Программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь"
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа "Юный исследователь" разработана для учеников 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunyy_issledovatel.doc | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» пгт. Пойковский
«Проверено» «Согласовано» «Утверждено»
Заместитель директора Заместитель директора Директор МОБУ «СОШ № 1»
___________Н.М.Чашкова ____________И.В.Гусак ____________В.Н.Кокорев
« 27 » августа 2015 г. « 28 » августа 2015 г. « 29 » августа 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
кружка «Юный исследователь»
для обучающихся 1 ступени обучения 1 класс
(уровень, ступень образования)
2012/2013 учебный год
(срок реализации программы)
Количество часов 34 , в неделю 1 для учащихся 4х классов
Ф.И.О учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу. Билецкая Галина Дмитриевна
пгт. Пойковский
2012- 2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Учителя все чаще стремятся предлагать задания, включающие детей в самостоятельный, творческий, исследовательский поиск.
Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в учебном процессе существенно ограничены действующими образовательно-культурными традициями. Их смена – дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока этого не произошло, исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
Предлагаемая рабочая программа рассчитана на внеурочную работу с детьми в начальной школе.
Цель – трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи:
-развивать познавательные потребности младших школьников;
-развивать познавательные способности младших школьников;
-обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
-формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;
-формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Основные разделы программы
Изучение практики применения в образовательных целях методов самостоятельного исследовательского поиска убеждает в том, что современный подход к решению этой задачи страдает некоторой односторонностью. Так, современные технологии исследовательского обучения учащихся предполагают в основном лишь различные варианты включения ребенка в собственную исследовательскую практику. Большинство педагогов начальной, средней школ и тем более высших учебных заведений убеждены, что стоит только загрузить учащегося задачей проведения собственного исследования или выполнения творческого проекта, как работа пойдет полным ходом.
Считается, что получив возможность проводить собственные учебные исследования, ребенок сам научится это делать. Однако ни младший школьник, ни учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник никакого исследования провести не смогут, если их этому специально не учить. Можно, конечно, попытаться обучать этому в ходе самого процесса исследовательского поиска, но значительно эффективнее в этом плане специальный тренинг по развитию исследовательских способностей учащихся.
Рабочая программа кружка «Юный исследователь» включает три относительно самостоятельные подпрограммы:
- тренинг исследовательских способностей;
- самостоятельная исследовательская практика;
- мониторинг исследовательской деятельности.
Тренинг исследовательских способностей
В ходе данного тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи.
Самостоятельная исследовательская практика
Основное содержание работы – проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной. Занятия в рамках этой программы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Мониторинг исследовательской деятельности
Эта часть программы меньше других по объему, но она так же важна, как и две предыдущие. Мониторинг включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
Объем программы и виды учебной работы
Рабочая программа кружка «Юный исследователь» предназначена для учащихся 1-2 классов. Предложенное распределение часов следует квалифицировать как примерное. Часы поделены между тремя вышеназванными подпрограммами. Коррективы обязательно потребуются в зависимости от уровня развития детей, их интересов и других характеристик, которые заранее невозможно предвидеть.
2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов | Дата проведения |
I. Тренинг (18 часов) | |||
1. | Что такое проекты | 1 |
|
2 | Что такое проблема | 1 |
|
3 | Как мы познаём мир | 1 |
|
4 | Школа «почемучек» | 1 |
|
5-6 | Удивительный вопрос | 2 |
|
7 | Что такое исследование? Методы исследования | 1 |
|
8 | Наблюдение и наблюдательность. Что такое эксперимент? | 1 |
|
9 | Учимся вырабатывать гипотезы. Учимся высказывать суждения | 1 |
|
10 | Как правильно классифицировать. Что такое определения? Как давать определения понятиям | 1 |
|
11 | Учимся делать умозаключения и выводы | 1 |
|
12 | Как задавать вопросы? Учимся выделять главное и второстепенное | 1 |
|
13 | Как делать схемы? | 1 |
|
14 | Как работать с книгой? | 1 |
|
15 | Что такое парадоксы? | 1 |
|
16 | Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях | 1 |
|
17 | Как планировать исследования и проекты | 1 |
|
18 | Как сделать сообщение о результатах исследования | 1 |
|
III. Исследовательская практика (10ч) | |||
19 | Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований | 2 |
|
20 | Экспресс-исследование | 1 |
|
21 | Мини-конференция по итогам экспресс-исследования | 1 |
|
22 | Экскурсия-исследование | 1 |
|
23 | Мини-конференция по итогам экскурсии | 1 |
|
24 | Коллективная игра-исследование | 1 |
|
25 | Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди». Коллекционирование | 1 |
|
26 | Сообщения о собранных коллекциях | 2 |
|
IV. Мониторинг (6ч) | |||
27 | Мини-конференция по итогам экспресс-исследований | 2 |
|
28 | Мини-конференция по итогам собственных исследований | 2 |
|
29 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся первых-четвертых классов | 2 |
|
Общее количество часов | 34 |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1-й год обучения (34 часа)
Занятие 1.
