Содержание воспитания и социализации учащихся начальной школы
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Чудиновских Валентина Александровна

Современные особенности воспитания и социализации учащихся начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация130 КБ
Microsoft Office document icon выступление55 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Содержание воспитания и социализации учащихся начальной школы

Слайд 2

Уклад школьной жизни - Форма приведения в соответствие разнообразных видов (учебной, семейной, общественно полезной, трудовой, эстетической, социально-коммуникативной, творческой и др.) и уровней (урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной) деятельности ребёнка с моральными нормами, нравственными установками, национальными духовными традициями .

Слайд 3

Аксиологический подход — передача ценностей от старшего поколения к младшему, от человека к человеку. Системно-деятельностный подход - принятие ценностей через собственную деятельность. Развивающий подход — ценности формулируются педагогом в виде вопроса, а ученик принимает (Что такое милосердие? Любовь? Закон? Честь?).

Слайд 4

Содержание: общеобразовательные дисциплины; произведения искусства и кино; традиционные российские религии; периодическая литература, публикации, телепередачи; фольклор народов России; история, традиции своей малой родины; история своей семьи; жизненный опыт родителей, прародителей; другие источники информации и научного знания.

Слайд 5

Задачи воспитания и социализации учащихся начальной школы: Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Слайд 6

Задачи воспитания и социализации учащихся начальной школы: Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Слайд 7

Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы : учебные предметы (Математика, Русский язык, Литературное чтение, Основы православной культуры, Окружающий мир, Технология, Искусство, Информатика, Физкультура); учебные фильмы и презентации; классные часы; беседы; экскурсии; заочные путешествия; театральные постановки; выставки;

Слайд 8

Виды деятельности: сюжетно-ролевые игры; плакаты; чтение книг; праздники; проекты; встречи с ветеранами; конкурсы; концерты; фестивали.

Слайд 9

Воспитание:

Слайд 10

Принципы работы по повышению педагогической культуры родителей: совместная педагогическая деятельность семьи и школы; сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей; педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям; поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры родителей; содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей; опора на положительный опыт семейного воспитания.

Слайд 11

Формы работы с родителями: родительское собрание; консультация; родительская конференция; организационно-деятельностная и психологическая игра; собрание-диспут; родительский лекторий; семейная гостиная;

Слайд 12

Формы работы с родителями: встреча за круглым столом; вечер вопросов и ответов; семинар; педагогический практикум; тренинг для родителей. Уклад семейный жизни — основа нравственного уклада жизни младшего школьника.

Слайд 13

Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся начальной школы: Первый уровень — приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе). Второй уровень — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура). Третий уровень — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Слайд 14

Сюнь-цзы (ок. 313 — 238 г. до н.э.) - китайский философ. «Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это - результат воспитания».



Предварительный просмотр:

Слайд 1
1. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1.Современные особенности воспитания и социализации учащихся начальной школы
Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом,  педагогам и сверстникам; вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности.

Современный ребенок  находится в беспредельном информационном и огромном социальном
пространстве, не имеющем четких     внешних  и  внутренних  границ.  На него воздействуют
потоки информации, получаемой благодаря  Интернету, телевидению, компьютерным  играм,
кино. Воспитательное и социализирующее воздействие  которых не всегда позитивное.

Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих табу в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.

Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей

между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является примитивное сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.

Произошли существенные изменения в системе отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.
Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать этим негативным тенденциям. Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы должна быть направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни.  Категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития учащегося, его эффективной социализации и своевременного взросления.
Слайд 2
Уклад школьной жизни можно рассматривать как педагогически целесообразную форму приведения в соответствие разнообразных видов (учебной, семейной, общественно полезной, трудовой, эстетической, социально-коммуникативной, творческой и др.) и уровней (урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной) деятельности ребенка с  моральными нормами, нравственными установками, национальными духовными традициями.
Школа не является единственным субъектом воспитания и социализации ребенка. Но ей как социальному субъекту – носителю педагогической культуры,  несомненно, принадлежит ведущая роль в их осуществлении. Уклад школьной жизни – это уклад жизни учащегося, организуемый педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов воспитания и социализации (семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных российских религиозных организаций).
В основе программы воспитания и социализации учащихся начальной школы и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода:
 аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.
Слайд 3
Аксиологический подход. Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку.
Системно-деятельностный подход. Этот подход является определяющим для основной образовательной программы начального общего образования, и его содержание раскрыто в Стандарте. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.
Развивающий подход. Развивающий характер воспитания и социализации достигается, когда ценности формулируются в виде вопроса, поставленного педагогом, принимаемого обучающимся и обращенного им к содержанию обучения, семейной, социальной, культурной жизни, к самому себе. Что есть милосердие? Любовь? Закон? Честь?
Для решения воспитательных задач школьники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской  жизни обращаются к содержанию:
Слайд 4
общеобразовательных дисциплин;

