"Истоки родного края"
методическая разработка (3 класс) на тему

Гончарова Елена Петровна

Коллективно - творческое дело, сценарий открытого мероприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoki_rodnogo_kraya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 40» г. Старый Оскол

Алфеева Т.А. ,

учитель начальных классов;

Гончарова Е.П.,

учитель начальных классов;

Соколова В.А.,

учитель начальных классов

КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО

учащихся 3 класса

«ИСТОКИ РОДНОГО КРАЯ»

Цели:

  • развитие творческих и интеллектуальных способностей детей;
  • реализация коммуникационных потребностей детей;
  • обучение правилам и формам совместной работы;
  • знакомство с историей родного края, обычаями, традициями и культурой своих предков;
  • воспитание гражданского самосознания и причастности к родным истокам.

Подготовительная работа:

  • сбор материала;  
  • исследовательская работа детей;
  • разучивание песни, танца, стихотворений;
  • подбор загадок и пословиц.

Оборудование: 

  • музейные экспонаты,
  • магнитофон,
  • народные костюмы,
  • каравай.

Тип КТД: большое творческое дело

Форма проведения: дискуссия

Алгоритм проведения:

1. Определение педагогической цели КТД.

2. Определение контекста данного дела.

3. Определение содержания дела.

4. Определение возраста и количества участников.

5. Определение типа и формы дела.

6. Решение организационных проблем.

7. Проведение КТД.

8. Подведение итогов КТД (рефлексия)

Представление коллективного творческого дела

Дети в народных костюмах входят в музей под музыку с караваем (мальчик и девочка).

Девочка

Здравствуйте гости дорогие! Милости просим в наш школьный музей!

Сегодня мы  расскажем вам, что мы узнали об истоках нашего родного края и о том как жили и чем занимались наши предки. (слайд 1)

Мальчик

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живём,

Мы родиной светлой,

Мы Родиной нашей,

Мы Родиной милой зовём.  (слайд 2)

Ученик

Россия, Россия – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют просторы родные,

Раздольные песни поют. (слайд 3)

Ученик

Моя бабушка рассказывала мне, что наши края славились пением. А вы знаете, какие песни пели наши бабушки и дедушки? Вот например такие…

исполняется песня                     (слайд 4)

Ученик

Да, самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый любит её. Любит место, где он родился и живёт. Любит родные леса и поля, свою зиму и своё лето, свою весну и свою осень. Человек любит людей, с которыми он живёт, любит свой народ. А вы знаете, откуда появилось такое название – «Россия»? (слайд 5)

Ученик

Я знаю, что в стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь» произошло от слова «русло»  Русло – это ложе реки, по которому она течёт меж берегов.

                                         

Наша малая Родина – Старооскольский край, а расположен он на берегу реки Оскол (слайд 6)

Ученик

Есть в сердце Отчизны такой необъятной

Оскольский наш край, такой дорогой…

Он сердцу родной, он милый, приятный,

Уютный и добрый такой! (слайд 7)

Ученик

Я прочитал много интересного о том, как зарождался наш город и наша земля. Оказывается, в 1593 году город под именем Оскол был основан как застава на южных рубежах Руси. Город назван по имени реки, на берегах которой расположен. Основную часть населения составляли военные и крестьяне. (слайд 8)

Ученик

Нетрудно догадаться, чем занимался наш народ в стародавние времена. Я побывал в музее, узнал  и увидел там много интересного из истории своих предков. Представляете, в те далёкие времена их быт был совсем не похож на наш. Попробуйте отгадать о чём идёт речь:

Загадывание загадок:

  1. Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча.

          (печь) (слайд 9)

  1. Стоит толстячок,
    Подбоченивши бочок,
    Шипит и кипит,
    Всем пить чай велит.

          (самовар) (слайд 10)

  1. У бабушки сейф.
    Он давно уж не новый,
    К тому же совсем
    Не стальной,
    А дубовый.
    Он скромно стоит у нее
    В уголочке.
    В нем бабушка держит
    Халаты, носочки,
    Отрезы на платья,
    Немножечко пряжи,
    Пуховый платочек
    И пенсию даже.
    Но только не дверца,
    А крышка на нем.
    Тяжелая очень
    С висячим замком.
    (сундук) 
    (слайд 11)

  1. Чем больше бегает свинка,
    Тем больше толстеет.
    (прялка)
    (слайд 12)

  1. Сто один брат, все в один ряд

Вместе связаны стоят

(забор вдоль хаты) (слайд 13)

  1. Катался колобком,

Пока не стал носком.

(клубок) (слайд 14)

  1. Три брата пошли купаться.

Двое купаются, третий на берегу валяется.

Искупались, вышли, на третьем повисли.

(вёдра, коромысло) (слайд 15)

Ученик

А я слышал, что местные жители занимались изготовлением глиняной посуды, обработкой камня, кости и рога, плетением, прядением и ткачеством. О занятиях оскольчан обработкой металла говорят находки литейных форм.

(слайд 16)

Ученик

Да, наш народ умел и умеет трудиться. Но побывав летом в деревне у бабушки, я понял, что наш народ ещё умеет и отдыхать. Смотрите, как танцуют наши земляки.

