблеме введения профессионального стандарта педагога с 01 января 2015 года. В выступлении затрагиваются...