Рабочая программа по бисероплетению для начальных классов
рабочая программа по теме

Маковецкая Людмила Николаевна

Я предлагаю рабочую программу по бисероплетению. Эту программу можно применять для работы как в начальных классах, так и в средних. Техника бисероплетения французская.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.p_po_biseru_word.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка  

В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира

  В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ декоративно-прикладного творчества. Такие программы способствуют развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи "Природа – Человек – Предметная среда”.

  Дополнительная образовательная программа "Бисероплетение”, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами бисероплетения. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.  

 Возраст обучающихся – 9-12 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения.

Цель настоящей программы:

нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам бисероплетения,

активизация познавательной и творческой деятельности; подготовка к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению.  

Задачи:  

Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.

  Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.  

Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.  

Дополнительная образовательная программа разработана на основе типовых программ, с учётом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области "Технология”, в которой совсем не уделяется внимания такому виду декоративно-прикладного искусства, как бисероплетение.

Примерный тематический план занятий.


Тема

Кол-во

часов

В том числе

На теор. занят

На практ. зан

1.Вводное занятие

2

2

-

2.Изготовление цветов во французской технике плетения

38

2

36

3.Изготовление деревьев способом «скрутка»

26

2

24

4. Выставка работ

2

-

-

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  

1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ч.)  

Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме Воронежской губернии. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.

  2. ПЛЕТЕНИЕ НА ПРОВОЛОКЕ

  2.1. ЦВЕТЫ ИЗ БИСЕРА (38 ч.)

  Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.  

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.  

2.2 Изготовление деревьев способом «скрутка» (26 ч.)

Теоретические сведения. Знакомство детей со способом «скрутка», а также со способом изготовления ствола дерева, сборки готовых веточек, различные способы закрепления дерева на основу камня, в горшочек.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов деревьев, формирование из них отдельных веток, а из веток ствола дерева. Применение в композиции искусственных бабочек, птичек. Изготовление с помощью изученных техник своих деревьев.

3. Выставка работ (2 ч.)

Практическая работа: Оформление своих работ для выставки, подпись работ, оформление композиций из работ.

Условия реализации программы:

Для успешного реализация программы от детей в начале обучения не требуется каких-либо знаний и умений. Необходимо наличие бисера различных цветов и размера, стекляруса, проволока, бусины различных цветов и оттенков. Из инструментов детям потребуются ножницы и круглогубцы, фланелевая или байковая салфетка, чашечка.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Для успешного реализация программы от детей в начале обучения не требуется каких-либо знаний и умений. Необходимо большое желание, а также умение доводить начатое дело до конца.

Критерии оценки обучающихся.

С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:  

I уровень – репродуктивный с помощью педагога;

II уровень – репродуктивный без помощи педагога;

III уровень – продуктивный;

IV уровень – творческий.  

Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.  

I. Промежуточный контроль.

Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.

Фронтальная и индивидуальная беседа.

Цифровой, графический и терминологический диктанты.

Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.

Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.

Решение кроссвордов.

Игровые формы контроля.

Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.

  II. Итоговый контроль  

Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам с использованием различных материалов.

Ожидаемые результаты.

  Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на III – IV уровни обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.  

В конце изучения курса "Бисероплетение" обучающиеся должны знать правила техники безопасности, основы композиции и цветоведения, классификацию и свойства бисера, основные приёмы бисероплетения, условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера, правила ухода и хранения изделий из бисера; уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделий, составлять композиции согласно правилам, классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам, правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками, чётко выполнять основные приёмы бисероплетения, свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, инструкционно-технологическими картами и составлять рабочие рисунки самостоятельно, заколки для волос, цветы, хранить изделия из бисера согласно правилам.

Перечень учебно – методического обеспечения.

1.Кэрол Беннер Цветы из бисера» Москва «Ниола 21-й век» 2006 г.

2.Елена Стольная «Цветы и деревья из бисера» М.:»Мартин» 2005г.

Список литературы.

1. Кэрол Беннер Цветы из бисера» Москва «Ниола 21-й век» 2006 г.

2. Елена Стольная «Цветы и деревья из бисера» М.:»Мартин» 2005г.