Исполняется танец «Кадриль» (слайд 17)

Ученик

А я  хочу рассказать вам  о том, как на нашей земле проводили День Рождества Богородицы. Женщины в этот день выходили к берегам рек, озёр и прудов и встречали Матушку Осенину. Старшая женщина стояла с овсяным хлебом из муки нового урожая, а вокруг молодые пели песни. Затем хлеб делили на всех и кормили им домашний скот. Это была благодарность Природе - Земле –матушке, царице – водице, солнышку и животным. Звался этот день ещё в народе госпожинки-оспожинки. (слайд 18)

Ученик

Я тоже знаю об этом. Госпожа – это хозяйка жатвы. Главными на уборке урожая были женщины, а мужчины сеяли. Жнеи молодые – серпы золотые!

Жнеи звали себе в помощницы главную жницу – Богородицу:

Ты, Пречистая мать,

Ходи бороду полоть,

Своей правой рукой,

Своим золотым серпом. (слайд 19)

Борода – последние несжатые колосья на ниве. В древности считали, что в этих колосьях живёт Дух хлебного поля, Хозяин зерна, Хозяин урожая.

Самой красивой девушке плели золотой венок из колосьев и несли последний сноп в дом, в красный угол. Считалось, что в последнем снопе – великая сила. Из пшеничных и ржаных колосьев делали кукол. (слайд 20)

Ученик

Мне тоже рассказывала мама, что раньше почти в каждой семье  делались народные тряпичные куклы. Им отводилась роль оберегов. Наш край тоже славился такими куклами. Во многих сёлах они сохранились и по сей день. (слайды 21, 22)

Ученик

А ещё наша земля славится множеством церквей и храмов. Они зарождались в далёкие времена.

Церковь князя Александра Невского построена в слободе Гумны в 1903 г. (слайд 23)

Свято-Троицкая церковь построена в 1730 г . в слободе Стрелецкой . Здесь же существовал  мужской монастырь . (слайд 24)

Крестовоздвиженская церковь построена в 1787 г. в центре Ямской слободы. (слайд 25)

Ильинская церковь построена в 1872 г. на средства прихожан слободы Ездоцкой. (слайд 26)

Вознесенская церковь построена в 1878 г. в слободе Казацкая. (слайд 27)

Никольская церковь в селе Незнамово, ныне в черте города Старый Оскол построена в 1903 году. (слайд 28)

Ученик

Этот дом — не просто дом:
Он красивый и с крестом.
Золотые купола,
Звонкие колокола!

Помолиться в этот дом
Ходят в трепете святом.
По утрам и вечерам.
Это — Православный храм!

Ученик

Да, истоки нашего родного края можно изучать ещё долго и долго. Ведь нет ничего интереснее, ближе и роднее, чем наша земля, наша Родина. А сколько пословиц о Родине сложено:

  • Своя земля и в горести мила.
  • На родной сторонке и камушек знаком.
  • Родная землица и во сне снится.
  • За край родной и не страшно в бой.
  • Нет в мире краше Родины нашей.

(слайды 29- 33)

Ученик

Я думаю, что Родина начинается на пороге нашего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них, приходит на помощь, придаёт силы. Мы любим и гордимся своей малой Родиной, её людьми, гостеприимством и красотой. Символом нашего края, как и всей Руси остаётся русская берёзка. (слайд 34)

Без берёзы не мыслю России –

Так светла по-славянски она,

Что, быть может, в столетья иные

От берёзы вся Русь рождена. (слайд 35)

 Ученик

Давайте украсим нашу русскую красавицу  и подведём итог нашему коллективному делу. Если вы считаете, что все ребята справились со своим заданием, то прикрепите к кроне зелёный листочек, если вам кажется что не всё удалось – жёлтый, а если совсем не удалось – красный.  (слайд 36)

Звучит песня «С чего начинается Родина», все участники и гости проводят рефлексию.

AAAAAAAAAA


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие «Истоки родного края»

В данном мероприятии описывается история возникновения (создания) села Солёное Займище Черноярского раойна Астраханской области....

Презентация:"Разнообразие природы родного края", ученика 3 Г класса Панова Игоря Владимировича. Проект:"Книга природы родного края".

Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....

Общеобразовательная программа «Истоки родного края».

  Общеобразовательная программа «Истоки родного края». направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры, что способствует формированию любв...

Методическое пособие по материалам краеведения «Истоки родного края» для проведения внеклассных занятий в начальной школе ( Традиции народов Урала)

Методическое пособие составленно соотвецтвенно с требованиями ФГОС. Состоит из разработок внеклассных занятий, которые направлены на воспитпние толерантности у учащихся начальной школы....

Азбука истоков 1 класс Наш родной край

Урок "Азбука истоков" в 1 классе по теме "Родной край"...

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности "Истоки родного края"

Данная образовательная программа направлена на формирование у  младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение ...

Истоки родного края

В презентации подобран иллюстративный ряд к уроку, и сформулированы вопросы по теме урока...