Занятие по дополнительной образовательной программе "Я-исследователь" Тема: "Что такое эксперимент?"
план-конспект урока (1 класс) на тему
Конспект занятия по подпрограмме "Тренинг". Подпрограмма "Тренинг" направлена на развитие исследовательских способностей учащихся. В ходе занятий дети овладевают специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.4 КБ |
![]() | 15.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 3
Тема: Что такое эксперимент?
Цель: познакомить с методом исследования – экспериментом.
Задачи:
Образовательная: знакомство с понятием «эксперимент», «экспериментирование».
Воспитательная: способствовать осознанию необходимости овладения исследовательскими умениями.
Развивающая: развитие умения наблюдать, анализировать и делать выводы.
Оборудование: рабочие листы, Рабочая тетрадь, деревянный кубик, металлическая крышка, пластмассовая ложка, кнопка, скрепка, гвоздь, монета, алюминиевая линейка, бумажный кораблик, стеклянный таз с водой, фольга, зеркало.
Ход занятия.
Этапы занятия | Содержание этапа | Задачи этапа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организа-ционный момент. | Игра «Импульс». - Ребята, встаньте в круг и возьмитесь за руки. Поочередно пожмите друг другу руки. | Настрой на работу и доброжелательное отношение друг к другу | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Актуализа-ция знаний. | - О чем мы говорили на прошлом уроке? Какие методы исследования вы знаете? - Как вы поняли, что такое наблюдение? Для чего надо быть наблюдательным? - Проверим вашу наблюдательность. Как по вашем наблюдениям выглядит веселый человек, грустный, опрятный и неряха? Задание1 -Рассмотрите предметы вокруг вас. Назовите все предметы красного цвета, все прямоугольные предметы, все мягкие предметы, все бьющиеся предметы. -Какое задание было трудным для выполнения? (Назвать все мягкие и все бьющиеся предметы) Почему? | Развитие наблюда-тельности и умения анализиро-вать. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Формулировка темы и постановка цели занятия. | Наблюдение -самый доступный из всех методов. Но не всегда простым наблюдением можно найти истину. -Сегодня мы поговорим о таком методе исследования, как эксперимент. | Формирование умения ставить перед собой цель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Работа над основными понятиями | - Попробуйте сами дать определение понятию «Эксперимент». Обратимся к словарю. Эксперимент (лат. experimentum - проба, опыт) -один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания. В отличие от наблюдения, только фиксирующего свойства предметов, эксперимент предполагает воздействие человека на объект и предмет исследования. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения. Эти действия называются экспериментированием. Задание2. Определение плавучести предмета. Перед детьми лежат пять предметов: деревянный кубик, металлическая крышка, пластмассовая ложка, кнопка, бумажный кораблик. -Как вы думаете, какой предмет утонет?(Выдвижение гипотезы) Проверка гипотезы. Вывод. Не все можно предугадать, поэтому мы и проводим эксперимент, так как не все можно проверить словами. Продолжим эксперимент. -Все ли предметы одинаково держатся на воде? От чего это зависит? Почему металлическая крышка не тонет, а скрепка- тонет? - Что произойдет, если соединить плавающий и неплавающий предметы? ( крышка и скрепка, крышка и несколько скрепок) От чего зависит плавучесть? | Умение работать с толковым словарем Определение понятия. Работа в тетради | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Упражнение на развитие исследовательских умений. | Работа в рабочей тетради. Задание1 Эксперименты с отражением. Многие блестящей предметы, и это хорошо известно людям, позволяют увидеть собственное отражение. - Какие предметы в нашей комнате могут отражать предметы? -Сейчас мы проведем эксперимент и попробуем определить от чего зависит качество изображения в отражающих предметах.
Вывод. Предметы хорошо отражаются в гладких и блестящих поверхностях. Задание2. Эксперимент с магнитом и металлами. -Многие знают, что магнит, как по волшебству, притягивает металлы. Но все ли металлы притягивает магнит? Попробуем провести эксперимент.
