Рабочая программа курса по внеурочной деятельности "Истоки родного края"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Данная образовательная программа направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная образовательная программа направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашей школы – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины.
Московский край имеет свою историю, культурные традиции, памятные места. Изучение своей малой родины, подвигов и великих дел наших прославленных земляков всегда вызывает интерес и эмоциональный отклик у воспитанников. Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа кружка «Истоки родного края» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.
Программа кружка «Истоки родного края» направлена воспитывать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом, воспитывая у ребят историю малой родины для будущего поколения.
Краеведческий материал, как более близкий и знакомый,
усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. Изучение природы своего края способствует эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания на экскурсии могут возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её.
Воспитание патриотизма через краеведение — это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает нравственность. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе
Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, духовного, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников гражданского мировоззрения.
Цель краеведческого кружка:
Содействовать патриотическому, нравственно-эстетическому и духовному воспитанию школьников на основе национальных традиций и культуры родного края.
Задачи программы:
Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края
Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным культурным ценностям; бережного отношение к природе, умения видеть и понимать красоту родной природы.
Формирование активной гражданской позиции, социальных компетенций – избирательной, экологической, общекультурной, коммуникативной.
Общая характеристика программы внеурочной деятельности
В программу включены 3 блока:
- историческое краеведение;
- природно-географическое краеведение;
- художественное и духовное краеведение.
Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание предметов согласно дидактическому принципу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Ведь именно краеведение – самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В ходе занятий краеведческого кружка многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.
Одно из важнейших положений– интегрирующая роль краеведения в системе наук вообще. Изучение природы своего края переплетается со знакомством с произведениями местных авторов, фольклорными произведениями и традициями коренного населения. Привлечение литературы, этнографии способствуют формированию нравственного сознания и поведения младших школьников, дают возможность обогатить новое поколение непреходящими ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о младших, доброта, гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.
Работа осуществляется в 2-х направлениях:
1. Теоретическом (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельные работы, презентации, ролевые игры, агитбригада, турниры знатоков, просмотры видео материалов).
2. Практическом (театральные постановки, экскурсии, практикумы в библиотеке, зарисовки…)
Описание места программы в структуре основной образовательной программы (ООП)
Программа кружка «Истоки родного края» является неотъемлемой частью основной образовательной программы начального общего образования школы. Данная программа рассчитана из расчета 1 часа занятий в неделю ежегодно. Суммарное количество часов за 4 года обучения составляет 135 часов.
Описание ценностных ориентиров содержания программы внеурочной
деятельности
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира − частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви к родному краю.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма − одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества − осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Результаты освоения программы по внеурочной деятельности
В результате освоения программы у обучающегося 1-2 классов будут сформированы понятия:
- культуре, истории, природе родного края,
- о владении навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы);
- о Родине как месте, где человек родился, природе родины; родном языке; традициях, нравах, обычаях Малой Родины;
- о «Родине», «Отчизне», «Отечестве»;
- о владении навыками саморефлексии и работы с литературой.
Обучающиеся 3-4 классов должны знать:
- культуру, историю, природу родного края,
- представление о Родине как месте, где человек родился, природе родины; родном языке; традициях, нравах, обычаях Малой Родины;
- понятия о представлениях «Родине», «Отчизне», «Отечестве»;
Обучающие должны уметь:
- владеть навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы);
- владеть навыками саморефлексии и работы с литературой.
Содержание программы внеурочной деятельности
В современном школьном образовании изучение родного края играет огромное значение как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания, являющиеся основой успешного усвоения предметов естественного цикла в средней школе. При этом реализуется принцип преемственности между начальной и средней школой.
Курс программы включает в себя изучение следующих тем:
1. Край, в котором мы живём. Знакомство с Московской областью
2. Моя Малая родина.
3. Традиции, обряды и праздники, промыслы Московской области
4. Глубоки корни: история Московской области.
7. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
1 класс
№ п/п | Дата провед. | Тема | Основные виды деятельности | |||
П. | Ф. | |||||
1 раздел «Край, в котором мы живём. Знакомство с Московской областью». | ||||||
1. | Введение. Край, в котором мы живём. Знакомство с Московской областью | Беседа и игра | ||||
2. | Подмосковье в прошлом. | Виртуальная экскурсия | ||||
3. | Наша древняя столица. | Беседа и игра | ||||
4. | Древние города Московской области | Просмотр д/ф | ||||
5. | Растительность Московской области | Ролевая игра | ||||
6. | Животный мир Московской области | Ролевая игра | ||||
7. | Реки Подмосковья и их обитатели. | Беседа и игра | ||||
8. | Экологические проблемы | Беседа и дискуссия | ||||
9. | Охрана природы. Участие школьников в охране природы родного края. | Практическое занятие | ||||
10. | Стихи о Подмосковье | Инсценировка стихотворений | ||||
11. | Храмы Московской области | Просмотр д/ф и интерактивная игра | ||||
12. | Музеи и достопримечательности Московской области | Просмотр презентации и викторина | ||||
13. | Праздники и обряды Московской области | Ролевая игра | ||||
14. | Ремёсла и промыслы Московской области | Просмотр презентации и инсценирование сказки | ||||
15. | Топонимика (из истории названий Московских улиц) | Беседа и викторина | ||||
16. | Военно – исторические памятники | Устный журнал и историко- познавательная игра | ||||
17. | Московская область в годы Великой Отечественной войны | Историко-познавательная игра | ||||
2 раздел «Моя Малая родина» | ||||||
18. | Моя Малая родина. Город Чехов. | Устный журнал и викторина | ||||
19. | А.П.Чехов – писатель и врач. | Просмотр д/ф и интерактивная игра | ||||
20. | Детские произведения А.П.Чехова | Библиотечное занятие | ||||
21. | Поэты, художники, композиторы на земле Московской. | Беседа и экскурсия в «Дом творчества» | ||||
22. | Мелихово | Беседа с просмотром презентации и викторина | ||||
23. | Молодинское сражение | Беседа с просмотром презентации и викторина | ||||
24. | Военно – исторический Музей Памяти в г. Чехове | Устный журнал и викторина | ||||
25. | Виртуальная экскурсия и викторина | |||||
26. | Топонимика (из истории названий улиц, сёл, рек Чеховского района | Беседа и ролевая игра | ||||
27. | Спорт в г. Чехове | Просмотр презентации и подвижные игры | ||||
28. | Наши знаменитые земляки | Беседа и викторина | ||||
29. | П. Столбовая. Виртуальная экскурсия по посёлку. | Виртуальная экскурсия и викторина | ||||
30. | Экскурсия в Поселковую библиотеку. | Экскурсия | ||||
31. | Знакомство с творчеством Олега Кургузова. | Экскурсия в поселковую библиотеку | ||||
32. | Чтение произведений Олега Кургузова. | Библиотечное занятие и инсценирование рассказов О. Кургузова | ||||
33. | Конкурс «Знаешь ли ты свой край?» | Урок-игра | ||||
Всего: 33 часа |
2 класс
№ п/п | Дата | Тема | Основные виды деятельности | |||
П. | Ф. | |||||
Раздел 1 «МОЁ ПОДМОСКОВЬЕ» | ||||||
1. | Легенда о Московии. | Просмотр презентации и викторина | ||||
2. | Город у самого сердца России. | Просмотр презентации и рисуем Москву | ||||
3. | Прогулки по Москве. Кремль. Необычная легенда. | Просмотр картинок и д/ф о Москве | ||||
4-5. | Кремль наш, батюшка! | Просмотр презентации и рисуем Москву и викторина | ||||
6. | Как жили цари. | Ролевая игра | ||||
7. | История Москвы в названии улиц. | Ролевая игра | ||||
8. | Как жили москвичи в древности (быт, торг, одежда и т.д.) | Просмотр презентации и рисование одежды | ||||
9. | Как в старину москвичи лечились? | Поиграем в Айболита | ||||
10. | Конец Руси древней, изначальной. | Просмотр презентации и рисуем Москву и викторина | ||||
11, 12. | Соборы Кремля. | Просмотр презентации и викторина | ||||
13. | Красная площадь. | Просмотр презентации, рисуем Красную площадь и викторина | ||||
14-15-16. | Топонимика: РУСЬ, РОССИЯ; МОСКВА; ГЕРБ МОСКВЫ
| Просмотр презентации, рисуем Русь, ролевая игра и викторина | ||||
17. | Москва православная. | Русские игры и отгадывание загадок | ||||
18. | Эстафета зодчеств (холмы Московской области, реки, озёра и пруды, мосты). | Просмотр презентации, рисуем «Московская область в моём воображении». | ||||
19- 20-21-22. | БОЕВАЯ СЛАВА ПОДМОСКОВЬЯ. Герои – панфиловцы. Подольские курсанты. Зоя Космодемьянская. Платонов Константин Петрович. | Просмотр презентации и викторина. | ||||
