статья по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей с дцп с ОВЗ на уроках письма, математики, ИЗО, труда, окружающего мира в начальной школе".
статья по зож (1 класс)
статья по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей с дцп с ОВЗ на уроках письма, математики, ИЗО, труда, окружающего мира в начальной школе".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики рук у детей с дцп с ОВЗ на уроках письма, математики, ИЗО, труда, окружающего мира в начальной школе.
Детский церебральный паралич – заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. Дети с тяжёлыми формами церебрального паралича – это дети с множественными нарушениями, в том числе ведущими – двигательными и чувственными (сенсорными) расстройствами.
Двигательные нарушения, ограничивающие предметно – практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельность передвижения, ставят больного ребёнка в полную зависимость от ближайшего окружения. В то же время отсутствие единства зрительного, двигательного, тактильного образов затрудняет приобретение трудовых умений, навыков самообслуживания. У детей трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположений в пространстве.
У детей с ДЦП отмечается:
1. Нарушение координации движения глаз и рук.
2. Замедленное, недостаточное, недифференцированное зрительное восприятие, обусловленное невозможностью фиксации взора и прослеживание за предметами.
3. Нарушение координации движений, общая психомоторика, что приводит к патологии восприятия собственных ощущений и движений.
4. Ребёнок недостаточно узнаёт предметы на ощупь.
5. Двигательные нарушения усиливают нарушения артикуляции моторики и звукопроизношения.
6. Нарушается взаимодействие зрительно – моторных и оптико – пространственных систем, что затрудняет формирование автоматизированных движений руки.
7. У ребёнка с трудом формируется «двигательный» образ буквы, слова.
8. Страдает осмысление сложных логико – грамматических конструкций в предложениях.
9. Отмечаются пространственные нарушения и пространственная дезорганизация (дети часто не могут довести начатое дело до конца).
10. Трудности в воспроизведении движений по образцу.
11. Нарушается темп выполнения и воспроизведения.
12. Снижена двигательная память и замедленный, неуверенный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую.
13. Если движения пальцев рук отстаёт, то задерживается и речевое развитие.
Все перечисленные особенности у детей сочетаются с общей моторной недостаточностью.
Причины недостаточного развития моторики различны и многообразны.
Как же обеспечить гармоническое развитие ребёнка в школе?
Развитие мелкой моторики и координация движений являются одними из важнейших аспектов развития детей школьного возраста. Руки участвуют во всех рабочих движениях ребёнка.
Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной системы человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто понятие «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».
Развитию мелкой моторики следует уделять специальное внимание.
Развитие мелкой моторики положительно влияет на становление детской речи, повышает работоспособность ребёнка, внимательность, повышает активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с рук, но и с губ, снимает умственную усталость.
Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем различные зоны речи. В дальнейшем эти навыки ребёнку потребуются для использования движений (рисовать, писать, одеваться и так далее). Процесс развития мелкой моторики происходит естественным, природным путём на базе развития общей моторики человека.
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста.
Развитие мелкой моторики – дело не одного дня. Благодаря тренировкам, движения становятся уверенными и выполняются детками активнее.
Для лёгкости запоминания упражнения можно его придумать самому, давать те задания, которые понятны ребёнку. Поскольку развитие ручной умелости предполагает определённую степень зрелости мозговых структур, заставлять ребёнка заниматься «через силу» неэффективно.
Основные принципы построения коррекционной работы с детьми
1. Изучение нарушенных и сохранных функций ребёнка.
2. Творческое использование дидактических принципов (систематичность, доступность, индивидуальность, наглядность, активность, постоянство).
3. Ежедневность (регулярность).
4. Соблюдение охранительного режима (смена позы ребёнка, мышечное расслабление, уменьшение насильственных движений).
5. Комфортный для ребёнка темп выполнения.
6. Взаимодействие со всеми специалистами.
Методика проведения работы по развитию мелкой моторики
1. Самомассаж (тыльная сторона кистей рук, ладони, пальцы).
