Воспитание учащихся на культурном наследии и традициях татарского народа
методическая разработка

Талипова Замиля Габдулхаковна

Татарская культура - это дом родной,

Это папа, мама рядышком с тобой,

И калитка с кленом под твоим окном,

Музыка азана льется над селом,

И резные ставни, и большой балкон,

И крыльцо родное, что зовет нас в дом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_svoey_rabote.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание учащихся на культурном наследии и традициях татарского народа

     Я работаю в группах, в которых воспитание ведется на элементах национальной культуры, с учетом традиций татарского народа.

  В настоящее время, когда с экранов телевизоров и кино на сознание подрастающего поколения обрушиваются образцы поведения и культуры, идущие вразрез с вековыми нравственно-эстетическими нормами нации, задача учителей - ориентировать молодежь на общечеловеческие и национальные ценности.

    Татарский народ имеет богатую культуру. Прежде всего это татарская литература, музыка, живопись, это творцы, умевшие выразить склад ума, устремления и все то, что мы называем духовным миром народа. Это народное творчество, в котором выразилась душа народа: пословицы, поговорки, веселые поучительные шутки - мэзэк, татарские национальные праздники и игры, традиции и обряды. Это, наконец, язык - ключ к культуре народа.

Татарская культура - это дом родной,

Это папа, мама рядышком с тобой,

И калитка с кленом под твоим окном,

Музыка азана льется над селом,

И резные ставни, и большой балкон,

И крыльцо родное, что зовет нас в дом,

Пироги с картошкой, губадья, бэлеш,

Пение курая и ночная тишь,

Сабантуя скачки и родной язык,

Башни, минареты,  и Тукая лик, -

Это все культура, это предков зов,

Это смех и радость, и реальность снов.

    Для себя я определила следующие задачи воспитательной работы:

- развивать познавательные интересы учащихся, расширять  их кругозор. Для этого на уроках стараюсь пробуждать интерес учащихся к своему народу, его истории, традициям, культуре, желание еще больше узнать о жизни своего народа;

- воздействовать  на эмоциональную сферу ребенка, его чувства. Дети должны удивляться, восхищаться, радоваться, гордиться за свой народ, его мудрости и таланту;

- прививать учащимся сформированных веками морально-этических норм. Учащиеся должны уметь общаться друг с другом, со старшим поколением, строить межличностные отношения;

- вовлечь  учащихся в практические виды деятельности, где они приобретают навыки и умения в декоративно-прикладном искусстве, музыке, танцах, играх, в различных жанрах народного фольклора;

- пробудить  творческих начал в ребенке;

- создание элементов духовной культуры.

      Основу занятия татарского языка составляет изучение стихов, рассказов татарских поэтов и писателей. Какие же неиспользованные пласты огромной воспитательной силы, огромной эстетической ценности открываются в произведениях Г.Тукая, А.Алиша, М, Ш. Галиева и др.! Эти произведения дают возможность поразмышлять над многими темами: об экологии, о дружбе народов, о богатстве русского и татарского языков, о взаимоотношениях между людьми.

     Во внеклассной работе, при проведении различных школьных праздников, обязательно включаем номера художественной самодеятельности на татарском языке: стихи, песни, сценки, спектакли. Такие мероприятия способствуют сплочению в единый коллектив учеников, родителей и учителей, заставляют родителей задуматься о своих национальных корнях, помогают развивать творческие способности детей.

В конце учебного года традиционно проводится большой праздник "Сабантуй", который является итогом воспитательной работы. В подготовке и проведении праздников участвуют родители, соблюдаются все необходимые церемонии. Победители, как и положено, получают подарки (платки и полотенца), принесенные детьми. В начале праздника идут ребята с длинным шестом в руках, исполняя под аккомпанемент баяна песню и собирали эти подарки. Затем каждый ребенок участвует или в состязании, или в концертной программе. Никто не остается без приза. Главному победителю вручается "Джип", умещающийся на ладони. В конце праздника, как и принято на сабантуе, все гости и участники приглашаются за столы с татарскими национальными кушаньями, приготовленными родителями.

        Я считаю, что такие национальные праздники, затрагивающие эмоциональную сферу учеников, остаются в памяти надолго, повышают степень заинтересованности к истории своего народа, его традициям, культуре, рождают желание еще больше узнать обо всем этом.  

        Плоды дает только та работа, которая взаимосвязана. Уроки имеют взаимосвязь с содержанием воспитательных мероприятий по следующим направлениям:

- нравственное воспитание учащихся;

- внедрение национально-регионального компонента в учебный процесс.

Традицией стало проведение в школе таких мероприятий, как:

- Праздник «Урожая»;

- татарская елка;

- праздник «Навруз»;

- литературно-музыкальные композиции по творчеству писателей и композиторов;

   На данных праздниках учащиеся встречаются с героями татарских сказок, поют песни, играют в народные игры.