23. | Народные промыслы Подмосковья. Гжель – традиционная российская керамика. | Просмотр презентации и викторина, раскрашиваем чайник под Гжель. | ||||
24. | Русская лаковая миниатюра, шкатулки из Федоскино. | Просмотр презентации, викторина и раскрашивание шкатулки (на бумаге) | ||||
25. | Жостовский поднос. | Просмотр презентации и раскрашиваем поднос (на бумаге) | ||||
26. | Сергиево – Посадская игрушка – русская матрёшка. | Просмотр презентации и раскрашиваем бумажную матрёшку. | ||||
27. | Павлопосадский платок. | Просмотр презентации и раскрашиваем бумажный платок. | ||||
Раздел 2 «ЧЕХОВСКИЙ КРАЙ» | ||||||
28. | Мелихово, музей А.П.Чехова. | Просмотр презентации и викторина. | ||||
29. | Земляки – герои ВО войны. На освобождённой земле. | Просмотр презентации и викторина. | ||||
30. | Чехов сегодня. | Устный журнал и викторина | ||||
31. | Памятные места г. Чехова | Просмотр презентации и викторина. | ||||
32. | Чеховская весна. | Виртуальная экскурсия | ||||
33. | Экскурсия в Поселковую библиотеку. Конкурс «Чеховский край». | Экскурсия и конкурс | ||||
34. | Итоговое занятие. Конкурс рисунков «Мой край» | конкурс | ||||
Всего 34 часа |
3 класс
№ п/п | Дата | Тема | Основные виды деятельности | |||
П. | Ф. | |||||
Раздел 1 «ПОДМОСКОВНЫЙ КРАЙ» | ||||||
1. | Московскому роду нет переводу… | Беседа и викторина | ||||
2. | Древний город | Просмотр презентации и рисуем город | ||||
3. | Основание города | Беседа и викторина | ||||
4. | Москва – Москов (легенды, былины, сказки о Москве) | Беседа и ролевая игра | ||||
5. | Юрий Долгорукий | Просмотр презентации и викторина | ||||
6. | На семи холмах. Московские холмы | Просмотр презентации и викторина | ||||
7. | Священные стены, башни и соборы Кремля | Просмотр презентации и рисуем Кремль | ||||
8. | Как жили цари-государи. Теремочки-терема | Просмотр презентации и рисуем терем | ||||
9. | С выходом солнца | Беседа и ролевая игра | ||||
10. | Царский дворец | Просмотр презентации и рисуем дворец | ||||
11. | Ивановская площадь | Беседа и ролевая игра | ||||
12. | Долгий ящик | Беседа и ролевая игра | ||||
13. | Царские указы | Беседа и ролевая игра | ||||
14. | Как жили простые люди? Московские улицы | Беседа и рисуем московские улицы | ||||
15. | Богатые и бедные | Беседа и викторина | ||||
16. | Тайны московских подземелий | Виртуальная экскурсия | ||||
17. | Как в старину лечились? В гостях у Пилюлькина | Беседа и ролевая игра | ||||
18. | Музеи Москвы | Просмотр презентации и викторина | ||||
19. | Театры Москвы | Просмотр презентации и викторина | ||||
20. | Москва православная. Храм Христа Спасителя. | Беседа с просмотром презентации и викторина | ||||
21. | Москва на картинах А.М.Васнецова | Просмотр презентации и викторина | ||||
22. | Архитектурно-исторические памятники Кремля (Царь-пушка, Царь-колокол, Соборная площадь) | Просмотр презентации и викторины | ||||
23. | Китай – город. | Виртуальная экскурсия и конкурс «Лучший знаток Московского края» | ||||
24. | Боевая слава Подмосковья | Беседа и викторина | ||||
Раздел 2 «ПО РОДНЫМ ЧЕХОВСКИМ МЕСТАМ» | ||||||
25. | Усадьба и дом Чеховых | Просмотр презентации и нанесение на план чеховской усадьбы названия объектов. | ||||
26. | Близкое соседство деревни. Село Мелихово. Мелиховская школа. | Просмотр презентации и викторины | ||||
27. | Потомки Пушкина в Лопасне | Беседа и виртуальная экскурсия | ||||
28. | Боевые рубежи на Оке во время ВО войны | Беседа и викторина | ||||
29. | Памятники боевой славы Чеховского района. | Просмотр презентации и викторина | ||||
30. | Козлов Юрий Григорьевич – поэт наш земляк | Беседа и викторина | ||||
31. | Храмы Чеховского района | Виртуальная экскурсия | ||||
32. | Экскурсия в Поселковую библиотеку «По родным местам» | экскурсия | ||||
33. | Конкурс «Я знаю всё о Чеховском районе» | конкурс | ||||
34. | Итоговое занятие. Конкурс рисунков «По Чеховским родным местам» | конкурс | ||||
Всего 34 часа |
4 класс
№ п/п | Дата | Тема | Основные виды деятельности | ||
П. | Ф. | ||||
Раздел 1 «Путешествие в древнее Подмосковье» | |||||
1. | Батыево нашествие | Просмотр презентации и викторина | |||
2. | Москва времён Ивана Калиты | Просмотр презентации и викторина | |||
3. | С Дмитрием Донским на поле Куликовом | Просмотр презентации и викторина | |||
