Внеклассное мероприятие «Истоки родного края»
классный час (1 класс) на тему

Черемина Ирина Владимировна

В данном мероприятии описывается история возникновения (создания) села Солёное Займище Черноярского раойна Астраханской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«Истоки родного края»

Задачи:

1.Давать учащимся знания по истории родного края, на основе исторической справки полученной из Астраханского государственного архива и краеведческого  материала, собранного педагогами;

2.Совершенствовать умения и навыки учащихся работать с историческим материалом;

3.Приобщать детей и их родителей к истории родного края, села. Вызывать у них интерес к событиям, людям, явлениям малой родины, показать полезность их поисковой деятельности. Укреплять любовь к своей малой родине, интерес к её судьбе.

Оборудование:

1.Выставка посуды народных умельцев и костюмов народов Астраханской губернии.

2.Мультимедийное оборудование.

3. Баян.

Мероприятие подготовили и провели: 

Черемина И.В. – учитель начальных классов ОГОУ СПО «Черноярский губернский колледж»;

Истоки.

Истоки, родные истоки,

Начало вы нашей земли.

Истоки, родные истоки,

Хранить вас, беречь будем мы.

Здесь начало наших предков,

Здесь ворота всех эпох.

Здесь история из слепков,

Здесь твой самый первый вздох.

Эх, родимая сторонка,

Слышен крик веретена

И крестьянская девчонка

Шьёт рубаху из сукна.

И вплетается, как в косу,

Песни, труд и дым ухи.

По всему большому плёсу

О тебе поют стихи.

Как всё начиналось

        Давно это было. Владели в те времена краем нашим и султан турецкий, и царь персидский, и наш народ русский. Вот в ту пору возгордились султан  турецкий и царь персидский. Возгордились они и промеж себя крепко поспорили, а поспорили они из-за того, кому из них всем краем целиком владеть.

        Говорит султан турецкий:

- Я должен всем краем владеть, а потому я должен им владеть, что я есть глава над всеми владыками басурманскими. Меня над ними главою сам наш пророк Магомет поставил.

        А царь персидский его не слушает, и знай, своё говорит:

- Знаешь ли ты, что я самый сильнейший из всех басурманских царей, я есть лев среди них, и поэтому я должен всем краем владеть.

        Долго они спорили и никак промеж себя договориться не могли. А пока они спорили, выезжая на лёгкой лодочке, подъезжал к ним Степан Тимофеевич Разин, подъезжал он к ним и говорил:

- А вы спорьте иль не спорьте. Всё равно краем вам не владеть. Не ваш он. не вам о нём и толковать, а он всего нашего русского народа. А потому он русского народа, что питает его своею водою Волга-матушка река, без неё давным-давно всё пересохло бы. А свои воды Волга-матушка река со всей нашей русской земли собирает, значит, вся вода и край наш – русский.

      Не поверили его словам справедливым ни султан турецкий,  ни царь персидский; всё-то они промеж себя спорили, спорили, да чужое делили. А покуда они спорили, русские войска Волгой-рекой приплыли. А за ними вслед пришли – приехали плотнички – работнички с Тамбовской, и Курской, и Воронежской губерний. Понастроили они каменных городов, да тесовых сёл и стал этот край навеки нашим.

Действие 1. В комнате хозяин и хозяйка.

Хозяин вяжет сеть. Стук в дверь. Входят гости.

Гости:

-Здравствуй, хозяин хороший.

Здравствуй, хозяин пригожий.

Хозяин:

- Вечер добрый. Вы чьих будете?

Гости:

- Мы девчата и ребята

Прибыли с Тамбова.

Не видал из вас никто

Города такого?

Там леса у нас густые

И лукошки не пустые

Ягоды, грибочки,

Алые цветочки.

Песня «Я по лугу гуляла».

А я по лугу, - 2 р.

Я по лугу гуляла, - 2 раза

Я с комариком, - 2 раза

С комариком плясала, - 2 раза

Мне комар ножку, - 2 р.

Комар ножку отдавил, - 2 р.

Все суставчики – 2 р.

Суставчики раздробил – 2 р.

А я матери – 2 р.

Подай, мати, косаря – 2 р.

Мне казнить – рубить – 2 р.

 Казнить – рубить комара -2 р.

Покатилася – 2 р.

Покатилась голова

За новые ворота.

А я по лугу, - 2 р.

Я по лугу гуляла, - 2 раза

Действие 2. Стук в дверь.

Гости:

- Здравствуй, хозяин хороший.

- Здравствуй, хозяин пригожий.

Хозяин:

- Вечер добрый!

А вы с чьих краев будете?

Гости:

Край наш воронежский

Соснами славится

Край Черноземья

Очень нам нравится.