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Пальчиковые игры и упражнения с использованием различных предметов и материала.
Организация работы
1. Длительность.
2. Соответствие возрасту и индивидуальным возможностям ребёнка.
3. Предметы и материалы должны быть гигиеничны, эстетичны, привлекательны.
4. Многократное повторение.
5. Задания должны усложняться постепенно «от простого к сложному».
6. Соблюдение мер безопасного использования предметов в процессе работы.
7. Ребёнку всегда предлагается инструкция.
8. Занятия должны быть только совместными (взрослый и ребёнок).
9. Обязательно поощряйте детей.
Игрушки для развития мелкой моторики: различные пирамидки, матрёшки
Помогают развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм и размеров, а также цветов. Развивает тактильную чувствительность.
Кубики: при помощи них можно конструировать башни, строить крепости и дома, собирать картинки.
Способствуют развитию мелкой моторики и пространственного мышления, развитие внимания и логики.
Рамки и вкладыши: пазлы или рамки – вкладыши способствуют развитию моторики, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка.
Фигурки на магнитах: поверхность холодильника – это замечательное «поле действий» для маленького исследователя.
Способствуют развитию мелкой моторики, координации движений и пространственного мышления. А фантазии малыша помогут раскрыться различные фигурки в виде разноцветных букв, цифр и геометрических фигур.
Кубы – сортёры: дети учатся подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия.
Развивается мелкая моторика, дети знакомятся с различными геометрическими фигурами и различными цветами.
Доски Сегена: деревянные доски с вкладышами, на которых изображены различные живые или неживые предметы. Способствуют развитию речи, логики, координации движений, мелкой моторики рук, а также пространственного восприятия малыша.
Средства развития мелкой моторики
1. Массаж кистей рук и пальцев. Массажёры.
2. Тренажёры для развития мелкой моторики.
3. Упражнения с мячиками, шариками.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Пальчиковые игры.
6. Игры с пластилином, тестом, глиной.
7. Рисование, раскрашивание.
8. Аппликация
9. Игры с бумагой.
10. Игры с конструктором, мозаикой.
11. Игры с пуговицами – пуговичный массаж.
12. Игры с крупами.
13. Шнуровки.
14. Игры со счётными палочками, спичками.
15. Игры с песком и водой.
16. Игры с камушками, бусинками, макаронами, пробками.
17. Игры с резинками, лентами.
18. Штриховка.
19. Куклотерапия.
20. Пальчиковый театр.
21. Игры с прищепками.
22. Ниткография (ниткопись)
Массаж кистей рук и пальцев. Массажёры. Проводится на всех уроках, где ребенок должен что то делать руками.
1. Самомассаж тыльной стороны.
2. Самомассаж ладони.
3. Самомассаж пальцев рук.
Массаж не должен вызывать у ребёнка неприятные ощущения. Можно сказать ребёнку: «Мы немножко погреем руки».
Используются приёмы: поглаживание, лёгкое растирание, вибрация.
Движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья (3 – 5 мин., ежедневно или через день 10 – 12 р).
Поглаживание – медленные и плавные движения в различных направлениях.
Растирание – применяется большая сила давления, рука как бы сдвигает кожу, но растирание не должно приносить ребёнку дискомфорт. Сгибание и разгибание пальцев левой руки ведёт к активизации правой и наоборот. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Поэтому кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную часть руки считать ещё одной речевой областью мозга.
При вибрации – кончики полусогнутых пальцев наносят следующие один за другим удары (легко, массаж лучше выполнять одной рукой, другая в это время фиксирует ручку ребёнка.
Можно выполнять массаж со следующими материалом:
- зубной щёткой,
- массажной расчёской,
-с карандашом, фломастером,
- пособие «мякиш»,
- различные мячики, шарики,
- с грецким орехом.
Тренажёры для развития мелкой моторики.
Это специальные пособия, изготовленные на фабриках или своими руками (сшитые из ткани или из картона, а также на доске).