Тема: Что такое проекты.
Цель: знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.
Понятия: проект, проблема, информация
Занятие 2.
Тема: Что такое проблема.
Цель: ознакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Понятия: проблема, объект исследования.
Занятие 3.
Тема: Как мы познаём мир.
Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами.
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание.
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
Занятия 4.
Тема: Школа почемучек.
Цель: знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.
Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Занятия 5-6.
Тема: Удивительный вопрос.
Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ.
Занятия 7.
Тема: Что такое исследование? Методы исследования
Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где человек использует свою способность исследовать окружающий мир:
Как и где человек проводит исследования в быту?
Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?
Что такое научные исследования?
Где и как люди используют результаты научных исследований?
Что такое научное открытие?
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т.п.).
Занятия 8.
Тема: Наблюдение и наблюдательность. Что такое эксперимент?
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков наблюдения (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии). Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.
Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).
Занятия 9
Тема: Учимся вырабатывать гипотезы. Учимся высказывать суждения
Что такое гипотеза? Как создаются гипотезы? Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы? Практические задания на продуцирование гипотез.
Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения – практическая работа.
Занятия 10.
Тема: Как правильно классифицировать. Что такое определения? Как давать определения понятиям
Что такое классификация и что значит «классифицировать»? Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации – поиск ошибок.
Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий.
Занятия 11
Тема: Учимся делать умозаключения и выводы
Знакомство с умозаключением. Что такое вывод? Как правильно делать умозаключения – практические задания.
Занятия 12.
Тема: Как задавать вопросы? Учимся выделять главное и второстепенное
Какими бывают вопросы? Какие слова используются при формулировке вопросов? Как правильно задавать вопросы? Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа – выявление логической структуры текста. Практические задания типа «Что сначала, что потом».
Занятия 13.
Тема: Как делать схемы?
Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т.д. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание «Пиктограммы».
Занятие 14.
Тема: Как работать с книгой?
Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными? Что такое справочник, энциклопедия, словарь и т.п.? С чего лучше начинать читать научные книги? Практическая работа по структурированию текстов.
Занятие 15.
Тема: Что такое парадоксы?
Что такое парадокс? Какие парадоксы нам известны? Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа «Эксперименты по изучению парадоксальных явлений».
Занятие 16.
Тема: Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях
Что такое мысленный эксперимент? Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель? Наиболее известные и доступные эксперименты на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки как модели людей, техники и др.).
Занятие 17.
Тема: Как планировать исследования и проекты
Чем исследование отличается от проекта? Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта.
Занятие 18.
Тема: Как сделать сообщение о результатах исследования
Что такое доклад? Как составлять план своего доклада? Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.
Самостоятельная исследовательская практика
Общий объем занятий – 10 часов.
Занятие 19.
Тема: Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований
Методика проведения тренировочных занятий подробно представлена в методических рекомендациях к программе.
Занятие 20.
Тема: Экспресс-исследование
Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по 2-3 человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция.
Занятие 21.
Тема: Мини-конференция по итогам экспресс-исследования
С краткими сообщениями выступают только желающие.
Занятие 22.
Тема: Экскурсия-исследование
Занятие посвящено изучению нового в процессе экскурсии. Тематика экскурсий варьируется в зависимости от возможности и условий. Класс также целесообразно поделить на группы
Занятие 23.
Тема: Мини-конференция по итогам экскурсии
Конференция по итогам исследования, выполненного на экскурсии, проводится через неделю. Каждой группе дается время на сообщение и ответы на вопросы.