Люд работящий

Славен уменьем

После работы

Любит веселье.

Песня «По малину в сад пойдем»

1.По малину в сад пойдем,

   В сад пойдем – 2 р.

   Плясовую заведем,

   Заведем – 2 р.

     Припев:

Солнышко на дворе,

А в саду тропинка,

Сладкая ты моя,

Ягодка – малинка!

2.Ты, малинка, не в роток,

    Не в роток – 2 р.

    Насыпайся в кузовок,

В кузовок – 2 р.

Припев.

3.Как малины наберем,

    Наберем – 2 р.

    Пирогов мы напечем,

    Напечем -2 р.

Припев.

4.Пирогов мы напечем,

    Напечем -2 р.

    Всех соседей позовем,

    Позовем -2 р.

Припев.

Действие 3. Стук в дверь.

Хозяин:

- А это кто ещё к нам пожаловал?

Гости:

- Здравствуй, хозяин хороший.

- Здравствуй, хозяин пригожий.

-Мы тебя пришли прославить

И гостей твоих забавить.

-А что же ты хозяин не весел,

Что же ты головушку повесил.

Ну-ка, поскорей улыбнись

И в танец к нам становись.

Танец «Кадриль»

Хозяин сел на стул, устал и говорит:

- Ой, меня вы уморили.

С ног меня вы повалили.

Чьи вы будете такие,

Молодые, озорные!

Гости:

-Не гадали вы гостей,

Что из курских волостей.

Что ткут и прядут,

Сеют, пашут и пекут.

-Мы приехали сюда,

Дорогие, господа.

Ваши земли посмотреть.

Край Соленский обозреть.

Если нам приглянется,

То жить мы здесь останемся.

Хозяин:

-Проходите, рады вам!

Дорогим таким гостям.

Ну-ка, сядем-ка рядком,

Да поговорим ладком!

Гости:

-Ты, хозяин, расскажи,

Да нам земли покажи,

Где нам можно поселиться,

И какой воды напиться?

Где использовать покос?

И посеять где овёс?

Где рыбёшки нам поймать?

И невесту отыскать?

Хозяин:

-Я сейчас вам расскажу

И землицу покажу.

Вы селитесь под бугром,

Там себе поставьте дом.

Вы разбейте огород

Удивлялся чтоб, народ,

В займище вас ждёт покос,

А в степях взойдет овес.

Рожь, ячмень, ещё пшеница, всё здесь может уродиться.

Волга – матушка, река,

Широка и глубока,

На стремнине осетры,

Словно бестии хитры.

Есть у нас и судаки,

Ловятся середь реки,

Красноперки и лещи,

Только успевай, тащи.

В праздник водим хоровод.

Разудалый здесь народ.

Часто мы поём частушки

И частушки – нескладушки.

Хозяйка:

Встанем девицы рядком

И частушки пропоем.

Гости:

Да и мы, пожалуй, встанем

От Солёнских не отстанем.

Частушки

      1.Пропоем мы вам частушки,

Замечательны таки,

Что пойдут плясать старушки,

Затанцуют старики.

2.Ветры, дуйте, ветры, дуйте,

                                                    Ветры, дуйте буйные

         Посмотрите на нас курских,

Какие мы все умные.

3.Вы послушайте, девчата,

Нескладушку будем петь.

На дубу свинья пасётся,

В бане парится медведь.

4.Эх, ну! Махну

Розовым платочком,

Я тебе подмигну

Воронежским глазочком.

5.Вы послухайте, ребята

Нескладуху вам спою.

У ворот стоит телега

И лягает верею.

6.Я не вашего села,

Пташечка залётная.

Курск – родина моя,

Место приворотное.

7.У моего милёнка

Плохая кобылёнка.

Она стояла  у горы

Её заели комары.

8.Соленовски ребята

Стали моде подражать.

Наденут белые рубашки,

Огород идут копать.

9.Ты куда, Ванюша, едешь,

Ведь телега без колёс,

 А Ванюша отвечает:

Заготавливать овёс.

10.Запрягу я кошку в дрожки,

А котенка в тарантас.

Повезу свою родную

Всем людям напоказ.

11.Ой, топни, нога,

Не жалей сапога.

Тятька новые сошьёт

Или эти подошьёт.

12.Эй, топни, нога,

Топни, правенькая.

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая.

13.Ох, довольно мы напелись,

Дайте смену новую.

Ой, спасибо, гармонисту

За игру весёлую.

 

Игра «Кто с нами?»

Ведущий:

Кто с нами, кто с нами?

Пашенку пахати?

Кто с нами?

(Дети изображают пахарей, идущих за сохой).

Дети:

Мы с вами. Мы с вами.

Пашенку пахати

Мы с вами!

