Статья "Почему в работах учащихся встречаются ошибки?" и "Способы формирования метапредметных умений"
статья (2 класс)

Статья "Почему в работах учащихся встречаются ошибки?" и "Способы формирования метапредметных умений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx12.94 КБ
Файл sposoby_formirovaniya_met_um_pred.docx30.52 КБ

Предварительный просмотр:

Почему в работах учащихся встречаются ошибки?

Я не раз задавала себе вопрос: «Почему в работах учащихся встречаются ошибки?». Правило знают, умеют его применять, а в диктанте и творческих работах допускают ошибки. Проанализировав свою работу, пришла к выводу, что надо больше внимания уделять орфографическому чтению; идти не от правила правописания к слову, а от слова к правилу; научить детей контролировать свое письмо.

С первым вопросом справилась легко. Все, что должно быть записано, сначала должно быть прочитано. Ввела орфографическое чтение и четкое чтение по слогам. Через месяц количество ошибок резко снизилось.

Работу над правописанием безударных гласных, парных звонких и глухих согласных строила следующим образом: для работы учащиеся изготовили 5 карточек с безударными гласными. Я называла слово, дети показывали карточку с гласной и хором называли проверочное слово.  Таким же образом я проводила работу над парными звонкими и глухими согласными.

На уроке русского языка частыми гостями были Знайка и Незнайка, которые помогали мне в работе. А работа проводилась так: на доске был помещен текст. Дети проверяли написанное и находили ошибки. Если запись была выполнена без ошибок, значит, писал Знайка, а если с ощибками, то Незнайка. После установления ошибки дети называли правило, которое не сумел применить Незнайка.  Почему я пошла по такому пути? Я заметила, что если дается упражнение, где нужно вставить пропущенные буквы, то большинство детей очень быстро справляются с этой работой, а когда требуется найти ошибку, то для детей это хотя и интересно, но трудно.

В процессе работы пришла к выводу: одного моего контроля недостаточно, надо вводить самоконтроль и взаимоконтроль. Работу начала с взаимной проверки тетрадей. Ежедневно ученик  выписывал из словаря 5 слов. Дети менялись тетрадями и, открыв книги, проверяли написанное, а допущенные ошибки исправляли зеленой пастой.

Ученики пишут диктант (на доске записан текст, но он закрыт). Затем я открываю текст, и дети проверяют написанное.

Диктую слова. В первом варианте учащиеся записывают слово, а во втором- записывают проверочное слово. Затем дети сверяют записи.

Хорошо читающий ученик тихо диктует упражнение слабочитающему, затем совместно они проверяют текст и проверяют ошибки зеленой пастой.

Словарный диктант  - проверка взаимная. Дети сами оценивают работу товарища. Я оцениваю работу проверяющего. Получив диктант, дети обмениваются между собой мнениями по поводу качества проверки.

В своей работе я опираюсь на материал учебника. Дополнительные карточки пишу только для более успевающих детей в целях их дальнейшего развития. Задача для менее успевающих учащихся: «Твердо усвоить материал учебника». Спокойная обстановка, доброжелательность, право ученика на ошибку помогают созданию дружного коллектива, где каждый готов оказать помощь товарищу.



Предварительный просмотр:

Способы формирования метапредметных  умений на этапе предшкольной  подготовки.

Учитель начальных классов

Петрова Татьяна Григорьевна

МБОУ «Гимназия № 16№

г.о. Мытищи

        Предшкольное образование призвано  смягчить переход ребенка из детсада (а также какого-либо другого дошкольного учреждения (организации) или из семьи) в школу. Но это вовсе не означает, что оно должно превратиться в натаскивание детей на материал первого класса».

 (На это надо нацелить родителей будущих первоклассников!) (Если читает-готов к школе-неверно)

       Главная цель предшкольной  подготовки – выравнивание стартовых возможностей будущих школьников.

Сегодня понятие «метапредмет» и «метапредметное обучение» приобретает особую популярность. Ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов.

Метапредметные  умения связаны с универсальными  учебными действиями. Этот термин означает умение учиться. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний.

       В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

личностный;

регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

познавательный;

коммуникативный.

        Целевой ориентир-умение ребенка учиться, есть  формирование у детей дошкольного возраста «предпосылок учебной деятельности».

Понятие «предпосылок учебной деятельности» означает, что основным видом деятельности является игра, но первичные навыки самоконтроля, познавательной активности, навыки взаимодействия, становятся базой, на которой в дальнейшем формируется совокупность УУД, являющихся основой  метапредметных образовательных результатов учащихся.

