"Истоки родного края"
методическая разработка (3 класс) на тему
Коллективно - творческое дело, сценарий открытого мероприятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoki_rodnogo_kraya.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 40» г. Старый Оскол
Алфеева Т.А. ,
учитель начальных классов;
Гончарова Е.П.,
учитель начальных классов;
Соколова В.А.,
учитель начальных классов
КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО
учащихся 3 класса
«ИСТОКИ РОДНОГО КРАЯ»
Цели:
- развитие творческих и интеллектуальных способностей детей;
- реализация коммуникационных потребностей детей;
- обучение правилам и формам совместной работы;
- знакомство с историей родного края, обычаями, традициями и культурой своих предков;
- воспитание гражданского самосознания и причастности к родным истокам.
Подготовительная работа:
- сбор материала;
- исследовательская работа детей;
- разучивание песни, танца, стихотворений;
- подбор загадок и пословиц.
Оборудование:
- музейные экспонаты,
- магнитофон,
- народные костюмы,
- каравай.
Тип КТД: большое творческое дело
Форма проведения: дискуссия
Алгоритм проведения:
1. Определение педагогической цели КТД.
2. Определение контекста данного дела.
3. Определение содержания дела.
4. Определение возраста и количества участников.
5. Определение типа и формы дела.
6. Решение организационных проблем.
7. Проведение КТД.
8. Подведение итогов КТД (рефлексия)
Представление коллективного творческого дела
Дети в народных костюмах входят в музей под музыку с караваем (мальчик и девочка).
Девочка
Здравствуйте гости дорогие! Милости просим в наш школьный музей!
Сегодня мы расскажем вам, что мы узнали об истоках нашего родного края и о том как жили и чем занимались наши предки. (слайд 1)
Мальчик
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы родиной светлой,
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовём. (слайд 2)
Ученик
Россия, Россия – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Раздольные песни поют. (слайд 3)
Ученик
Моя бабушка рассказывала мне, что наши края славились пением. А вы знаете, какие песни пели наши бабушки и дедушки? Вот например такие…
исполняется песня (слайд 4)
Ученик
Да, самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый любит её. Любит место, где он родился и живёт. Любит родные леса и поля, свою зиму и своё лето, свою весну и свою осень. Человек любит людей, с которыми он живёт, любит свой народ. А вы знаете, откуда появилось такое название – «Россия»? (слайд 5)
Ученик
Я знаю, что в стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь» произошло от слова «русло» Русло – это ложе реки, по которому она течёт меж берегов.
Наша малая Родина – Старооскольский край, а расположен он на берегу реки Оскол (слайд 6)
Ученик
Есть в сердце Отчизны такой необъятной
Оскольский наш край, такой дорогой…
Он сердцу родной, он милый, приятный,
Уютный и добрый такой! (слайд 7)
Ученик
Я прочитал много интересного о том, как зарождался наш город и наша земля. Оказывается, в 1593 году город под именем Оскол был основан как застава на южных рубежах Руси. Город назван по имени реки, на берегах которой расположен. Основную часть населения составляли военные и крестьяне. (слайд 8)
Ученик
Нетрудно догадаться, чем занимался наш народ в стародавние времена. Я побывал в музее, узнал и увидел там много интересного из истории своих предков. Представляете, в те далёкие времена их быт был совсем не похож на наш. Попробуйте отгадать о чём идёт речь:
Загадывание загадок:
- Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча.
(печь) (слайд 9)
- Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем пить чай велит.
(самовар) (слайд 10)
- У бабушки сейф.
Он давно уж не новый,
К тому же совсем
Не стальной,
А дубовый.
Он скромно стоит у нее
В уголочке.
В нем бабушка держит
Халаты, носочки,
Отрезы на платья,
Немножечко пряжи,
Пуховый платочек
И пенсию даже.
Но только не дверца,
А крышка на нем.
Тяжелая очень
С висячим замком.
(сундук) (слайд 11)
- Чем больше бегает свинка,
Тем больше толстеет.
(прялка) (слайд 12)
- Сто один брат, все в один ряд
Вместе связаны стоят
(забор вдоль хаты) (слайд 13)
- Катался колобком,
Пока не стал носком.
(клубок) (слайд 14)
- Три брата пошли купаться.
Двое купаются, третий на берегу валяется.
Искупались, вышли, на третьем повисли.
(вёдра, коромысло) (слайд 15)
Ученик
А я слышал, что местные жители занимались изготовлением глиняной посуды, обработкой камня, кости и рога, плетением, прядением и ткачеством. О занятиях оскольчан обработкой металла говорят находки литейных форм.
(слайд 16)
Ученик
Да, наш народ умел и умеет трудиться. Но побывав летом в деревне у бабушки, я понял, что наш народ ещё умеет и отдыхать. Смотрите, как танцуют наши земляки.