Занятие 24.
Тема: Коллективная игра-исследование
Методика проведения коллективных игр-исследований описана в методических рекомендациях. Нужно выбрать любую из описанных игр или разработать собственную.
Занятие 25.
Тема: Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди».
Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах.
Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и собирает материал.
Занятие 26.
Тема: Сообщения о собранных коллекциях
Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнение собственного исследовательского задания на летние каникулы.
Мониторинг исследовательской деятельности
Общий объем – 6 часов
Занятие 27.
Тема: Мини-конференция по итогам экспресс-исследований
Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс-исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
Занятие 28.
Тема: Мини-конференция по итогам собственных исследований
Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам «Коллекционирование» и «Продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают свое мнение об услышанном.
Занятие 29.
Тема: Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований, о выполненных проектах, а также вопросы авторам.
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
· положительное отношение к исследовательской деятельности;
. широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
. интерес к новому содержанию и новым способам познания;
· ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
· способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
· внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
· выраженной познавательной мотивации;
· устойчивого интереса к новым способам познания;
· адекватного понимания причин успешности/не успешности исследовательской деятельности;
· морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
· принимать и сохранять учебную задачу;
· учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
. планировать свои действия;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
· оценивать свои действия на уровне ретро- оценки;
· адекватно воспринимать оценку учителя;
· различать способ и результат действия;
. вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
. выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
· проявлять познавательную инициативу;
. самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
. преобразовывать практическую задачу в познавательную;
· самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
· осуществлять поиск нужной информации для выполнения исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
. использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
. высказываться в устной и письменной формах;
. ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
. владеть основами смыслового чтения текста;
. анализировать объекты, выделять главное;
. осуществлять синтез (целое из частей);
· строить рассуждения об объекте;
· проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи;
· обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
. подводить под понятие;
. устанавливать аналогии;
. оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
. видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи.
Обучающийся получит возможность научиться:
· осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
· фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
· строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
· оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
· использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
· использовать речь для регуляции своего действия;
· допускать существование различных точек зрения;
· учитывать разные мнения, стремиться к координации;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться, приходить к общему решению;
. соблюдать корректность в высказываниях;
· задавать вопросы по существу;
· использовать речь для регуляции своего действия;
· контролировать действия партнера;
. владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
· учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию;
· аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
. с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
· допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
· адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом.
Курс «Юный исследователь» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
2) гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
4) географические и исторические карты;
5) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса. Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах.
Наряду с принципом наглядности в изучении курса в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.
В ходе изучения курса «Юный исследователь» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы, включая наблюдение, измерение, эксперимент. В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержания курса, а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации. Кроме того, важная роль принадлежит экскурсиям.
Занятия по данной программе состоят из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия. Форму занятий можно определить как практикумы, дискуссии.
На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации и её обработки. Закономерности использования дидактических средств могут быть представлены в виде правил для усвоения детьми.
Важным условием является придание обучению проблемного характера. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие осмысления.
Процесс познания делится на 3 стадии: выбор замысла и планирование деятельности, консультирование, защита своего исследования.
Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать творческие задачи, но и осознавать их логику. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу является разъяснение ученику последовательности действий и операций. Для преодоления трудностей, возникающих по ходу выполнения работы, ребёнку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков.
Подведение итогов по результатам освоения материала программы курса может быть проведено в форме коллективного обсуждения во время конференций, круглых столов, дискуссий.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
2. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
3. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.
4. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
5. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.
6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
7. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
8. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.
9. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.
10. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
11. В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: - В.Я. Потанина,М.: Академия, 2009 - 12с.
12. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
13. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2011. – 192с
14. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
15. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Я - исследователь»
данная программа соответствует ФГОС НОО...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» - Программы внеурочной деятельности....
Программа по внеурочной деятельности " Я - исследователь"
Программа по внеурочной деятельности " Я -исследователь"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс
Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 1 год и включает в себя 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-исследователь"
Рабочая программа составлена на основе "Программы исследовательского обучения младших школьников" А.И. Савенкова...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь"
Программа для 2 класса....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я исследователь" 2 класс
Новые акценты в деятельности образовательных учреждений предполагают «выход» за рамки классно-урочной системы, возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для...