Проект по теме «Формирование метапредметных умений у учащихся начальной школы»
методическая разработка на тему
«Не для школы, а для жизни мы учимся»,
- сказал древнеримский философ Сенека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_metapredmetnyh_umeniy_u_uchashchihsya_nachalnoy_shkoly.docx | 37.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Институт развития образования ХМАО-Югры
«Формирование метапредметных умений у учащихся начальной школы»
Губенко Людмила Владимировна
"Излучинская общебразовательная началная школа"
Учитель начальных классов
Курсы повышения квалификции
Преподаватели: Чичерина О.В. Соловьёва Ю.А.
г.Нижневартоск
2015 год
Содержание
1. Введение 3
2. Теоретическая часть 3
2.1.Универсальные учебные действия 4
2.2 Урок –как основной компонент школьного обучения 5
2.3. Классификация метапредметных умений и навыков. 9
3. Практическая часть 10
4. Заключение 11
5. Список использованной литературы 12
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС.
«Не для школы, а для жизни мы учимся»,
- сказал древнеримский философ Сенека.
Введение
В последнее время в нашей стране произошли коренные изменения в системе образования. Принятые стандарты второго поколения для начальной школы призывают нас взглянуть по – другому на учебный процесс.
Стандарты второго поколения нацеливают учителя на достижения не только личностных, но и метапредметных результатов. Процесс формирования универсальных учебных действий (УУД) у младшего школьника обеспечивает достижение названных результатов.
В данный момент основная задача школы - «учить учиться», а именно формировать у школьника определенный набор навыков и умений, которые призваны обеспечить успешное освоение учебного материала. Одним из таких навыков являются - метапредметные.
Метапредметные навыки – это надпредметные навыки, которые дают возможность обобщения полученных знаний для применения в любой области жизнедеятельности, формируют умение решать задачи на стыке наук, воспринимать целостность научных знаний вообще без конкретизации каких-либо учебных предметов.
Цель, задачи.
Из этого следует цель: создать психолого-педагогические условия для формирования метапредметных умений у младших школьников.
Задачи:
- формирование метапредметных умений у младших школьников в учебное и внеучебное время;
- формирование представлений о базовых ценностях современного общества;
- рефлексия школьниками своей учебной деятельности, открытия своих возможностей индивидуального развития, создания атмосферы взаимной поддержки и сотрудничества;
- развитие форм совместной деятельности учащихся, родителей, учителей.
- интеграция учащимися различных способов и стилей обучения;
- развитие исследовательских умений.
2. Основная часть.
В основу стандарта положен системно-деятельностный подход, который обеспечивает не только системное усвоение предметных знаний и умений, но и развитие УУД посредством включения учащегося в разнообразные виды деятельности, в том числе учебные.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
Федеральный государственный стандарт общего начального образования ориентирует учителя на организацию учебной деятельности, где ученик является активным участником образовательного процесса, стремящийся самостоятельно ставить перед собой образовательные задачи, открывающий новые знания и способы действия, знающий, где, когда и в какой сфере полученные знания он может применить.
Способ – действие или система действий, применяемая при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь. Таким образом, способ служит определенной задачей, он нацелен на получение определенного результата. Существует он вне ребенка: в культуре, в образе жизни сообщества, в которое он включен. Способ передается ребенку в процессе обучения.
Умение – это способность выполнять какое-либо действие по определенным правилам. То есть умение – это владение способом. Умение принадлежит конкретному ребенку и характеризует его как человека, владеющего или не владеющего тем или иным способом.
2.1.Универсальные учебные действия
УУД – определяются как способы деятельности и по сути своей также являются умениями, связанными с самостоятельным осуществлением учебной деятельности во всей ее полноте.
