Новые компетенции педагога и проблемы содержания образования в свете требований профстандарта педагога
методическая разработка на тему

Нечепаева Светлана Анатольевна

Презентация содержит материалы выступления на городском семинаре учителей начальных классов по проблеме введения профессионального стандарта педагога с 01 января 2015 года. В выступлении затрагиваются некоторые аспекты подготовки учителя к аттестационным испытаниям, а также требования к профессиональной подготовке современного учителя. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Новые компетенции педагога и проблемы содержания педагогического образования, программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов Руководитель профессионального творческого объединения учителей начальных классов Коминтерновского района города Воронежа, учитель начальных классов МБОУ Прогимназия № 2 Нечепаева Светлана Анатольевна

Слайд 2

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н от 18 октября 2013 года «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Зарегистрирован в Минюсте 06 декабря 2013 года за № 30550 Документ применяется работодателями при формировании кадровой политики, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 01 января 2015 года

Слайд 3

В соответствии с порядком аттестации педагогических работников оценка профессиональной деятельности является основой для установления соответствия уровня квалификации педагога Разработанная модель профессионального стандарта педагогической деятельности с позиций системно-деятельностного подхода включает совокупность компетенций, обеспечивающих решение основных функциональных задач педагогической деятельности По методике В.Д.Шадрикова компетентность – это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность педагогической деятельности

Слайд 4

Профессиональный стандарт включает 6 основных компетенций педагога, в уточнённом варианте 9 видов специальных компетенций педагога 1. Профессиональные знания 2. Правовая компетенция 3. Информационная компетенция 4. Результативность деятельности 5. Методические умения 6. Коммуникативная компетенция 7. Социальная компетенция 8. Рефлексивно-аналитическая компетенция 9. Организационные умения

Слайд 5

Возрастная психология 16 Педагогическая психология 15 Теория обучения младших школьников 17 Теория и методика воспитания младших школьников 17 Современные педагогические технологии и методики обучения 22 Русский язык 13 Итого 100% Профессиональные знания педагога

Слайд 6

Конституция РФ 8 Закон РФ «Об образовании» 13 Конвенция о правах ребёнка 13 Стандарты общего начального образования второго поколения 29 Должностная инструкция (по месту работы) и правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения 12 Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в России» 13 Итого 100% Правовая компетенция

Слайд 7

Владение основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами 15 Владение основами работы с мультимедийным оборудованием 14 Навыки применения существующих информационных технологий, в том числе цифровых образовательных ресурсов 14 Обоснованный (в соответствии с дидактическими целями и принципами) выбор программного учебно-методического обеспечения, включая цифровые образовательные ресурсы 21 Навыки оценивания эффективности и результатов обучения младших школьников по предмету (курсу, программе) 18 Умение конструировать и использовать на уроке дидактические материалы с применением компьютерного программного обеспечения 18 Информационная компетенция

Слайд 8

Использование учениками различных видов поиска, сбора, обработки, анализа, организации передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета 22 Владение учащимися начальных классов логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установление анологий и причинно-следственных связей 20 Выполнение учебных действий с языковыми единицами, использование знаний для разрешения познавательных, практических и коммуникативных задач (русский язык) 14 Чтение вслух и про себя, анализ и преобразование художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературных понятий (литературное чтение) 17 Результативность деятельности

Слайд 9

Использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений 13 Выполнение устных и письменных арифметических действий с числами и числовыми выражениями, решение текстовых задач, действия в соответствии с алгоритмами, построение простейших алгоритмов, работа с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями 14 Результативность деятельности (продолжение) Умение формировать у учащихся знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач 15 Умение формировать операции сравнения, анализа, обобщения, простейшей классификации по родо-видовым признакам 17 Методические умения

Слайд 10

Умение формировать у учащихся различные способы поиска информации, в том числе с использованием средств ИКТ, обработки, анализа и интерпретации данных в соответствии с учебной задачей; научить пользоваться словарями и справочной литературой для школьников 18 Умение формировать у учащихся навыки участия в учебном диалоге и передачи в связном повествовании полученной информации 16 Умение формировать у учащихся начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета начальной школы 16 Умение сформировать у учащихся компетенции, заложенные в требованиях к освоению учебного материала конкретных дисциплин 18 Методические умения (продолжение)