    Интересно в школе проходят праздники урожая «Сомбелэ», «Навруз», в котором ребята участвуют с большим желанием: поют, танцуют, рассказывают о национальных блюдах, приобщаются  к наследию татарского народа.

Наши дети представляют свои поделки, вышитые изделия на празднике «Навруз». Учащиеся и учителя активно участвуют в городских, окружных и международных  конкурсах, занимая призовые места.

Традиция в переводе с латинского означает «передача». Признаками традиции являются массовость, прочность, жизненность, долговечность, многообразие. Составной частью традиций являются обычаи.. Всё это – творение народа, где отражён исторический путь. Когда традиции соблюдаются постоянно и регулярно – они превращаются в привычную форму действия, устойчивый стереотип поведения. Вот это и должно быть нашей конечной целью в воспитании учеников нашего клуба на традициях татарского народа.

         Такие качества, как уважение к старшим, любовь к людям и родной земле, взаимопомощь и доброжелательное отношение к другим народам, трудолюбие, народ считал определяющими в характере человека. «Опирайся не на силу рук, а на доброе сердце», «Золото на земле не валяется, доброта не забывается» - провозглашает татарский народ.

         Новое всегда вырастает из старого. Народные традиции и обычаи складываются тысячелетиями. Поэтому в нашем городе очень плавно и наряду с новыми влились и религиозные традиции: такие, как Курбан-байрам, посещение мечети, имеющие не только религиозное воспитание, но и воспитание гуманных отношений уважение к старшим, скромность, вежливость, внимательность и доброжелательность, чуткость и отзывчивость, сочувствие и сострадание) Как дети, так и родители не остались в стороне от национальных традиций, приняв активное участие в праздник Курбан-байрам. Дети, которые наиболее заинтересовались религиозной стороной воспитания, в определённые дни посещают мечеть и получают дополнительное воспитание и образование в области религии и истории, обучаются азам арабского языка и каллиграфии. Школа должна оставаться общеобразовательной и религиозных обучений здесь быть не должно. Но каждому желающему оно должно быть доступно.

         Как один из элементов воспитания на национальных традициях является устное народное творчество: пословицы и поговорки. Этот метод используется многими моими коллегами - филологами. Это помогает знакомить не только с устным народным творчеством народа, но даёт ещё и развитие речи, помогает изучению и усвоению языка. С учётом того, что у большинства людей зрительная память более развита, чем слуховая, этот метод я использовала в прошлом году на общешкольном празднике птиц. Каждому ребёнку, а их было в прошлом году 20, было дано задание выучить стихотворение на татарском языке о конкретной птице, написать на плакате название данной птицы на русском и татарском языках и разукрасить её. Дети не только сами визуально работали с названиями птиц, но и при чтении стихотворения на сцене держали плакаты перед зрителями. Конечно, для прочного усвоения названий нужна систематичность и повторяемость. Эту работу мы повторим в апреле – начале мая..

         У всех народов педагогическая культура складывается из одних и тех же элементов. Сказки, мифы, поучительные рассказы, песни, стихи, скороговорки. У нас в клубе есть аудиокассета с национальными сказками на татарском языке. Пробовала ставить её на занятиях татарского языка. Дети с воодушевлением приняли эту идею, но постепенно их интерес погас. Думаю, из-за непонимания языка. Им пока ещё трудно воспринимать такой литературный язык. Я надеюсь, что наши воспитанники клуба, изучая татарский язык, в дальнейшем начнут понимать красоту и величие нашего родного языка. Постигать глубину и мудрость народа, знакомясь с произведениями на родном языке

         

     На праздники мы разучиваем стихи на родном языке. Большой вклад в развитие речи детей вносят народные песни. Даже на остановке, когда мы ждём автобус для поездки на приглашённые мероприятия, дети не стесняясь окружающих, запевали наши песни. Я помню себя и своих сверстников, приехавших после окончания школы из татарских деревень в город и стесняющихся при окружающих даже разговаривать на родном языке; коверкали свои имена подделывая их под русские, стеснялись своего акцента. Это были устои того времени, которые постепенно искореняются, и наши дети растут намного здоровее нас по отношению к своему языку, по крайней мере, многие из детей, которые учатся в нашей школе.

     Ключевыми характеристиками воспитания татарского народа на протяжении многих столетий были любовь, гуманное и уважительное отношение к детям. Рождение детей и их воспитание издавна считались для родителей большим счастьем. Оно отражено в многочисленных традициях, в произведениях разных жанров устного народного творчества. Правда, некоторые обычаи устарели, стали невостребованы  и выпали из нашей жизни. Например: младшему сыну в семье давать фамилию, производную от имени его дедушки по линии отца или младшего сына оставлять после женитьбы хозяином отцовского дома.