4. | Иван 3 – государь всея Руси | Просмотр презентации и викторина | |||
5. | «Хождение за три моря» Афанасия Никитина | Просмотр презентации, беседа | |||
6. | Грозный царь Иван 4 | Беседа и викторина | |||
7. | Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский | Просмотр презентации и викторина | |||
8. | Коломенское. Государственный музей-заповедник. | Просмотр презентации и викторина | |||
9. | Особенность труда и быта края Московского | Беседа и ролевая игра | |||
10. | Умельцы Подмосковья | Беседа и викторина | |||
11. | Важные события земли Московской | Беседа и просмотр презентации с викториной | |||
12. | Фольклор Московской области | Народные игры | |||
13. | Промыслы и ремёсла Московской области | Просмотр презентации и рисование по теме | |||
14. | Свадьба на земле Московской | Ролевая игра | |||
15. | Земледельческий календарь | Ролевая игра | |||
16. | Московское старообрядчество | Ролевая игра | |||
17. | Верования, обряды староверцев | Ролевые игры | |||
18. | Материальная культура и быт родного края (традиционные виды прикладного творчества) | Беседа и рисуем по теме | |||
19. | Мой дом – моя семья. Изучение архитектурного русского жилища, интерьера дома. | Просмотр презентации и рисуем по теме | |||
20. | Ведение хозяйства, образ жизни | Ролевая игра | |||
21. | Народные промыслы Подмосковья. Богородская игрушка. | Просмотр презентации и раскрашиваем игрушку из бумаги | |||
22. | Боевая слава Подмосковья. | Беседа и викторина | |||
23. | Битва под Москвой во время Во войны | Просмотр презентации и викторина | |||
Раздел 2 «Чехов – моя малая родина» | |||||
24. | Южные границы Московии | Просмотр презентации и викторина | |||
25. | Виртуальная экскурсия в библиотеку имени А.П.Чехова | Просмотр презентации и чтение рассказов Чехова | |||
26. | Святые места в Чеховском районе | Просмотр презентации и подбор материала | |||
27. | Народные обычаи в Чеховском районе | Ролевые игры | |||
28. | День Победы – всенародный праздник. | Виртуальная экскурсия к памятникам героям ВО войны | |||
29. | Святой источник на Чеховской земле | Беседа и дискуссия | |||
30. | Без прошлого нет настоящего | Сообщения учеников | |||
31. | Родственные связи в семье, уклад семьи. | Сообщения учеников | |||
32. | Экскурсия в Поселковую библиотеку | ||||
33. | Конкурс «Истоки родного края» | ||||
Всего 34 часа |
Описание материально-технического обеспечения
- Компьютерная техника
- Фотоаппарат.
- DVD-проигрыватель
- Магнитофон.
- Интерактивная доскаршшшшшшш
- Медиапроектор
Список литературы
- Л. В. Бочарова, В.А. Кошелев «Педагогический опыт: Сборник методических работ. Экология»
- А.В.Михеев, В.М. Галушин «Охрана природы».
- Л.Н.Смирнова « Поделки своими руками».
- О.Н.Пономарёва « Народные традиции в экологическом образовании».
- Р.А. Прибавкина « Методические указания по организации и содержанию школьного кружка по охране природы».
- Л.Е Куприна « Методические рекомендации по созданию экологической тропы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса по внеурочной деятельности "Я - гражданин!"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2 класса....
Рабочая программа курса по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" для 1 класса
Пояснительная записка и тематическое планирование курса по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" для 1 класса...
Рабочая программа курса по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Клуб здоровячков» На 1-4 классы.
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно- оздоровительного направления «Клуб здоровячков» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения о...
Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по внеурочной деятельности «Грамотейка» Для детей 8 лет На один год обучения Направление внеурочной деятельности «Интеллектуальное»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса по внеурочной деятельности«Грамотейка»Для детей 8 летНа один год обученияНаправление внеурочной деятельности«Интеллектуальное»...
Рабочая программа. Курса "Литературное чтение на родном языке" для 3 класса с ЗПР 7.1
Данная программа расчитана для учеников 3 класса с ЗПР варианта 7.1...
Рабочая программа курса Литературное чтение на родном русском языке
Рабочая программа для 2 класса...