Слайд 11

Владение приёмами установления контакта с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами их заменяющими), коллегами по работе 30 Владение методиками диагностики причин конфликтных ситуаций 19 Владение навыками взаимодействия с другими специалистами при решении (педагогической) проблемы, реализации проекта 21 Умение организовать коммуникативную деятельность учеников в том числе с развитием навыков речевого общения и этикета 30 Коммуникативная компетенция

Слайд 12

Умение формировать позитивные межличностные отношения в детском коллективе 30 Умение формировать положительный микроклимат в рамках организационной культуры в образовательном учреждении 20 Умение эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами образовательного учреждения по вопросам воспитания и развития учеников 25 Построение своей деятельности в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами 25 Социальная компетенция

Слайд 13

Умение адекватно оценивать текущее состояние и динамику интеллектуального, морального, волевого развития ребёнка 17 Умение адекватно оценивать текущее состояние и динамику освоения ребёнком основной образовательной программы 18 Уметь ставить цели на достижение успехов учащимися в предметной сфере и в достижении более высоких метапредметных результатов 15 Умение правильно выделять трудности в освоении учебных предметов, возникающие у ученика начальных классов 17 Умение оценивать сформированность у учащихся учебных действий ( общеучебных умений) 16 Умение адекватно оценивать результативность своей педагогической деятельности 17 Рефлексивно-аналитические умения

Слайд 14

Знание принципов организации образовательной среды (в том числе воспитательной и организационно-образовательной) 13 Владение современными технологиями проектирования образовательной среды 16 Умение организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей 19 Умение организовывать работу по продвижению ребёнка в рамках индивидуальной образовательной траектории 20 Умение учитывать внутренние и внешние условия выполнения своей деятельности и деятельности учащихся по достижению запланированных результатов 16 Умение выбирать из нескольких программ (средств) наиболее подходящую программу (средство) для достижения поставленной цели 16 Организационные умения

Слайд 15

Квалификация педагогических работников образовательных учреждений должна отражать: компетентность в соответствующих предметных областях знания и методах обучения; сформированность гуманистической позиции, позитивной направленности на педагогическую деятельность, общую культуру, определяющую характер и стиль педагогической деятельности, влияющую на успешность педагогического общения и позицию педагога; самоорганизованность , эмоциональную устойчивость.

Слайд 16

Для базовой квалификационной категории: Профессиональные знания Организационные умения Умение работать в команде Владение информационной грамотностью Для первой квалификационной категории : Методическая компетентность Коммуникативная компетентность Правовые знания Для высшей квалификационной категории: Результативность деятельности Методические умения Организационно-рефлексивные умения Среднестатистические требования к учителям, претендующим на разные квалификационные категории

Слайд 17

Использованные ресурсы: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования //Вестник образования России. 2009. № 2 2. Захарова И.М., Федекин И.Н. Структура профессиональной компетенции учителя начальных классов с точки зрения ФГОС второго поколения//Психологическая наука и образование. 2010. № 4 3. И.Н.Федекин Новые модели оценки профессиональных компетенций учителя. http/www.tatngpi.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ в свете требований нового государственного образовательного стандарта образования начального образования

Доклад с эектронной презентацие для выступления на заседаниях МО, конференциях и.т.п....

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАКЕТ: МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ основной образовательной программы начального общего образования в свете требований ФГОС.

Система оценивания – механизм контрольно-диагностической связи   между учителем, учеником и родителями  по поводу успешности образовательного процесса,   равно как и самостоят...

Использование новых технологий как средство интеграции содержания образования

Статья освещает вопросы рационального использования учебного времени при концентрированном обучении. В начальной школе  концентрированное обучение возможно использовать через "погружение в образ"...

Условия достижения качества современного образования в свете требований ФГОС НОО

Стратегия современного образования сформулирована в нормативных и методологических федеральных документах: «Наша новая школа», Федеральный государственный образовательный стандарт, «Концепция д...

Введение профстандарта «Педагог» - новые требования к педагогам

Выступление на педсовете по теме: Введение профстандарта "Педагог"- новые требования к педагогам...

Компетентностный подход в начальном общем образовании в свете требований ФГОС НОО

Речь идёт о компетентности как о новой единице измерения образованности человека, при этом внимание акцентрируется на результатах обучения, в качестве которых рассматривается не сумма заученных знаний...