        Метапредметные  образовательные результаты формируются  не с «чистого листа», минимальный опыт саморегуляции,  познавательной активности и социального взаимодействия у них уже есть.

Не все дошкольники проявляют психологическую готовность, так называемую  мотивационную.  Важно, чтобы ребенок был готов принять новую социальную позицию и роль ученика в ней.

        Считаю, что адаптация ребенка к школьному обучению пройдет более быстро и гладко, если с нашей стороны  будут созданы условия для:

-умения контролировать свои действия;

- создавать условия для лучшего усвоения учебного материала.

- развития познавательных   интересы;

 -развития   умения произвольно управлять своим поведением;

-способности широко использовать основные мыслительные

процессы;

-развития   коммуникативные компетенции;

- развитие   внимания, памяти, фонематического   восприятия;

           В  своей  работе стараюсь реализовать  следующие  задачи:

-укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться (мотивированности  учащихся);

-формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе;

-формирование умения управлять своими эмоциями;

-проявление способности к учебным действиям;

-умение принимать и удерживать учебную задачу;

            Конечно, приходится решать различные проблемы, такие как:

-управления ребенком своей деятельностью и поведением, способностью  прилагать волевое усилие для достижения цели;

-правильно выстроить свое поведение в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами ;

- проводить работу над обогащением активного словаря дошкольника.

-умение работать в едином темпе и ритме с другими детьми в группе;

-устанавливать  причинно-следственные связи;

-умение объединять предметы на основе общих понятий (одежда, обувь, посуда, транспорт и др.).

-выделять звуки в слове,

-составлять  связный рассказ по сюжетной картинке;

        Проблема метапредметных образовательных результатов нашла отражение как проблема физической и психологической готовности  ребенка к обучению в школе.

           В части психологической готовности указывается на готовность, выражающейся в «целенаправленности и планомерности управления ребенком своей деятельностью и поведением».

           Физическое направление развития согласно ФГОС включает развитие крупной и мелкой моторики обеих рук (проблема держать ручку, линейку).

           Социально-коммуникативное развитие дошкольника направлено на взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками ,  формирование готовности к совместной деятельности. (нет грани между учителем – учеником)

         Познавательное направление развития предполагает развитие любознательности, познавательной мотивации, развитие творческой активности. ( игровой форме)

       Целевые ориентиры ФГОС дошкольного  образования:

Для того, чтобы в начальной  школе ребенок успешно принимал и сохранял цели учебной деятельности, осуществлял поиск средств ее осуществления, необходимо – развивать воображение.

Создание предпосылок  для овладения метапредметными  результатами:

Чтобы четко ставить перед собой задачи, сравним требования

Требования к выпускнику ДОУ (ФГТ)

Требования к результатам обучающихся начального общего образования (ФГОС)

  • овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками  - коммуникативные результаты
  • способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения – регулятивные  результаты
  • способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту – познавательные результаты
  • овладевший  универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции  -  регулятивные результаты

  • метапредметные  результаты (коммуникативные, регулятивные, познавательные)

   

        В. А. Сухомлинский отмечал: «Все наши замыслы, все поиск и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». 

         Индивидуальные достижения ребенка дошкольного возраста необходимо рассматривать как основу дальнейшего становления его готовности к познанию окружающей действительности, умению учиться и заниматься саморазвитием.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС.

Выступление на ГМО «Особенности формирования метапредметных умений у учащихся начальных классов в условиях ФГОС»...

Особенности формирования метапредметных умений учащихся на уроках в условиях ФГОС

В данной статье раскрываются особенности урока по ФГОС и способы формирования метапредметных умений школьников....

Проект по теме «Формирование метапредметных умений у учащихся начальной школы»

«Не для школы, а для жизни мы учимся»,- сказал  древнеримский философ Сенека....

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ

В данной работе даны особенности работы по формированию УУД( универсальных учебных действий)у первоклассников....

Формирование метапредметных умений учащихся на уроках в начальной школе в условиях ФГОС.

Современная система обучения в начальной школе, реализуя программу стандарт начального общего образования, обусловила необходимость новых подходов как в организации самого учебно – воспитательно...

Формирование метапредметных умений учащихся на уроках в начальной школе в условиях ФГОС

Современная система обучения в начальной школе, реализуя программу стандарт начального общего образования, обусловила необходимость новых подходов как в организации самого учебно – воспитательно...