         Второй необходимой стороной традиции является воспитание в детях уважительного отношения к старшим, почитание их мудрости. Уважение к старшим должно быть неотъемлемой нормой, основываться не на страхе, а на преклонении перед жизненным опытом. Уважительное отношение к старшим – одна из лучших черт татарского народа.

         Особое место среди обычаев занимает обычай гостеприимства, который содействует формированию таких нравственных качеств, как дружба и товарищество, честность, скромность, приучает делать добро другому человеку. Здесь же воспитываются способность к дружбе, дружеская верность. Родители никогда не были равнодушными к выбору их детьми друзей. Были различные обряды установления дружеских отношений (ахирэтлэшу – для девочек 10-12 лет. ) Например, моя мама и ее подруга называли друг друга «сирень», «ахирэт», «ландыш». Этот обряд постепенно выпал из нашей жизни. Но его нетрудно возродить, рассказав об этих обрядах нашим детям.

         Татарского  народа всегда отличала скромность! Скромность немыслима без умения вежливо относиться к товарищам, родителям, старшим. Немалое место в достойной жизни человека народная мудрость отводила честности. Неразрывна связь с традицией взаимопомощи между людьми. И все эти традиции мы воспитываем такими методами и средствами, как: убеждение словом, народным фольклором (детский фольклор, пословицы, поговорки, песни, сказки); назиданием (наставлением, поучением); наказами («не вытирай со стола руками – будет шум»); воспитанием на примерах.          Воспитание вышеперечисленных качеств, основанные на наших народных традициях, возможно тогда и только тогда, когда воспитатель, учитель, родитель и просто взрослый сам обладает этими качествами или стремится их воспитать в себе, находится в постоянной работе над собой. Только при подкреплении личным примером, когда слова не расходятся с делами, можно добиться положительного результата.

     В своём выступлении больший акцент делаю на традиции народа.

  Курбан байрам», «Ураза байрам».

     История этих праздников уходит глубоко в древность. В школе этот праздник проводится как дань уважения семейным традициям большинства учеников. Праздник проводится  с целью воспитания высоконравственных позиций учащихся школы. Это праздник почитания и уважения, торжества добра и справедливости.

Фестиваль татарской народной песни

    Соприкосновение с истоками татарской песни, звучание живого родного языка со всем его многообразием и богатством — главное назначение этого фестиваля. Фестиваль помогает передавать из поколения в поколение народные песни, сохраняя их колорит и своеобразие.

   Многие дети пришли в наш клуб, не зная языка, а уже в начале второго года обучения смогли показать на празднике «Сомбелә» целую сказку «Репка» полностью на татарском языке. Разве это возможно без воспитания наших детей на традициях татарского народа? И это ещё только начало. Главное – создать прочный фундамент культуры, а развитие у каждого человека проходит через всю его жизнь.

       И завершая своё выступление, хочу ещё раз напомнить одни из самых основных сторон воспитания на традициях татарского народа:

  • любовь, гуманное и уважительное отношение к детям.

  • воспитание в детях уважительного отношения к старшим, почитание их мудрости

  • обычай гостеприимства

  • скромность

  • вежливость

  • взаимопомощь между людьми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотизма через знакомство с национальными традициями мордовского народа в условиях поликультурной образовательной среды.

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Образование и воспитание младших школьников в условиях поликультурного региона"...

Духовно-нравственное воспитание учащихся во внеклассной работе. Программа кружка «Этнография народов Татарстана»

На протяжении многих тысячелетий традиционная культура помогала человеку в познании мира, природы, самого себя, адаптировала к жизни, систематизировала и хранила знания, становясь источником про...

Обычаи и традиции татарского народа.

У каждого народа есть свои обычаи, оставшиеся от предков,  в которых хранится дух народа....

Фольклорный праздник Масленица как средство приобщения учащихся к культурному наследию мордовского и русского народов

Фольклорный праздник   "Масленица"проведён в МОУ "СОШ №22" г. Саранска во 2 Б классе.Цель: погружение детей в мир традиционной культуры и создание социокультурной среды    посредс...

План-конспект внеурочной деятельности на тему "Обычаи и традиции татарского народа" для 1 класса

Татар халкының мең елларга сузылган тормышында тупланган тәҗрибәсе, гадәтләре, кешене  шәхес итүче сыйфатлары, бай тарихы, тәрбия зиннәтләре бар. Шуларга мөрәҗәгать итү тәрбия эшенең нәтиҗәлелеге...

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ТАТАРСКОГО НАРОДА

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ  ТАТАРСКОГО НАРОДА...