Вывод. Магнит хорошо притягивает стальные предметы, а медные и алюминиевые - нет. | Развитие умения поводить исследова-ние, анализиро-вать, делать выводы, фиксиро-вать резуль-таты. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Итог занятия | -Что мы хотели узнать на уроке, какие цели ставили? Что нового вы узнали? | Рефлексия. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| В тетради задание №3 |
Предварительный просмотр:
Занятие №3
- Эксперименты с отражением.
Предмет | Поверхность гладкая/ неровная | Поверхность блестящая/ тусклая | Отражение хорошее/плохое |
Металл. ложка |
|
|
|
Фольга |
|
|
|
Стекло |
|
|
|
Зеркало |
|
|
|
Попробуйте определить, от чего зависит качество изображения в отражающих предметах.
Вывод. Ясность и четкость отражения зависит от__________________________________________________________________________________________________________________________
2. Эксперимент с магнитом и металлами.
Многие знают, что магнит, как по волшебству, притягивает металлы. Но все ли металлы притягивает магнит? Попробуем провести эксперимент.
Предмет | Металл | Притяжение |
Скрепка | сталь |
|
Кнопка | сталь |
|
Гвоздь | сталь |
|
Проволока | медь |
|
Ложка | алюминий |
|
Вывод. Магнит притягивает предметы из__________________________________________________________
Домашнее задание
Проведи дома эксперимент «Как вода исчезает». Найди предметы, указанные в таблице, и понемногу лей на них водой из ложки. Результат запиши в таблицу. Сделай вывод.
Предмет | Впитывает ( хорошо, плохо, не впитывают) | Предмет | Впитывает ( хорошо, плохо, не впитывают) |
Губка | Фарфор. блюдце | ||
Газета | Полиэтилен | ||
Вывод: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие объединения дополнительного образования ЮИД "Введение в образовательную программу"
представление основных направлений деятельности в рамках образовательной программы, создание образовательной среды для положительной мотивации посещения занятий по программе “ЮИД”....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/30/picture-345344-1522420228.jpg)
Сценарий внеурочного занятия дополнительной образовательной программы И.А. Генераловой «Театр».
Сценарий внеурочного занятия дополнительной образовательной программы И.А. Генераловой «Театр»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/11/picture-803149-1541940409.jpg)
Рабочая программа по предоставлению дополнительных образовательных услуг по программе «Планета загадок». Занятия с психологом.
Психологические исследования показывают, что подготовка к школе в форме выработки простейших школьных знаний, умений и навыков не имеют ничего общего с психологической готовностью к школьному обучению...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/08/picture-664244-1441743094.jpg)
Работа с детьми с ОВЗ на занятиях по дополнительной образовательной программе «Друзья природы»
Из опыта работы с детьми с ОВЗ на занятиях по дополнительной образовательной программе «Друзья природы»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/18/picture-1305922-1610992006.jpg)
"Методические рекомендации по организации комплексных занятий по подготовке младших школьников к интеллектуальным конкурсам и олимпиадам (в рамках дополнительной образовательной программы «Эрудит»)"
В данной методической разработке представлены необходимые условия для реализации и универсальная структура комплексных занятий; методические рекомендации по проведению комплексных занятий и организаци...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/18/picture-1305922-1610992006.jpg)
"Создание системы комплексных занятий в рамках дополнительной образовательной программы «Эрудит» как средство развития интеллектуального потенциала младших школьников: шаги успешной реализации инновационного проекта"
В статье представлены шаги успешной реализации инновационного проекта. Разработанная система комплексных занятий в рамках дополнительной образовательной программы «Эрудит» может служить ср...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/07/picture-1339562-1625667172.jpg)
Занятие "О чём расскажет бабушкин сундук" (к дополнительной образовательной программе "Истории старой квартиры")
Представлена методическая разработки занятия. С мастер-классом в приложении....