И когда мы говорим, что ребенок овладел метапредметными УУД, мы понимаем, что ребенок не только решает учебно-познавательные и учебно-практические задачи, но и осознает способы действия, которые применил. То есть ученик, самостоятельно решая задачу, говорит себе и нам: «Я сейчас ищу ответ на такую – то проблему. Для того чтобы ее решить, мне нужно изучить то, из чего состоит объект, посмотреть, как элементы связаны друг с другом, и есть ли что-то еще подобное…». Конечно, наши ученики в начальной школе еще малы, и сразу ожидать от них такого осмысления своей деятельности нельзя. Однако знакомство с инструментами по развитию УУД и совместное освоение способами действия – реальная педагогическая задача. Формирование универсальных учебных действий – процесс длительный. Формировать учебные действия необходимо за счет регулярной распределенной во времени деятельной включенности в специально организованные ситуации на всех учебных предметах и внеурочной деятельности. Формирование познавательных УУД связано с содержанием учебных предметов, способами и логикой преобразования учебного материала. Становление же личностных, регулятивных и коммуникативных действий идет в основном через различные ситуации и процедуры взаимодействия участников образовательного процесса, использование специальных методов и форм организации учебной работы учащихся.
Регулятивные УУД формируются в процессе их многократного повторения: вначале под непосредственным руководством учителя, потом в коллективной деятельности с другими учащимися, а затем самостоятельно. Особое внимание нужно уделить рефлексивному развитию учащихся, обеспечив смену позиций и разный взгляд на свою деятельность. Необходимо давать ребенку возможность не только учиться и быть в позиции «ученика», но и возможность учить другого – быть в позиции «учителя».
Для формирования коммуникативных умений необходимо регулярно включать каждого учащегося в специально организованные ситуации, где он должен слушать, не перебивая собеседника, читать, излагать свои мысли четко и ясно письменно или устно, задавать вопросы на уточнение и т.д. В Федеральном образовательном стандарте начального общего образования УУД сформулированы достаточно обобщенно. Для их целенаправленного формирования необходимо конкретизировать пооперационный состав этих действий. Педагогической науке и школьной практике еще предстоит разработать пооперационный состав УУД для разных возрастов школьников. Не претендуя на полноту, представляем фрагменты конкретного состава познавательных учебных действий:
Уметь сравнивать, значит уметь:
-выделять признаки, по которым сравниваются объекты;
- выделять признаки сходства;
- выделять признаки различия;
- выделять главное и второстепенное в изучаемом объекте;
- выделять существенные признаки объекта;
Уметь анализировать, значит уметь:
- разделять объект на части;
- располагать части в определенной последовательности;
- характеризовать части этого объекта;
Уметь делать выводы, значит уметь:
- находить главное в изучаемом объекте или явлении;
- устанавливать главную причину явления;
- кратко оформлять высказывание, связывающее причину и следствие;
Уметь составить схему, значит уметь:
- разделять объект на части;
- располагать части в определенной последовательности;
- определять связь между частями;
- оформлять графическое изображение;
2.2. Урок –как основной компонент школьного обучения
Основным компонентом школьного обучения по – прежнему остается урок. Составление проекта (плана, конспекта) урока традиционно является необходимым этапом подготовки учителя к уроку. В ходе подготовки проекта осмысливается то, что будет проходить на занятии, определяются цели, содержание, методы, условия образовательного процесса. Традиционная структура урока, включающая проверку домашнего задания, изучение нового материала, закрепление пройденного никак не нацеливает учителя работать в рамках деятельностного метода. Это становится возможным, если этапы урока отражают структурные элементы «деятельности»: мотив, цель, действия для ее достижения, результат. Перечисленные элементы в структуре урока могут проявлять себя по-разному. Важнейшим признаком урока, ориентированного на новый образовательный стандарт, является также наличие в его содержании элементов обучения школьников универсальным учебным действиям. Формирование УУД становится важнейшей целью, если не каждого урока, то большинства уроков. При этом структура целей урока (для учителя) отходит от традиционной, когда учитель старался сформулировать три группы целей: обучения, воспитания и развития. И если цели обучения определялись без особых затруднений, то цели, относящиеся к воспитанию и развитию, формулировались настолько формально и обобщенно, что терялся всякий организационный смысл. В соответствии с новыми ориентирами в образовании цели урока можно и нужно классифицировать следующим образом:
- непосредственно относящиеся к учебному предмету, отражающие предметные знания и умения;
- метапредметные действия, относящиеся к формированию УУД.
