Общеобразовательная программа «Истоки родного края».
рабочая программа (1 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoki_rodnogo_kraya.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста « «Актанышская начальная общеобразовательная школа-детский сад»
Рабочая учебная программа
по внеурочной деятельности
«ИСТОКИ РОДНОГО КРАЯ»
Программу составила учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Мусина Ания Хасиповна
Актаныш-2015
1. Пояснительная записка
Данная образовательная программа направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашей школы – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины.
Актанышский район имеет свою историю, культурные традиции, памятные места. Изучение своей малой родины, подвигов и великих дел наших прославленных земляков всегда вызывает интерес и эмоциональный отклик у воспитанников. Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа кружка «Истоки родного края» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.
Программа кружка «Истоки родного края» направлена воспитывать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом, воспитывая у ребят историю малой родины для будущего поколения.
Краеведческий материал, как более близкий и знакомый,
усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. Изучение природы своего края способствует эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания на экскурсии могут возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её.
Воспитание патриотизма через краеведение — это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает нравственность. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе
Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, духовного, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников гражданского мировоззрения.
Задачи программы:
1. Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края
2. Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным культурным ценностям; бережного отношение к природе, умения видеть и понимать красоту родной природы.
3. Формирование активной гражданской позиции, социальных компетенций – избирательной, экологической, общекультурной, коммуникативной.
Цели краеведческого кружка:
1. Содействовать патриотическому, нравственно-эстетическому и духовному воспитанию школьников на основе национальных традиций и культуры.
2. Расширить кругозор учащихся, развивать эмоционально-эстетическую сферу, познавательные интересы, приобщать к творческой деятельности.
3. Способствовать формированию ценностных ориентаций школьников.
4. Создать условия для формирования интеллектуальных и практических умений.
2. Общая характеристика программы по внеурочной деятельности
В программу краеведческого кружка «Истоки родного края» включены
3 блока:
- историческое краеведение;
- природно-географическое краеведение;
- художественное и духовное краеведение.
Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание предметов согласно дидактическому принципу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Ведь именно краеведение – самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В ходе занятий краеведческого кружка многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.
Одно из важнейших положений– интегрирующая роль краеведения в системе наук вообще. Изучение природы своего края переплетается со знакомством с произведениями местных авторов, фольклорными произведениями и традициями коренного населения. Привлечение литературы, этнографии способствуют формированию нравственного сознания и поведения младших школьников, дают возможность обогатить новое поколение непреходящими ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о младших, доброта, гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.
Работа кружка осуществляется в 2-х направлениях:
1. Теоретическом (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельные работы, презентации, ролевые игры, агитбригада, турниры знатоков, просмотры видео материалов).
2. Практическом (театральные постановки, экскурсии, практикумы в библиотеке, зарисовки…)
3. Описание места программы в структуре основной образовательной программы (ООП)
Программа кружка «Истоки родного края» является неотъемлемой частью основной образовательной программы начального общего образования школы. Данная программа рассчитана на 33 часа из расчета 1 часа занятий в неделю.
4. Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира − частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви к родному краю.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма − одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества − осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
5. Результаты освоения программы по внеурочной деятельности
У обучающегося будут сформированы понятия:
- о культуре, истории, природе родного края,
- о владении навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы);
- о Родине как месте, где человек родился, природе родины; родном языке; традициях, нравах, обычаях Малой Родины;
- о «Родине», «Отчизне», «Отечестве»;
- о владении навыками саморефлексии и работы с литературой.
6. Содержание программы по внеурочной деятельности
В современном школьном образовании изучение родного края играет огромное значение как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания, являющиеся основой успешного усвоения предметов естественного цикла в средней школе. При этом реализуется принцип преемственности между начальной и средней школой. Курс программы включает в себя изучение следующих тем:
1. Край, в котором мы живём. Знакомство с Татарстаном.
2. Моя Малая родина. Знакомство с Актанышским районом.
3. Традиции, обряды и праздники, промыслы Актанышского района.
4. Глубоки корни: история Татарстана, Актанышского района.