Исполняется танец «Кадриль» (слайд 17)
Ученик
А я хочу рассказать вам о том, как на нашей земле проводили День Рождества Богородицы. Женщины в этот день выходили к берегам рек, озёр и прудов и встречали Матушку Осенину. Старшая женщина стояла с овсяным хлебом из муки нового урожая, а вокруг молодые пели песни. Затем хлеб делили на всех и кормили им домашний скот. Это была благодарность Природе - Земле –матушке, царице – водице, солнышку и животным. Звался этот день ещё в народе госпожинки-оспожинки. (слайд 18)
Ученик
Я тоже знаю об этом. Госпожа – это хозяйка жатвы. Главными на уборке урожая были женщины, а мужчины сеяли. Жнеи молодые – серпы золотые!
Жнеи звали себе в помощницы главную жницу – Богородицу:
Ты, Пречистая мать,
Ходи бороду полоть,
Своей правой рукой,
Своим золотым серпом. (слайд 19)
Борода – последние несжатые колосья на ниве. В древности считали, что в этих колосьях живёт Дух хлебного поля, Хозяин зерна, Хозяин урожая.
Самой красивой девушке плели золотой венок из колосьев и несли последний сноп в дом, в красный угол. Считалось, что в последнем снопе – великая сила. Из пшеничных и ржаных колосьев делали кукол. (слайд 20)
Ученик
Мне тоже рассказывала мама, что раньше почти в каждой семье делались народные тряпичные куклы. Им отводилась роль оберегов. Наш край тоже славился такими куклами. Во многих сёлах они сохранились и по сей день. (слайды 21, 22)
Ученик
А ещё наша земля славится множеством церквей и храмов. Они зарождались в далёкие времена.
Церковь князя Александра Невского построена в слободе Гумны в 1903 г. (слайд 23)
Свято-Троицкая церковь построена в 1730 г . в слободе Стрелецкой . Здесь же существовал мужской монастырь . (слайд 24)
Крестовоздвиженская церковь построена в 1787 г. в центре Ямской слободы. (слайд 25)
Ильинская церковь построена в 1872 г. на средства прихожан слободы Ездоцкой. (слайд 26)
Вознесенская церковь построена в 1878 г. в слободе Казацкая. (слайд 27)
Никольская церковь в селе Незнамово, ныне в черте города Старый Оскол построена в 1903 году. (слайд 28)
Ученик
Этот дом — не просто дом:
Он красивый и с крестом.
Золотые купола,
Звонкие колокола!
Помолиться в этот дом
Ходят в трепете святом.
По утрам и вечерам.
Это — Православный храм!
Ученик
Да, истоки нашего родного края можно изучать ещё долго и долго. Ведь нет ничего интереснее, ближе и роднее, чем наша земля, наша Родина. А сколько пословиц о Родине сложено:
- Своя земля и в горести мила.
- На родной сторонке и камушек знаком.
- Родная землица и во сне снится.
- За край родной и не страшно в бой.
- Нет в мире краше Родины нашей.
(слайды 29- 33)
Ученик
Я думаю, что Родина начинается на пороге нашего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них, приходит на помощь, придаёт силы. Мы любим и гордимся своей малой Родиной, её людьми, гостеприимством и красотой. Символом нашего края, как и всей Руси остаётся русская берёзка. (слайд 34)
Без берёзы не мыслю России –
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От берёзы вся Русь рождена. (слайд 35)
Ученик
Давайте украсим нашу русскую красавицу и подведём итог нашему коллективному делу. Если вы считаете, что все ребята справились со своим заданием, то прикрепите к кроне зелёный листочек, если вам кажется что не всё удалось – жёлтый, а если совсем не удалось – красный. (слайд 36)
Звучит песня «С чего начинается Родина», все участники и гости проводят рефлексию.
AAAAAAAAAA
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие «Истоки родного края»
В данном мероприятии описывается история возникновения (создания) села Солёное Займище Черноярского раойна Астраханской области....
Презентация:"Разнообразие природы родного края", ученика 3 Г класса Панова Игоря Владимировича. Проект:"Книга природы родного края".
Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....
Общеобразовательная программа «Истоки родного края».
Общеобразовательная программа «Истоки родного края». направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры, что способствует формированию любв...
Методическое пособие по материалам краеведения «Истоки родного края» для проведения внеклассных занятий в начальной школе ( Традиции народов Урала)
Методическое пособие составленно соотвецтвенно с требованиями ФГОС. Состоит из разработок внеклассных занятий, которые направлены на воспитпние толерантности у учащихся начальной школы....
Азбука истоков 1 класс Наш родной край
Урок "Азбука истоков" в 1 классе по теме "Родной край"...
Рабочая программа курса по внеурочной деятельности "Истоки родного края"
Данная образовательная программа направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение ...
Истоки родного края
В презентации подобран иллюстративный ряд к уроку, и сформулированы вопросы по теме урока...