При формулировании предметных целей следует акцентировать внимание на умения, а не на знания. Именно умения будут главным объектом диагностики образованности школьников. При этом умения должны быть обозначены таким образом, чтобы их можно было легко проверить. В связи с ориентацией нового стандарта на результат образования, возможен и другой подход к определению целевых установок: в качестве целей и задач урока отражаются «планируемые результаты», которые тоже можно классифицировать по вышеназванному признаку. Следует обратить внимание на тот факт, что, чем больше в уроке можно обнаружить заданий, направленных на формирование УУД, тем выше его качество. Кроме этого, становится принципиально важным на уроке соотношение действий учителя и ученика. Очевидно, что профессионализм учителя проявляется более четко в случае, когда в его конспекте при формировании УУД отражена деятельность учеников. Таким образом, еще одним критерием оценки урока и его проекта будет степень вовлеченности в работу с УУД самих школьников.
При разработке конспекта урока ощутимую помощь учителю может оказать технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Необходимо обратить внимание на те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:
- в ней должен быть описан весь процесс деятельности;
- должны быть указаны операции, их составные части;
В структуре технологической карты необходимо предусмотреть возможность:
- тщательного планирования каждого этапа деятельности;
- максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций;
- координации действий всех субъектов педагогической деятельности.
Причем, открытие нового знания или нового способа действия осуществляется по формуле: от действия – к мысли.
Ребенок сначала наблюдает или манипулирует с какими-либо материалами:
Ø с предметами материального мира (природный материал - ножницы, бумага, ручка, прописи, учебник)
Ø знаками-символами, заменяющими эти предметы (глобус, модель предложения, звуковая модель, задача, представленная в виде модели)
Ø явлениями более высокого уровня – духовными, нравственными, ценностно-смысловыми, социальными ( например – толерантность, совесть, событийный ряд, нравственный выбор)
Ребенок анализирует этот материал, классифицирует, обобщает, пробует различные способы преобразования. И в результате приходит к каким-то выводам, которые обязательно должны быть сформулированы самостоятельно, и приняты для себя как руководство к действию.
Таким образом, деятельность, в которую включается школьник, должна побуждать решать проблемные задачи, а способы решения, найденные ребенком, дают возможность расти личностно и интеллектуально. Если уже в начальной школе ребенок системно решает различного рода проблемные задачи, его мозг постепенно привыкнет к ситуации интеллектуального затруднения. Такая ситуация всегда для ребенка будет предсказуемой.
Процесс формирования УУД уже в начальной школе создает фундамент для развития личности ребенка, приобретения им умений, необходимых для решения различного рода проблемных задач в любой сфере жизнедеятельности – сначала учебной, затем профессиональной и личной. Благодаря такой организации обучения формируется умение учиться.
Метапредметные (надпредметные) универсальные действия составляют особую группу учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), поскольку благодаря им ребенок получает возможность совершенствовать себя во всех отношениях.
Надпредметность и универсальность метапредметных действий заключается в том, что овладев ими, школьник получает возможность использовать эти умения в любой сфере человеческой деятельности. Главное, чтобы метапредметные умения формировались на духовно-нравственной основе. Школьник должен понимать, что любое действие, совершенное им, должно быть во благо Родине, человечеству, природе, себе и другим людям.
Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время ограничен и целостен. Чтобы понимать его недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в вузах. А все потому, что мы в школе изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя между ними никакой связи. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование и к метапредметным результатам обучения. Что это такое и насколько это можно применить в начальной школе?
Сегодня понятие «метапредмет» и «метапредметное обучение» приобретает особую популярность. Ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
-личностные
-метапредметные
-предметные.
В основе метапредметного подхода - понимание того, что главное, чему надо учить в школе, — это творческое мышление. Предполагается, что ребенок не только овладевает системой знаний, но усваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.
