Дополнительная образовательная программа «Я-исследователь»
рабочая программа на тему
Актуальность программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.Актуальность программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.
Чтобы сформировать у подрастающего поколения новые компетенции, необходимые в обществе, использующем современные информационные технологии; позволит обеспечивать динамическое развитие личности ребенка, его нравственное становление; формировать целостное восприятие мира, людей и самого себя, развивать интеллектуальные и творческие способности ребенка в оптимальном возрасте, целесообразно изучать программу «Я - исследователь».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_-issledovatel.doc | 199 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Актуальность программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.
В современном информационном обществе ребенок должен уметь работать на компьютере, находить нужную информацию в различных информационных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете), обрабатывать ее и использовать приобретенные знания и навыки в жизни.
Изучение информационных технологий в начальной школе является неотъемлемой частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки информации.
Чтобы сформировать у подрастающего поколения новые компетенции, необходимые в обществе, использующем современные информационные технологии; позволит обеспечивать динамическое развитие личности ребенка, его нравственное становление; формировать целостное восприятие мира, людей и самого себя, развивать интеллектуальные и творческие способности ребенка в оптимальном возрасте, целесообразно изучать программу «Я - исследователь».
Программа дает возможность учащимся приступить к изучению новых информационных технологий с пользой для себя на соответствующем им уровне развития, учиться применять компьютер как средство получения новых знаний.
Целью курса является формирование основ информационно-коммуникационной компетентности.
Задачи:
- формировать навыки и умения работы с персональным компьютером, стандартными компьютерными программами (MS Power Point, MS Publisher); умения грамотно пользоваться источниками информации, положительную мотивацию обучающихся к проектно - исследовательской деятельности;
- научить учащихся работать с различными видами информации в Интернете и обработка ее, правильно организовать информационный процесс;
- сформировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве (умение вести диалог, координировать свои действия при работе с самим собой и с партнерами по группе и классу, сопереживать, быть доброжелательными и чуткими, проявлять социальную адекватность в поведении);
- приобщить к проектно-творческой деятельности;
- развивать самосознание, самостоятельность, творческие и интеллектуальные способности детей;
- воспитывать понимание, стремление воспитанников к познанию нового, способствовать расширению кругозора детей, эмоционально-положительного отношения к компьютерам.
Курс построен на специально отобранном материале и опирается на следующие принципы:
- наглядность;
- доступность;
- системность в изучении основ проектной деятельности и ее организации;
- связь теории с практикой;
- дифференциация;
- единство группового и индивидуального обучения;
- соответствие обучения возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников.
- творческая активность;
- междисциплинарная интеграция.
Реализация данной программы предусматривает использование следующих форм организации занятий: проектная и коллективно-творческая деятельность (творческая работа, проект, коллективные и индивидуальные исследования, публичная защита проектов, создание публикации, мини- конференция, консультация). Все занятия носят практический характер.
Методы проведения занятия, как правило, интерактивные: мозговой штурм, групповая дискуссия, звездочка обдумывания, ролевые, деловые игры и т. д.
Применение таких методов, форм опирается на инициативность, самостоятельность, активность обучающихся в ходе проектирования и исследования. При этом задача учителя сводится к тому, чтобы создать условия для их инициативы, поддержать процесс выработки нового опыта. Чтобы ребенок был инициативен, учитель должен отказаться от роли «носителя информации» и роли арбитра.
Программа «Я – исследователь» составлена для учащихся 3-4 классов общеобразовательных школ, рассчитана на 2 года обучения при одном занятии в неделю (34 часа в год, итого: 68 часов).
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
В результате изучения данной программы учащиеся должны знать:
- правила техники безопасности;
- основные устройства ПК;
- правила работы за компьютером;
- возможности текстового редактора WORD;
- назначение и работу программы Power Point;
- назначение и возможности программы для создания публикаций MS Publisher;
- понятия локальных и глобальных сетей;
- основы Интернет.
должны уметь:
- соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
- включить, выключить компьютер;
- работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
- свободно набирать информацию на русском и английском регистре;
- запускать нужные программы, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу.
- работать с программами Word, MS Publisher, Power Point;
- создавать презентацию, используя все возможности Power Point;
- создавать публикации, используя возможности программы MS Publisher;
- выполнять и защищать творческие работы, проекты.