3. Донатела Чиотти «Фантазии из бисера» Москва Издательская группа «Контент» 2003г.

4. Мария Федотова, Галина Валюх «Цветы из бисера», Москва «Культура и традиции» 2005г.

5. Е. В. Виноградова «Цветы из бисера» М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007г.

Интернет-сайт Маковецкой Л.Н.: biserka.sitecity.ru

6. Компакт диск «Уроки рукоделия. Бисер».

        

Прототипов, или – плодов фантазии детей. А получившиеся изделия будут очень долго радовать глаз своей красотой и изяществом.

   Для работы потребуются различные материалы и инструменты. Необходимо наличие бисера различных цветов и размера, стекляруса, проволока, бусины различных цветов и оттенков. Из инструментов детям потребуются ножницы и круглогубцы, фланелевая или байковая салфетка, чашечка.

Возраст обучающихся – 9-12 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения.

В связи с тем, что на занятие кружка выделен только 1 час неделю, программа сокращена за счет выполнения заготовок детьми дома по изученным техникам.

Цель настоящей программы:

нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам бисероплетения,

активизация познавательной и творческой деятельности; подготовка к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению.  

Задачи:  

Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.

  Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.  

Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.  

Примерный тематический план занятий.


Тема

Кол-во

часов

В том числе

На теор. занят

На практ. зан

1.Вводное занятие

2

2

-

2.Изготовление цветов во французской технике плетения

38

2

36

3.Изготовление деревьев способом «скрутка»

26

2

24

4. Выставка работ

2

-

-

Условия реализации программы:

Для успешного реализация программы от детей в начале обучения не требуется каких-либо знаний и умений. Необходимо наличие бисера различных цветов и размера, стекляруса, проволока, бусины различных цветов и оттенков. Из инструментов детям потребуются ножницы и круглогубцы, фланелевая или байковая салфетка, чашечка

Перечень учебно – методического обеспечения.

1.Кэрол Беннер Цветы из бисера» Москва «Ниола 21-й век» 2006 г.

2.Елена Стольная «Цветы и деревья из бисера» М.:»Мартин» 2005г.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  

1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ч.)  

Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме Воронежской губернии. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.

2.Изготовление цветов во французской технике плетения (40 ч.)

  Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.  

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.

 3.Изготовление деревьев способом «скрутка» (26 ч.)

Теоретические сведения. Знакомство детей со способом «скрутка», а также со способом изготовления ствола дерева, сборки готовых веточек, различные способы закрепления дерева на основу камня, в горшочек.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов деревьев, формирование из них отдельных веток, а из веток ствола дерева. Применение в композиции искусственных бабочек, птичек. Изготовление с помощью изученных техник своих деревьев.

4. Выставка работ (2 ч.)

Практическая работа: Оформление своих работ для выставки, подпись работ, оформление композиций из работ.

Календарно- тематическое планирование кружка по бисероплетению на 2011-2012 уч.год

«Цветов таинственная сила».

1час в неделю,35 часов.

Программа разработана по книге Кэрол Беннер Доуэлп «Цветя из бисера».

Программу разработала: Маковецкая Л.Н.


п/п

Тема и ее содержание

Кол-во часов

Календ. сроки

Формирование основных

понятий

умений

1

Вводное занятие.

2

Проволока, бисер, изолента, лента, плоскогубцы, бокорезы, флористическая лента

Различать различные техники плетения

2. Изготовление цветов во французской технике плетения.

40

1

Знакомство с французской техникой изготовления цветов.

1

Подбирать цветовую гамму. Рассчитывать необходимое количество проволоки, бисера.

2

Знакомство с основными техниками плетения

1

КЦР, НП, НСП, НОП, ОВ,ОН,КА,КН

Нанизывать бисер и закручивать проволоку соответствуя каждой технике

3

Изготовление мак из бисера

2

Выполнять петли в технике НП, ССП, СОП, КЦР

4

Изготовление тигровая лилия из бисера

2

Заготовить лепестки  и листья в технике КЦР.