Упражнения с мячами, шариками
- Учить захватывать мяч всей кистью и отпускать его;
- катать по часовой стрелке;
- держать одной рукой-другой и выполнять ввинчивающие движения, пощёлкивания, пощипывания;
- сжимать и разжимать;
- подбрасывать и ловить.
Пальчиковая гимнастика. Проводится перед письменными работами
Требования:
1. Необходимо задействовать все пальцы руки.
2. Упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались - сжатие, растяжение, расслабление кисти, использовались изолированные движения каждого пальца.
3. Учёт возрастных и индивидуальных возможностей детей.
4. Наличие познавательной направленности текстов и упражнений.
5. Для развития и улучшения движений рук рекомендовано выполнять упражнения под счёт, при этом ускоряя, и строго исполняя словесную инструкцию.
- Разжимание и сжимание кулачков.
- Потягивание пальцев одной руки другой рукой
- Упражнения для ладоней
- Разные движения пальцами
- Упражнения для подушек пальцев
Также можно выполнить следующие упражнения: стол, стул, кошечка, пчелиный рой, кормление птенца, ёлочка, гнездо, крыша, мостик, полёт птицы, гнездо, цветок.
Пальчиковая гимнастика:
2. Способствует овладению навыками мелкой моторики.
3. Помогает развитию речи.
4. Повышает работоспособность головного мозга.
5. Развивает тактильную чувствительность.
6. Снимает тревожность.
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Это инсценировка каких - либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Игры также можно оформить разнообразным реквизитом – мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и так далее.
Также можно провести следующие игры: «Замок», «Зайцы», «Рыбки», «Мы писали», «С Добрым утром!», «Ладушки- ладошки», «Черепаха», «Повстречались», «Капустка», «Моя семья», «Грибок», «Яблоня» и так далее.
Игры с пластилином, с тестом, глиной. В начальной школе можно использовать на уроках письма, чтения, математики, ИЗО, труда, природного мира.
Способствуют: развитию мелкой моторики, ловкости рук, творчества.
- скатать шарик, раскатать колбаску, сделать лепёшку, колечко, сушку и т. д.
- разрезать на кусочки,
- мять и отщипывать,
- выкладывать рисунок,
- надавливание монеткой, чтобы получился отпечаток,
- поделки (намазывание и оклеивание стеклянных и пластмассовых баночек, бутылочек)
Рисование, раскрашивание. Используется на уроках письма, ИЗО, природного мира, чтения, математики.
Способствует: развитию мелкой моторики, внимания, ориентировки на листе бумаги, закрепление цвета, величины, геометрических форм.
-Рисование карандашом, мелками, восковыми мелками, кистью.
- Рисование ватой, палочкой, пальчиком, губкой
- Рисование краской, гуашью, сангиной, углём, свечой.
- Рисование и раскрашивание пальцем, фломастером, ручкой, маркером, углём.
- Работа по трафарету.
- Дорисовывание предметов и деталей.
- Рисование по опорным точкам.
- Работа с линейками и лекалами (обводить).
- Работа в книжках – раскрасках.
Аппликация. Чаще используется на уроках труда, ИЗО и окружающего мира.
Способствует развитию мелкой моторики, умение работать с ножницами, развитие сноровки, пространственной ориентировке на листе бумаги, творчества, усидчивости.
- наклеивание готовых форм,
- вырезывание несложных деталей,
- использование различного материала (бумаги, картона, сухих листьев, бисера, крупы, песка).
Игры с бумагой. Можно использовать на уроках математики, труда, ИЗО.
Способствуют: развитию мелкой моторики и ловкости и гибкости пальчиков, развития внимания, сообразительности.
- Складывание различных фигур.
- Разрывание бумаги на мелкие части.
- Комкание и скатывание бумажного мячика.
- Плетение.
- Вырезание ножницами, склеивание различных объёмных игрушек.
- Аппликация из бумаги, салфеток.
- Оригами.
Игры с конструктором и мозаикой. Чаще используется на уроках письма, математики, ИЗО, труда.