Система отслеживания и оценивания результатов детей
Способами проверки ожидаемых результатов служат: входной контроль – в начале года (собеседование с учащимися); текущий контроль в течение года (выполнение творческого, проектного задания); итоговый контроль – апрель-май текущего учебного года (творческий проект), (опрос, проверка заданий на ПК).
Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся. Результативность деятельности детей в кружке оценивается также путем анкетирования, тестирования, написание и иллюстрирование статей (WORD), редактирование текстов, создание презентаций POWER POINT, публикаций MS Publisher, защита проектов. Оценкой достигнутого уровня является участие детей в конкурсах различных уровней. Результаты участия детей фиксируются в портфолио каждого обучающегося кружка.
Структура программы соответствует установленным требованиям к содержанию и оформлению программ дополнительного образования.
«Я – исследователь» может быть рекомендована в качестве дополнительной программы для реализации в образовательном процессе.
Содержание программного материала
I год обучения. «Презентация. Это интересно!» (34ч.)
Введение.
Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. Правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.
Учащиеся будут знать:
- как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
- для чего нужны основные устройства компьютера.
Учащиеся будут уметь:
- пользоваться мышью и клавиатурой;
- запускать и завершать компьютерные программы.
Компьютерная графика.
Примеры графических редакторов. Панель инструментов графического редактора. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции.
Учащиеся будут уметь: выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ; сохранять созданный рисунок и вносить в него изменения.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться: придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.
Ввод текста в презентацию. Звук и компьютер.
Эффекты анимации в презентации.
Знакомство с программой Power Point.Работа со слайдами: макеты слайдов. Работа со слайдами: заполнение слайдов. Работа со слайдами: макеты слайдов, заполнение слайдов. Вставка рисунка. Вставка таблицы. Оформление слайда. Анимация и звук в процессе смены слайдов. Анимация и звук в процессе появления объектов на слайде. Демонстрация презентации. Разработка презентации «Новогодняя открытка». Разработка и выполнение проекта «Сказка как литературный жанр». Защита проекта.
Учащиеся будут уметь:
- представлять свою исследовательскую работу в виде презентации.
Учащиеся будут знать:
- для чего служит программа Power Point .
Учащиеся будут уметь:
- создавать презентации;
- разрабатывать заполнение, содержание, оформление слайдов;
- добавлять анимацию и звук в презентации;
- представлять свою работу в виде презентации.
Интернет.
Систематизация, хранение и поиск информации. Основные носители информации. Правила работы с ними. Знакомство с сетью Интернет. Правила безопасной работы в сети Интернет. Поисковые системы. Правила поиска информации. Поиск информации. Поиск информации с использованием различных поисковых систем.
Учащиеся будут знать:
- для чего служит всемирная компьютерная сеть;
- правила безопасности в сети Интернет;
- основные поисковые системы
- защита авторского права.
Учащиеся будут уметь: пользоваться поисковыми системами.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I год обучения. «Презентация. Это интересно!»
Рассчитан на 34 учебных часа (1 раз в неделю)
№ n/n | Тема | Количество теоретических часов | Количество практических часов | Всего часов |
Введение. | 1 | 2 | 3 | |
Ввод текста в презентацию. | 1 | 2 | 3 | |
Компьютерная графика. | 1 | 2 | 3 | |
Звук и компьютер. | 1 | 2 | 3 | |
Эффекты анимации в презентации. | 1 | 1 | 2 | |
Творческая работа «Новогодняя открытка». | 2 | 2 | ||
Проект «Сказка как литературный жанр». | 4 | 10 | 14 | |
Презентация работы. Составляющие успеха. Тезисы. | 1 | 3 | 4 | |
Итого: | 4 | 10 | 14 |
Примерное учебно-тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов | Примечание |
Введение. | 3 ч. | ||
1. | Вводное занятие «Здравствуй, это я!» | 1 | коллективно-творческая работа |
