рабочая программа по бисероплетению
рабочая программа (4 класс) на тему
Бисероплетение – забытое искусство, в последние годы находит все больше поклонников. Искусство изготовления украшений из мелких бусин, бисера, стекляруса – низание, один из очень интересных видов народного творчества. Миниатюрные бусинки, вспыхивающие разноцветными огоньками, соединенные вместе, создают радостный мир, волшебный и таинственный, как сказка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biseropletenie_galkina.docx | 43.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Мужевская средняя общеобразовательная школа
имени Н. В.Архангельского»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Протокол № _____ | УТВЕРЖДАЮ Директор школы Е.В. Костылева Приказ №_________ от «______»_______2015г |
от «____»______2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4 «В» класс
Учитель: Галкина Лариса Михайловна
с. Мужи
2015 год
Пояснительная записка
Бисероплетение – забытое искусство, в последние годы находит все больше поклонников. Искусство изготовления украшений из мелких бусин, бисера, стекляруса – низание, один из очень интересных видов народного творчества. Миниатюрные бусинки, вспыхивающие разноцветными огоньками, соединенные вместе, создают радостный мир, волшебный и таинственный, как сказка.
Декоративно-прикладное искусство, являясь неотъемлемой частью национальной культуры, сохраняя традиции преемственности поколений, народное искусство влияет на формирование художественной культуры личности. Основу декоративно - прикладного искусства составляет творческий ручной труд. Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию в них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук - является важнейшим средством коррекции психического развития дошкольника. В.А. Сухомлинский отмечал тесную связь в периоде детства мыслительных процессов с наглядными предметами окружающего мира: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит это взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок ...» ( В. А. Сухомлинский «Сердце отдано детям». Киев. 1969, с.220).
Курс «Бисеринка» разработан для учеников 1-4-х классов и рассчитан на 33 часа в 1 классе и 34 часа во 2-4 классах. Занятия можно проводить фронтально и индивидуально. Фронтально обычно проводится теоретическая часть занятий и вводные занятия по темам на первом этапе обучения, а на втором этапе работа осуществляется, как правило, индивидуально или небольшими группами, в зависимости от склонностей и особенностей Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
Курс состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части учащиеся получают сведения из истории рукоделия, знакомятся с материалами и инструментами для работы, свойствами натуральных камней, условными обозначениями на схемах, правилами техники безопасности при работе. Выполняя практические работы, учащиеся приобретают начальные навыки низания, учатся выполнять простейшие цепочки, изготавливают несложные изделия декоративно-прикладного назначения.
В зависимости от уровня подготовленности учитель предлагает учащимся при выполнении самостоятельных работ различные по сложности изделия. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке. Серьезное внимание следует уделять соблюдению правил техники безопасности. Более глубокому освоению курса будут способствовать выставки творческих работ учащихся, участие в школьных, районных конкурсах.
Деятельность учащихся первоначально носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера - творческих проектов.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
- качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
- степень самостоятельности;
3. уровень творческой деятельности.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации
Данный курс « Бисеринка» позволяет ученикам оценить привлекательность для себя такого вида художественного ручного труда как бисероплетение, которое переживает сегодня новый виток развития. Материал курса может быть использован также при изучении раздела «Художественная обработка материалов» в образовательной области «Технология».
Основные формы и методы обучения:
- эвристическая беседа;
- метод проблемного изложения материала;
- иллюстративный;
- практическая работа;
- индивидуальная форма художественного творчества;
- коллективный анализ творческих работ.
Актуальность программы - приобщение учащихся к народному искусству. Работа по бисероплетению доступна всем, изделия из бисера изготовленные своими руками могут послужить в качестве подарок родным и знакомым.
Цель программы – познакомить с историей возникновения бисероплетения, научить приемам работы с бисером, рубкой, стеклярусом, приобщить учащихся к творчеству.
Задачи программы.
1.Обучающие:
- ознакомление с одним из видов декоративно-прикладного искусства;
- ознакомить учащихся с основами знаний в области композиции, цветоведения;
- вырабатывать у учащихся интерес выполнять украшения своими руками.
2.Воспитательные:
- воспитание любви к прекрасному в искусстве;
- воспитание уважения к народным традициям;
- воспитание аккуратности, трудолюбия.
3.Развивающие:
- развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса;
- нравственное, интеллектуальное развитие личности;
- развитие внимания, памяти, абстрактного и логического мышления.