Способствуют развитию мелкой моторики, развитию пространственного мышления, творческие потребности и произвольные действия, различение цвета, формы.
-собирание по схеме,
- свободная деятельность.
Игры с пуговицами – пуговичный массаж. Можно, как и пальчиковую гимнастику использовать перед выполнением письменных работ.
Способствуют развитию мелкой моторики, ловкости рук, закреплению цвета и формы, величины, пространственной ориентировки, творчества, фантазии, смекалки, сообразительности.
-Катание пуговицы, поставленной на ребро, каждым пальцем по очереди,
- заполнять просторную коробку пуговицами,
- перетереть пуговицы между ладонями,
- пересыпать их из ладошки в ладошки,
- найти самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и т. д. ,
- застёгивание и расстегивание пришитой пуговицы.
- пришивание пуговицы на столе,
- складывание пуговиц «пирамидкой»,
- решение задач при помощи пуговиц,
- составление узора из пуговиц.
Игры с крупами. Можно, как и пальчиковую гимнастику использовать перед выполнением письменных работ.
Способствуют развитию мелкой моторики, чувственного восприятия, закрепление цвета, формы, мышления.
- Массаж ладоней при помощи горошины или фасоли,
- пересыпание крупы из одной ёмкости в другую (баночки, миски, стаканчики, коробочки,
- «волшебный мешочек» - угадывание на ощупь (различные крупы,
- «Сухой бассейн» из фасоли и гороха,
- выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам,
- выкладывание фигурок людей и животных, цифр, букв,
- заполнение бобовых в отверстие разной формы и величины,
- аппликация
Шнуровки. Можно, как и пальчиковую гимнастику использовать перед выполнением письменных работ.
Способствуют развитию моторики, усидчивости, глазомера; совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук; развитие логического мышления и органов артикуляции.
- Шнуровка сюжетная,
- «незаконченная картинка»,
- шнуровка на игрушке – основе.
Игры со счётными палочками, спичками. Можно использовать на уроках математики, письма, окружающего мира, ИЗО.
Способствуют развитию мелкой моторики, развитию речи, пространственного мышления.
- Брать палочки, спички разными пальцами, от указательных – к мизинцам,
- перекладывание с одного места на другое,
- выкладывание рисунка по схеме,
- свободная деятельность,
- наклеивание спичек по образцу
Игры с водой и песком. Можно использовать как релакс на различных уроках.
Способствуют развитию мелкой моторики, тактильные ощущения.
- «закапывание» игрушки, предмета,
- поиск «клада»,
- различные изображения (рисование) на песке,
- работа с пипеткой (всасывание воды пипеткой,
- раскрашивание воды (опыты с водой,
- поделки с применением песка.
Игры с камушками, бусинками, пробками, макаронами. Можно использовать как релакс на различных уроках.
Способствуют развитию мелкой моторики, развитие ловкости рук, мышления, творчества, фантазии, пространственной ориентировки; развитие чувства цвета, формы, величины.
- перебирать, брать разными пальчиками,
- перекладывать с ладони на ладонь, на стол и так далее,
- находить по заданию взрослого заданный предмет (по цвету, размеру, форме,
- раскрашивание камушек, макарон,
- нанизывание бусинок, пробок, макарон на проволоку или шнурок,
- выкладывание по образцу,
-перекладывание из одной ёмкости в другую.
- изготовление поделок.
Игры с резинками и ленточками, проволокой. Можно использовать как релакс на различных уроках.
Способствуют развитию мелкой моторики, ловкости пальцев рук, внимания, усидчивости, терпения; развитие чувства цвета, размера.
- Складывать ленточки,
- наматывать на палочку,
- завязывать бантик,
- брать резинку со стола различными пальчиками,
- растягивать резиночку разными пальцами рук,
Штриховка. Чаще используется на уроках математики и письма.
Способствует развитию мелкой моторики, умение правильно и уверенно держать карандаш, ориентировка на листе бумаги, развитие внимания, усидчивости, развитие мускульной памяти
Виды
1. Раскрашивать короткими частыми штрихами.