2. | Знакомство с компьютером. Программа MS Power Point. | 1 | практическое занятие |
3. | Знакомство с компьютером. Программа MS Power Point. | 1 | практическое занятие |
Ввод текста в презентацию. | 3 ч. | ||
4. | Ввод текстовой информации в презентацию. | 1 | |
5, 6. | Редактирование презентации. | 2 | практические занятия |
Компьютерная графика. | 3 ч. | ||
7. | Компьютерная графика: устройства ввода. | 1 | |
8. | Компьютерная графика: технология вставки графики. | 1 | практическое занятие |
9. | Компьютерная графика: дизайн презентации. | 1 | практическое занятие |
Звук и компьютер. | 3 ч. | ||
10. | Звук и компьютер. | 1 | |
11,12. | Звук и компьютер. Устройства ввода и вывода звуковой информации, звуковое оформление презентации | 2 | практическое занятие |
Эффекты анимации в презентации. | 2 ч. | ||
13. | Эффекты анимации в презентации | 1 | |
14. | Настройка презентации. | 1 | практическое занятие |
Творческая работа «Новогодняя открытка». | 2 ч. | ||
15,16. | Творческая работа «Новогодняя открытка». | 2 | практические занятия |
Проект «Сказка как литературный жанр». | 14 ч. | ||
17. | Формулирование целей и задач проекта. Разделы проекта. | 1 | практическое занятие |
18,19. | Поиск информации в сети Интернет. | 2 | практические занятия |
20,21. | Сохранение информации. | 2 | практические занятия |
22, 23. | Использование ресурсов сети Интернет. | 2 | практические занятия |
24. | Авторское право. | 1 | практическое занятие |
25. | Что такое сказка. | 1 | |
26. | Виды сказок. | 1 | |
27. | Признаки волшебной сказки. | 1 | практическое занятие |
28. | Отличие сказки от других жанров. | 1 | |
29. | Иллюстрирование сказок. Значение цвета. | 1 | практическое занятие |
30. | Язык сказки. | 1 | |
Презентация работы. | 4 ч. | ||
31. | Тезисы. | 1 | практическое занятие |
32. | Составляющие успеха. | 1 | практическое занятие |
33. | Презентация работы. | 1 | практическое занятие |
34. | Подведение итогов. | 1 | |
Итого: | 34 ч. |
II год обучения. «Моя первая публикация!» (34ч.)
Введение.
Основы работы с компьютером, правила техники безопасности и организация рабочего места (показ презентации).
Текстовый редактор.
Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажеры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажеров и текстовых редакторов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод заглавных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение, открытие и создание новых текстов, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев.
Учащиеся будут уметь:
- набирать текст на клавиатуре;
- сохранять набранные тексты, открывать ранее сохраненные тексты и редактировать их;
- копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;
- устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться: подбирать походящее шрифтовое оформление для разных частей текстового документа; составлять тексты, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление.
Поиск и сохранение информации.
Систематизация, хранение и поиск информации. Основные носители информации. Правила работы с ними. Знакомство с сетью Интернет. Правила безопасной работы в сети Интернет. Поисковые системы. Правила поиска информации. Поиск информации. Поиск информации с использованием различных поисковых систем.
Учащиеся будут знать:
- для чего служит всемирная компьютерная сеть;
- правила безопасности в сети Интернет;
- основные поисковые системы
- защита авторского права.
Учащиеся будут уметь: пользоваться поисковыми системами.
Программа для создания публикаций MS Publisher. Знакомство с программой MS Publisher (макеты публикаций, заполнение страниц публикации, вставка рисунка, вставка таблицы, оформление публикации). Создание коллективной публикации «Азбука безопасности». Демонстрация публикации.
Учащиеся будут уметь:
- представлять свою исследовательскую работу в виде публикации.
Учащиеся будут знать:
- для чего служит программа MS Publisher.
Учащиеся будут уметь:
- создавать публикации;
- разрабатывать заполнение, содержание, оформление страниц публикации;
- представлять свою работу в виде публикации.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
II год обучения. «Моя первая публикация!»