5

Изготовление гвоздика из бисера

2

Заготовить лепестки в технике НП и сформировать из них цветок

6

Изготовление ириса из бисера

2

Прошив лепестка

Заготовит лепестки в технике КЦР, сделать цветок

7

Изготовление гиацинта из бисера

4

Заготовить цветы в технике НП, сформировать соцветие из готовых цветочков

8

Изготовление заколки из бисера

4

Заготовить лепестки и лист  в технике КЦР.

9

Изготовление розы из бисера

4

Модифицированный каркас

Заготовить лепестки и листья для розы в технике КЦР.

10-11

Изготовление бабочки из бисера

2

Заготовить элементы бабочки: по 2 маленьких 2 больших крыла, туловище, соединить их в бабочку

12-14

Изготовление фантазийных цветов из бисера

4

Придумать и сделать свой цветок, применяя изученные техники

15-16

Изготовление цветущей вишни (яблони) из бисера

6

Заготовить цветы  в технике СОП и лепестки в технике КЦР, соединить их в готовое дерево

17-18

Изготовление своего дерева в технике бисероплетения

2

Выставка работ

2

3. Изготовление деревьев способом «скрутка»

1

Способ «скрутка»

2

Способ «скрутка»

Выполнять веточки для дерева способом «скрутка»

2

Изготовление маленького деревца в технике бисероплетения

4

Заготовить веточки для маленького дерева и соединить их в дерево

3

Изготовление мимозы в технике бисероплетения

4

Способ «коралл»

Заготовить веточки мимозы способом «коралл» и «скрутка»

4

Изготовление рябины в технике бисероплетения

4

Заготовить веточки способом «скрутка», соединить их в готовое дерево

5

Изготовление цветущего персика в технике бисероплетения

6

Подобрать цвета бисера, заготовить веточки способом «скрутка», соединить их в готовое дерево

6

Изготовление своего собственного деревца в технике бисероплетения

6

Используя изученные техники, придумать и  изготовит собственное дерево.

4. Выставка работ.

2

Критерии оценки обучающихся.

С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:  

I уровень – репродуктивный с помощью педагога;

II уровень – репродуктивный без помощи педагога;

III уровень – продуктивный;

IV уровень – творческий.  

Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.  

I. Промежуточный контроль.

Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.

Фронтальная и индивидуальная беседа.

Цифровой, графический и терминологический диктанты.

Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.

Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.

Решение кроссвордов.

Игровые формы контроля.

Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.

  II. Итоговый контроль  

Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам с использованием различных материалов.

Список литературы.

1. Кэрол Беннер Цветы из бисера» Москва «Ниола 21-й век» 2006 г.

2. Елена Стольная «Цветы и деревья из бисера» М.:»Мартин» 2005г.

3. Донатела Чиотти «Фантазии из бисера» Москва Издательская группа «Контент» 2003г.

4. Мария Федотова, Галина Валюх «Цветы из бисера», Москва «Культура и традиции» 2005г.

5. Е. В. Виноградова «Цветы из бисера» М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007г.

Интернет-сайт Маковецкой Л.Н.: biserka.sitecity.ru

6. Компакт диск «Уроки рукоделия. Бисер».

        

Журнал регистрации инструктажей.


п/п

Ф И ученика


Инструктаж № 1

Инструктаж

№ 2

Инструктаж № 3














По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по музыке в начальных классах

Рабочие программы для учителей начальных классов по музыке по программе "Перспективная начальная школа"...

Рабочая программа хореографического кружка для начальных классов

Данная программа учитывает позитивные традиции в области музыкально-эстетического образования школьников, сложившиеся в отечественной педагогике, посредством приобщения детей младшего школ...

Рабочая программа по информатике в начальных классах(УМК Матвеева)

Рабочая программа по информатике в начальных классах(УМК Матвеева)...

Рабочая программа внеурочной деятельности для начальных классов "Мир книг"

Программа «Мир книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. За...

Рабочая программа по информатике в начальных классах по программе «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»

Рабочая программа по информатике для 2-4 классов составлена на основе авторской программы курса для начальной школы «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»...

Рабочая программа по математике учителя начальных классов Ткаченко О.В. для 1 класса

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, примерной программы по математике, Концепц...

Рабочая программа по чтению учителя начальных классов Ткаченко О.В. для 2 класса

Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для 2 класса составлена на основе программы УМК «Перспектива» — авторы программы «Литературное чтение&ra...