2. Раскрашивание мелкими штрихами.
3. Круговая
4. Длинными параллельными отрезками.
5. Сетка.
Правила
1. Только в заданном направлении.
2. Не выходить за контуры фигуры.
3. Соблюдать параллельные линии.
4. Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5см.
Например, игры: «От дома к дому», различные лабиринты, «Снежная королева», «Помоги зайке убежать от лисы» и так далее.
Куклотерапия, пальчиковый театр. Можно использовать на уроках чтения, на занятиях в ГПД.
Способствует развитию мелкой моторики, творчества, ловкости, ориентировка в пространстве, сочетать движения с речью, развитие творческого потенциала.
- вождение куклы,
- одевание куклы на разные руки,
- имитация движений и речи.
Игры с прищепками. Можно использовать, как релакс в конце урока, перед выполнением письменных работ, на уроках труда, ИЗО.
Способствует развитию мелкой моторики, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, развивает чувственный опыт.
- Перекладывать с одной руки в другую,
- доставать прищепки из корзинки,
- прищепками «кусать» поочерёдно ногтевые фаланги,
- «сушим платочки» (развешивание платочков на верёвочку,
-«добавлялки» (подбираем недостающие детали для предметов, например, для ежа – иголки, для солнца – лучики, для дома – крышу и так далее,
- подбирать прищепки по цвету одежды, ткани.
Ниткография (ниткопись). Можно использовать, как релакс в конце урока, на уроках труда, окружающего мира.
Способствует развитию мелкой моторики, развитие ловкости пальцев рук, пространственной ориентировки, творчества, мышления, тактильных ощущений.
- наматывание нитей на клубок,
- распускание моточков,
- выкладывание по образцу,
- завязывание узелков и связывание верёвочек,
- шитье и вышивание.
Такая всесторонняя деятельность будет развивать мелкую моторику рук ребёнка, движения будут более уверенными, рука подготовиться к письму. У детей внимание становится более устойчивое, развивается тактильная и двигательная память, формируется художественный вкус.
Помните!
Именно, хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта!
Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев!
Осуществление комплексного подхода к развитию мелкой моторики приносят
положительные результаты:
1. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений
2. Улучшается речь.
3. Развивается память, мышление, внимание.
4. Улучшаются движения пальцев руки.
5. Определяется ведущая рука.
6. Изменяется тип хватания, захвата с кулачкового на трёхпальцевый.
7. Движения в руке становятся более согласованными, координированными.
8. Наблюдается проявление согласованности зрительного и двигательного анализаторов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе".
Начальная школа, как магнит, должна притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью. В начальной школе важно формировать у детей не только комплекс знаний, умений и навыков, но и опыт эмо...
статья " Использование малых фольклорных жанров на уроках окружающего мира в начальной школе"
В статье рассматриваются формы работы с фольклорным материалом на уроках окружающего мира, приведён отрывок работы в группах....
Статья "Воспитание ответственности на уроках окружающего мира в начальной школе"
Статья была создана в рамках участия в семинаре-практикуме по теме:"Реализация технологии воспитания ответственности школьников на уроках и внеурочной деятельности»....
Статья "Наглядные средства обучения на уроках окружающего мира в начальной школе и их использование".
Наглядные средства играют большую роль в обучении учеников младших классов на уроках окружающего мира. Сегодня в обществе оформилось новое понимание ведущей цели обучения. Важная роль отводится ...
Статья "Применение технологии развития критического мышления обучающихся на уроках окружающего мира в начальной школе"
Статья "Применение технологии развития критического мышления обучающихся на уроках окружающего мира в начальной школе"...
Статья "Исследовательская деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе ( развивающая программа по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, УМК Е.В.Чудиновой, Е.Н.Букварёвой)
В данной статье описываются исследования учащихся на уроках окружающего мира в начальной школе ....
научная статья РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. В статье актуализируется внедрение в образовательный процесс начальной школы национально-регионального компонента. Рассматриваются принципы и методы, лежащие в основе этого процесса.К...