Ведущий:

Кто с нами, кто с нами?

Жито рассевати?

Кто с нами?

(Дети изображают сеяльщиков).

Дети:

Мы с вами. Мы с вами.

Жито рассевати.

Мы с вами!

Ведущий:

Кто с нами, кто с нами?

Жито косити?

Кто с нами?

(Дети изображают косарей).

Дети:

Мы с вами. Мы с вами.

Жито косити.

Мы с вами!

Ведущий:

Кто с нами, кто с нами?

Жито молотити?

Кто с нами?

(Дети изображают молотильщиков).

Дети:

Мы с вами. Мы с вами.

Жито молотити.

Мы с вами!

Песня «Распашу ль я пашенку»

В тёмном лесе – 4 р.

За лесью -2 р.

Распашу ль я- 4 р.

Пашенку -2 р.

Я посею – 4 р.

Лён – конопель -2 р.

Тонок – долог -4 р.

Бел – волокнист – 2р.

Гости:

Всем спасибо за прием.

Край такой мы не найдём.

Где широкие поля, плодородная земля.

Волга – матушка река,

Широка и глубока,

Много рыбы и зверья

Люди – дружная семья.

Остаемся мы здесь жить.

Не придётся нам тужить.

Эй, Соленовский народ,

Становись-ка в хоровод.

Хороводная «На горе-то калина»

На горе-то калина,

Под горою малина,

Ну что ж, кому дело калина,

Ну, кому какое  дело малина.

Там девицы гуляли,

Там красные гуляли,

Ну что ж, кому дело гуляли,

Ну , кому какое дело гуляли.

Калинушку ломали,

Калинушку ломали,

Ну что ж, кому дело ломали,

Ну , кому какое дело ломали.

Во пучочки вязали,

Во пучочки вязали,

Ну что ж, кому дело вязали,

Ну , кому какое дело вязали.

На горе-то калина,

Под горою малина,

Ну что ж, кому дело калина,

Ну , кому какое  дело малина.

Песня «Наш край!»

То берёзка, то рябина,

Куст ракиты над рекой.

Край родной, навек любимый,

Где найдешь ещё такой!

Край родной, навек любимый,

Где найдешь ещё такой!-2р.

От морей до гор высоких,

Посреди родных широт –

Всё бегут, бегут дороги,

И зовут они вперёд.

Всё бегут, бегут дороги,

И зовут они вперёд.-2р.

Солнцем залиты долины,

И куда ни бросишь взгляд –

Край родной, навек любимый,

Весь цветёт, как вешний сад!

Край родной, навек любимый,

Весь цветёт, как вешний сад!-2р.

Детство наше золотое

Всё светлее с каждым днём.

Под счастливою звездою

Мы живём в краю родном!

Под счастливою звездою

Мы живём в краю родном!-2р.

Хозяйка:

Вот закончилось веселье,

И пора всем по домам.

Рано утром на работу

Подниматься надо нам.

Как наступит вечерок,

Заходи на огонёк.

Гости:

Всем спасибо за вниманье,

Говорим вам до свиданья.

Заключение

Много воды утекло с тех пор,

Быстро идёт лишь один разговор,

Но своим детям, и внукам своим

Дадим мы такой наказ:

« В мире живите, друг друга любите;

Дедов заветы вечно храните;

Русь берегите, землю родную любите,

И своим близким радость дарите!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие о родном крае "С любовью к России"

Разработка мероприятияПрезентация по ссылке http://www.proshkolu.ru/user/mahusaeva/file/4205224/Данное мероприятие составлено мной и было проведено с учениками 3 В класса МАОУ СОШ№2 п.Серышево в ...

Методическое пособие по материалам краеведения «Истоки родного края» для проведения внеклассных занятий в начальной школе ( Традиции народов Урала)

Методическое пособие составленно соотвецтвенно с требованиями ФГОС. Состоит из разработок внеклассных занятий, которые направлены на воспитпние толерантности у учащихся начальной школы....

Внеклассное мероприятие "Воронеж - мой край родной"

Внеклассное мероприятие ,посвященное знакомству с историей Воронежского края, с ратными подвигами народа во время Великой Отечественной войны....

Внеклассное мероприятие "Уголки родного края"

Урок-экскурсия по краеведению«Уголки родного края»(для 3-классников)...

Внеклассное мероприятие «ЮГРА-мой край родной»

Воспитательное мероприятие о жизни коренных жителей Ханты-Мансийской земли....

Внеклассное мероприятие "Мой родной край"

Художественно-музыкальная композиция, приуроченная к Году родных языков....

Внеклассное мероприятие "Тропинками родного края"

Внеклассное мероприятие "Тропинками роднго края"(Белгородчина), составлено для обучающихся  с нарушением слуха....