        •        произведений искусства и кино;
        •        традиционных российских религий;
        •        периодической литературы, публикаций, телепередач, отражающих современную жизнь;
        •        фольклора народов России;
        •        истории, традиций и современной жизни своей малой родины;
        •        истории своей семьи;
        •        жизненного опыта своих родителей и прародителей;

        •        других источников информации и научного знания.
Младший школьник испытывает большое доверие к учителю. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет эффективность их воспитания и социализации. Учитель и родители подают ребенку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в воспитании младшего школьника. Необходимо стремиться к тому, чтобы весь уклад жизни младшего школьника был наполнен множеством примеров нравственного поведения. Они широко представлены в отечественной и мировой истории,  литературе и  других видах искусства, сказках, легендах и мифах.
Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем примерам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание. Воспитание и социализация требуют внимательного отношения к каждому ученику. Нравственный учитель через уклад школьной жизни вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность.
Слайд 5

1.2.Задачи воспитания и социализации учащихся начальной школы:
1)
 Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
-элементарные представления о политическом устройстве России, о важнейших законах нашей страны;
- представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- элементарные представления о правах и об обязанностях гражданина России;
- уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
- начальные представления о народах России;
-элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение;
- стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
любовь к школе, своему селу, городу, народу, России;
- уважение к защитникам Родины;
- первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на  природе;
- умение отвечать за свои поступки;
- отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- различение хороших и плохих поступков;
- знание правил поведения в школе, семье, общественных местах;
- элементарные представления о религиозной картине мира, роли православия и других  традиционных российских религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны;
- почтительное отношение к родителям;
- уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
- стремление избегать плохих поступков; не капризничать, не быть упрямым; умение  признаться в плохом поступке и проанализировать его;
- представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
- отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- первоначальные представления о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- первоначальные представления о нравственных основах учебы, труда и творчества;
- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- элементарные представления об основных профессиях;
- ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
- элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
- первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
- умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
- умение соблюдать порядок на рабочем месте;
- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Слайд 6
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, психического, социального (здоровья семьи и школьного коллектива);
- элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
- понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
- интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
- первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
- первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
- отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
- элементарный опыт природоохранительной деятельности;
- бережное отношение к растениям и животным;

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- представления о душевной и физической красоте человека;
- умение видеть красоту природы, труда и творчества;
- интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
- интерес к занятиям художественным творчеством;
- стремление к опрятному внешнему виду;
отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Слайд 7, 8

1.3.Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы:
 
-учебные предметы
 (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Искусство, Литературное чтение, Основы православной культуры, Технология, Физкультура, Информатика),  
-учебные фильмы и презентации,
-классные часы,
-беседы,
-экскурсии,
-заочные путешествия,
-театральные постановки,  
-выставки, отражающие культурные и духовные традиции народов России,
-сюжетно-ролевые игры,
-плакаты,  
-чтение книг,
-путешествие по историческим местам,  
-праздники,
-проекты,
-встречи с ветеранами,
-конкурсы,
-концерты,
-фестивали.
Слайд 9

2. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ВОСПИТАНИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Воспитание и социализация младших школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и  семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства. Эффективность взаимодействия различных социальных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания учащихся зависит от систематической работы школы по повышению педагогической культуры родителей, согласованию содержания, форм и методов  педагогической работы.
Слайд 10

2.1. Повышение педагогической культуры родителей
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни учащегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.
Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих
 принципах:
–        совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
–        сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
–        педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
–        поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
–        содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
–        опора на положительный опыт семейного воспитания.
Слайд 11, 12
В системе повышения педагогической культуры родителей могут быть использованы следующие формы работы: родительское собрание, консультация, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.

2.2. Взаимодействие школы с общественными и традиционными религиозными организациями
При разработке и осуществлении программ воспитания и социализации учащихся начальной школы образовательное учреждение может взаимодействовать с традиционными российскими религиозными организациями, общественными организациями гражданско-патриотической, культурной, экологической и иной направленности, детско-юношескими и молодежными движениями, организациями, объединениями.

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ
И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Слайд 13
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников.
В 1 классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность.  Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми воспитательными формами достижение ребенком
первого уровня результатов.
Во 2 и 3  классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения
второго уровня воспитательных результатов. К 4 классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых
эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.
Слайд 14

Цитата китайского философа Сюнь-цзы (ок. 313 — 238 г. до н. э.):
«Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают,  у них оказываются неодинаковые привычки. Это - результат воспитания.
От нас зависит, какие привычки будут сформированы у учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы как способ реализации духовно-нравственного воспитания.

Как правильно и интересно организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитате...

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы "Планета счастья"

Программа развития воспитательной системы – это содержание необходимой и достаточной профессиональной деятельности по достижению воспитательного результата, заданного воспитательной целью. Основн...

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы "Дорога дружбы"

Основной идеей программы воспитания и социализации         становится идея создания  воспитательной системы, которая имеет многовариантные компоненты, позв...

Программа семейного воспитания и социализации учащихся начальной школы

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Имен...

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы

Программа разработана для учащихся начальной школы, реализуется в течение всего периода обучения с 1 по 4 класс....