7. Тематическое планировании с определением основных видов деятельности
1 класс
№ п/п | Дата | Тема | Основные виды деятельности | ||||
п | ф | ||||||
1 раздел «Край, в котором мы живём. Знакомство с Республикой Татарстан». | |||||||
1. | Введение. Край, в котором мы живём. Знакомство с республикой Татарстан | Диспут и игра | |||||
2. | Татарстан в прошлом. | Виртуальная экскурсия | |||||
3. | Наша древняя столица. | Беседа и игра | |||||
4. | Древние города Татарстана | Просмотр д/ф | |||||
5. | Растительность Татарстана | Ролевая игра | |||||
6. | Животный мир Татарстана | Ролевая игра | |||||
7. | Реки Татарстана и их обитатели. | Беседа и игра | |||||
8. | Экологические проблемы | Беседа и дискуссия | |||||
9. | Охрана природы. Участие школьников в охране природы родного края. | Практическое занятие | |||||
10. | Стихи о Татарстане | Инсценировка стихотворений | |||||
11. | Храмы, мечети Татарстана | Просмотр д/ф и интерактивная игра | |||||
12. | Музеи и достопримечательности Татарстана | Просмотр презентации и викторина | |||||
13. | Праздники и обряды Татарстана | Ролевая игра | |||||
14. | Ремёсла и промыслы Татарстана | Просмотр презентации и инсценировка сказки | |||||
15. | Топонимика (из истории названий Казанских улиц) | Диспут и викторина | |||||
16. | Военно – исторические памятники | Устный журнал и историко- познавательная игра | |||||
17. | Татарстан в годы Великой Отечественной войны | Историко-познавательная игра | |||||
2 раздел «Моя Малая родина» | |||||||
18. | Моя Малая родина. Актаныш | Устный журнал и викторина | |||||
19. | Географическое положение, история, население Актаныша | Просмотр д/ф и интерактивная игра | |||||
20. | Достопримечательности Актаныша | Диспут с просмотром презентации и викторина | |||||
21. | Обычаи, традиции, праздники | Диспут и экскурсия в «Дом творчества» | |||||
22. | Поэты, художники, композиторы на земле Актанышского района | Библиотечное занятие | |||||
23. | Наши знаменитые земляки | Диспут с просмотром презентации и викторина | |||||
24. | Минтиме́р Шари́пович Шайми́ев- первый президент Татарстана | Устный журнал и викторина | |||||
25. | Авзалова Альфия Авзаловна - народная артистка Татарской АССР, | Виртуальная экскурсия и викторина | |||||
26. | Топонимика (из истории названий улиц, сёл, рек Актанышского района | Диспут и ролевая игра | |||||
27. | Спорт в Актаныше | Просмотр презентации и подвижные игры | |||||
28. | .Виртуальная экскурсия по село Актаныш | Виртуальная экскурсия и викторина | |||||
29. | Экскурсия в Районный музей | Экскурсия | |||||
30. | Великая отечественная война в истории Актанышского района | Экскурсия в парк «Победы» | |||||
31 | Встреча с участниками ВОВ | Беседа и дискуссия | |||||
32. | Чтение произведений земляков | Библиотечное занятие и инсценировка рассказов. | |||||
33. | Конкурс «Знаешь ли ты свой край? | Урок-игра | |||||
Всего: 33 часа |
8. Описание материально-технического обеспечения
- Компьютерная техника
- Фотоаппарат.
- DVD-проигрыватель
- Магнитофон.
- Интерактивная доска
- Медиапроектор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа культура родного края
Актуальность программы заключена в том, что она рассчитана на детей, находящихся в условиях отсутствия языковой среды. В силу сложившихся исторических условий жизни приангарских бурят здесь нико...
Внеклассное мероприятие «Истоки родного края»
В данном мероприятии описывается история возникновения (создания) села Солёное Займище Черноярского раойна Астраханской области....
"Истоки родного края"
Коллективно - творческое дело, сценарий открытого мероприятия...
Методическое пособие по материалам краеведения «Истоки родного края» для проведения внеклассных занятий в начальной школе ( Традиции народов Урала)
Методическое пособие составленно соотвецтвенно с требованиями ФГОС. Состоит из разработок внеклассных занятий, которые направлены на воспитпние толерантности у учащихся начальной школы....
Рабочая программа курса по внеурочной деятельности "Истоки родного края"
Данная образовательная программа направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение ...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Наш родной край»
Программа разработана для учащихся начальной школы с учетом возрастных особенностей.Основы краеведческой культуры следует закладывать у людей с раннего возраста. Особая значимость этого курса состоит ...
Истоки родного края
В презентации подобран иллюстративный ряд к уроку, и сформулированы вопросы по теме урока...