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся.
Учащиеся должны знать:
- историю возникновения бисероплетения;
- виды материалов, используемые в бисероплетение;
- инструменты для работы;
- правила безопасности труда при работе;
- основные правила бисероплетения.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться инструментами и приспособлениями при работе с бисером;
- начинать и заканчивать плетение;
- оформлять готовое изделие(соединять его с фурнитурой);
- подбирать цвета в изделии;
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностными результатами изучения программы «Бисеринка» является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которыеможно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения программы « Бисеринка » является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) ;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения программы « Бисеринка » является формирование следующих знаний и умений.
Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
По художественно-творческой изобразительной деятельности: знать особенности материалов , используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа. Линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика.
Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на занятиях « Бисеринка»
По трудовой(технико-технологической) деятельности:
знать
- виды материалов (бисер, бусы, ткань, леска, проволока), их свойства и названия;
- названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
- технологическую последовательность изготовления несложных изделий: плетение, сборка ;
- способы соединения с помощью лески, проволоки;
уметь под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять соединение деталей (мелких и средних по размеру);
Уметь реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.
Планируемые результаты
- Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда
Ученик научится: |
|
|
|
2. Технология ручной обработки материалов.
|
|
|
|
3. Конструирование и моделирование
|
|
|
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой программы «Бисеринка» в частности.
Требования к оснащению учебного процесса на занятиях разрабатываются с учётом реальных условий работы отечественной начальной школы и современных представлений о культуре и безопасности труда школьников.
Для работы учащимся необходимы:
- индивидуальное рабочее место (которое может при необходимости перемещаться − трансформироваться в часть рабочей площадки для групповой работы);
- простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами, цветные карандаши, иглы в игольнице, коробочки для бисера, бус.
- материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, текстильные материалы (нитки, цветная ткань) , леска, проволока.
- специально отведённые места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к занятиям: коробки, укладки, подставки, папки и пр.
Тематическое планирование.
Содержание программы.
Тема. Бисероплетение - забытое искусство
Теоретические сведения.
Краткие сведения из истории бисерного рукоделия. Материалы и инструменты для работы. Правильное расположение рук при работе с бисером. Вощение нити. Начало работы. Закрепление нити. Правила безопасности труда при работе с иглами, ножницами.
Тема. Плетение простейших цепочек
Теоретические сведения.
Цветовое сочетание в бисере. Условные обозначения на схемах. Перевод схем. Чтение схем. Техника низания простейших цепочек. Зарядка для глаз. ТБ при работе.
Практическая работа.
Виды соединений 1 и 2 вариант. Цепочки: «Пико», «Восьмерка», «Восьмерка с подплетением», «Зигзаг», «Змейка». «В 1,5 ряда», «Цветочки из 5 бусин», «Цветочки из 8 бусин»; плотное плетение.
Тема. Техника плетения на двух иглах
Теоретические сведения.
Заправка нити на двух иглах. Правила и приемы работы на двух иглах. ТБ при работе.
Практическая работа. Цепочки: «Крестик», «Лодочка»; браслеты и серьги на двух иглах.
Тема Изготовление украшений на одной игле
Теоретические сведения.
Сочетание бисера с натуральными камнями, рубкой, стеклярусом. Свойства натуральных камней. Украшения-талисманы. ТБ при работе.
Практическая работа. Серьги, колье, браслеты, сетки, жгуты, шнуры полые.
Тема . Техника «Косое плетение»
Теоретические сведения.
Техника плетения листочков для цветов на двух иглах. Последовательность работы. Правила сборки. ТБ при работе.
Практическая работа. Заколки, серьги, браслеты, ожерелья.
Тема. Изготовление украшений на проволоке
Теоретические сведения.
Материалы и инструменты для работы. Техника изготовления украшений на проволоке. Брошки и цветы на проволоке. ТБ с режущими инструментами.
Практическая работа. Брошки: «Стрекоза», «Бабочка», «Божья коровка», «Роза», «Мимоза».
Тема. Изготовление закладки
Теоретические сведения.
Материалы и инструменты для работы. Техника нашивания бисера на ткань . ТБ при работе.
Практическая работа. Именная закладка для книг.