Рассчитан на 34 учебных часа (1 раз в неделю)
№ n/n | Тема | Количество теоретических часов | Количество практических часов | Всего часов |
1. | Введение. | 1 | 1 | 2 |
2. | Текстовый редактор. | 4 | 4 | 8 |
3. | Поиск и сохранение информации. | 1 | 2 | 3 |
4. | Программа для создания публикаций MS Publisher. | 2 | 1 | 3 |
5. | Создание коллективной публикации «Азбука безопасности». | 4 | 10 | 14 |
6. | Презентация работы. | 1 | 3 | 4 |
Итого: | 13 | 21 | 34 |
Примерное учебно-тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов | Примечание |
Введение. | 2 ч. | ||
1. | Техника безопасности. | 1 | |
2. | Знакомство с курсом. | 1 | практическое занятие |
Текстовый редактор. | 8 ч. | ||
3-7. | Текстовый редактор. | 4 | |
8-11. | Ввод текста. | 4 | практические занятия |
Поиск и сохранение информации. | 3 ч. | ||
12. | Сеть Интернет. | 1 | практическое занятие |
13. | Поиск и сохранение информации. | 1 | практическое занятие |
14. | Авторское право. | 1 | |
Программа для создания публикаций MS Publisher. | 3 ч. | ||
15,16. | Программа для создания публикаций MS Publisher. | 2 | |
17. | Программа для создания публикаций MS Publisher. | 1 | практическое занятие |
Создание коллективной публикации «Азбука безопасности». | 14 ч. | ||
18. | Формулирование целей и задач публикации. Разделы. | 1 | практическое занятие |
19,20. | Поиск информации в сети Интернет. | 2 | практические занятия |
21,22. | Сохранение информации. | 2 | практические занятия |
23,24. | Использование ресурсов сети Интернет. | 2 | практические занятия |
25. | Авторское право. | 1 | практическое занятие |
26,27. | Что такое светофор. История создания. | 2 | |
28. | Правила поведения пешехода. | 1 | |
29. | Простые правила безопасности на дорогах. | 1 | |
30. | Создание публикации. | 2 | практические занятия |
Презентация работы. | 4 ч. | ||
31. | Тезисы. | 1 | практическое занятие |
32. | Составляющие успеха. | 1 | практическое занятие |
33. | Презентация работы. | 1 | практическое занятие |
34. | Подведение итогов. | 1 | |
Итого: | 34 ч. |
Литература для педагога
- Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и их родителей. – СПб., 1996.
- Гигиенические требования к использованию ПК в начальной школе// Начальная школа, 2002. - № 5. – с. 19 - 21.
- Горячев В.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. – М: Баласс, 2006, 145 с.
- Горячев В.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика в играх и задачах. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М: Баласс, 2006, 167 с.
- Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников// Начальная школа, 2005. - № 11. – с. 120-126.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393)
Молокова А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы//
- Начальная школа, 2005. - № 1. – с. 119-123.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование./ Министерство образования Российской Федерации. – Москва, 2004
- 10.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт начального общего образования по технологии// Начальная школа, 2004. - № 9,10.
- Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч.2: Офисная технология и информационные системы. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. - с.336.
Дополнительная и справочная литература
1. Максимова Л. Г. Социально-культурологический подход в преподавании
пропедевтического курса информатики// Информатика и образование. – М. 2008. № 12 С. 25-27.
3. Малых Т.А. Наши дети во всемирной паутине Интернета // Начальная школа
плюс До и После. – М. 2007, № 7. С. 8-11.
4. Малых Т.А. Информационная безопасность молодого поколения //
Профессиональное образование. Столица. – М.2007. № 6. С.30.
5. Малых Т.А. Ребенок у компьютера: за или против// Воспитание школьников. -
М.2008. № 1.С.56-58
Литература для обучающихся
- «Информатика. Основы компьютерной грамоты. Начальный курс» под ред. Н.В. Макаровой, Питер, 2004 г.
- Мой друг компьютер. Детская энциклопедия А.В. Зарецкий
- Соболев А. Игры с Чипом. М.: Детская литература, 1991
Интернет – ресурсы.
www.bezpeka.com/ru – портал БЕЗПЕКА все об информационной безопасности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
Занятие по дополнительной образовательной программе "Я-исследователь" Тема: "Что такое эксперимент?"
Конспект занятия по подпрограмме "Тренинг". Подпрограмма "Тренинг" направлена на развитие исследовательских способностей учащихся. В ходе занятий дети овладевают специальными знаниями, уме...
Дополнительная образовательная программа "Я-исследователь"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-исследователь"разработана на основе авторской программы А.И. Савенкова "Я - исследователь"...
Дополнительная образовательная программа «Я - исследователь»
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Я - исследователь». для детей 7-11 лет. Срок реализации - 4 года...
Дополнительная образовательная программа "Маленький исследователь"
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе сборника программ Министерства образования Ульяновской области Ульяновского института повышения квалификации и пере...
Календарно тематическое планирование дополнительной образовательной программы «Я-исследователь «Родословная моей семьи» 2014-2015 учебный год
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Прогимназия «Сообщество» Календарно тематическое планированиедополнительной образовательной программы «Я-исследователь «...
Методическая разработка занятия на тему «Разнообразие животного мира» по курсу дополнительной общеразвивающей программы «Юный исследователь природы»
Методическая разработка занятия на тему "Разнообразие животного мира".Цель данного занятия - познакомить детей с основными классами животных (насекомые, рыбы, птицы, земноводные, пресмыкающи...