Применение метапредметных связей на уроках способствует формированию основных учебных компетенций: вовлечению обучающихся в мировое пространство, формированию современных метапредметных коммуникативных компетенций, при подготовке к урокам и на уроках давать возможность учащимся реализовать свой творческий потенциал, научить детей самостоятельно добывать знания, интерпретировать, творчески перерабатывать их и воспроизводить в осмысленном виде.
Что же отражают метапредметные результаты?
Первый класс - это начало работы по формированию УУД (универсальных учебных действий). Первые дни обучения начинаются с предмета «Введение в школьную жизнь» (авт. К.Н, Поливанова, Г. А.Цукерман). Этот курс является своеобразным «тренингом учебного общения». Занятия этого курса позволили первоклассникам освоиться в школьном пространстве, начать выработку норм учебного сотрудничества. Сотрудничество со взрослыми и со сверстниками положительно сказывается на решении коммуникативных задач. На уроках рассматриваются в игровой форме критерии оценивания, завышенная самооценка, частый выход детьми за границы дозволенного, стремление во всем быть первым.
В существующей системе современного обучения в начальной школе урок является отрезком времени, в течение которого разворачивается непрерывное взаимодействие учитель – ученик, ученик – ученик.
Для формирования коммуникативных УД задания удобнее выполнять не индивидуально, а в парах или группах. Задачи групповой работы могут быть различны (Г. А. Цукерман «Виды общения в обучении»). Это необходимо на таких этапах движения, когда основное открытие классом уже сделано, но первые шаги по его освоению каждому отдельному ребенку еще трудны. Или когда для выполнения заданий нужно проделать несколько действий и можно сделать это быстрее и эффективнее, разделив работу между участниками группы. Используя в своей работе эти виды работ, учитель учит детей:
1. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
2. Самостоятельно планировать пути достижения целей.
3. Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4. Оценивать правильность выполнения учебной задачи.
5. Владеть основами самоконтроля, самооценки, принимать решения и осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.
6. Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
7. Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8. смысловое чтение;
9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
10. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью.
11. Формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
12. Формировать и развивать экологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
В первом классе учитель может столкнуться с проблемой лидерства (хочу все сделать сам) и наоборот боязнью детей ответить неправильно, что другие могут посмеяться над высказанной точкой зрения. В такой ситуации необходимо демонстрировать детям равноценность всех мнений и по возможности обращать внимание детей на те моменты, когда чье-нибудь ошибочное предположение натолкнуло весь класс на правильный ответ. Решение творческих задач связано с большой эмоциональной напряженностью и риском. Дети должны преодолеть боязнь ответить неправильно, научиться смело высказывать свою точку зрения и аргументировать ее. В этом ребенку помогает группа поддержки.
Групповая работа необходима как промежуточный этап между открытием нового способа действий и индивидуальной работой по освоению нового способа. Работая в группе, дети уясняют новый способ действий, активно участвуют в выполнении заданий, контролируют друг друга. Ответственность за правильность выполнения задания не лежит на ком – то одном, а распределяется между всеми участниками групповой работы. Это позволяет детям в комфортных для себя условиях освоить новое и перейти к индивидуальной работе с пониманием и некоторым накопленным опытом действий.
Организация групповой работы требует от учителя:
- четкого предварительного продумывания ее задач;
- инструктирования детей о задачах и способе работы, о характере результата, к которому должны прийти дети (например, выработать единое решение, договориться, кто будет отвечать от группы и знаками показать готовность группы );
-продумывания, в какой форме провести обсуждение результатов групповой работы.
Основным методом обучения по системе Д. Б. Эльконина–В. В. Давыдова является постановка перед детьми и решение ими системы учебных задач – нахождение общего способа для решения целого класса задач. Эти задачи решаются через развитие способностей ребенка, способности мыслить, поддержку его интересов, становление как личности. Успешное выполнение любого предложенного в учебнике задания предполагает использование учащимися дополнительных источников информации: энциклопедий, справочников, словарей. Ребенок учится самостоятельно добывать и применять знания. Работая в начальной школе, с проблемой снижения мотивации к изучению предметов. В. А. Сухомлинский отмечал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». Причина снижения мотивации – неумение учащегося работать с постоянно возрастающим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать, сохранить в памяти, применить на практике. Также сталкиваешься с ситуацией, когда дети знают, но сформулировать четкий ответ затрудняются, испытывают трудности при самостоятельной постановке целей, учебных задач, анализе результатов своей деятельности.