Календарно-тематический план 4 класс
|
|
|
|
| дата |
Немного истории | 1 |
| Бисер | Инструктаж Техника безопасности на уроке | |
Цветовое сочетание в бисере. | 1 8 |
| Цепочка | Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. | |
Плетение цепочек «Пико», | 4 | ||||
Плетение цепочек «Восьмерка». | 3 | ||||
Техника изготовления украшений на проволоке. | 1 | Выполнять работу с опорой на слайдовый или текстовый план. Соотносить план с собственными действиями. Корректировать и оценивать выполнение изделия | Брошь | Инструктаж Техника безопасности на уроке колющими и режущими предметами | |
Плетение брошек «Стрекоза», «Бабочка». | 4 | Исследовать свойства материалов. Анализировать изделие, планироватьпоследовательность его выполнения под руководством учителя. Корректировать и оценивать выполнение изделия. Планировать и осуществлять работу, на основе слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Сравнивать свойства различных материалов, Составлять план работы над изделием. | Инструктаж Техника безопасности на уроке колющими и режущими предметами, бисером | ||
Плетение брошек «Божья коровка», «Роза». | 4 | ||||
Плетение брошки «Мимоза». | 5 | Корректировать и оценивать выполнение изделия. Планировать и осуществлятьработу, на основе слайдов и текстовых планов,сопоставлять эти виды планов, осуществлятьсовместную практическую деятельность,анализировать свою деятельность.Корректировать и оценивать выполнение изделия | Пайетки | Инструктаж Техника безопасности на уроке колющими и режущими предметами, бисером | |
Изготовление закладки | 2 | Сравнивать свойства различных материаловСоставлять, Анализировать план работы над изделием. Сопоставлять с ними свои действия и дополнять недостающие этапы выполнения изделия. Корректировать и оцениватьвыполнение изделия | Инструктаж Техника безопасности на уроке колющими и режущими предметами, бисером | ||
Итоговое занятие | 1 |
Литература
Список литературы для учителя:
Аполозова Л. Бисероплетение. – М.: Культура и традиции, 1997.
Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер. – Ярославль: Академия развития, 1999.
Евстратова Л.М. Цветы из ткани, бумаги, шерсти, бисера, раковин, перьев. – М.: Культура и традиции, 1997.
Клер Крочли . Бисер. Энциклопедия. Более 300 узоров для плетения. - М.: Арт-Родник, 2005.
Котова И.Н., Котова А.С. Школа современного бисероплетения.- СПб.: МиМ, ТОО «РЕСПЕКС», 1999.
Лаукина М.В. Бисер. Техника. Приемы. Изделия. - М: АСТ-ПРЕСС , 2006.
Магина А. Бисер: плетение и вышивка. – СПб.: Олма-Пресс,Нева,Валери, 1999.
Румянцева Е.А. Необычное плетение. – М.: Дрофа, 2008.
9. Журналы «Школа и производство», №4 1991г., №2 1997г.
10. Журнал «сделай сам», №2 1992г.
11. Федорова М. Бисер. Украшения. Жгуты. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
Якимовская Л.В., Свиридова А.А., Шичанина B.C. Уроки бисероплетения. - СПб.: КОРОНА , 1998.
Список литературы для ученика:
- Базулина А., Новикова И. Бисер. – М.: Академия развития, 2007.
- Гашицкая Р.П., Левина О. Волшебный бисер. Вышивка бисером. - Ростов н/Д.: Проф-Пресс, 2007.
- Гильман Р. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Легпромбытиздат, 1993.
- Донателла Чиотти. Бисер. Украшения своими руками. – М.: Мир книги, 2004.
Шубина Е. Бисероплетение для девочек. – М.: Внешсигма, 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по бисероплетению для начальных классов
Я предлагаю рабочую программу по бисероплетению. Эту программу можно применять для работы как в начальных классах, так и в средних. Техника бисероплетения французская....
рабочая программа по бисероплетению
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе прим...
Рабочая программа внеурочной деятельности по Бисероплетению.
Программа по Бисероплетению 2-4 класс (Внеурочная дятельность)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИСЕРОПЛЕТЕНИЮ «ВОЛШЕБНЫЙ БИСЕР»
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Бисероплетение", 4 класс 2016-2017 учебный год
Данная рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в её структуру...
Рабочая программа кружка по бисероплетению "Очумелые ручки"
Рабочая программа кружка по бисероплетению "Очумелые ручки"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности занятий бисероплетением «РАДУГА» для начальных классов общеобразовательной школы
Программа рассчитана на начальное общее образование. Направленность программы художественно-эстетическая, развивающая, общая....