Таким образом, для повышения качества знаний необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы что предполагает овладение учащимися универсальными учебными действиями, показать возможное применение полученных знаний и умений в изучении других предметов, в каких – либо жизненных ситуациях. Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами и воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.
Принцип метапредметности заключается в акцентировании обучаемых на способах представления и обработки информации при изучении достаточно большого количества учебных дисциплин на основе обобщенных методов, приемов и способов. Ключевой компетенцией следует считать умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
2.3. Классификация метапредметных умений и навыков
Вот те метапредметные (общеучебные) умения и навыки, которыми должны овладеть обучающиеся:
1. Учебно-организационные общеучебные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися. К ним относятся:
- определение индивидуальных и коллективных учебных задач;
- выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;
- сравнение полученных результатов с учебной задачей;
- владение различными формами самоконтроля;
- оценивание своей учебной деятельности и учебной деятельности одноклассников;
- определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;
- постановка цели самообразовательной деятельности;
- определение наиболее рациональной последовательности действий по осуществлению самообразовательной деятельности.
2. Учебно-информационные общеучебные умения и навыки обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. К ним относятся:
- работа с основными компонентами учебника;
- использование справочной и дополнительной литературы;
- различение и правильное использование разных литературных стилей;
- подбор и группировка материалов по определенной теме;
- составление планов различных видов;
- создание текстов различных типов;
- владение разными формами изложения текста;
- составление на основе текста таблицы, схемы, графика;
- составление тезисов, конспектирование;
- подготовка рецензии;
- владение цитированием и различными видами комментариев;
- подготовка доклада, реферата;
- использование различных видов наблюдения;
- качественное и количественное описание изучаемого объекта;
- проведение эксперимента;
- использование разных видов моделирования.
3. Учебно-интеллектуальные общеучебные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач. К ним относятся:
- определение объектов анализа и синтеза и их компонентов;
- выявление существенных признаков объекта;
- определение соотношения компонентов объекта;
- проведение разных видов сравнения;
- установление причинно-следственных связей;
- оперирование понятиями, суждениями;
- классификация информации;
- владение компонентами доказательства;
- формулирование проблемы и определение способов ее решения.
4. Учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми. К таким навыкам относятся:
- выслушивание мнения других;
- владение различными формами устных публичных выступлений;
- оценка разных точек зрения;
- владение приемами риторики;
- организация совместной деятельности;
- владение культурой речи;
- ведение дискуссии.
3. Практическая часть: разработка фрагмента урока по формированию метапредметных навыков.
Русский язык
3 класс (1 – 4)
Тип УЗ: закрепления знаний
Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова»
Цель: создать условия для продуктивной учебно-познавательной деятельности обучающихся через использование различных методик.
Задачи:
образовательные:
• закрепить навыки правописания безударных гласных в корне слова;
• учить подбирать проверочные слова различными способами и соотносить проверяемую букву с буквой проверочного слова;
• показать практическую значимость данной темы.
развивающие:
• развивать познавательную активность и учебно-интеллектуальные умения путем создания проблемных ситуаций;
• орфографическую зоркость, умение пользоваться средствами обучения;
• способствовать обогащению активного словаря обучающихся;
• создавать мотивацию к дальнейшему изучению предмета, практическую направленность;
• продолжать работать над развитием коммуникативных способностей обучающихся через субъект – субъектные отношения.
воспитательные:
• воспитывать любовь к природе, ответственность за результаты своего труда, культуру общения.
•метапредметные умения и навыки: постановка цели самообразовательной деятельности; владение компонентами доказательства; формулирование проблемы и определение способов ее решения; выслушивание мнения других; организация совместной деятельности.
Оборудование: медиапроектор, компьютер, доска, учебник, карточки, алгоритм, цветовые сигналы, технологическая карта, снежинки с буквами, картинки: береза, снегирь, синица, сорока, дятел, воробей, клест.
№ УЭ | Учебный материал с указанием задания | Управление обучением |
УЭ 2.3. | Работа над проблемой - А хотите узнать что-то новое? - Обратите внимание на слово. и ? сл(е)зал - Какую букву нужно вставить в слове сл?зал? - Возникла проблема. - Давайте попробуем ее решить. - Можно ли в этом слове написать безударную гласную «и» и «е»? Появляются картинки. - Достаточно ли знать проверочное слово? (Нет. Нужно знать значение слова) - Значит, в данном случае одного слова недостаточно, чтобы определить безударную гласную. Понять значение слова можно в словосочетании или предложении. - Прочитайте предложение и вставьте пропущенные буквы. Докажите. У Толи братишка пломбир весь слизал, пока тот с друзьями с забора слезал. - Мы решили проблему? Да. Молодцы. - Таких слов в русском языке много. Они называются омофонами. На слайде примеры таких слов: СЛАЙД 2 примирял (друзей) примерял (костюм) Спиши аккуратно, но не спеши. - Вывод: чтобы правильно вставить безударную гласную, надо знать не только проверочное слово, но и значение самого слова. | Фронтальная работа Самоосмысление самовыражение Развитие орфографической зоркости Работа с предложением у доски Расширение словарного запаса Вывод |
4.Заключение.
Итак, основным компонентом школьного обучения по – прежнему остается урок. Составление проекта (плана, конспекта) урока традиционно является необходимым этапом подготовки учителя к уроку. В ходе подготовки проекта осмысливается то, что будет проходить на занятии, определяются цели, содержание, методы, условия.
Формирование УУД становится важнейшей целью, если не каждого урока, то большинства уроков.
Следует обратить внимание на тот факт, что, чем больше в уроке можно обнаружить заданий, направленных на формирование УУД, тем выше его качество. Кроме этого, становится принципиально важным на уроке соотношение действий учителя и ученика.
Используемая литература
1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.
2. Словарь-справочник по педагогике. Автор-составитель В.А. Мижериков, под ред. П.И. Пидкасистого, М. 2004, с.197.
3. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя — М. : Просвещение, 2008.
4. Громыко Ю.В. "Метапредмет "Проблема".- М., 1998.
5. Колесина К.Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе: Автореф. дисс. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2009.
6. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2.
7. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности/fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Формирование исследовательских умений у детей начальной школы..."
Презентация на тему "Формирование исследовательских умений у младших школьников на уроках "Окружающего мира" через систему упражнений."...
Родительское собрание на тему "Формирование положительных эмоций у учащихся начальной школы"
Данное собрание проводилось во 2 классе, в ходе которого родителям были даны рекомендации по формированию позитивных эмоций у детей....
Программа опытно-экспериментальной работы по теме: «Формирование ценностно – смысловой ориентации учащихся начальной школы средствами УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться»
В Программе развития универсальных учебных действий определены требования к личностным результатам начального образования – на основе сформированности личностных универсальных учебны...
Тезисы выступления по теме Формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся начальной школы посредством УМК "Экология учебной деятельности "Учусь учиться"
Данный материал представляет собой краткое описание опытно-экспериментальной работы в виде тезисов. Мною представлены следующие разделы работы: актуальность, объект и предмет исследования, цели и зада...
Формирование метапредметных УУД у учащихся начальной школы.
В статье рассмотрены методы исследования метапредметных результатов на уроках русского языка....
Статья на тему "Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы"
В статье раскрывается актуальность данной темы, даётся классификация УУД, не примере различных учебных дисциплин доказывается возможность формирования различных УУД....
Статья на тему: «Формирование здорового образа жизни учащихся начальной школы»
Статья на тему: «Формирование здорового образа жизни учащихся начальной школы»...